Особенности обучения на акустическом и цифровом фортепиано.

В данной работе раскрываются особенности обучения на акустическом и цифровом фортепиано в детских музыкальных школах и школах искусств.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл popov_a.i._.docx23.16 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Особенности обучения на акустическом и цифровом фортепиано».

В современном мире всё большую популярность набирают электронные инструменты. К ним относятся и цифровые фортепиано. Во многих музыкальных школах и школах искусств акустические фортепиано заменяют электронными инструментами.

Одной из важных задач дополнительного образования на современном этапе развития общества является развитие личности, способной адаптироваться к постоянно изменяющимся условиям общества. Опыт показывает, что требования потребителей к музыкальным инструментам претерпевают исторические изменения, связанные с эволюцией музыки, архитектурной акустикой, тенденций дизайна, появляются новые инструменты. У современных музыкантов-пианистов появился выбор между классическим акустическим музыкальным инструментом и цифровым.

Цифровое фортепиано максимально приближено к акустическому фортепиано внешне, по звучанию. Некоторые модели имеют спецэффекты, тембры различных клавишных инструментов, что помогает разнообразить слуховое восприятие. Однако постоянные занятия на нем могут отрицательно сказаться на развитии профессиональных навыков юного музыканта. Влияние занятий на цифровом фортепиано на игровые навыки учащихся изучено недостаточно.

Акустическое фортепиано – механический струнный ударно-клавишный инструмент. Звук в нем образуется с помощью системы рычагов, передающих силу воздействия нажатия сначала к молоточку, а затем от него на струны. Правильное звукоизвлечение на акустическом фортепиано предполагает преодоление ударной природы инструмента, стремление к глубокому звучанию, достижение единой звуковой линии.

Цифровое фортепиано – электронный музыкальный инструмент, имеющий клавиатуру фортепиано и воспроизводящий звучание акустических фортепиано. Может также сочетать в себе возможности синтезатора и MIDI-контроллера (устройство для управления программными и аппаратными устройствами). Звук на нем возникает после соприкосновения клавиши с контактной группой, она приходит к замыканию, и воспроизводится имеющийся в памяти компьютера уже записанный звук. Это одно из отличий цифрового фортепиано от акустического. Исполняя произведение на акустическом инструменте, пианист извлекает из рояля бесконечное разнообразие различных звуковых градаций – тембровых, динамических, интонационных. При игре на цифровом пианино исполнитель практически не влияет на качество извлеченного звука.

На начальном этапе обучения музыке проходит важнейший этап постановки руки. У цифрового фортепиано отсутствует такое сопротивление клавиш, как на обычном инструменте. Поэтому рука юного пианиста запомнит неправильные ощущения, и при переходе на обычный инструмент, учащийся будет испытывать сильную зажатость. В таком случае все домашние наработки будут утеряны, и технического развития не происходит.

Необходимо отметить так же отсутствие на цифровом фортепиано такого важного звукового эффекта как резонансное звучание струн. При нажатой правой педали на акустическом фортепиано принимают участие в колебаниях не только струны нажатых клавиш, но и струны, близкие по обертоновому ряду к звучащим. Например, октавные, квинтовые, терцовые ходы вверх и вниз от основной ноты. В электронном фортепиано есть лишь звучание обертонов нажимаемой ноты, что значительно обедняет звуковую картину, делает её плоской.

В современных детских школах искусств все чаще можно встретить электронные пианино. Эти инструменты используются для обучения детей в классах вокала, ансамбля, импровизации. Нередко можно увидеть электронного «родственника» и в классе фортепиано. У музыкантов, воспитанных в духе лучших традиций русской фортепианной школы, этот факт вызывает удивление и недоумение. В классе вокала новейшие разработки инженеров звука во многом облегчают работу педагога-вокалиста и, особенно, концертмейстера, позволяя мгновенно (буквально нажатием кнопки) транспонировать вокальные произведения, создавать красочные аранжировки. Ученик, который знакомится с азами импровизации, имеет больше возможностей для творчества, используя тембральное разнообразие, заложенное в программу цифрового инструмента.

Остановимся на особенностях акустического фортепиано и электронных инструментов (синтезатора и цифрового пианино).

Синтезатор – название инструмента объясняет цели, для которых он был создан: синтезирование звука. Синтезатор позволяет не только создавать качественные и разнообразные звуки, но и записывать собственные композиции, прослушивать и редактировать их. С фортепиано синтезатор объединяет только похожесть клавиш. Клавиатура синтезатора не соответствует фортепианной по многим параметрам: количеству и размеру клавиш, их способности реагировать на прикосновения играющего.

Электронное (цифровое) пианино было создано с целью объединить в себе все самое ценное, что есть в акустических фортепиано и синтезаторах: оно имеет 88-клавишную клавиатуру и цифровой способ воссоздания звука.

Именно с клавиш начинается физический процесс «творения» звука. Звук, особым образом извлеченный движениями рук пианиста, рождает музыкальный художественный образ. В отечественной фортепианной педагогике уделяется огромное внимание работе над звукоизвлечением. Все усилия педагога, особенно на начальном этапе обучения, должны быть направлены на то, чтобы научить ученика владеть своим игровым аппаратом и извлекать из инструмента наполненные интонационным смыслом звуки, научить «петь на инструменте». «Пение на фортепиано», чем так славится отечественная пианистическая школа, подразумевает преодоление ударной природы молоточкового инструмента, способность к извлечению глубокого звука, достижение единой звуковой линии, «когда каждый единичный звук как бы «вытягивается» из предыдущего и образует единый «звуковой поток

«Пение», извлечение звука, окрашенного в различные тембральные, динамические оттенки, на электронных инструментах затруднительно. На акустическом фортепиано пианист способен управлять клавишами, воздействовать на звук специальными выверенными игровыми движениями, добиваясь необходимого качества. На электронных инструментах звук возникает после соприкосновения клавиши с так называемой контактной группой, которая находится под клавишей: нажатие клавиши приводит к ее замыканию, и так воспроизводится соответствующий звук. В более совершенных инструментах скорость движения клавиши отражается на громкости звука.

