Доклад: "Духовно-нравственное воспитание в процессе хоровой деятельности" (из опыта работы с хором мальчиков)

Минеева Елена Павловна

Духовно-нравственное воспитание в процессе хоровой деятельности (из опыта работы с хором мальчиков). 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx19.75 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема доклада: Духовно-нравственное воспитание в процессе хоровой деятельности (из опыта работы с хором мальчиков).

Выполнила:

Минеева Елена Павловна,

Преподаватель

ДШИ г. Нягань

Хочется начать свое выступление строчками из стихотворения С.Я. Маршака «Что такое хорошо и что такое плохо?».

Крошка сын к отцу пришел

И спросила кроха: «Что такое хорошо

И что такое плохо?»

Всем давно известно, что духовно-нравственным воспитанием нужно заниматься с самого раннего детства. Одна из главных задач родителей и педагогов в воспитании ребенка, это сформировать в нем общечеловеческие ценности и нравственные устои.

Понятие духовность и нравственность являются одним из основополагающих аспектов правильного формирования личности.

Так, что же такое духовность? Какие качества нужно развивать? Любовь, доброту, понимание красоты, желание принести радость другому человеку и в этом найти радость для себя. Уметь сострадать и приходить на помощь. Также одним из сильнейших источников духовности является совесть. Подтверждение этому высказыванию гласит русская народная пословица «Без рук, без ног-калека, без совести-полчеловека».

Говоря о нравственности, о системе правил поведения личности, мы прежде всего отвечаем на вопросы «что хорошо, а что плохо?», «что добро, а что зло?». Нравственность и есть принятие на себя ответственности за свои поступки. Древние греки считали, что нравственный человек должен обладать благоразумием, быть доброжелательным, мужественным и справедливым человеком.

Но просто воспитывать словом – этого мало. Решающим фактором формирования отношений, общения, идеалов личности является деятельность.

Являясь руководителем хора мальчиков и говоря о воспитании личности мальчика, которая в дальнейшем смогла бы обладать всеми выше перечисленными качествами, стоит особо отметить возможности хоровой деятельности, специфика которой направлена на духовное единение поющих, их согласие и созвучие чувств.

Еще Платон говорил, что хоровое пение есть «божественное и небесное занятие, укрепляющее все хорошее и благородное в человеке».

На мой взгляд, работа по духовно-нравственному воспитанию в классе хорового пения имеет первостепенное значение. На занятиях хоровым пением с мальчиками такая работа мною ведется регулярно и систематически, я бы сказала непрерывно.

С первых занятий особое внимание уделяется правилам поведения и дисциплине, так как дисциплина является залогом успеха. Мальчишки учатся порядку, послушанию, правильному поведению, что способствует формированию у детей чувства ответственности, аккуратности, скромности, уважение к старшим.

Одно из преимуществ хорового пения – это возникновение у ребенка чувства полезности и личного вклада в общее дело, где переживания и чувства одного сочетаются с переживаниями и чувствами всего коллектива, что благотворно влияет на формирование самосознания и чувства собственного достоинства. Совместное творчество в благоприятной атмосфере способствует укреплению дружеских взаимоотношений между мальчишками.

Так как в составе нашего хора мальчиков учащиеся разных классов, поэтому у нас принято, чтобы более опытные певцы помогали вновь прибывшим в хор при работе с партитурами, с ведением дневника, иногда следили за дисциплиной. Таким образом в хоре действует принцип взаимовыручки, поддержки и взаимной ответственности.

Огромное воспитательное значение в области духовно-нравственного формирования личности имеет хоровой репертуар. Исполнительский репертуар подбирается мною с особой тщательностью. Порой, это достаточно долгий процесс, потому что следует учитывать не только технические задачи, но и художественное значение выбираемого произведения. Важно какую смысловую и воспитательную нагрузку несет то или иное хоровое сочинение.

В репертуар нашего хора мальчиков входят песни разных жанров, разных эпох, песни русских и зарубежных композиторов, современных авторов. Отдельное место в списке занимают песни патриотического содержания (Памятник, Смуглянка, Танк-герой, Три танкиста, Потому что, мы пилоты и т.д.), которые формируют у юного певца чувство долга, готовности служению людям и Отечеству, к преодоления жизненных испытаний, на примере тех героев, о которых поется в песне. Ведь, мальчики – будущие защитники отечества.

