Проект Обучение основам техники игры на деревянных ложках - как средство раскрытия творческого потенциала ребенка. «Расписная ложечка»

Хазиева Гузель Ахнафовна

Цель проекта: развитие музыкально-творческих способностей воспитанников через обучение игре на ложках.

Задачи проекта:

 

·        воспитывать уважение к традициям своего народа;

·        обучать основным приемам игры на ложках;

·         формировать необходимые умения и навыки для дальнейшего совершенствования игры на ложках;

·        развивать музыкально-творческие способности детей через продуктивную деятельность;

·        развивать умение играть в ансамбле;

·        приобщать к музыкальной культуре;

·        расширять и обогащать знания детей о быте, костюмах, традициях, праздниках русского народа;

·        способствовать созданию условий для творческого самовыражения ребенка, учитывая его индивидуальные возможности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_raspisnaya_lozhechka.doc87 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей № 31» Асбестовского городского округа

Принято                                                                                                                   Утверждено

На педсовете ДОУ                                                                  Заведующим МБДОУ № 31

Протокол №__от____2021                                                   ____________ВетюговойО.А

                                                                                                       Приказ №____от____2021г.

             

Проект

Обучение основам техники игры на деревянных ложках - как средство раскрытия творческого потенциала ребенка.

«Расписная ложечка»

 (возраст детей от 6 до 7 лет)

срок реализации:

сентябрь 2021г. - май 2022 г.

разработчик проекта:

                                                                                                               Хазиева Г.А.

                                                                           Музыкальный руководитель ВКК   

г. Асбест

2021

Вид проекта: познавательный, творческий.

Сроки реализации проекта: с 1 сентября 2021г. по 31 мая 2022г.

Участники проекта: 

  • дети дошкольного возраста,
  • музыкальный руководитель,
  • воспитатели,
  • родители.

Образовательные области: 

  • «Художественно – эстетическое развитие»,
  • «Познавательное развитие»,
  • «Социально-коммуникативное развитие»,

Целевая группа: дети 6 -7 лет.

Ресурсы проекта:

1)         Музыкальный центр; ноутбук, принтер

2)        Подборка музыкального материала и методической литературы

3)        Фортепиано, аккордеон и деревянные ложки

4)        видеофильмы с записями игры на  деревянных ложках, фотографии  и иллюстрации с изображением народных инструментов.

Масштаб проекта: долгосрочный.

     

     

Актуальность

       Интерес и внимание к народному искусству, в том числе и музыкальному, в последнее время в нашей стране еще более возрос. Все чаще говорят о необходимости приобщения детей к истокам русской культуры, о возрождении народных праздников с их традициями, обычаями и верованиями. Ведь, приобщая детей к народному творчеству, мы тем самым приобщаем их к истории русского народа, к нравственным общечеловеческим ценностям, которых так не хватает в наше неспокойное время. Нельзя не отметить роль народной культуры и в духовно-нравственном воспитании дошкольников. Наши предки оставили нам воистину неисчерпаемый источник народной мудрости. Музыкальный фольклор как часть народной культуры аккумулирует духовно-практический опыт народа. Картина мира, воспроизводимая в нем посредством слова, музыки, действия, транслирует вечные нравственные ценности, задает ребенку надежные ориентиры в окружающем его культурном пространстве. Народное музыкальное творчество Н. В. Гоголь образно называл «звучащей историей», «звонкими живыми летописями».

Ребенок дошкольного возраста подвижен и динамичен. Он умудряется сочетать сразу несколько видов деятельности, организуя свою жизнь и обращать их в игру. Склонности и интерес деятельности дошкольника заставляет задуматься о формах организации педагогического процесса в ДОУ. Исключением не становится и музыкальная деятельность, которая нуждается в обновлении форм, методов и приемов. В работе музыкального руководителя основной формой организации музыкальной деятельности детей традиционно является музыкальные занятия. В рамках образовательной деятельности, не представляется возможным в полной мере осуществлять индивидуальную работу с детьми по развитию музыкально-творческих способностей воспитанников, тем самым обуславливается актуальность создания проекта.

Цель проекта: развитие музыкально-творческих способностей воспитанников через обучение игре на ложках.

Задачи проекта:

  • воспитывать уважение к традициям своего народа;
  • обучать основным приемам игры на ложках;
  •  формировать необходимые умения и навыки для дальнейшего совершенствования игры на ложках;
  • развивать музыкально-творческие способности детей через продуктивную деятельность;
  • развивать умение играть в ансамбле;
  • приобщать к музыкальной культуре;
  • расширять и обогащать знания детей о быте, костюмах, традициях, праздниках русского народа;
  • способствовать созданию условий для творческого самовыражения ребенка, учитывая его индивидуальные возможности.

Новизна проекта: Приобщение дошкольников к традициям фольклора в процессе игры на деревянных ложках, формирование духовно-нравственного, патриотического  воспитания, усовершенствование технологий в процессе обучения.

Режим занятий. 

Занятия  проводятся один  раз в неделю, продолжительность 25-30 минут.

На каждом занятии используются различные формы:

- ритмические упражнения

- творческие упражнения

- импровизации.

