Методическое сообщение «Преодоление сложностей в работе над ритмом в джазовых произведениях»

Киселёва Елена Геннадьевна

Джазовый стиль предлагает широкий спектр музыкальных возможностей, которые могут эффективно использоваться в обучении для расширения знаний учащихся о музыке XX века и погружения в разнообразный музыкальный опыт. Изучение джаза помогает развить учащимся слух для гармонии, мелодии и тембра, а также чувство метра и ритма. Он также способствует развитию творческих способностей. Приобретение опыта работы с джазом ведет к развитию музыкального вкуса, обогащает музыкальное образование и приносит радость в процесс обучения.

У каждого человека есть врожденное чувство ритма. У маленького ребенка оно проявляется в его гармоничном и красочном мире, в его способности ощущать пульс и ритм, а также в его естественной подвижности и врожденных рефлексах. Важной задачей в процессе развития музыканта-исполнителя является развитие у учащихся метроритмического чувства. Поэтому преподавателю фортепиано важно активно развивать эмоционально-образные и моторно-двигательные способности детей на всех этапах обучения.

Многолетняя практика показывает, что применение методов преодоления ритмических трудностей является эффективным не только в работе над музыкальными произведениями, но и в развитии природного чувства ритма. Таким образом, музыкально-ритмическое воспитание учащихся способствует формированию чувства времени, умения контролировать развитие событий и принимать решения в соответствии с окружающим временем, что является важным навыком во всех сферах жизни.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodichka_dzhaz_kiseleva.docx54.66 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ПРЕОДОЛЕНИЕ СЛОЖНОСТЕЙ В РАБОТЕ НАД РИТМОМ В ДЖАЗОВЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ

Киселёва Елена Геннадьевна

преподаватель

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования

«Детская музыкальная школа

г. Свирска»

г. Свирск

Содержание

1.Введение

2. Основная часть

- История стиля джазовой музыки

- Работа над ритмом

- Свинг – основной элемент джазового ритма

- Игра со счетом

- Работа над репертуаром

- Обозначение гармоний в джазовых произведениях

- Важная роль аппликатуры в джазе

3. Заключение

4. Список литературы

1. Введение

Джаз – это одно из самых стабильных музыкальных направлений XX века, которое, возникнув из фольклорных корней, достигло профессионального искусства. Оно занимает промежуточную позицию между развлекательной и академической музыкой в современной музыкальной культуре. Использование джаза в музыкальном образовании имеет значительную ценность, поскольку он способен обновлять и связывать уже сформировавшиеся интересы учащихся с теми, которые желательно развить у молодого поколения.

Изучение джаза при обучении игре на фортепиано направлено на расширение музыкального опыта учащихся и развитие их способности анализировать и воспринимать музыку академического стиля осознанно. Это также помогает формированию у них навыков адекватной оценки музыкальных творений прошлого и современности.

Актуальность изучения преодоления сложностей в работе над ритмом в джазовых произведениях обусловлена множеством факторов, которые подчеркивают важность этой темы для музыкантов и музыкального образования. Во-первых, джазовая музыка характеризуется сложными ритмическими структурами, такими как синкопы и полиритмия, что требует от исполнителей высокой степени мастерства и технической подготовки. Освоение этих ритмических элементов способствует развитию музыкального слуха и улучшению общей музыкальной грамотности, что является необходимым для успешного исполнения в этом жанре.

Во-вторых, джаз основан на импровизации, и ритм играет ключевую роль в этом процессе. Понимание ритмических паттернов и их вариаций позволяет музыкантам свободно выражать свои идеи и эмоции в момент исполнения, что делает изучение ритма особенно актуальным для тех, кто стремится развивать свою индивидуальность как исполнителя.

Задача методической разработки по теме преодоления сложностей в работе над ритмом в джазовых произведениях заключается в создании системы обучения, которая поможет учащимся эффективно осваивать ритмические аспекты джазовой музыки.

