Рабочая программа по предмету «Основам теории музыки» (подготовительные классы)
Рабочая программа по предмету «Основам теории музыки» (подготовительные классы)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_osnovam_teorii_muzyki.docx | 55.22 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Новомичуринская детская школа искусств»
Дополнительная Общеразвивающая
Образовательная Программа
Рабочая программа по предмету
«Основам теории музыки»
(подготовительные классы)
Автор-составитель: преподаватель
Хохлова Галина Юрьевна
г. Новомичуринск 2022 год
Пояснительная записка
Предмет «Основы теории музыки» – один из важнейших предметов теоретического цикла в ДМШ и ДШИ, позволяющий развить мотивацию к познанию и творчеству, приобщить учащихся к общечеловеческим ценностям, реализовать задачи музыкального воспитания и обучения, привить художественные интересы и вкусы, вникнуть в структуру музыкальных сочинений, понять их устройство как в общем плане (форма, функциональность), так и более конкретном (виды использующихся аккордов, интервалов).
Цель предмета «Основы тории музыки» – всестороннее развитие музыкального слуха, что должно помогать воспитанию мыслящего, самостоятельного, владеющего знаниями и навыками человека, умеющего применить их на практике.
Освоению основных целей сопутствуют и следующие задачи:
Обучающие: овладение знаниями и умениями необходимыми начинающему музыканту в освоении вокально-интонационных, метроритмических, слуховых и творческих навыков.
Развивающие: развитие познавательных интересов и творческих способностей, внимания, памяти, логического и творческого мышления.
Воспитательные: формирование таких качеств как настойчивость, трудолюбие, усидчивость в достижении оптимального уровня знаний, умений, навыков и способов деятельности, необходимых для дальнейшего эффективного обучения в начальных классах ДМШ и ДШИ.
Актуальность и новизна данной программы заключена в соединении известных современных методик с авторскими наработками и синтезировании различных методологических подходов к обучению детей в подготовительном классе. Программа нацелена на разработку комплексного культурологического образования и развития творческих способностей ребенка.
Необходимо подчеркнуть, что работа по данной программе предполагает творческий подход и гибкий, вариативный способ выстраивания учебного материала; возможно проведение корректировки сложности заданий и внесение изменений в программу, исходя из степени усвоения учащимися предполагаемых знаний и практических умений. Программа разработана в русле личностно-ориентированной педагогики, что позволяет дифференцированно подойти к развитию каждого ребенка, с учетом его индивидуальных психологических особенностей, художественно-творческих способностей, состояния здоровья, ситуации в семье.
Предмет сольфеджио представляет собой симбиоз двух составляющих: свода определённых правил (музыкальная грамота) и их практического освоения (пение нотами, что восходит к этимологии названия предмета; определение по слуху; запись на бумаге). Многие из этих задач слишком сложны для детей дошкольного возраста, только начинающих писать и только пробующих управлять своим голосом, а потому на практике они заменяются на более доступные детям формы работы. Таким образом, музыкальные занятия с дошкольниками несколько отходят от первоначального значения предмета, и акцентируют внимание на музыкальной грамоте и начальных формах практического освоения материала.
Предмет «Основы теории музыки» требует от учащихся концентрации внимания, вдумчивости, применения навыков логического мышления, то есть активной мыслительной деятельности. Как известно, в дошкольном возрасте логическое мышление ребёнка развито слабо, поэтому делать на него ставку при обучении не стоит. Вместо этого у ребёнка преобладает образное мышление, а также заметна тяга к физической активности. Эти свойства необходимо использовать, подавая знания в приемлемой для ребёнка действенной или игровой форме. В то же время, с раннего возраста у ученика необходимо формировать осознанный подход к музыке. Конечной целью обучения является живой, неподдельный интерес ребёнка к музыкальному искусству, понимание его содержания и характера. Достижение этой цели требует кропотливой, целенаправленной работы учителя в рамках комплексного музыкального воспитания, подразумевающего разнообразие форм работы. Посредством слушания музыки, познания её теоретических основ, музыкального интонирования, движений под музыку, у ученика развивается чувство ритма и музыкальная память, мелодический и гармонический слух, он становится более эмоционально раскрепощенным и активным. Постепенно, от занятия к занятию, происходит ненавязчивое развитие личности ребёнка, раскрытие его потенциала, что становится большой наградой для педагога.
