Проект Обучение основам техники игры на деревянных ложках - как средство раскрытия творческого потенциала ребенка. «Расписная ложечка»
Цель проекта: развитие музыкально-творческих способностей воспитанников через обучение игре на ложках.
Задачи проекта:
· воспитывать уважение к традициям своего народа;
· обучать основным приемам игры на ложках;
· формировать необходимые умения и навыки для дальнейшего совершенствования игры на ложках;
· развивать музыкально-творческие способности детей через продуктивную деятельность;
· развивать умение играть в ансамбле;
· приобщать к музыкальной культуре;
· расширять и обогащать знания детей о быте, костюмах, традициях, праздниках русского народа;
· способствовать созданию условий для творческого самовыражения ребенка, учитывая его индивидуальные возможности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_raspisnaya_lozhechka.doc | 87 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей № 31» Асбестовского городского округа
Принято Утверждено
На педсовете ДОУ Заведующим МБДОУ № 31
Протокол №__от____2021 ____________ВетюговойО.А
Приказ №____от____2021г.
Проект
Обучение основам техники игры на деревянных ложках - как средство раскрытия творческого потенциала ребенка.
«Расписная ложечка»
(возраст детей от 6 до 7 лет)
срок реализации:
сентябрь 2021г. - май 2022 г.
разработчик проекта:
Хазиева Г.А.
Музыкальный руководитель ВКК
г. Асбест
2021
Вид проекта: познавательный, творческий.
Сроки реализации проекта: с 1 сентября 2021г. по 31 мая 2022г.
Участники проекта:
- дети дошкольного возраста,
- музыкальный руководитель,
- воспитатели,
- родители.
Образовательные области:
- «Художественно – эстетическое развитие»,
- «Познавательное развитие»,
- «Социально-коммуникативное развитие»,
Целевая группа: дети 6 -7 лет.
Ресурсы проекта:
1) Музыкальный центр; ноутбук, принтер
2) Подборка музыкального материала и методической литературы
3) Фортепиано, аккордеон и деревянные ложки
4) видеофильмы с записями игры на деревянных ложках, фотографии и иллюстрации с изображением народных инструментов.
Масштаб проекта: долгосрочный.
Актуальность
Интерес и внимание к народному искусству, в том числе и музыкальному, в последнее время в нашей стране еще более возрос. Все чаще говорят о необходимости приобщения детей к истокам русской культуры, о возрождении народных праздников с их традициями, обычаями и верованиями. Ведь, приобщая детей к народному творчеству, мы тем самым приобщаем их к истории русского народа, к нравственным общечеловеческим ценностям, которых так не хватает в наше неспокойное время. Нельзя не отметить роль народной культуры и в духовно-нравственном воспитании дошкольников. Наши предки оставили нам воистину неисчерпаемый источник народной мудрости. Музыкальный фольклор как часть народной культуры аккумулирует духовно-практический опыт народа. Картина мира, воспроизводимая в нем посредством слова, музыки, действия, транслирует вечные нравственные ценности, задает ребенку надежные ориентиры в окружающем его культурном пространстве. Народное музыкальное творчество Н. В. Гоголь образно называл «звучащей историей», «звонкими живыми летописями».
Ребенок дошкольного возраста подвижен и динамичен. Он умудряется сочетать сразу несколько видов деятельности, организуя свою жизнь и обращать их в игру. Склонности и интерес деятельности дошкольника заставляет задуматься о формах организации педагогического процесса в ДОУ. Исключением не становится и музыкальная деятельность, которая нуждается в обновлении форм, методов и приемов. В работе музыкального руководителя основной формой организации музыкальной деятельности детей традиционно является музыкальные занятия. В рамках образовательной деятельности, не представляется возможным в полной мере осуществлять индивидуальную работу с детьми по развитию музыкально-творческих способностей воспитанников, тем самым обуславливается актуальность создания проекта.
Цель проекта: развитие музыкально-творческих способностей воспитанников через обучение игре на ложках.
Задачи проекта:
- воспитывать уважение к традициям своего народа;
- обучать основным приемам игры на ложках;
- формировать необходимые умения и навыки для дальнейшего совершенствования игры на ложках;
- развивать музыкально-творческие способности детей через продуктивную деятельность;
- развивать умение играть в ансамбле;
- приобщать к музыкальной культуре;
- расширять и обогащать знания детей о быте, костюмах, традициях, праздниках русского народа;
- способствовать созданию условий для творческого самовыражения ребенка, учитывая его индивидуальные возможности.
Новизна проекта: Приобщение дошкольников к традициям фольклора в процессе игры на деревянных ложках, формирование духовно-нравственного, патриотического воспитания, усовершенствование технологий в процессе обучения.
Режим занятий.
Занятия проводятся один раз в неделю, продолжительность 25-30 минут.
На каждом занятии используются различные формы:
- ритмические упражнения
- творческие упражнения
- импровизации.
Все формы работы логично сменяют и дополняют друг друга.