Обязательно в репертуарный список включаем народные песни, где запечатлена история народа, его душа, чаяния и надежды, они являются источником духовного богатства. Например, «Бородино», «Всадники други», Кант VIII в. и др. Народная песня возвращает нас к истокам нашей культуры и прикасаясь к ней мы становимся участниками народного культурного наследия.

Каждый год обращаемся к выбору духовной хоровой музыке, которая помогает мальчишкам почувствовать глубокие мысли о человеческой жизни, милосердии, прощении. Св. Афанасий Великий сказал, что «хорошо поющий как бы настраивает свою душу, так что она становится способной к возвышенным мыслям».

Много песен в нашем репертуаре современных композиторов. Таких как Песня о материнской любви, Вольный ветер, Крылатые качели, Ты слышишь, море? и многие другие, которые заставляют нас мечтать, любить, верить в прекрасное будущее, стремиться совершать героические поступки.

Благодаря слиянию музыки и слова содержание произведения обладает большой силой убеждения, как для певцов, так и для слушателей. Чувство радости и горя, скорби, пережитой утраты, гордости, героизма переживаются юными певцами вместе с исполняемой музыкой.

Хочется отметить, что при разучивании произведения в первую очередь, на мой взгляд, нужно прорабатывать текст, определяя его главную мысль, то, что хотел сказать нам автор, к каким нравственным ценностям он нас обращает. Отсюда следует что, разбирая текст, порой мы углубляемся в историю создания произведения, погружаемся в события эпохи или времени, в котором жили воспетые образы, обсуждаем представленные в тексте поступки, сюжетные линии, говорим о героях художественной литературы и современности. Все это формирует чувство понимания и сопереживания при разучивании песен и приводит к осмысленному исполнению, оказывающего глубокое эмоциональное воздействие на самих певцов и, в конечном итоге, слушателей.

Неотъемлемой частью каждого хорового коллектива является концертная деятельность, в процессе которой создается ситуация успеха. Успешное выступление внушает мальчишкам уверенность в собственных силах, побуждает желание продлить переживание совместной радости, еще раз ощутить удовольствие от успеха, а также, дает ощущение внутреннего удовлетворения, формирует волевую психологическую установку: хочу, стремлюсь, стараюсь.

В связи с этим уместно утверждение В.А. Сухомлинского «успех в учении – единственный источник внутренних сил, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться».

Хор мальчиков ежегодно участвует в тематических школьных мероприятиях, таких как Посвящение в музыканты, День матери, День защитников отечества, День Победы и т.п. Эта работа направлена не только на сохранение школьных традиций, но и дает возможность прикоснуться к таким духовным понятиям как мама, родители, учитель, Родина.

Огромное значение для духовно-нравственного воспитания мальчиков играют выступления хора в православном храме нашего города Св. Алексия Московского. Хор является неоднократным участником городских Пасхальных ассамблей, где мальчишки с удовольствием поют пасхальные тропари, молитвы.

И, в заключении, хочется сказать о роли руководителя хорового коллектива в воспитании духовно-нравственных качеств мальчиков. Во-первых, дирижёр должен быть не только хорошим музыкантом, но и чутким педагогом. Обладать немалыми знаниями в области литературы, истории, философии. Красиво и технически верно петь, грамотно выстраивать свою речь. Во-вторых, уметь создать благоприятную психологическую атмосферу для успешного педагогического процесса. Большое значение в формировании личности воспитанника имеет личный пример учителя. Очень важно, когда преподаватель вместе с учащимися является участником одного мероприятия в качестве не только дирижера, но и, например, солиста ансамбля преподавателей или исполнителя отдельного вокального номера. Такое сотворчество побуждает интерес учащегося к исполнительству, стремлению к совершенствованию, к познанию большего.

Таким образом, хоровое исполнительство является уникальным средством духовно-нравственного воспитания детей, побуждает к самым лучшим поступкам, развивает самые светлые стороны личности.

P.S

Много лет с тех пор прошло,

Как спросила кроха:

"Что такое хорошо,

И что такое плохо?"

Крошка тот давно подрос,

Все об этом знают.

Но всегда его вопрос

Дети повторяют.

Вновь сынок к отцу идёт,

А отец встречает.

Сын вопросы задаёт,

Папа отвечает…