Методический доклад для семинара на тему: "Классическое музыкальное образование в ДШИ и ДМШ в условиях введения предпрофессиональных и общеразвивающих программ"

Батюта Елена Алексеевна

Доклад повествует о том - как сохранить классическое музыкальное образование в ДМШ и ДШИ в условиях введения в стране предпрофессиональных и общеразвивающих программ.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САФОНОВСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»

Методический доклад на  тему:

«Классическое музыкальное

образование в ДШИ и ДМШ

в условиях введения

предпрофессиональных и

общеразвивающих программ»

Подготовила преподаватель

Батюта Елена Алексеевна

г. Сафоново

октябрь 2023г.

Цель: 

привлечение внимания педагогов к вопросам правильного функционирования общеразвивающих и предпрофессиональных программ на платформе классического музыкального образования.

Задача:

заставить анализировать поставленную проблему.

ВВЕДЕНИЕ

Сегодня мы поговорим о концертмейстерстве  как о профессии  в целом, так и об особенностях этой работы в хоровом классе  в ДШИ и ДМШ.

Концертмейстерская деятельность, на самом деле, несколько недооценена, несмотря на то, что она порой бывает значительно ответственнее педагогической работы. Любое выступление солиста  на сцене проходит в ансамбле с концертмейстером, от мастерства которого в значительной мере зависит успех этого выступления. Подвижность, скорость реакции очень важны для профессиональной деятельности концертмейстера, который должен в ситуации, когда солист на сцене или на экзамене перепутал музыкальный текст, не останавливая исполнение, вовремя подхватить солиста и благополучно довести произведение до конца. Очень важна роль концертмейстера при работе с детьми, где ему приходится быть и аккомпаниатором, и внимательным педагогом, и чутким психологом, а также помощником и другом. Работая в тесном контакте с педагогом, концертмейстер может помочь ученику в овладении навыками игры в ансамбле, умении слушать других исполнителей, также особенно важно развить у ребенка музыкальную интуицию, исполнительское чутье и навыки логического  музыкального мышления. В реальной работе бывает достаточно сложно добиться от ученика правильного соотношения между содержанием произведения и техникой исполнения.  Для этого необходимы упорство ученика, чутье педагога и концертмейстера, что поможет ученику, преодолевая все трудности, вырасти в исполнительском мастерстве.

Специфика работы концертмейстера в ДШИ требует от него особого универсализма, мобильности, умения в случае необходимости переключиться на работу с учащимися различных групп и специальностей.

1. Суть концертмейстерской работы в ДШИ и ДМШ

Наличие профессионального концертмейстера  указано в ряду необходимых условий реализации учебной программы по хоровому пению на инструментальных и хоровых отделениях. Функции, выполняемые им, достаточно разнообразны. Основная часть его работы, это собственно музыкальное сопровождение программы, исполняемой  солистом, вокалистом или хором на уроках, зачетах,  концертах, экзаменах.  Для педагога по специальному классу концертмейстер – это правая рука, первый помощник и единомышленник в сфере реализации музыкальных планов и задумок. Для солиста (певца или инструменталиста), а также для руководителя хореографии – концертмейстер – реализатор его творческих идей; он и помощник, и друг,и наставник, и тренер, и педагог. Право на такую роль может иметь далеко не каждый концертмейстер – оно завоевывается авторитетом колоссальных знаний, постоянной творческой собранностью, настойчивостью, ответственностью в достижении нужных художественных результатов  при совместной работе с солистами, коллективами и в собственном музыкальном совершенстве. Деятельность акоомпаниатора-пианиста подразумевает обычно лишь концертную работу, тогда как понятие концертмейстер включает в себя нечто большее: разучивание с солистами их партий, умение контролировать качество их исполнения, знание их исполнительской специфики, понимание  причин возникновения трудностей в исполнении, а также  умение подсказать правильный путь к исправлению тех или иных недостатков.

Необходимым условием творческого процесса концертмейстера является наличие замысла и его воплощение. Реализация замысла органично связана с активным поиском, который выражается в раскрытии, корректировке и уточнении художественного образа произведения, заложенного в нотном тексте и внутреннем представлении. Для постановки интересных задач в музыкально-творческой деятельности концертмейстеру обычно бывает недостаточно знаний только по своему предмету. Необходимы глубокие познания в дисциплинах музыкально-теоретического цикла гармонии, сольфеджио, полифонии, истории музыки, анализа музыкальных форм, вокальной и хоровой литературы, педагогики. И все это – в их взаимосвязи.

Цель концертмейстера в том,  чтобы помочь исполнителю любой специальности в образно-эмоциональной форме выразить его собственное понимание музыкального произведения. В процессе музыкального восприятия у аккомпаниатора возникает такой исполнительский замысел, согласно заложенной  в основе нотного теста произведения музыкально-художественной идеи, содержащей определенную исполнительскую концепцию. Э та идея, как путеводная звездочка ведет концертмейстера к применению определенной совокупности исполнительских средств выразительности, способствующих наиболее полному раскрытию музыкального образа и содержания.