«Пение» на «живом» инструменте возможно также и потому, что фортепиано наделено особыми акустическими эффектами. Извлечение одного-единственного звука влечет за собой резонирование деки (деревянной панели, находящейся за струнами в пианино и под струнами в рояле), корпуса инструмента, при опущенной педали резонируют все струны, попадающие в сетку обертонов и унтертонов по отношению к исходному, корневому звуку. Резонирование струн, обертоны и унтертоны создают акустические возможности для исполнения «льющегося» legato, мелодического потока.

Цифровое пианино такими возможностями не обладает. Имитация взаимодействия обертонов присутствует в некоторых дорогих электронных инструментах, но, по мнению специалистов, это лишь некоторое приближение к естественному звучанию.

Работа над звукоизвлечением – многогранный процесс. Это, прежде всего, активная работа над развитием музыкального слуха.

Что происходит, когда начинающий, неопытный пианист впервые прикасается к клавишам электронного инструмента?

Современные электронные инструменты снабжены специальными механизмами, имитирующими натуральные клавиши («взвешенные клавиши с молоточковой механикой»). Уровень приближения имитации к натуральному инструменту зависит от его стоимости. Мы понимаем, что школа не может себе позволить приобрести такой инструмент, в котором этот механизм был бы наиболее приближен к натуральному. С легкостью нажимая клавишу электропиано, ученик, независимо от своих движений, получает готовый звук. При этом теряется целый спектр слуховых и двигательных ощущений.

Начиная обучение маленького пианиста на электронном инструменте, мы лишаем его возможности прикоснуться к богатейшим возможностям живого акустического инструмента, почувствовать глубину звука, научиться передавать свои чувства и эмоции, ощутить радость «творения» звука.

На сегодняшний день существуют попытки создания физической модели фортепиано, но ни один пример такой модели, как утверждают специалисты, не может похвастать безусловной имитацией – «ведь это моделирование природы, а природа – упорядоченный хаос. Сложно моделировать то, о чем нет всеобъемлющих знаний». Ребeнок, выросший среди картин, но не природы, среди воссозданных ароматов цветов, но не сада, среди электронных звуков, но не живой звуковой вибрации – каким он будет?

На наш взгляд, использование электронных инструментов в детских школах искусств должно иметь определенные цели и задачи. Если мы говорим об обучении игре на фортепиано, то, соответственно, это не может быть электронный инструмент. Это два совершенно разных инструмента, поэтому обучение и сферы применения у них должны быть разными.

У электронного фортепиано есть свои плюсы:

  1. Компактность, малогабаритность и легковесность в отличие от классического инструмента;
  2. Возможность регулировки звука громкости для того, чтобы не мешать другим обучающимся;
  3. Возможность заниматься в наушниках;
  4. Отсутствие необходимости в постоянной настройке инструмента;
  5. Имеется функция «recorder» для записи и прослушивания своего исполнения;
  6. Встроенный метроном.

Но также имеются минусы:

  1. Несколько иное в отличие от акустического фортепиано звукоизвлечение;
  2. Отсутствие достаточной чувствительности педалей, т.к. большинство инструментов имеет педаль без регулировки баланса нажатия;
  3. Невозможность воспроизводить обертоны акустических инструментов;
  4. Обязательное наличие источника питания для работы инструмента.

Прежде чем начать обучение ребёнка на электронном фортепиано, необходимо научить его понимать принцип работы акустического инструмента. Идеальным вариантом будет совмещение обучения на цифровом и акустическом одновременно. Ученик должен понимать как появляется звук из инструмента, работу механической части фортепиано, работу с педалью и много других нюансов при игре. После того, как он поймёт устройство и звукоизвлечение из акустического инструмента его нужно приучать не только к тактильным ощущениям, но и к слуховому анализу. Необходимо понимать, что звук достигается не только правильной постановкой рук, правильной посадкой и аппликатурой, определённым нажатием клавиши, а в большей части благодаря грамотному слуховому анализу и воссозданию конечного образа на фортепиано. Научить звукоизвлечению задача непростая, но в связи с внедрением в сферу музыки и обучения цифровых инструментах крайне необходимая.

Примечание.

Список используемой литературы:

  1. Данилов А. Сфера применения цифровых фортепиано. URL :
  2. Ивлева Л. Механическое фортепиано или цифровое пианино: все ли нам равно?
  3. Акопян Л.О. Музыка XX века: энциклопедический словарь /Акопян Л. О., Двоскина Е. М. – М.: Практика, 2010. – 855 с.
  4. Данилов А. Цифровое фортепиано. URL (дата обращения: ).
  5. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры. – М.: Музыка, 1988. – 240 с.
  6. Савшинский С. Пианист и его работа / С. Савшинский – М.: Классика-XXI, 2002. – 244 с.
  7. Самарцева С.Л. Обучение игре – на фортепиано или электронном фортепиано? URL (дата обращения: ).
  8. Федорович Е.Н. Педагогическая деятельность выдающихся российских пианистов / Е.Н. Федорович – Урал: Изд-во Уральского гос. пед. университета, 2008.