Особенности психологии дошкольников и ключевые моменты в их музыкальном воспитании
Согласно особенностям возрастной психологии, учащиеся 5-6 лет способны взаимодействовать с окружающими в группе. Они легко познают мир музыки через игру, но при этом могут кратковременно сосредотачивать внимание на учебном процессе.
Отметим ключевые моменты в музыкальном воспитании дошкольников, которые необходимо учитывать при проведении занятий.
- Важно, чтобы ребёнок занимался с радостью, легко и непринужденно. При этом на уроках не должна царить атмосфера вседозволенности. Обязательное условие каждого урока – это уважение к старшему, то есть к педагогу, а так же к своим сверстникам.
- На уроках по основам теории музыки у дошкольников необходимо разнообразие творческих заданий. Не смотря на то, что дошколятам нравиться повторять то, что они уже хорошо усвоили, повторяемость одних и тех же видов деятельности из урока в урок может привести к снижению интереса. Когда же на смену одному творческому заданию приходит иное, урок перестаёт быть предсказуемым, в нём возникает элемент неожиданности, что ведет к повышению интереса учащихся к процессу обучения.
- Следует выстраивать уроки сообразно принципу «от общего – к частному». При изучении частного случая без системы, в которой он существует, есть опасность «за деревьями не видеть леса». Начальный обзор (пусть в самом общем плане) всей темы позволит ученикам видеть конечную цель. Такой подход обуславливает более последовательное усвоение материала.
- Частая смена видов деятельности в течение урока обусловливается психологическими и физическими особенностями развития дошкольника. По этому, целесообразно сократить время урока с 40-ка минут до 30-ти. И за эти 30 минут можно обратиться к 5-7 различным заданиям. На практике частота смены заданий нередко обуславливается возможностями группы.
- Очень важно поощрять инициативу учащихся на уроке. Ощущение себя интересным и значимым заставляет ребёнка почувствовать уверенность в собственных силах, что является лучшей почвой для развития его творческого потенциала.
- Первые годы обучения музыке предполагает овладение базисными знаниями, построение фундамента, на котором будет выстроена вся система знаний ученика. Поэтому, не стоит бояться широкого диапазона новых понятий, с которыми столкнётся дошкольник. При правильном педагогическом подходе, подразумевающем творческую атмосферу на уроке, они не вызовут затруднений или отторжения, но напротив, раззадорят ученика, вызывая желание узнать, «а что же дальше».
- Использование наглядных пособий является необходимым условием работы на уроке с дошкольниками. Детское сознание живо реагирует на яркие цвета и различные формы, в сочетании с которыми процесс получения знаний становятся более продуктивным.
- Для комплексного развития учащегося полезны не только задания, подразумевающие активную двигательную деятельность, применение голосового аппарата, работу слуха и ритмические упражнения. С самого начала необходимо вводить еженедельные домашние письменные задания. Это приучает детей к дисциплине, столь необходимой в процессе освоения предмета сольфеджио в дальнейшем. Несмотря на обилие всевозможных учебных пособий и прописей, я предлагаю свой вариант Рабочей тетради «Занимательное сольфеджио» для домашних заданий (см. Приложение).
Место и роль предмета «Основы теории музыки» в образовательном процессе
Как правило, комплекс предметов, составляющих основу для изучения на подготовительном отделении ДМШ и ДШИ, включает занятия хором, ритмикой и сольфеджио. Каждая из этих дисциплин вносит свой вклад в музыкальное развитие дошкольника: хоровой класс прививает интерес к коллективному музицированию, развивает интонационные навыки, знакомит с принципами правильного дыхания; ритмика позволяет почувствовать и научиться передавать разнообразные средства музыкальной выразительности через движение. А сольфеджио на этом этапе в первую очередь призвано всесторонне развивать музыкальный слух, музыкальную память и заложить основы теоретических знаний и представлений учащегося.
