Открытый урок по дисциплине «Специальный инструмент» «Фортепиано»

Индивидуальное занятие по дисциплине «Специальный инструмент» из раздела программы 2-го класса «Развитие музыкально-слуховых представлений. Работа над образом»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_2023.docx25.68 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ

Открытого урока по дисциплине «Специальный инструмент» «Фортепиано»

23.01.2023 г

Тема: «Работа над образным  содержанием пьесы».

Год обучения

2

Возраст

8 лет

Ф.И. обучающегося

Колотвина Ксения

        Общая характеристика занятия:            

индивидуальное занятие по дисциплине «Специальный инструмент» из раздела программы 2-го класса «Развитие музыкально-слуховых представлений. Работа над образом»

        Место учебного занятия в системе обучения:

-умения, являющиеся ступенью для дальнейшего развития ученика в художественном - исполнительском направлении;

-ключевое занятие, позволяющее закрепить ранее приобретённые навыки.

        Степень сложности занятия:     

Высокая.

        Цель учебного занятия:

Активизировать максимально творческие фантазии и образное мышление  обучающегося с помощью освоения музыкально-технических навыков.

        Задачи:

        Обучающие:

  • проработать штриховые особенности пьесы, ритмический план и динамические оттенки в произведении;  
  • проработать и закрепить приёмы звукоизвлечения, соответствующие образным характеристикам произведения.

 

        Развивающие:

  • закрепить навык самостоятельного анализа изучаемого произведения;
  • расширить представление обучающегося о тембровом разнообразии фортепиано.

        Воспитательные:

  • вызвать интерес к творчеству русских и советских композиторов;

  • углубить интерес обучающегося к русскому народному фольклору и русской музыке.

        Форма учебного занятия:         

        Урок.

        Тип учебного занятия:                

  • комбинированный урок

        Форма организации работы:   

  • индивидуальная.

Оборудование        

  • фортепиано
  • компьютер
  • репродукции картин И.Я.Билибина

Методы обучения:

Практический

Наглядно-слуховой  

        Словесный

        Творческий(своё отношение к исполнению)

        Репродуктивный

        

Технологии:

        Коммуникативно-диалоговая

        Компьютерная (частично)

Материально-техническое оснащение занятия

        Оборудование

        Учебная аудитория(класс) - 15кв.м.

        Портрет композитора С. Майкапара.

        Фортепиано.

         

        Технические средства:

        ноутбук

        флешка

        Интернет-ресурсы:     YouTube,  muzike.ru;     http://school-collection.edu.ru

         http:// www.sonata-etc.ru;    nsportal.Ru

        Структура учебного занятия:

№п\п

Содержание

 Время

I.

Орг. момент

2 мин

II.

Основная часть

28 мин

2.1.

Теоретическая часть

  • знакомство с темой, целью и задачами
  • понятие «музыкальное содержание произведения»  

8 мин

2.2.

Практическая часть

  • последовательная работа над художественным    содержанием музыкального произведения
  • выполнение здоровьесберегающих упражнений

20 мин

III.

Закрепление материала

  • итоговое исполнение произведения
  • самоанализ и итоговый анализ урока
  • домашнее задание

10 мин

Краткая характеристика ученицы

Колотвина Ксения поступила в ДШИ №9, обладая хорошей музыкальной памятью, хорошим слухом и чувством ритма.

Во время проведения учебных занятий и в процессе работы над музыкальными произведениями, показывает восприимчивость к указаниям педагога, активна в стремлении воплотить свою творческую фантазию, посредством приобретаемых навыков и умений работать на инструменте. Активно участвует в  концертных мероприятиях ДШИ и классных концертах.

Ход учебного занятия

Орг. момент 

Проверка готовности ученицы к уроку

Основная часть:

        Теоретический раздел учебного занятия:

        Понятие «Музыкальный сказочный образ».

        «Музыкальный сказочный образ» – сказочное содержание, воплощённое в музыкальных звуках.

        Практическая часть

  • проверка домашнего задания: исполнение ученицей пьесы А. Майкапара «Маленькая сказка»
  • слушание пьесы по YouTube С. Майкапара «Маленькая сказка»  в исполнении Юлии Клепаловой;
  •  сравнительный анализ художественного содержания и музыкальных характеристик сказочных образов этого произведения;
  • определение характеристики музыкального сказочного образа;
  • слушание сказки «Про Емелю - дурака». Устное сочинение музыкальной пьесы по прослушанной сказке с определение характера музыки и средств выразительности
  • слушание пьесы современного композитора Коровицына «Емеля на печи едет».
  • анализ используемых композитором средств выразительности для создания сказочного образа в прослушанном произведении;
  • работа над фразировкой и средствами выразительности в пьесе «Маленькая сказка» с самоконтролем и самоанализом используемых пианистических средств музыкальной выразительности.

