Открытый урок по дисциплине «Специальный инструмент» «Фортепиано»
Индивидуальное занятие по дисциплине «Специальный инструмент» из раздела программы 2-го класса «Развитие музыкально-слуховых представлений. Работа над образом»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_2023.docx | 25.68 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ
Открытого урока по дисциплине «Специальный инструмент» «Фортепиано»
23.01.2023 г
Тема: «Работа над образным содержанием пьесы».
Год обучения | 2 |
Возраст | 8 лет |
Ф.И. обучающегося | Колотвина Ксения |
Общая характеристика занятия:
индивидуальное занятие по дисциплине «Специальный инструмент» из раздела программы 2-го класса «Развитие музыкально-слуховых представлений. Работа над образом»
Место учебного занятия в системе обучения:
-умения, являющиеся ступенью для дальнейшего развития ученика в художественном - исполнительском направлении;
-ключевое занятие, позволяющее закрепить ранее приобретённые навыки.
Степень сложности занятия:
Высокая.
Цель учебного занятия:
Активизировать максимально творческие фантазии и образное мышление обучающегося с помощью освоения музыкально-технических навыков.
Задачи:
Обучающие:
- проработать штриховые особенности пьесы, ритмический план и динамические оттенки в произведении;
- проработать и закрепить приёмы звукоизвлечения, соответствующие образным характеристикам произведения.
Развивающие:
- закрепить навык самостоятельного анализа изучаемого произведения;
- расширить представление обучающегося о тембровом разнообразии фортепиано.
Воспитательные:
- вызвать интерес к творчеству русских и советских композиторов;
- углубить интерес обучающегося к русскому народному фольклору и русской музыке.
Форма учебного занятия:
Урок.
Тип учебного занятия:
- комбинированный урок
Форма организации работы:
- индивидуальная.
Оборудование
- фортепиано
- компьютер
- репродукции картин И.Я.Билибина
Методы обучения:
Практический
Наглядно-слуховой
Словесный
Творческий(своё отношение к исполнению)
Репродуктивный
Технологии:
Коммуникативно-диалоговая
Компьютерная (частично)
Материально-техническое оснащение занятия
Оборудование
Учебная аудитория(класс) - 15кв.м.
Портрет композитора С. Майкапара.
Фортепиано.
Технические средства:
ноутбук
флешка
Интернет-ресурсы: YouTube, muzike.ru; http://school-collection.edu.ru
http:// www.sonata-etc.ru; nsportal.Ru
Структура учебного занятия:
№п\п | Содержание | Время |
I. | Орг. момент | 2 мин |
II. | Основная часть | 28 мин |
2.1. | Теоретическая часть
| 8 мин |
2.2. | Практическая часть
| 20 мин |
III. | Закрепление материала
| 10 мин |
Краткая характеристика ученицы
Колотвина Ксения поступила в ДШИ №9, обладая хорошей музыкальной памятью, хорошим слухом и чувством ритма.
Во время проведения учебных занятий и в процессе работы над музыкальными произведениями, показывает восприимчивость к указаниям педагога, активна в стремлении воплотить свою творческую фантазию, посредством приобретаемых навыков и умений работать на инструменте. Активно участвует в концертных мероприятиях ДШИ и классных концертах.
Ход учебного занятия
Орг. момент
Проверка готовности ученицы к уроку
Основная часть:
Теоретический раздел учебного занятия:
Понятие «Музыкальный сказочный образ».
«Музыкальный сказочный образ» – сказочное содержание, воплощённое в музыкальных звуках.
Практическая часть
- проверка домашнего задания: исполнение ученицей пьесы А. Майкапара «Маленькая сказка»
- слушание пьесы по YouTube С. Майкапара «Маленькая сказка» в исполнении Юлии Клепаловой;
- сравнительный анализ художественного содержания и музыкальных характеристик сказочных образов этого произведения;
- определение характеристики музыкального сказочного образа;
- слушание сказки «Про Емелю - дурака». Устное сочинение музыкальной пьесы по прослушанной сказке с определение характера музыки и средств выразительности
- слушание пьесы современного композитора Коровицына «Емеля на печи едет».