Данная программа по предмету «Основы теории музыки» как и хор, и ритмика, также предусматривает групповую форму работы с учащимися. Наполняемость групп – в среднем 10 (но не более 12) человек. Возраст учащихся на момент поступления – 4,5-5 лет. Программа рассчитана на два учебных года (по 34 недели) из расчета 1 занятие по 30 минут в неделю.
Учебно-тематический план
1 год обучения
№ п/п | Названия тем | Количество часов | Домашнее задание в рабочей тетради |
1 | Вводный урок. | 1 | Стр. 4 |
2 | Звуки. Музыкальные звуки. Особенности музыкального звука – высота. | 1 | Стр. 6 |
3 | Высота звука и зрительный образ. Звуки высокие, средние, низкие. Музыкальные регистры. | 1 | Стр. 9 |
4 | Три основных жанра в музыке – песня, танец и маар. | 1 | Стр. 10 |
5 | Движение в жизни, природе. Движение в музыке. Пульс. Доля. Чередование долей. Темп. | 1 | Стр. 12 |
6 | Тембр голоса. | 1 | Стр. 13 |
7 | Тембр инструментов. | 1 | Стр. 14 |
8 | Итоговое тестирование по пройденному материалу. | 1 | |
9 | Сила звучания. Динамические оттенки. | 1 | Стр. 19-20 |
10 | Человеческие эмоции. Настроение. Настроение в музыке. | 1 | |
11 | Радостное, веселое настроение в музыке. Музыкальный словарь. | 1 | Стр. 22 |
12 | Грустное, печальное настроение в музыке. Музыкальный словарь. | 1 | Стр. 24 |
13 | Характер человека. Характер музыкального произведения. | 1 | Стр. 28 |
14 | Характер в песне. | 1 | Стр. 30 |
15 | Мажор и минор. | 1 | Стр. 31 |
16 | Итоговое тестирование по пройденному материалу. | 1 | |
17 | Направление движения мелодии. Поступенное движение мелодии вверх и вниз. Слуховой анализ. Распевки. | 1 | Стр. 34 |
18 | Скачкообразное движение мелодии. Опевание. Слуховой анализ. Распевки. | 1 | Стр. 36 |
19 | Звуки и ноты. Скрипичный ключ. Шарики – ноты. Звукоряд. | 1 | Стр. 38 |
20 | Название и запись звуков. Нота – соль. Длительности. | 1 | Стр. 39 |
21 | Название и запись звуков. Нота – фа. | 1 | Стр. 41 |
22 | Название и запись звуков. Нота – ми. | 1 | Стр. 43 |
23 | Название и запись звуков. Нота – ре. | 1 | Стр. 45 |
24 | Название и запись звуков. Нота – до. | 1 | Стр. 47 |
25 | Итоговое тестирование по пройденному материалу. | 1 | |
26 | Запись попевок при помощи ноты фа. Сольфеджирование попевок по нотной записи. | 1 | Стр. 49 |
27 | Клавиатура. Оринтировка на клавиатуре. Клавиша фа. Самостоятельная игра на клавиатуре разученных попевок. | 1 | Стр. 50 |
28 | Запись попевок при помощи ноты соль. Сольфеджирование попевок по нотной записи. | 1 | Стр. 51 |
29 | Клавиатура. Оринтировка на клавиатуре. Клавиша соль. Самостоятельная игра на клавиатуре разученных попевок. | 1 | Стр. 52 |
30 | Запись попевок при помощи нот ми и ре. Сольфеджирование попевок по нотной записи. | 1 | Стр. 53 |
31 | Клавиатура. Оринтировка на клавиатуре. Клавиши ми и ре. Самостоятельная игра на клавиатуре разученных попевок. | 1 | Стр. 54 |
32 | Ноты до, ре, ми, фа, соль. Запись попевок изученными нотами. | 1 | Стр. 55 |
33 | Клавиатура. Оринтировка на клавиатуре. Клавиша до. Самостоятельная игра на клавиатуре разученных попевок. | 1 | Стр.56 |
34 | Итоговое тестирование по пройденному материалу. |
2 год обучения
№ п/п | Названия тем | Количество часов | Домашнее задание в рабочей тетради |
1 | Правила поведения на уроке. Музыка в нашей жизни. Звуки. Шумовые и музыкальные звуки. | 1 | Стр. 4 |
2 | История возникновения нотной записи. Ноты. Длительности. | 1 | Стр. 6 |
3 | Четвертные и восьмые длительности. Ритмический рисунок. | 1 | Стр. 7 |
4 | Звукоряд. Гамма. Скрипичный ключ. Пение гаммы До мажор. Ноты соль и фа. Распевки. | 1 | Стр. 9 |
5 | Направление движения мелодии. Поступенное движение вверх и вниз. Слуховой анализ. Пение на соседних звуках. | 1 | Стр.11 |
6 | Направление движения мелодии. Скачкообразное движение мелодии. Слуховой анализ. Ноты ми и ре. Пение в пределах квинты. | 1 | Стр.14 |
