Игровые методики на уроках по основам теории музыки в ДМШ и ДШИ
Игровые формы работы как необходимое средство стимулирования познавательной активности на уроках по основам теории музыки в группах раннего эстетического развития
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igrovye_metodiki_na_urokah_po_osnovam_teorii_muzyki_v_dmsh_i_dshi.docx | 23.34 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
« Игровые методики на уроках по основам теории музыки в ДМШ и ДШИ»
ВВЕДЕНИЕ
Уважаемые коллеги, я хочу сказать вам, что тема моего методического доклада не нова. Я и сама в 2018 году обращалась к этой теме. Мой доклад тогда назывался: «Игровые формы работы как необходимое средство стимулирования познавательной активности на уроках по основам теории музыки в группах раннего эстетического развития». Но время не стоит на месте. Мы, преподаватели, постоянно накапливаем опыт: используем новый материал, от чего-то отказываемся, что-то видоизменяем. И сейчас я хочу с вами поделиться накопленным опытом за последние четыре года.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
В настоящее время среди проблем всё большее значение приобретают те, которые связаны с поисками путей повышения качества и эффективности целенаправленного воспитания и обучения в условиях современной экономики, духовной и культурной сферах нашего общества. Предпочтение в процессе поиска новых средств, факторов и методов организации воспитания отдаётся тем, которые, во-первых, многофункциональны по своему характеру; во-вторых, способствуют самореализации, самовыражению личности; в-третьих, интересны детям; в-четвёртых, органически вписываются в современные учебно – воспитательные системы. Все эти проблемы, так или иначе, относятся не только к основному, но и дополнительному образованию наших детей.
В настоящее время учащийся ДШИ и ДМШ должен обладать не только суммой определённых знаний, но и уметь применять теоретические сведения на практике. Как заинтересовать современного информированного ребёнка? На какие методики опереться? Как важно для детей, только начинающих учиться музыке, чтобы первые уроки поразили воображение своей эмоциональностью и увлекательной формой. На занятия, наполненные движением, музыкой, игрой, ребята идут с большим удовольствием, как на концерт или своеобразный праздник.
Предмет основы теории музыки играет огромную роль в становлении музыканта любой специальности. Является практической дисциплиной и направлен на развитие музыкальных способностей. Он вырабатывает у учащихся определённую систему знаний и навыков, необходимых для их последующей музыкальной деятельности.
Обучение на современном уровне предусматривает работу над развитием всех компонентов музыкальности: музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти, воображения, эмоциональной отзывчивости на музыку, эстетического вкуса. Предмет основы теории музыки объединяет различные виды музыкальной деятельности, активизирует развитие музыкального слуха, памяти, мышления.
В последние годы на уроках сольфеджио наряду с традиционными разделами учебной работы (развитие вокально – интонационных навыков, сольфеджирование, воспитание чувства метроритма, музыкальный диктант, воспитание музыкального восприятия) всё большее внимание уделяется воспитанию творческих навыков. Новые подходы к организации занятий по этому предмету позволяют сделать одну из самых трудных музыкальных дисциплин интересной, доступной, вопреки распространённому мнению о сольфеджио как о скучном, трудном и малоинтересном занятии.
В процессе обучения музыке особое значение имеет начальный период. Здесь закладываются основные навыки, которые должны обеспечить развитие юного музыканта. Перед преподавателем стоит важная задача увлечь ученика новыми музыкальными впечатлениями, заложить основы для развития любви и интереса к музыке, развивать в нём способность воспринимать музыку, проникать в её содержание и переживать её – это задача встаёт перед преподавателем с самого начала. Достижение этих целей позволит вызвать заинтересованность учащихся, что во многом облегчит решение всех последующих задач.
Сама музыкальная деятельность, особенно в дошкольном и младшем школьном возрасте, представляет огромные возможности для воспитания первоначальных навыков с помощью создания игровых ситуаций. Психолог Д.Узнадзе утверждал, что музыкальное обучение – это особая деятельность – не игра и не труд, но и то и другое. Очень важно, чтобы предмет сольфеджио не стал «собранием» отвлечённых, достаточно сложных и мало интересных законов, правил и понятий. Каждый урок должен трактоваться учителем и восприниматься учениками как урок музыки, урок о музыке. Процесс общения с музыкой является процессом её поэтапного познания. Такому подходу способствует структура школьных занятий по сольфеджио, их тематическая обусловленность. Темы представляют собой систему, выстроенную логически, от простого к сложному, с тенденцией поступательного восходящего движения.