Этапы проекта:
Подготовительный этап
1. Разработка занятий, бесед, подбор художественной литературы, музыкального сопровождения, материального оснащения, составление плана реализации проекта и т.д.
2. Проведение вводной беседы с детьми.
3. Разработка диагностических материалов (подбор вопросов, дидактических игр, наглядного материала)
Основной этап
1.Знакомство с инструментами народного оркестра.
2.Беседа о народных промыслах (хохломские ложки, филимоновские игрушки, дымковские игрушки).
3.Подготовка кисти руки игре на ложках.
4.Упражняться в четкой, ритмичной ансамблевой игре.
5.Подготовка с детьми номеров для праздничного концерта с использованием народной музыки.
Заключительный этап
1.Участие в мероприятиях с использованием народной музыки (народных танцев, игры на народных инструментах, народных песен, народных игр).
2.Выставка рисунков: «Мой любимый инструмент».
Примерный ход работы над музыкальным произведением
1. Беседа о разучиваемой песне.
2. Разучивание вокальной партии.
3. Разучивание партии ложек.
4. Разучивание танцевально – ритмических движений.
5. Общее исполнение (репетиции).
6. Выступления на праздниках и конкурсах
Тематическое планирование по проекту:
Сентябрь (конец месяца) – русская народная песня «А я по лугу».
Игра: «Весёлые матрёшки»
Октябрь – русская народная песня «Как пойду я на быструю речку». Игра: «Ладушки»
Ноябрь – русская народная песня «Как у наших у ворот». Игра: « На лугу»
Декабрь – русская народная мелодия «Калинка». Игра: «Весёлые гуси»
Январь – русская народная песня « Зимушка» . Игра: «Согревалочка»
Февраль - русская народная песня «Я на камушке сижу». Игра: «Повтори ритм»
Март – русская народная песня «Ярмарка». Игра: «Вот какие ложечки»
Апрель – русская народная песня «На зеленом лугу». Игра: «Повтори ритм»
Май –русская народная песня «На горе – то калина». Игра «Утро настало»
Практическая реализация проекта
Месяц | Мероприятие | Практические результаты |
Сентябрь | Ознакомление детей с деревянными ложками и историей их создания. | Дети слушают исполнение на инструменте, знакомятся с приемами игры. Пробуют исполнить не сложные ритмические рисунки на инструменте. Консультация для родителей: «Зачем нужны детские музыкальные инструменты дома» |
Октябрь | Ознакомление детей с простыми приемами игры на деревянных ложках. | Участие в ансамбле ложкарей. Использование деревянных ложек в подвижных играх. Выступление детей на празднике осени и городском конкурсе «Горница» |
Ноябрь | Закрепление простых приемов игры на деревянных ложках и изучение новых более сложных. | Развивать ритмический и тембровый слух. Прочтение потешки ритмослогами. Выступление детей ко дню матери и на городских конкурсах «Задорные наигрыши» и «Куделька» Конкурс рисунков: «музыкальные инструменты детского оркестра» |
Декабрь | Изучение новых приемов игры и ритмических рисунков. | Развивать ритмический слух. Ритмизация слов. Учить передавать ритмический рисунок потешки. Развивать навыки продолжения ритма Учить реагировать на смену регистров. Выступление детей на новогоднем празднике. |
Январь | Игра в ансамбле по подгруппам | Развивать ритмический слух и способность слушать друг друга в ансамбле. Выступление ансамбля ложкарей в Колядках. Консультация для родителей: «Как развить чувство ритма ребенка с помощью деревянных ложек» |
Февраль | Изучение новых ритмических комбинации. | Обучение аккомпанировать себе в пении и под аккомпанемент. Игры для укрепления рук. Выступление ансамбля ложкарей на Масленице. |
Март | Исполнение различных ритмических рисунков в ансамбле по подгруппам | Учить передавать ритм. Выступление на празднике 8 марта и городском конкурсе «Хрустальная нотка» |
Апрель | Ознакомление детей с новыми приемами игры , закрепление ритмических комбинации. | Использование деревянных ложек в подвижных играх. |
Май | Закрепление всех изученных приемов игры и использование их в ансамбле | Участие в городских конкурсах: «Шире круг», «Народная карусель» и выпускном празднике. |
Список используемой литературы:
1.Зацепина М.Б. «Организация культурно-досуговой деятельности дошкольников». Москва. 2006 г.
2.Загоруля Т.А., Мазурик А.М. «Путешествие в мир фольклора» Ханты-Мансийск, 1999 г.
3. Комарова Т.С. «Народное искусство в воспитании детей» Москва, 2000г.
4. Костина Э.П. «Камертон» Программа музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста. Москва, 2004 г.
5.Конова Н.Г. «Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах.» Москва «Просвещение» 1990
6. Мурычева Н.Н. «Песенки-загадки о музыкальных инструментах». Москва, Детство-пресс. 2013г.
7. Радынова О.П. «Сказка в музыке. Музыкальные инструменты» Москва, Сфера,2014 г.