7 | Лад. Мажор и минор. Слуховой анализ. Сольфеджирование песни по нотной записи. | 1 | Стр.16 |
8 | Нота до. Запись песни нотами. | 1 | Стр.17 |
9 | Итоговое тестирование по пройденным темам. | 1 | |
10 | Звук, интервал, аккорд. Слуховой анализ. Нота ля. Сольфеджирование песни по нотной записи. | 1 | Стр. 20 |
11 | Интервалы прима и октава. Нота си. Правила записи штилей. Сольфеджирование песни по нотной записи. | 1 | Стр. 22 |
12 | Интервалы секунда малая и большая. «Интервальные песенки». Нота до второй октавы. Пение песен в нисходящем движении. | 1 | Стр. 25 |
13 | Интервалы терция малая и большая. «Интервальные песенки». Клавиатура. | 1 | Стр.27 |
14 | Интервал кварта. «Интервальные песенки». | 1 | Стр. 29 |
15 | Интервал квинта. «Интервальные песенки». Пение песни в восходящем движении. | 1 | Стр.31 |
16 | Итоговое тестирование по пройденным темам. | 1 | |
17 | Интервал тритон. «Интервальные песенки». Музыкальные паузы. Восьмая по длительности пауза. Использование пауз в нотном тексте. | 1 | Стр. 34 |
18 | Интервал секста малая и большая. «Интервальные песенки». Четвертная пауза. Пауза в нотном тексте. | 1 | Стр. 36 |
19 | Интервал септима малая и большая. Строение песни. Куплет. Запев и припев. Нота ре второй октавы в нотном тексте. | 1 | Стр. 38 |
20 | Доля – пульс. | 1 | Стр. 40 |
21 | Сильная и слабая доли. Такт. Тактовая черта. | 1 | Стр. 42 |
22 | Размер 2/4. | 1 | Стр. 44 |
23 | Ритмические группы в размере 2/4. | 1 | Стр. 45 |
24 | Размер 3/4. | 1 | Стр. 47 |
25 | Музыкальный синтаксис. Фраза. | 1 | Стр. 49 |
26 | Итоговое тестирование по пройденным темам. | 1 | |
27 | Знаки альтерации. Диез в нотном тексте и на клавиатуре. | 1 | Стр. 52 |
28 | Правила написания диеза. | 1 | Стр. 53 |
29 | Знаки альтерации. Бемоль в нотном тексте и на клавиатуре. | 1 | Стр. 55 |
30 | Правила написания бемоля. | 1 | Стр. 56 |
31 | Половинная длительность. Тоника. | 1 | Стр. 58 |
32 | Басовый ключ. Ноты малой октавы. | 1 | Стр. 59 |
33 | Понятие «хитрые» ноты. | 1 | Стр. 60 |
34 | Итоговое тестирование по пройденным темам. |
Содержание учебного предмета
Практикуемые методы работы на уроке
- По способу организации занятий:
- Словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция)
- Наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдений; использование пособий; показ педагогом образца выполнения)
- Практический (выполнение задания по инструкциям, образцам, карточкам)
- Проблемно-поисковый (поиск учеником намеренно допущенной учителем ошибки)
- Метод игровой мотивации (использование многочисленных дидактических игр)
- Научный метод (использование тестов, карточек индивидуального опроса, таблиц и графиков; анализ результатов, опыт работы с научной литературой, справочниками, словарями)
- По уровню деятельности детей:
- Объяснительно-иллюстративный (дети воспринимают и усваивают готовую информацию)
- Репродуктивный (ученики воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности)
- Частично-поисковый (участие детей в коллективном поиске решения поставленной задаче совместно с педагогом)
- Исследовательский (самостоятельная творческая работа учащихся)
- По форме организации деятельности учащихся:
- Фронтальный (одновременная работа со всей группой учащихся)
- Индивидуально-фронтальный (чередование индивидуальных и фронтальных форм работы)
- Групповой (организация работ в группах)
- Индивидуальный (индивидуальное выполнение заданий, решение проблем
Формы занятий
- Традиционный урок
- Комбинированное практическое занятие
- Лекция-беседа
- Игра
- Интегрированный урок (сольфеджио + ритмика, сольфеджио + хор)
- Открытый урок с присутствием родителей
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате обучения учащиеся должны:
- развить внимание, мышление, воображение, художественно-эстетический вкус, творческие способности и фантазию;
- улучшить коммуникативные способности и приобрести навыки общения и работы в коллективе.