2. Основная часть

История стиля джазовой музыки

Джазовый стиль предлагает широкий спектр музыкальных возможностей, которые могут эффективно использоваться в обучении для расширения знаний учащихся о музыке XX века и погружения в разнообразный музыкальный опыт. Изучение джаза помогает развить учащимся слух для гармонии, мелодии и тембра, а также чувство метра и ритма. Он также способствует развитию творческих способностей. Приобретение опыта работы с джазом ведет к развитию музыкального вкуса, обогащает музыкальное образование и приносит радость в процесс обучения.

Говорить о джазе можно долго и много, начиная от нью-орлеанского джаза регтаймов и заканчивая современными течениями. История этого стиля музыки начинается еще в конце XIX века, поэтому нет ничего удивительного, что более чем за сотню лет он развился во всевозможные отклонения и разветвления. При всем многообразии, существуют отличительные черты этой музыки: импровизация, полиритмия, синкопы, свинг, своеобразный ритм и гармония.

Метод импровизации играет важную роль в освоении джазовой музыки учащимися. С самого начала занятий, элементы импровизации должны присутствовать в различных аспектах обучения, таких как работа над ритмом, интонированием, исполнением и т.д.

Работа над ритмом

Ритм означает течение во времени или мерное течение. В музыке это очень важное и яркое выразительное средство, которое определяет жанр, характер, национальный колорит музыкальных произведений. Музыкальный ритм – это соотношение сильных и слабых долей, чередования нот и пауз различных длительностей, применение акцентов. Чувство ритма можно и нужно развивать. В первую очередь это работа над метроритмом: равномерностью движения в различных темпах; пониманием понятия размер, где чередуются сильные и слабые доли; осознанием и воспроизведением различных сочетаний длительностей, ритмических рисунков. Для этого хорошо использовать такие виды приемов и способов работы, как прохлопывание, простукивание, просчитывание, дирижирование, ходьбу и другие музыкально-ритмические движения. Все это делается, конечно, вместе с освоением музыкальной грамоты.

У каждого человека есть врожденное чувство ритма. У маленького ребенка оно проявляется в его гармоничном и красочном мире, в его способности ощущать пульс и ритм, а также в его естественной подвижности и врожденных рефлексах. Важной задачей в процессе развития музыканта-исполнителя является развитие у учащихся метроритмического чувства. Поэтому преподавателю фортепиано важно активно развивать эмоционально-образные и моторно-двигательные способности детей на всех этапах обучения.

Многолетняя практика показывает, что применение методов преодоления ритмических трудностей является эффективным не только в работе над музыкальными произведениями, но и в развитии природного чувства ритма. Таким образом, музыкально-ритмическое воспитание учащихся способствует формированию чувства времени, умения контролировать развитие событий и принимать решения в соответствии с окружающим временем, что является важным навыком во всех сферах жизни.

Что же касается джазового ритма, то именно здесь используется все разнообразие ритмических рисунков, ритмоформул, полиритмии, обилие переменных акцентов и наличие специфических приемов артикуляции. Уже на начальном этапе обучения я объясняю ученику, что музыка подчинена времени. Далее играю ему различные танцы и прошу маршировать или танцевать, при этом меняю темпы и играю неровно, то ускоряя, то замедляя, то совсем останавливаясь. У ребенка под такой аккомпанемент получается некрасивый, смешной танец, и он сам просит сыграть ровно. Тут же я объясняю ему, что такое темп и пульс музыки и предлагаю игру: «Я буду музыкой, которая течет, как кровь по венам, а ты моим пульсом и будешь показывать, с какой скоростью течет музыка». Затем я играю различные музыкальные отрывки, а ученик отстукивает пульс.

Объяснение длительностей начинаю с игры «Шаги»: мама с ребенком пошли гулять, а так как у мамы шаги большие, а у ребенка маленькие, то ему приходится делать шаги быстрее в два раза, то есть во время маминого одного шага он делает два. Затем им встречается папа, и они продолжают прогулку втроем. У папы шаги очень большие, и чтобы все за ним успевали, ему приходится шагать очень медленно. Получается такое соотношение: на один папин шаг получается два маминых и четыре детских. Ребенку также предлагаю самому придумать сказки с персонажами и уже на нескольких клавишах поиграть, изображая их шаги. Уже получается музыка шагов, в которой мы можем изобразить образ при помощи ритма, темпа, динамики и высоты звука.