Все формы работы логично сменяют и дополняют друг друга.

Этапы проекта:

Подготовительный этап

1. Разработка занятий, бесед, подбор художественной литературы, музыкального сопровождения, материального оснащения, составление плана реализации проекта и т.д.  

2. Проведение вводной беседы с детьми.

3. Разработка диагностических материалов (подбор вопросов, дидактических игр, наглядного материала)

Основной этап

1.Знакомство с инструментами народного оркестра.

2.Беседа о народных промыслах (хохломские ложки, филимоновские игрушки, дымковские игрушки).

3.Подготовка кисти руки игре на ложках.

4.Упражняться в четкой, ритмичной ансамблевой игре.

5.Подготовка с детьми номеров для праздничного концерта с использованием народной музыки.

Заключительный этап

1.Участие в мероприятиях с использованием народной музыки (народных танцев, игры на народных инструментах, народных песен, народных игр).

2.Выставка рисунков: «Мой любимый инструмент».

Примерный ход работы над музыкальным произведением

1. Беседа о разучиваемой песне.

2. Разучивание вокальной партии.

3. Разучивание партии ложек.

4. Разучивание танцевально – ритмических движений.

5. Общее исполнение (репетиции).

6. Выступления на праздниках и конкурсах

Тематическое планирование по проекту:

Сентябрь (конец месяца) – русская народная песня «А я по лугу».

Игра: «Весёлые матрёшки»

Октябрь – русская народная песня «Как пойду я на быструю речку». Игра: «Ладушки»

Ноябрь  русская народная песня «Как у наших у ворот».  Игра: « На лугу»

Декабрь – русская народная мелодия «Калинка».  Игра: «Весёлые гуси»

Январь – русская народная песня « Зимушка» . Игра: «Согревалочка»

Февраль - русская народная песня «Я на камушке сижу». Игра: «Повтори ритм»

Март – русская народная песня «Ярмарка». Игра:  «Вот какие ложечки»

Апрель – русская народная песня «На зеленом лугу». Игра: «Повтори ритм»

Май –русская народная песня «На горе – то калина». Игра «Утро настало»

Практическая реализация проекта

 

Месяц

Мероприятие

    Практические результаты

Сентябрь

Ознакомление детей  с деревянными ложками и историей их создания.

Дети слушают исполнение на инструменте, знакомятся с приемами игры.

Пробуют исполнить не сложные ритмические рисунки на инструменте.

Консультация для родителей: «Зачем нужны детские музыкальные инструменты  дома»

Октябрь

Ознакомление детей  с простыми приемами игры на деревянных ложках.

Участие в ансамбле ложкарей. Использование  деревянных ложек в подвижных играх.

Выступление детей на празднике осени и  городском конкурсе «Горница»

Ноябрь

Закрепление простых приемов игры на деревянных ложках и изучение новых более сложных.

Развивать ритмический и тембровый слух.

Прочтение потешки  ритмослогами.

Выступление детей ко дню матери и  на городских конкурсах «Задорные наигрыши» и «Куделька»

Конкурс рисунков: «музыкальные инструменты детского оркестра»

Декабрь

Изучение новых приемов игры и ритмических рисунков.

Развивать ритмический слух. Ритмизация слов. Учить передавать ритмический рисунок потешки. Развивать навыки продолжения ритма

Учить реагировать на смену регистров.

Выступление детей на новогоднем празднике.

Январь

Игра в ансамбле по подгруппам

Развивать ритмический слух и способность слушать друг друга в ансамбле. Выступление ансамбля ложкарей в Колядках.

Консультация для родителей: «Как развить чувство ритма ребенка с помощью деревянных ложек»

Февраль

Изучение новых ритмических комбинации.

Обучение  аккомпанировать себе в пении и под аккомпанемент. Игры для укрепления рук. Выступление ансамбля ложкарей на Масленице.

Март

Исполнение различных ритмических рисунков в ансамбле по подгруппам

Учить передавать ритм.

Выступление на празднике 8 марта и городском конкурсе «Хрустальная нотка»

Апрель

Ознакомление детей  с новыми приемами игры , закрепление ритмических комбинации.

Использование  деревянных ложек в подвижных играх.

Май

Закрепление всех изученных приемов игры и использование их в ансамбле

Участие в городских конкурсах: «Шире круг», «Народная карусель» и выпускном празднике.

Список используемой литературы:

1.Зацепина М.Б. «Организация культурно-досуговой деятельности дошкольников». Москва. 2006 г.

2.Загоруля Т.А., Мазурик А.М. «Путешествие в мир фольклора» Ханты-Мансийск, 1999 г.

3. Комарова Т.С. «Народное искусство в воспитании детей» Москва, 2000г. 

4. Костина Э.П. «Камертон» Программа музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста. Москва, 2004 г.

5.Конова Н.Г. «Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах.» Москва «Просвещение» 1990

6. Мурычева Н.Н. «Песенки-загадки о музыкальных инструментах». Москва, Детство-пресс. 2013г.

7. Радынова О.П. «Сказка в музыке. Музыкальные инструменты» Москва, Сфера,2014 г.