- научиться различным приемам работы;
- уметь следовать устным инструкциям;
- овладеть трудовыми навыками.
Прогнозируемый результат
Приведённая ниже таблица суммирует навыки, которыми учащиеся должны овладеть к концу курса.
Теоретические сведения | Названия нот, правописание нот в первой октаве, правильное написание штилей. Ключи: скрипичный и басовый. Регистры: высокий, низкий, средний. Лад: мажор и минор. Длительности: целая, половинная, четверть, восьмая. Паузы: целая, половинная, четвертная, восьмая. Темпы: быстрый, умеренный, медленный. Размеры: 2/4, ¾. Динамические оттенки: f , p, mf, mp. Музыкальные жанры: марш, песня, танец. Интервал: понятие интервала как расстояния между двумя звуками; широкий и узкий интервал; названия интервалов: прима, секунда, терция, кварта, квинта, тритон, секста, септима, октава. Знаки альтерации: диез, бемоль. |
Вокально-интонационные навыки | Пропевание попевок, упражнений на нескольких нотах с постепенным расширением диапазона (на слоги, с помощью жестов рукой, с названиями нот, со словами). Пение гаммы До мажор. Пение нотами простейших мелодий с поступенным движением вверх и вниз, с повторяющимися звуками, со скачками на тонику. Пение простых песен со словами и названиями нот. Чтение с листа по нотам простейших мелодий. |
Метроритмические навыки | Движение под музыку (ходьба, бег, хлопки). Повторение прохлопанного ритмического рисунка (с постепенным увеличением количества длительностей). Простукивание ритмического рисунка записанного на доске, повторение ритма прозвучавшей или спетой мелодии. Проговаривание ритмического рисунка ритмослогами. Определение сильной доли Дирижирование в размере 2/4. Исполнение простейших ритмических партитур в размере 2/4 в сопровождении фортепиано и без него. Запись или выкладывание карточками ритмического рисунка на слух. |
Слуховой анализ | Определение регистров. Анализ направления движения мелодии. Определение ладового наклонения. Определение темпа, динамических оттенков пьесы. Определение размера. Определение пройденных длительностей на слух. Определение жанра пьесы. Определение синтаксиса, цезур, повторности и принципов развития. Определение поступенных ходов и скачков в мелодии. Определение фонизма интервалов. Определение устойчивости и неустойчивости в музыке. |
Творческие навыки | Проигрывание гаммы в разных регистрах, с разными динамическими оттенками, в различном темпе. Импровизация на заданных звуках. Сочинение мелодии на предложенный текст. Сочинение слов к заданной мелодии. |
Формы и методы контроля. Система оценок
Несмотря на то, что в подготовительном классе невозможно применить стандартную систему оценок, контроль над работой учащихся здесь не менее важен. Безусловно, абстрактные оценочные категории ничего не значат для детей 5-6 лет. Поэтому необходимо выработать психологически оправданную и доступную понимания ребенка систему оценок и поощрений. Это могут быть наклейки, штампы, словесные ремарки. Главное, чтобы учащиеся постоянно ощущали заинтересованность педагога в их успехах и достижениях.