Чтобы объяснить пунктирный ритм, предлагается образ бабы Яги, и так как у нее одна нога «костяная», то и ходить она будет прихрамывая. На этом примере на карточках показываю, какие бывают длительности, и начинаем вместе составлять простейшие ритмические схемы.

Для преодоления этих сложностей полезно использовать различные упражнения. Например, работа с метрономом может помочь музыкантам развить чувство времени и точности. Также полезно разбирать и анализировать ритмические паттерны в известных джазовых произведениях, чтобы понять, как профессионалы используют ритм для создания интересных музыкальных фраз.

Далее я знакомлю учеников с более сложными ритмическими рисунками, такими как триоль, обязательно с акцентированием, прохлопыванием и сравнением с обычными восьмыми, постоянно их чередуя, а позже и совмещая, например, в одной руке «простые» восьмые, в другой – триоли. 

Также в своей работе я использую различные ритмические упражнения, в том числе и исполнение гамм и арпеджио с ритмическим разнообразием, например, с синкопированием, смещением сильных долей, в триольном ритме, либо совмещение в одной руке дуольного, а в другой триольного ритмов. Эти упражнения помогают далее с легкостью исполнять пьесы, в которых синкопы и триоли являются основой ритмического движения.

Освоив различные ритмические рисунки и свободно ориентируясь в них, мы переходим к другим компонентам джазового ритма, главный из которых свинг.

Свинг – основной элемент джазового ритма

«Свинг» – от английского swing – качание, основанный на сочетании строгого метроритма и «наложения» на него свободной качающейся мелодии, где используется прием удлинения первой из каждых двух восьмых. Можно объяснить и так, что используется тренарный тип ритмических пропорций, то есть четверть состоит не из двух восьмых, а из трех, и первые две восьмые соединяются в четвертную. При игре таких триолей, где чередуются постоянно четвертная, восьмая, четвертная, восьмая и создается эффект качания, то есть свинга.

Существовало немало попыток объяснить сущность свинга. В своей книге «Становление джаза» Джеймс Линкольн Коллиер приводит несколько высказываний критиков, пытавшихся объяснить природу свинга. Голландец Ван Йоост утверждал в 1936 году, что «свинг — это психическое напряжение, создаваемое притяжением ритма метром». Швейцарец Ян Славе доказывал в 40-е годы XX века, что «основная черта свинга — создание ритмических конфликтов между основным ритмом — и ритмом мелодии. Этот конфликт — музыкально-техническая основа джаза». Оба определения, по мнению Коллиера — «классический пример попытки исследовать галактику с помощью театрального бинокля, решить чисто джазовую задачу методом академического музыкознания».

О синкопировании тоже хочется сказать отдельно, так как оно является одним из самых главных элементов выразительности в джазовой музыке, сущность которого сводится к двум тенденциям – опережению и запаздыванию. Опережение – смещение акцента с доли такта вперед, замедление – назад. Джазовая практика отдает предпочтение приему ритма – опережения. Эти приемы можно найти в джазовых этюдах М. Дворжака из сборников «Джаз для детей»,

Музыкально-ритмическое чувство учащегося очень часто недостаточно устойчивое и неполностью сформированное, поэтому совместный счет вслух, постукивание со стороны, дающее ориентир ритмически неупорядоченной игре, легкие и мерные похлопывания по плечу ученика, разного рода жестикуляции и другие импульсы педагогического воздействия оказываются очень эффективными. Также к внешним факторам, влияющим на музыкально-ритмическое восприятие ученика, можно отнести конкретный игровой показ педагога. Продемонстрировав своего рода эталон, он поможет устранить те или иные ритмические погрешности, в то же время оживит монотонное, вялое по движению ученическое исполнение.

Игра в ансамбле в 4 руки на одном или двух инструментах, с другим учеником или педагогом, как вместе, так и чередуясь, является очень полезным средством для развития музыкально-ритмического воспитания. Особенно эффективно это проявляется при совместной игре с ударниками, которые обеспечивают прекрасную ритмическую основу.