Хороший концертмейстер обязательно обладает особого рода вниманием, которое он должен уметь грамотно распределять между двумя руками и солистом (главным действующим лицом).В каждую секунду – контроль за тем – что делают пальцы, как используется педаль, слуховой контроль занят звуковым балансом, звуковедением у солиста, ансамблевое внимание  следит за воплощением единства художественного замысла. Такое напряжение внимания требует колоссальной затраты душевных и физических сил.

Воля и самообладание – качества, без которых также не обойтись концертмейстеру при возникновении музыкальных неполадок на сцене. Деятельность концертмейстера в ДШИ заключает в себе как творческую (художественную), так и педагогическую деятельность. На плечи концертмейстера ложится огромная нагрузка, ибо он должен достичь художественного единения всех компонентов, углубить художественный замысел и раскрыть его содержание.

Как мы видим, педагогические  и музыкально – творческие  навыки и умения необходимы  при работе с учащимися различных специальностей, таких, как вокалисты, хористы, хореографы, а  также в полной мере необходимы при работе с исполнителями на струнных смычковых и духовых инструментах.

Мастерство концертмейстера глубоко специфично. Оно требует от пианиста огромного артистизма, а также разносторонних музыкально-исполнительских дарований: владение роялем(как в техническом, так и в музыкальном плане),  владение ансамблевой техникой, знание основ певческого искусства, особенностей игры на различных инструментах, отличного музыкального слуха, специальных музыкальных навыков по чтению с листа, транспонированию различных партитур, а также умения импровизационной аранжировки на фортепиано.

Специфика концертмейстерской деятельности состоит также в том, чтобы найти смысл и удовольствие в том, чтобы быть не солистом, а одним из участников музыкального действия, причем, участником второплановым. Творческую индивидуальность проявляет лишь солист. Концертмейстеру же приходится приспосабливать свое видение музыки к исполнительской манере солиста, сохраняя при этом свой индивидуальный облик.

Концертмейстер на занятиях должен быть мобилен, гибко относиться к исполняемой фактуре, уметь пользоваться ее удобными вариантами(аранжировать). « Способность  подбирать сопровождение, аккомпанировать по слуху предполагает наличие у концертмейстера импровизационных умений» - подчеркивает Н.А.Крючков в своей статье.

Подбор по слуху аккомпанемента является не репродуктивным, а творческим процессом, особенно если концертмейстер не знаком с оригинальным нотным текстом подбираемого сопровождения. В этом случае он как бы создает собственный вариант фактуры, что требует от него самостоятельных музыкально – творческих действий и умений.

Концертмейстерская область музицирования предполагает владение как всем арсеналом пианистического мастерства, так и множеством дополнительных умений, таких как навык организовать  партитуру, «выстроить вертикаль». Выявить индивидуальную красоту солирующего голоса, обеспечить живую пульсацию музыкальной ткани,  дать дирижерскую сетку и т.д.Хороший концертмейстер должен обладать общей музыкальной одаренностью, воображением, умением охватить образную сущность и форму произведения, артистизмом, способностью образно, вдохновенно воплотить замысел автора в концертном исполнении.

Важным условием профессионализма является также наличие у концертмейстера исполнительской культуры, которая предполагает отражение его эстетического вкуса, широту кругозора, сознательное отношение к музыкальному искусству, готовность к музыкально – просветительской работе.

2. Особенности работы в младшем хоре

 Работа в любом хоровом классе не может обойтись без помощи концертмейстера.  Хороший концертмейстер -  это неотъемлемая часть хоровых занятий, а так же надежда и опора руководителя и дирижера хора.

Роль концертмейстера на уроках хора очень значительна. Он не только аккомпанирует хору на  уроках и концертах. В его функции входит также разучивание вокальных партий по голосам. Если потребуется, помощь дирижеру в распевании певцов хора, а также  во время сводных репетиций в хоре при подготовке к концертному выступлению.

Концертмейстеру необходимо  умение контролировать качество исполнения хористами музыкального произведения, подсказывать правильный путь к исправлению тех или иных недостатков. Для этого очень важно знать основы вокально – хоровых навыков, особенно таких,как певческое дыхание. Артикуляция и дикция, цепное дыхание, способы интонирования ступеней, способы звукоизвлечения(легато, стаккато), мягкая атака звука и т.д.

Знание основ дирижерской техники, таких  как «ауф-такт, точка, снятие звука,знание жестов, изображающих штрихи и оттенки в музыке,дирижерских сеток, дает возможность концертмейстеру играть «по руке» дирижера, «дышать» вместе с хором, оставаясь при этом в нужном темпе. Очень важно дослушивать окончания фраз, где хористы берут дыхание, «не наступать на хор».  Дальше необходимо стремиться к сильной         доле, не затягивая движение в музыке, ее темп.