В подготовительном классе возможна как промежуточная (еженедельные домашние задания и оценка работы на уроке), так и итоговая проверка. Промежуточный контроль результатов воспитания и развития учеников осуществляет педагог – руководитель группы методом наблюдения за учениками во время занятий, в процессе коллективной работы и проверки выполненных работ. Итоговый результат выносится на рассмотрение в момент вступительного экзамена в музыкальную школу. В случае соответствия результатов обучения и воспитания с программным результатом ребенок подходит к вступительным экзаменам в музыкальную школу готовым и уверенным в своих силах.
Методические, материально-технические, кадровые и внешние условия обеспечения учебного процесса
1) Методические условия:
В процессе обучения широко используется дидактический материал в виде различных наглядных пособий, помогающих освоению программных требований по предмету основы теории музыки, а также разнообразные сборники детских песен и игр. Для домашних заданий используется Рабочая тетрадь «Занимательное сольфеджио». Данное учебное пособие – попытка объединить целый ряд методических разработок, используемых преподавателями теоретических дисциплин на уроках сольфеджио в подготовительных классах и группах раннего эстетического развития, и результат обобщения собственного опыта работы. В пособии большое внимание уделено ознакомлению с теоретическими понятиями, освоению музыкальной грамоты, развитию ритмических и вокальных навыков, формированию образного и абстрактного мышления. Рабочая тетрадь в доступной форме познакомит дошкольников с азами нотной грамоты.
2) Материально-технические условия:
Занятия по предмету основы теории музыки в подготовительном классе невозможны без наличия специально оборудованного, хорошо освещенного и проветренного помещения, где в обязательном порядке должны находиться столы и стулья в достаточном количестве, тщательно настроенное фортепиано, доска, а также свободное пространство для того, чтобы дети дошкольного возраста имели возможность двигаться во время урока. Элемент движения под музыку и игры необходим с точки зрения возрастной психологии. Также желательно наличие наборов шумовых инструментов в достаточном количестве. Их использование не только в рамках изучения ритмики, но и на уроках по основам теории музыки, внесет необходимое разнообразие, а также упрочит межпредметные связи.
3) Кадровые условия:
Для достижения наилучшего результата необходимо тесное сотрудничество всех педагогов, работающих с подготовительным классом. Только координация действий педагогов по хору, ритмике и сольфеджио, а также, по возможности, и по специальности, сделает учебный процесс максимально плодотворным. Для этого следует организовать взаимопосещаемость занятий преподавателей различных дисциплин. Не менее важным оказывается и постоянный процесс самообразования педагогов, постоянный активный поиск новых форм и методов преподавания.
4) Внешние условия
Свои музыкальные впечатления дети должны получать не столько на уроке, сколько при непосредственном общении с музыкой в театрах и концертных залах. Необходимо постоянное сотрудничество с родителями, которые должны понимать, насколько важным является даже для самых маленьких посещение музеев, выставок, а также специальных абонементных концертов для дошкольников. Не менее важным оказывается и совместное с родителями ознакомление с дополнительной литературой, аудио и видеозаписями.
Список рекомендуемой учебно-методической литературы
- Абросова О. Нотные прописи. Для начинающих. – М.: Музыка, 2008. – 27 с.
- Акентьева Л. Нотки спрятались в словах. Нотная азбука. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 26 с.
- Алексеева Л. Игровое сольфеджио для малышей. В 2 частях. – М.: Издательство Московской консерватории, 1998. – 61 с.
- Алиева Р. Малыш и музыка (из наблюдений) // «Современное музыкальное образование – 2003». Материалы международной научно-практической конференции (9-11 октября 2003). – СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена – 326 с.
- Андреева М. От примы до октавы. 1 класс. М.: Кифара, 2007. – 64 с.
- Баева Н., Зебряк Т. Сольфеджио. Для 1-2 классов детских музыкальных школ. – М.: Кифара, 2008. – 80 с.
- Барабошкина А. Сольфеджио для 1 класса ДМШ. – М.: Музыка, 2007. – 72 с.