Если музыкант будет исполнять восьмые просто триольно – это ещё не будет джазовым исполнением. Для ощущения свинга в отличии от академической музыки характерны смещённые в мелодии на слабую долю акценты, порождающие ощущение волнообразного движения. Именно они создают ощущение “расшатывания” или “качания” музыки.

Посмотрим, как схематично можно это записать и простучать этот рисунок:

https://urok.1sept.ru/articles/641944/img4.gif

Учащийся простукивает данный ритмический рисунок в ладоши.

Ещё одним важным ритмическим элементом в свинге является синкопа. Что же такое синкопа?

Ответ учащегося (опережение доли).

– Правильно. Как правило, в джазе синкопа всегда акцентируется.

При свинге возникают метроритмические конфликты, сконцентрированные главным образом вокруг основных тактовых долей, которые – для усиления импульсивности ритма – подчеркиваются сильными акцентами.

Тем не менее, попробуем разобраться в сущности свингования. Свинг, как и джазовое звукоизвлечение, не может быть полностью описано нотами. Исследователь джазовой музыки Матеуш Свенчицкий отмечает, что свинг зависит от особого чувства ритма у исполнителя. Как развить это чувство и что знать, чтобы играть свинг? Иногда вместо дуоли может быть пунктир, который также должен быть воспринят как триоли. Это указание требует особого внимания. В большинстве случаев, ноты с пунктирами следует играть ближе к триоли, чтобы мягче передать ритм. Развитие чувства свинга является необходимым для джазового музыканта и слушателя. Частое прослушивание джазовых композиций и их исполнение на инструменте помогают развить это чувство. Молодым музыкантам рекомендуется начать работать над свингованием с осознания упругости триольной пульсации, которая создает движение в свинге. Много было попыток объяснить сущность свинга.

Главные ритмообразующие свинговые составляющие:

– синкопирование.

Синкопа – это ритмический прием, при котором ударение сильной доли смещается на слабую. Она является одним из важных элементов ритма, привлекает внимание и добавляет остроты и неожиданности в музыку. Часто дети могут четко услышать и эмоционально откликаться на синкопу, но могут испытывать трудности в точном исполнении ее в соответствующее время.

 – полиритмия.

Исполнение полиритмии является одним из самых сложных этапов работы над ритмом. Основная особенность полиритма заключается в сочетании различных пульсаций внутри одного метра. Мы заметили, что у учеников возникают трудности в исполнении одновременно дуолей и триолей. Это вызывает определенные сложности в их музыкальной практике.

В заключение этого вопроса, стоит подчеркнуть, что развитие чувства свинга является важным условием для музыкального творчества и слушателей джазовой музыки. Это чувство можно развить не только через регулярные тренировки, которые доступны для учеников всех возрастов и способностей, но и через частое прослушивание джазовых композиций и их игру на инструменте.

В качестве прелюдии к началу урока можно использовать упражнения, направленные на развитие метроритмического чувства. Эти упражнения становятся особенно интересными для учеников, так как позволяют им почувствовать себя «мастерами ритмического рисунка». Варианты метро-ритмов, предлагаемые в упражнениях, способствуют развитию ритмического мышления, улучшают умение непрерывного чтения нотного текста, формируют чувство постоянства метра при разнообразии ритмов, исключают сосредоточенную и одновременно творческую работу в классе.

Игра со счетом

Установлено, что счет музыканта-инструменталиста ведет к значительному упрочнению ритмического чувства, сообщает ему дополнительную и надежную опору. И еще один аргумент в пользу счета: он помогает играющему разобраться в ритмической структуре малознакомой музыки, облегчает соизмерение различных длительностей, выявляет метрически опорные доли (что бывает важным для начинающих музыкантов). И. Гофман говорил: «счет имеет неоценимое значение, ибо он развивает и укрепляет чувство ритма лучше, чем что-либо другое...». Вместе с тем привычка к постоянному, «дежурному» счету имеет и негативные последствия. На известном этапе она может привести к частичному «омертвению» непосредственных, эмоциональных музыкально-ритмических ощущений. Считать следует «избирательно», по мере необходимости; от громкого счета вслух целесообразно переходить к счету “про себя”, затем к одному лишь внутреннему ощущению равномерно пульсирующих временных долей.

