Главные вкладки
Статья: «Великий и певучий русский язык».
Статья: «Великий и певучий русский язык».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
velikiy_i_pevuchiy_russkiy_yazyk.docx | 17.22 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Статья: «Великий и певучий русский язык».
Выполнила:
Минеева Елена Павловна,
преподаватель
МАОУК ДО г. Нягани «ДШИ»
Русский язык - он выразителен, потому что им можно выразить любые эмоции, явления, события. Он гибок, потому что многие слова имеют массу синонимов, которые выражают различные оттенки. Он вместителен, потому что им можно выразить все. Одним словом, он "великий и могучий" (таким его называл И. Тургенев).
Родной язык влияет на удобство исполнения, вокальную технику и мелодичность. Почему нам, порой не удобно петь на иностранном языке, а все потому, что голосовой аппарат устроен по-другому и звукообразование выстраивается по-иному. Положение языка, например. Прежде чем петь музыку на иностранном языке, очень важно изучить фонетику данного языка, возникновение и формирование гласных, перевести дословно текст, чтобы определить эмоциональную составляющую произведения.
Пение является удлинённой речью, растянутой удлинённым произношением гласных. Таким образом, гласные в пении играют большую роль, и потому языки, заключающие в своей фонетике, часто встречающиеся гласные являются более удобными для пения, например, итальянский язык, благодаря которому появилась известная техника бельканто. А языки с неудобными согласными фонемами - мало удобными, потому что согласные звуки в пении являются некоторым тормозом, преградой, особенно глухие, они лишают проточности звуков.
Особенностью русской фонетической системы является взаимовлияние звуков: ассимиляция (травка[ф], сдать[з]), оглушение конечных звонких согласных, редукция безударных гласных, реже употребляются мягкие согласные по сравнению с твёрдыми. Поэтому, русский язык принято считать грубым по звучанию. Я бы с этим высказыванием не согласилась. Например, в русском языке есть четыре согласных звука, называемых сонорными, которые тянутся и имеют фиксированную высоту тона (М, Л, Н, Р), что говорит о певучести и напевности. Согласно выше сказанному, хочется отметить, что при разучивании вокального произведения следует обращать внимание на то, что звонкие согласные в пении произносятся на той же высоте тона, на которой поется предыдущий гласный звук, таким образом достигая более кантиленного звучания
На занятиях в классе хора или сольного пения можно предложить учащимся спеть любое упражнение или вокализ на звук М, Р. Таким образом, мы можем убедиться, что в русском языке поются не только гласные звуки, но и согласные.
Одним из спорных вопросов в теории и практике вокальной речи является тема редукции в пении. В фонетической литературе в основном говорят о редукции гласных. Например, часто возникает вопрос, какую гласную петь в словах ПОСВЯТИЛ, КЛЯНУСЬ. С точки зрения физиологии образование певческого звука А после мягкого согласного в безударном слоге объясняется более удобным и качественной редукцией, но является нарушением с точки зрения языка. Некоторые хормейстеры предпочитают использовать звук И (посвЯтил[и]).
Степень редукции зависит от видов пения, жанров исполняемых песен, диалектов, которых очень много в нашей стране, где существуют свои правила и приемы редукции. Например, церковные песнопения, молитвы не подчиняются некоторым законам редукции, а народная песня, в зависимости от области в которой она родилась, имеет свою артикуляционную систему приемов. Например, чистые гласные, поешь, как говоришь, что в академической музыке совсем не приемлемо.
В отечественной вокальной музыке есть замечательный вокальный цикл «Детская» великого русского композитора М.П. Мусоргского, в котором основным средством характеристики образов служила для композитора живая интонация человеческой русской речи.
Это вокально-поэтические миниатюры, сценки, передающие тончайшие оттенки речевой интонации, эмоции – настоящая мелодизированная речь, причем детская. Оттенки речевой интонации в произведениях Мусоргского очень разнообразны: от простого обыденного говора или интимно доверительной беседы до мелодической декламации, переходящей в песенность. Текст к миниатюрам написал сам М.П. Мусоргский.
Подводя итоги, хочется сказать, что русский язык велик и певуч, ведь на нем писал великий Пушкин, на русском пел великий Шаляпин, на нем говорим мы с вами.