- Басов М. Воля как предмет функциональной психологии: методика психологических наблюдений над детьми. – СПб.: Алетейя, 2007. – 544с.
- Беляева-Экземплярская С. Музыкальное переживание в дошкольном возрасте. СПб.: Беляева-Экземплярская, 1925. – 324 с.
- Боровик Т. Изучение интервалов на уроках сольфеджио. Подготовительная группа, 1-2 классы ДМШ и ДШИ. Методические рекомендации. – М.: Классика XXI. – 67 с.
- Вишняк Е. Работа с детьми в подготовительной группе детской музыкальной школы. Методические рекомендации для преподавателей детских музыкальных школ. – М., 1986. – 47 с.
- Выготский Л. Воображение и творчество в детском возрасте: психологический очерк. – М.: Просвещение, 1991. – 96с.
- Геталова О. Секреты Дилидона. Нотная грамота для маленьких музыкантов. Рабочая тетрадь – раскраска. СПб., Композитор Санкт-Петербург, 2000. – 41 с.
- Гиппенрейтер Ю. Общаться с ребёнком. Как? – М.: ЧеРо, Сфера, 2003. – 240 с.
- Гогоберидзе А. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /А.Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунская. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 320 с.
- Гребельник С. Формирование у дошкольников абсолютного музыкального слуха // Вопросы психологии. – М., 1984. №2, с. 90-98.
- Домогацкая И. 90 поурочных планов по предметам «Развитие музыкальных способностей» и «Развитие речи». К учебному курсу для детей 3-5 лет. – М.: Классика-XXI, 2004. – 44 с.
- Домогацкая И. Программа по предмету «Развитие музыкальных способностей детей 3-5 лет» – в сб.: Авторские программы по предметам «Развитие музыкальных способностей детей 3-5 лет», «Сочинение», «Слушание музыки». – М.: ПРЕСС-СОЛО, 1998. – с. 3-38.
- Домогацкая И., Чустова Л. Программа-проект и методические рекомендации для преподавателей подготовительных групп детских музыкальных школ и школ искусств. – М.: ПРЕСС-СОЛО, 1998. – 38 с.
- Дьяченко О. Пути активизации воображения дошкольников // Вопросы психологии. – М., 1987. №1, с. 44-51.
- Евсеева Ю. До-ре-ми-фа-солька!: Музыкальная грамота в стихах и сказках для детей. – М.: Каро, 2009. – 96 с.
- Жакович В. Готовимся к музыкальному диктанту. – Ростов на Дону: Феникс, 2012. – 45 с.
- Зебряк Т. Музыкальная грамота в «сказках» и «сказочках». – М.: Кифара, 2007. – 88 с.
- Золина Е. Домашние задания по сольфеджио для 1 класса детских музыкальных школ. – М.: Престо, 2000. – 31 с.
- Золина Е. Справочник по музыкальной грамоте для I-IV классов ДМШ. М.: Престо, 1999. – 31 с.
- Калинина Г. Музыкальные прописи. – М.: Калинин, 2011. – 24 с.
- Калинина Г. Сольфеджио. Рабочая тетрадь. 1 класс. М.: Калинин, 2010. – 33 с.
- Камаева Т., Камаев А. Азартное сольфеджио. Иллюстративный и игровой материал (Ноты). Учебное пособие по сольфеджио и теории музыки. – М.: Владос, 2004. – 32 с.
- Камозина О. Неправильное сольфеджио, в котором вместо правил – песенки, картинки и разные истории. – М.: Феникс, 2010. – 96 с.
- Картавцева М. Сольфеджио XXI века. 1-4 классы ДМШ. – М.: Кифара, 1999. – 150 с.
- Князева Л. Музыкально-творческие задания для начинающих. Методические рекомендации для преподавателей детских музыкальных школ. – М., 1989. – 41 с.
- Кончаловская Н. Нотная азбука. – М.: Малыш, 1976. – 54 с.
- Королева Е. Музыка в сказках, стихах и картинках. Методические рекомендации для преподавателей ДМШ, ДШИ. – М.: Просвещение, 1988. – 79 с.
- Костина Э. «Камертон»: программа музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2006 – 223 с.