Предмет сольфеджио как учебная дисциплина напрямую связан с психологической наукой. Базовые категории психологии, такие, как восприятие, внимание, память, мышление, должны быть постоянно в поле внимания преподавателя. Создание творческой атмосферы – важное условие любого урока. Именно в процессе творчества легче постигаются понятия, правила и законы музыкальной науки.
У большинства детей младшего возраста мотивационная готовность по отношению к учебно – познавательной деятельности ещё не сформировалась. Как правило, только к концу первого года обучения их мотивы с игровой деятельности постепенно перестраиваются на учебно – познавательную. В классе сольфеджио нет необходимости резко менять художественно – образную деятельность на учебно – познавательную, с формальным заучиванием музыкально – теоретических и терминологических сведений. Дети легко воспринимают условные формы, символы, сложные понятия, особенно если они могут опереться на наглядные и слуховые образы или даже на свой жизненный опыт. Богатое воображение легко дорисовывает недостающее. Большинство сведений, в особенности начальные музыкальные знания, можно и нужно излагать в игровой форме, с максимальным привлечением фантазии и активности самих учащихся.
Опыт многочисленных педагогов, психологов показал, что среди разнообразных форм, методов, приёмов воспитания и обучения, одним из наиболее эффективных способов воспитания и социализации личности является привлечение детей к активному участию в творческой деятельности, каким является игра. Младшим школьникам, и особенно дошкольникам, трудно понять приказы, запреты, призывы к долгу ученика, они не могут долго задерживаться на учебных задачах, им быстро надоедает однообразие. Они стремятся к игровой деятельности, которая требует от них сообразительности, внимания, учит выдержке, вырабатывает умение быстро ориентироваться и находить правильное решение. Во время игры ребёнок уже ни на что постороннее не способен отвлечься – игра поглощает его целиком. Кроме того, игра создаёт особую соревновательную атмосферу, в которой весь учебный материал усваивается быстрее и прочнее. Именно в игре ребёнок живёт наиболее яркой, интенсивной творческой жизнью.
Игровые ситуации на уроке, яркие наглядные пособия – всё это способствует тому, чтобы учёба не становилась скучной обязанностью и не отнимала у детей счастливого ощущения жизни. Наглядные пособия – это такие средства обучения, которые создают у детей необходимые зрительные представления для лучшего усвоения учебного материала, активизируют процесс запоминания. К ним относятся различные картины, рисунки, схемы. Они разнообразны по своему содержанию, способу изображения, технологии изготовителя, назначения. Использование наглядных пособий позволяет в простой, доступной детям игровой форме дать представление о музыке, её выразительных возможностей; научить различать разнообразную гамму чувств, настроений, переданную музыкой; активнее развиваются – ладовысотный слух, чувство ритма; у детей возникает интерес к музыке. Музыкальные задания, выполняемые с помощью наглядных пособий, значительно активизируют умственную деятельность ребёнка, развивают его самостоятельную музыкальную деятельность, которая приобретает творческий характер.
К таким наглядным пособиям можно отнести музыкально – дидактические игры, которые, воздействуя на ребёнка комплексно, вызывают у него зрительную, слуховую и двигательную активность, тем самым, расширяя музыкальное воспитание в целом. Игра – это постоянная и неизменная спутница детства, органически присуща детскому возрасту и при умелом руководстве со стороны взрослых, способна творить чудеса. Ленивого она может сделать трудолюбивым, незнайку – знающим, неумелого – умельцем. Словно волшебная палочка, игра может изменить отношение детей к тому, что кажется им порой слишком обычным, скучным, надоевшим. Дети любят на уроках не только узнавать всё новое, они любят также повторять то, что им уже знакомо и то, что хоть однажды принесло удовлетворение. Это свойство детской психики по наблюдениям специалистов, является основой успешного обучения.
Но игра на уроках сольфеджио не является самоцелью. Это не развлечение, а серьёзная, увлекательная, требующая полного духовного соучастия учащихся деятельность. При этом необходимо постоянно помнить о специфике музыкально – игровой деятельности младших школьников и дошкольников, которая заключается в том, что она подчинена единой учебной задаче – теме. На первом году обучения программа по предмету основы теории музыки предлагает довольно обширный перечень тем, которые необходимо пройти. Если на уроке по специальности весь новый материал подтверждается конкретными музыкальными примерами и игрой на инструменте, то предмет сольфеджио выглядит абстрактно. И здесь очень важно, буквально с первых шагов, заинтересовать ребёнка, не перегрузить его информацией, дать новый материал незаметно, в форме игры, сказки, загадки, ребуса.