- анализ используемых композитором средств выразительности для создания сказочного образа в прослушанном произведении;
- работа над фразировкой и средствами выразительности в пьесе «Маленькая сказка» с самоконтролем и самоанализом используемых пианистических средств музыкальной выразительности.
Педагог обращает внимание на характер звукоизвлечения:
- первая часть по характеру спокойная, повествовательная. Затем таинственная. Здесь композитор использует в основном высокий и частично средний регистры фортепиано. Ученица самостоятельно подбирает штрихи для создания сказочного образа.
(Образам соответствует здесь единственный штрих «legato», с помощью которого создаётся соответствующее настроение первой части. И звучание здесь прозрачное, похожее на звучание флейты. И всё исполняется «piano» с постепенным «crescendo» и «diminuendo»).
Преподаватель направляет работу по созданию прозрачного звучания. Для этого необходимо использовать более острое прикосновение кончиков пальцев.
(Преподаватель демонстрирует различные приемы звукоизвлечения, а ученица подбирает необходимый приём звукоизвлечения, характерный для данного сказочного образа).
Исполнение первой части с использованием штриха «legato» с постепенным нарастанием и угасанием звучания, добиваясь прозрачного таинственного характера.
Анализ используемых композитором музыкальных средств, с помощью которых раскрываются сказочные образы. В каком регистре начинается сказка? В верхнем регистре, таинственно. Здесь используется прозрачный тембр фортепиано. Это в пределах 2-й и 3-й октавы. Похоже на звучание флейты.
Анализ регистрового диапазона, возможности которого использует
композитор, чтобы показать, различные контрастные сказочные образы.
(Здесь используются средний и нижний регистры и более глубокие тембры).
- Работа над характером в средней части?
Совместный ученика и педагога анализ нотного текста.
Здесь изображается битва Добра со Злом. Какими музыкальными средствами изображается битва?
- С помощью пунктирного ритма и штриха «staccato». И очень энергично, на «forte».
Работа над точным исполнение сложного для ученика 2 года обучения пунктирного ритма и требуемых штрихов.
Выполнение упражнений для раскрепощения мышц спины. Прохлопывание пунктирного ритма. Пропевание главной интонации с точным ритмическим рисунком.
Работа отдельными руками с точной аппликатурой, с четким качественным звукоизлечением.
Ученица анализирует свое исполнение, добиваясь нужного звучания.
Исполнение средней части двумя руками, вслушиваясь в ритм и качество звукоизвлечения.
- Третья часть произведения.
Анализ представленных картин русского художника И.Я. Билибина к сказкам "Царевна-лягушка", "Перышко Финиста-Ясна Сокола", "Василиса Прекрасная". Анализ линий и цвета, используемых художником для создания сказочных образов.
Слушание третьей части в исполнении педагога. Анализ изменений музыкального образа, по сравнению с первой частью.
Работа ученика над созданием образа.
- Просмотр на компьютере фрагмента из мультфильма «Про Емелю дурака». Анализ изобразительных средств последних сцен сказки.
- Раскрытие педагогом возможностей инструмента фортепиано для создания образов. Исполнение пьесы целиком; определение музыкальных средств выразительности (тембр, ритм, динамика, регистры, педализация и др). Анализ формы музыкального произведения и определение ученицей логичность использования трехчастной формы в данном произведении.
Закрепление материала
Ученица сама дает понятие музыкального сказочного образа : это сказочное содержание, воплощённое в музыкальных звуках.
Итоговое исполнение пьесы «Маленькая сказка» с учетом выполненной на уроке работы:
- технические наработки;
- звукоизвлечение;
- использование определенных средств музыкальной выразительности.
Обучающаяся старается выразительно и с учётом всех замечаний исполнить всю пьесу от начала до конца. По окончании исполнения самостоятельно определяет недостатки и пути работы над совершенствованием фортепианного исполнения пьесы .
Самооценка уровня работы на уроке.
Совместно в педагогом отмечаются важные моменты, на которые необходимо обратить внимание самостоятельной домашней работе.
Для пополнения слухового багажа дается задание по пополнению музыкальной копилки- найти пьесы сказочного характера у композиторов С. Слонимского, П.И. Чайковского и М.И. Глинки (подготовка к написанию проекта).
Педагог дополнительного образования Е.В. Афанасьева