Заметим, что более предпочтительны виды простукивания ритма, которым сопутствует живое ощущение музыки: «...рукой можно отбивать счет, а мелодию напевать»,— советует А.Д. Алексеев в своей «Методике обучения игре на фортепиано». Метод дробления – состоит в том, что долгие звуки предварительно раздробляются на несколько повторных более коротких (соответственно соседним длительностям), а паузы заполняются извлечением какого-либо подходящего звука или аккорда; таким способом ученик предельно наглядно усваивает временные расстояния. Так, например, метод дробления помогает в том случае, когда ученик сокращает ноту с точкой и играет пунктир как триоль или наоборот передерживает длинную ноту и укорачивает мелкую. В данном методе за единицу времени принимается самая мелкая длительность этой ритмической фигуры. Так, восьмая с точкой может быть представлена как три шестнадцатые ноты, а на счет «четыре» - последняя шестнадцатая в пунктирном ритме. Игра гамм в ритмах. Метод часто применяющийся, как один из способов разучивания произведения, особенно при устранении технических недостатков в исполнении. Всем известный способ игры гаммы пунктирным или обращенным ритмом активизирует пальцевую независимость и способствует формированию и запоминанию слуховых представлений ритмических фигур. Стоит отметить пользу данного метода и при работе над полиритмией: правая рука исполняет гамму триолями, а левая – дуолями и наоборот (руки играют одновременно). Игра гамм пунктирным ритмом Игра гамм при работе над полиритмией

Метод образного сравнения – наиболее эффективный метод в работе с учащимися, позволяющий в форме образных ассоциаций достичь необходимых результатов в преодолении ритмических трудностей. Приведем наиболее действенные образные сравнения, используемые в педагогической практике. При исполнении пунктирного ритма часто происходит утяжеление мелкой длительности – ученик как бы «приседает» на короткую ноту, не чувствует ее остроты, устремленности. Для преодоления этой трудности преподаватель может привести следующий пример: «Представь, что тебе нужно перепрыгнуть через ручей. Он – широкий, и одним прыжком сделать это трудно. Но посередине ручья лежит камушек. Надо легко наступить одной ногой на камушек, а другой быстро оказаться на сухом месте». Такое образное сравнение помогает ученику играть короткую ноту облегченно, не утяжеляя ее.

В классической гармонии музыканты стремятся передать нотный текст согласно классическим традициям, не изменяя его. Однако в джазе музыканты находятся в постоянном творческом поиске в области гармонии. Главное отличие заключается в том, что в джазе каждое исполнение музыкального материала в контексте гармонии имеет различия с исходным материалом, но сама мелодия остается неизменной. В этом случае авторский посыл остается неизменным. Благодаря креативным задумкам и воображению музыканта возникает широкий спектр альтернативных видоизменений гармонии.

Работа над репертуаром

Давайте теперь разберемся с вопросом: что же играть? В музыкальной школе в России до 1980гг. ученики-пианисты почти не играли джазовую музыку для фортепиано. Джазовые ноты для фортепиано были редкостью в школьных библиотеках. В настоящее время у преподавателей и учащихся есть огромная возможность приобретать сборники джазовых произведений.

Выделяют две категории репертуара.

Первая категория – это быстрый джаз, который требует хороших технических навыков и ловкости в исполнении. В данном случае анализ может быть достаточно простым.

Вторая категория – это медленный джаз, который отлично подходит для начинающих и среднего уровня фортепиано. В этой категории можно отлично развить основную джазовую технику, такую как игра свингом.

Если у ваших учеников фортепианный опыт в основном связан с классической музыкой, то для того, чтобы они смогли играть джаз, потребуется время и привыкание. Однако выбранные ими джазовые пьесы должны иметь характеристики, близкие к классической музыке:

– Яркая мелодия, способность запомнить и спеть мелодию. Желательно, чтобы это была известная музыка.

– Наличие повторяющихся структур и минимум импровизационных элементов. Чем больше повторов, тем легче усвоение. Однако я понимаю, что отказ от импровизационных элементов сложно, так как они придают пьесе ее «джазовый уровень» и красоту, если так можно выразиться.

– Транскрипции известных композиций должны быть не слишком простыми, но и не слишком сложными.