Игра – как всегда это проблемная ситуация, требующая поиска, инициативы, творчества. Она идеально мобилизует эмоции ребёнка, его внимание, интеллект, повышает интерес к учёбе, психологически раскрепощает. Применение ярких наглядных пособий, использование музыкально – дидактических игр помогают пробудить чувство радости и удовольствия, развивают интерес и вкус к предметам музыкально – теоретического цикла в целом. Игра побуждает ученика к самостоятельной и добровольной работе, здесь самое главное слово – добровольной. Он играет сам, потому что ему так хочется. А так же во время игры никто не хочет быть хуже других. Дух соперничества, желание играть вместе со всеми, заставляют даже самых нерадивых повторить пройденное.
«Длительности»
Цель: познакомить детей с различными видами длительностей.
Задачи: дать понятие – длина звука, научить определять разные виды длительностей и счетать их длину.
Оборудование: планшет с длительностями и музыкальные инструменты по количеству детей.
«Музыкальная гусеница»
Цель: знакомство детей с ритмическим рисунком.
Задачи: научить определять количество длительностей в одном такте на соответствие заданного размера.
Оборудование: гусеница с ритмоблоками.
«Змейка»
Цель: определение на слух движения мелодии и лада.
Задачи: научить детей слышать, в каком направлении движется мелодия, уметь определять лад.
Оборудование: нарисованная гора, картинка со змейкой.
«Лесная полянка»
Цель: определить, сколько звуков слышит ученик в разных регистрах.
Задачи: подготовить слух ребенка к умению определять интервалы (летает и поет одна птичка или две).
Оборудование: лесная полянка на магнитной доске.
«Лесные жители»
Цель: определение на слух интервалов.
Задачи: научить детей слышать звуковую окраску интервала, сопоставлять ее с игровым образом.
Оборудование: лягушка, ежик большой и маленький, зайка большой и маленький, белка, лиса, тритон, олень и олененок, волк и волчонок, жираф.
«Музыкальные бусы»
Цель: определение на слух интервала и аккорда.
Задачи: развитье умение слышать, где звучит интервал и где звучит аккорд.
Оборудование: карточки с двумя и тремя бусами – по количеству детей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Всё, что нужно для того, чтобы они могли проявить свои дарования, - это умелое руководство со стороны взрослых. У каждого ребёнка есть способности и таланты. Просто кого-то из них не растормошили, недоучили, недоразвили. Нельзя упускать такой благодатный, с точки зрения развития способностей, детский возраст. Когда ребёнок наиболее открыт и восприимчив к чудесам познания, к богатству и красоте окружающего его мира, пока он не разучился удивляться лучику солнца, пробившемуся сквозь тучу, маленькой букашке на лепестке цветка и многому, многому другому, чему мы, взрослые, разучились радоваться.
Важнейшим средством познания для детей является игра. Хорошо известно, что игровой момент благотворно влияет на усвоение материала, оживляет урок и пробуждает у детей интерес к работе. Игра идеально мобилизует энергию ребёнка, его внимание и интеллект. Ученик получает возможность пережить в действии новые понятия, а не заучивать их в виде готовых формулировок.
Психологи убедительно доказали, что в сравнении с чистой логикой состояние эмоционального подъёма во много раз увеличивает степень запоминания материала. Рациональная и эмоциональная сфера ребёнка должны находится в равновесии, и действовать как единое целое.
Бесспорно утверждение, что игра имеет огромное значение в жизни детей. Применение игровых форм работы в обучении помогает малышам легче усваивать новые знания, заниматься с радостью и увлечением. Игровые формы, используемые на уроке, повышают заинтересованность детей. Это очень важно, так как ребёнка нельзя заставить работать, если он не хочет; единственный способ активизировать учебный процесс – заинтересовать. Но делать это надо через развитие всех качеств ученика с фиксированным положительным результатом, но без снижения требовательности.
Пробуждение интереса учащихся к обучению во многом достигается с помощью игровых приёмов. Вызывая какой-либо игрой заинтересованность детей, эмоциональный отклик на данный раздел урока, надо стремиться, чтобы этот ситуативный интерес перешёл в интерес к самой сути данного учебного действия, а не остался заинтересованностью лишь внешней формой игры.
Игровые методы обучения относятся к инновационным процессам педагогики, являются её здоровьесберегающим элементом, становятся средством активизации, улучшения качества процесса обучения, являются методами контроля знаний. Здоровьесберегающий эффект игрового обучения достигается благодаря заметному влиянию на эмоциональную сторону жизни ребёнка. Игра для ребёнка – радость, а в хорошем настроении лучше решаются любые поставленные задачи.