Одно из тонкостей концертмейстерского мастерства – умение видеть боковым зрением руку дирижера. Это важно, например, в темповых отклонениях в хоровых произведениях, когда пианисту приходится смотреть то в ноты, контролируя при этом качество своего ансамбля с хоровым звучанием.

Умение играть «по руке» дает возможность идти за дирижером, ведя за собой весь хор. Тогда  хор, дирижер и концертмейстер становятся единым ансамблем, опора которого лежит на плечах концертмейстера.

Хоровое произведение чаще всего начинается со вступления, которое готовит детей к исполнению песни. Поэтому оно должно быть сыграно максимально выразительно, сразу в нужном характере и темпе. Перед вступлением хора желательно уйти на diminuendo. Обычно все вступления, проигрыши и заключения играются в более яркой звучности, чем остальной музыкальный материал. Поэтому на вступление хора можно взять левую педаль, что поможет лучшему звуковому балансу между фортепиано и хором. Все проигрыши не нужно затягивать. Их нужно играть с еще большим движением к хоровой партии. Этот прием укрепляет форму произведения, создает непрерывное сквозное развитие, сохраняя целостность хорового произведения. В работе концертмейстера часто встречаются такие задачи, как импровизация вступления, отыгрышей, заключения, варьирования фортепианной фактуры аккомпанемента при повторении куплетов.

Бывает, что при разучивании детских или народных песен партитура не имеется нот с полной фактурой аккомпанемента. Это может быть просто мелодия с аккордовой цифровкой или просто одноголосная мелодия, подобранная с помощью диска, кассеты или через интернет. В этом случае желательно подобрать сопровождение по слуху. В качестве образца может быть фортепианная фактура аналогичного по стилю и характеру хорового произведения данного композитора. Такой метод сочинения фортепианного сопровождения позволяет сохранить стиль композитора, полнее передать художественный образ. Можно создать и собственный вариант фактуры. Но для этого необходимо освоить фактурные формулы сопровождения мелодий.

Умение комбинировать фактуру в одной песне – показатель качества аранжировки. Желательно, чтобы в одной песне было использовано не более двух видов фактур: одна – для запева, другая – для припева. Это дает возможность не перегружать фортепианное сопровождение. Гибкое отношение к фактуре, умение ее аранжировать – одна из задач концертмейстера хора младших классов. Учащиеся младшего школьного возраста еще не могут самостоятельно чисто петь свою партию без поддержки аккомпанемента. Поэтому, очень часто приходится буквально «вкрапливать» мелодию и 2-й голос, если он есть, в партию аккомпанемента.Таким образом, подбор аккомпанемента по слуху, аранжировка фактуры сопровождения являются творческим процессом, требующим от концертмейстера самостоятельных музыкально – творческих действий.

На специфике работы концертмейстера я не буду останавливаться. Она такова же, что и при работе всех концертмейстеров. И об этом я говорила ранее.

Нет задачи благороднее, чем совместно с педагогом – руководителем младшего хора приобщать учащихся к миру прекрасного, прививать им навыки правильного хорового пения, такого необходимого в наше компьютеризированное время.

3. Заключение

Концертмейстер в ДШИ и ДМШ – это педагог и аккомпаниатор одновременно, мастерство которого глубоко специфично. Он должен быть грамотным музыкантом и неравнодушным человеком. Работа профессионального концертмейстера  невозможна без доли артистизма.  Конечно же, он должен любить свою профессию и детей. Так же необходимо обладать большой суммой профессиональных умений и навыков, многосторонними знаниями по предметам гармонии, сольфеджио, полифонии, истории музыки и анализа музыкальных произведений, вокальной и хоровой литературы, возрастной психологии,  детской музыкальной педагогики;  владеть различными методиками обучения детей, а также выработать свою определенную педагогическую технологию, соответствующую требованиям современного гуманно – личностного обучения.

Список литературы

1.)  Воскресенская Т. Заметки о чтении с листа в классе аккомпанемента.//О мастерстве ансамблиста. Сб. научных трудов. – Л.: Изд.-во ЛОЛГК, 1986. – стр. 31.

2.) Крюков Н. Искусство аккомпанемента как предмет обучения. – М,: Музыка, 1961.

3.)Кубанцева Е.И. Процесс учебной работы концертмейстера с солистом и хором//Музыка в школе.-2001. - №2. – стр.72-75.

4.) Кубанцева Е.И. Концертмейстерство – музыкально-творческая деятельность//Музыка в школе. – 2001 - №2. – стр. 38-40.

5.) Михайлов И. Вопросы восприятия и рационализации фактуры в фортепианных аккомпанементах//О мастерстве ансамблиста. Сб. научных трудов. Отв. Ред. Т.Воронина. – Л.: Изд.-во ЛОЛГК. 1986. – стр. 59-73.

6.) Подольская В.В. Развитие навыков аккомпанемента с листа//О работе концертмейстера/Ред. – сост. М. Смирнов./Музыка. 1974. – стр.88-110.

7.) Шендерович. Е.М. В концертмейстерском классе: Размышления педагога. – М.: Музыка. 1996.