Таким образом, постепенное введение джазовых элементов в классический репертуар поможет ученикам освоить игру в стиле джаза.

Обозначение гармоний в джазовых произведениях

Джазовая гармония основана на мажорно-минорном ладе и европейской функциональной системе. Важно для джазовых музыкантов знать и понимать обозначения аккордов, используемых в гармонии. Аккорды обозначаются с помощью букв, цифр и знаков.

Заглавные латинские буквы указывают на мажорные трезвучия, построенные от соответствующего звука. Если добавляется цифра или знак, это обозначает основной тон (приму) аккорда. Малая буква «m» рядом с заглавной указывает, что аккорд минорный.

Сокращение maj или буква М указывают на то, что большая септима добавляется к мажорному трезвучию.

Сокращение dim означает уменьшенный септаккорд.

Существует несколько особенностей джазовой гармонии, которые могут помочь новичкам в изучении джаза:

1. Вместо трезвучий (как в классической музыке), в джазе часто используются септаккорды и нонаккорды. Это даёт более яркий и характерный звук.

2. В джазе часто встречаются альтерации, то есть изменения нот в аккордах. Кроме того, иногда один и тот же аккорд может содержать противоречивые альтерации.

3. В джазе много диссонансов, таких как тритон, септим, нон и секунда. Они придают музыке особую окраску. Важно, чтобы диссонансы не были «заглушены», их нужно выразительно исполнять. Аккорды также можно располагать так, чтобы в партии левой руки пианиста была основная септима.

4. В джазе допускается играть параллельные интервалы или целые аккорды, например кварты, квинты, септимы и децимы. Также хорошо звучат параллельные секстаккорды, септаккорды и нонаккорды.

5. Если нужно, то тон аккорда можно удваивать, чтобы добавить насыщенности звучанию.

6. В джазовой музыке мелодия может не всегда соответствовать аккордам. Это придаёт композиции более интересный и смелый характер.

7. Важную роль в джазовой гармонии играет басовая партия. Линия баса должна быть мелодичной и выразительной, для этого можно добавлять различные исполнительские приёмы, такие как свинг, форшлаги, стаккато и маркато.

8. Тремоло - это игра с акцентом, который подчёркивает нужный аккорд.

9. Для улучшения звучания аккорда можно добавлять секунды и кварты.

Важная роль аппликатуры в джазе

Необходимо учитывать аппликатуру при работе над произведением, так как она играет важную роль. Некоторые начинающие музыканты, особенно в джазовой музыке, считают аппликатуру чем-то ненужным и устаревшим, свойственным только академической музыке. Однако это неправильное мышление. Аппликатура является значимым художественным фактором. Каждый палец имеет свою собственную характеристику в звучании. Они могут быть сильными или слабыми. Затем, специфическое положение большого пальца относительно остальных создает особые условия для игры.

Когда мы играем гладкую лирическую мелодию, стоит избегать использования большого пальца. Однако он очень полезен при акцентировании и поддержке позиции при смене. Роль пятого пальца в правой и левой руке сильно отличается. В левой руке он играет тяжелые басовые партии и обеспечивает стабильное нажатие клавиш, а в правой руке часто используется для ярких подчеркиваний нот. Тем не менее, пятый палец не обладает такой выразительностью, как второй или третий палец. В отличие от этого, четвертый палец способен создавать изысканные звучания... Таким образом, выбор правильной аппликатуры важен в пианистическом искусстве. Одна из главных задач педагога - научить ученика оптимальной аппликатуре и избегать неправильного сочетания пальцев, которое может привести к недостаточному качеству исполнения.

3. Заключение

Джаз является прекрасным и бесконечным искусством. Возможно, никакое исследование, даже самое исчерпывающее, не сможет полностью охватить его сущность. Однако, критика должна стремиться следовать за творчеством, оказывать влияние на него и способствовать его развитию. Она также должна воспитывать и просвещать аудиторию. Взаимодействуя с многочисленной аудиторией, джаз может достичь новых высот и удивлять нас новыми открытиями. Он всегда будет приносить нам удовольствие и радость.