Педагог обращает внимание на характер звукоизвлечения:

-  первая часть по характеру спокойная, повествовательная. Затем таинственная. Здесь композитор использует в основном высокий и частично средний регистры фортепиано.  Ученица самостоятельно подбирает штрихи для создания сказочного образа.  

(Образам соответствует здесь единственный штрих «legato», с помощью которого создаётся соответствующее настроение первой части. И звучание здесь прозрачное, похожее на звучание флейты. И всё исполняется «piano» с постепенным «crescendo» и «diminuendo»).

Преподаватель направляет работу по созданию прозрачного звучания. Для этого необходимо использовать более острое прикосновение кончиков пальцев.  

(Преподаватель демонстрирует различные приемы звукоизвлечения, а ученица подбирает необходимый приём звукоизвлечения, характерный для данного сказочного образа).

Исполнение первой части с использованием штриха «legato» с постепенным нарастанием и угасанием звучания, добиваясь прозрачного  таинственного характера.

Анализ используемых композитором  музыкальных средств, с помощью которых раскрываются сказочные образы. В каком регистре начинается сказка? В верхнем регистре, таинственно. Здесь используется прозрачный тембр фортепиано. Это в пределах 2-й и 3-й  октавы. Похоже на звучание флейты.

        Анализ регистрового диапазона, возможности которого использует

композитор, чтобы показать, различные контрастные сказочные образы.

(Здесь используются средний и нижний регистры и более глубокие тембры).

  • Работа над характером  в  средней части?

Совместный ученика и педагога анализ нотного текста.

Здесь изображается битва Добра со  Злом. Какими музыкальными  средствами изображается битва?

- С помощью пунктирного ритма и штриха «staccato». И очень энергично, на «forte».

Работа над точным исполнение сложного для ученика 2 года обучения пунктирного ритма и требуемых штрихов.

Выполнение упражнений  для раскрепощения мышц спины. Прохлопывание пунктирного ритма. Пропевание главной интонации с точным ритмическим рисунком.

Работа отдельными руками с точной аппликатурой, с четким качественным звукоизлечением.

Ученица анализирует свое исполнение, добиваясь нужного звучания.

Исполнение средней части двумя руками, вслушиваясь в ритм и качество звукоизвлечения.

  • Третья часть произведения.

Анализ представленных картин русского художника  И.Я. Билибина к сказкам "Царевна-лягушка", "Перышко Финиста-Ясна Сокола", "Василиса Прекрасная". Анализ линий и цвета, используемых художником для создания сказочных образов.

Слушание третьей части в исполнении педагога. Анализ изменений музыкального образа, по сравнению с первой частью.

Работа ученика над созданием образа.

  • Просмотр на компьютере фрагмента из мультфильма «Про Емелю дурака». Анализ изобразительных  средств   последних сцен сказки.

        

  • Раскрытие педагогом возможностей инструмента фортепиано для создания образов. Исполнение пьесы целиком; определение музыкальных средств выразительности (тембр, ритм, динамика, регистры, педализация и др).  Анализ формы музыкального произведения и определение ученицей  логичность использования трехчастной формы в данном произведении.  

Закрепление материала

Ученица сама дает понятие музыкального сказочного образа : это сказочное содержание, воплощённое в музыкальных звуках.

Итоговое исполнение пьесы «Маленькая сказка» с учетом выполненной на уроке работы:

  • технические  наработки;
  • звукоизвлечение;
  • использование определенных средств музыкальной выразительности.

 Обучающаяся старается выразительно и с учётом всех замечаний исполнить всю пьесу от начала до конца. По окончании исполнения самостоятельно определяет недостатки и пути работы над совершенствованием фортепианного исполнения пьесы .

        Самооценка уровня работы на уроке.

        Совместно в педагогом  отмечаются важные моменты, на которые  необходимо обратить  внимание   самостоятельной домашней работе.  

Для пополнения  слухового  багажа  дается задание по пополнению музыкальной копилки- найти пьесы  сказочного характера  у  композиторов С. Слонимского, П.И. Чайковского и  М.И. Глинки (подготовка к написанию проекта).

Педагог дополнительного образования                               Е.В. Афанасьева