- Котляревская-Крафт М., Москалькова И., Батхан Л. Сольфеджио для подготовительных отделений ДМШ. Л.: Музыка, 1984. – 30. с.
- Крылова М. Мои первые нотки. – СПб.: Композитор, 2006. – 80 с.
- Левин В. Воспитание творчества. – М.: Знание, 1977. – 30 с.
- Лехина Л. Путешествие в страну интервалов. Учебно-игровое пособие. – М.: Классика-XXI, 2010. – 20 с.
- Макаревич Г., Джанагова Н. Прописи по сольфеджио. – М.: Ось-89, 2000. – 96 с.
- Макеева Л. Сольфеджио. Первый год обучения. Книга-тетрадь для детей. – М.: Харвест, 2007. – 208 с.
- Матвеева Р. Классическая музыка в системе развития и воспитания детей раннего возраста: вопросы теории и практики: автореф. дис. … канд. пед. наук. – М., 2008. – 23 с.
- Металлиди Ж., Перцовская А. Мы играем, сочиняем и поем. Сольфеджио для подготовительной группы. СПб.: Композитор, 2003. – 101 с.
- Минина Н. Давайте поиграем. – М.: Композитор, 1993. – 32 с.
- Обухова Л. Детская психология: теории, факты, проблемы. – М.: Тривола, 1995. – 357 с.
- Панова Н. Рабочая тетрадь и прописи по сольфеджио для дошкольников и учащихся 1 классов. – М.: Престо, 2008. – 39 с.
- Первозванская Т. Рабочая тетрадь по сольфеджио. 1 класс. – СПб.: Композитор. – 50 с.
- Поплянова Е. Кто стоит на трех ногах? Музыкальные загадки. – СПб.: Композитор, 2004. – 40 с.
- Прокошин Ю. Актуальные вопросы психологии развития музыкальных способностей детей в раннем возрасте (по материалам публикаций в США) // Культура и искусство за рубежом. Серия: Музыка. Экспресс-информация. Вып. 2. – М., 1988. – 19 с.
- Резникова Е. Музыкальные задачки. 1 класс. Рабочая тетрадь по сольфеджио для ДМШ и ДШИ. – Ярославль: Резников М.А., 2011. – 72 с.
- Сиротина Т. Ритмическая азбука. – М.: Музыка, 2007. – 95 с.
- Смирнова Т. Интенсивный курс по фортепиано. Учебное пособие Allegro. Беседа «Интерпретация». Серия «Воспитание искусством или искусство воспитания». – М.: Смирнова, 2008. – 368 с.
- Старчеус М. Слух музыканта. – М.: МГК, 2003. – 640 с.
- Стоклицкая Т. 100 уроков сольфеджио для самых маленьких. Части 1, 2. – М.: Композитор, 1999. – 167 с.
- Тургенева Э., Малюков А. Пианист-фантазер. Часть 1. – М.: Советский композитор, 1987. – 80 с.
- Тютюнникова Т. «Видеть музыку и танцевать стихи. Творческое музицирование, импровизация и законы бытия. – М.: Либроком, 2010. – 264 с.
- Фридман Л. Педагогический опыт глазами психолога: книга для учителя. – М.: Просвещение, 1987. – 224 с.
- Фриман Д. Как развивать таланты у ребёнка от рождения до 5 лет / Пер. с англ. – М.: ПРО, 1995. – 240 с.
- Фролова Ю. Сольфеджио. 1 класс. Учебное пособие. М.: Феникс, 2011. – 112 с.
- Фролова Ю. Сольфеджио. Подготовительный класс. Учебное пособие. М.: Феникс, 2011. – 104 с.
- Цейтлин Б. По ступенькам музыкальных знаний. Учебное пособие для учащихся подготовительных групп. – М.: Просвещение, 1994. – 47 с.
- Чустова Л. Гимнастика музыкального слуха. – М.: Владос, 2003. – 168 с.
- Шатковский Г. Развитие музыкального слуха. – М.: Амрита, 2010. – 208 с.
- Шплатова О., Шерстобитова В. Играй с нами. – М.: Феникс, 2008. – 32 с.