Музыка джаза неповторима и уникальна. Ни одно другое искусство не может сравниться с его быстрым развитием, резкими поворотами, многообразием стилей и направлений, которые произошли всего лишь за несколько десятилетий истории. Истоки джаза глубоки и разнообразны, но как форма искусства, он полностью принадлежит ХХ веку. Джаз является его детищем и сопровождающим его символом. Не случайно звуки джаза, вместе с другими символами современной цивилизации, были закодированы и отправлены на космическом корабле в бесконечное путешествие по Вселенной как послание человечества.

На всех уровнях образования, начиная с музыкальных школ и заканчивая высшими учебными заведениями, джаз становится все более важной частью системы музыкального образования. Опыт и заинтересованность преподавателей играют ключевую роль в первом знакомстве детей с этим жанром, их первых попытках исполнения, интерпретации и импровизации, а также в их становлении как музыкантов. Не каждый ученик станет профессиональным джазовым музыкантом, но каждому следует дать возможность ознакомиться с основами джазового искусства и почувствовать его творческие возможности. Знакомство с джазовой культурой, умение использовать некоторые приемы джазового исполнительства и импровизации способствует развитию творческой активности и формированию хорошего музыкального вкуса у каждой личности.

Джаз - это музыкальный стиль, в основе которого лежит импровизация. Однако, в отличие от фольклора, который также является формой импровизации, джаз открыт для творческого развития и не ограничивается сохранением традиций. В результате, джаз разветвился во множество стилей и направлений.

Как научиться играть джаз? Это основной вопрос не только для джаз- музыканта, но и для музыканта вообще. В силу большой трудоемкости процесс обучения музыке занимает много времени. В целях большей эффективности нужно выбирать тот путь обучения, который сможет принести наилучший результат. Как найти этот путь подскажет не только теоретическая, историческая и методическая литература, но и собственный опыт педагога, его чувство потребностей и возможностей каждого ребенка. Есть лишь общие рекомендации, о которых нужно помнить:

  1. Посвящать время слушанию джаза. Слушание является важным процессом, поскольку помогает музыканту ориентироваться в мире джаза и получать наиболее естественное представление о музыке. Живое присутствие на концертах особенно ценно, так как оно заразительно передает атмосферу джазового творчества.
  2. Изучать творчество других джазовых музыкантов через ноты и звукозаписи. При этом важно применять критическое мышление, проводить аналитическую и сравнительную работу, искать собственные методы интерпретации джазового языка.
  3. Обладать теоретическими знаниями о джазовой музыке и использовать их в креативном процессе интерпретации джазовых композиций.
  4. Активно играть джаз. Сегодня доступно достаточное количество нотной литературы для любого возраста и уровня музыканта.

В заключение, преодоление сложностей в работе над ритмом в джазовых произведениях требует времени, терпения и практики. Музыканты должны быть готовы к экспериментам и изучению различных подходов, чтобы развить свои навыки и уверенность в исполнении. С течением времени и с постоянной практикой они смогут преодолеть эти сложности и достичь высокого уровня мастерства в джазовой музыке.

Музыка джаза является символом свободы и индивидуальности, преодолевая все ограничения, будь то религиозные, национальные или иные. Она непоколебимо подтверждает возможность искусства выходить за пределы и вызывает восхищение людей разных вероисповеданий и культур. Джаз является величайшей формой музыки, и я надеюсь, что он будет продолжать развиваться, радуя следующие поколения.

  1. Список литературы
  1. Лозовский, А. М. Фортепианный джаз: некоторые особенности исполнительских интерпретаций / А. М. Лозовский // Музыкальное искусство. – 2021. – № 24. – С. 104-118.
  2. Ивенс, Л. Отьмы джаза в игре на фортепиано / Л. Ивенс // Основы полиритмии. 1986. С. 25-26.
  3. Попов, А. В. Искусство джаза в мировой музыкальной культуре / А. В. Попов // Труды Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств (см. в книгах). – 2008. – Т. 180. – С. 434-442.
  4. Кандрокова, Д. Р. Джаз как искусство импровизации в контексте диалектики прекрасного / Д. Р. Кандрокова // Научная палитра. – 2020. – № 1(27). – С. 26.