Разработка опыта работы кружка "Донские напевы".

Кравцова Елена Александровна

В сообщении представлен опыт работы и разработки занятий и выступлений вокального кружка "Донские напевы".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_kravtsovoy_e.a._donskaya_kazachya_pesnya.docx907.98 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                                    «ДОНСКАЯ КАЗАЧЬЯ ПЕСНЯ»

         Разработка занятия кружка «Донские напевы» МБОУ СОШ №24

                                                                                 учитель Кравцова Е.А.

                                       «Если вы услышите, как кто-то запел казачью песню, да  еще стройно и свободно, эта песня становится частью вашей жизни, даже если по происхождению вы не казак. Такое чувство единения возникает, причем, с   какими-то интересными, сильными, красивыми предками, с какой-то очень значительной культурой и историей. Это вас охватывает целиком, и вы уже не можете не изучать эту культуру, не пробовать воспроизводить эту сочную, яркую традицию», — писал фольклорист, знаток и собиратель казачьих песен А.С. Кабанов.

         C:\Users\123\Desktop\Соловушка\0_25b255_80bd3c9e_orig.jpg 

         Учитель: Самая крупная жемчужина в сокровищнице донских казаков - это донской фольклор. На Дону не возникло новых жанров устного народного творчества. Однако жанры общерусского фольклора получили здесь. оригинальное развитие. Фольклор донских казаков нередко называют фольклором ремесленников военного дела. Действительно, в нём много походных, военных песен, отличающихся суровостью напева. Но и лирических песен (любовных, семейных, гулебно-плясовых, охотничьих хороводных и др.) - тоже немало.

 Свои чувства казаки выражали и песенном фольклоре. Истоки донской казачьей песни уходят в глубь столетий. В песнях рассказывалось о героях-донцах, прославивших себя на ратном поле. Казаки испокон веков со страстной любовью относились к главной своей реке - Дону, к щедрой природе родного края. Самый уважаемый и любимый герой казачьей песни - Тихий Дон. Символ вольной жизни, батюшка-кормилец. Сколько песен сложено о Доне - казачьей реке? А как он уважительно величается:

        Ой, ты батюшка наш,

        Славный тихий Дон.

        Дон - кормилец наш,

        Дон Иванович!

        Про тебя лежит слава добрая,

        Слава добрая, речь хорошая

        Песня родится там, где много солнца. Где по склонам гор или по крутому нагорному берегу реки растут виноградные сады. Где осенью давят вино. Где не смолкают веселые хороводы. Где нарядны и красивы девушки. Жарки их поцелуи. Смела их поступь. Там хмель вина и любви хмель. Там задорная и музыкальная песня тянет к лихим пляскам.

Разучивание песни «Как у нас было на Дону»

           Как у нас было на Дону,  как у нас было на Дону,

           На дону, на Дону на дону, на дону на Дону на Дону.

           Да в Черкасском городу, да в Черкасском городу,

           Городу, городу, городу

           Городу, городу, городу… C:\Users\123\Desktop\Соловушка\3.jpg

      О казачестве:

1 ученик:

 Бог не без милости, казак не без счастья (повезёт, будь в надежде)

Донская земля дармоедов не кормит (на Дону трудом будешь сыт)

Как ложкой, так и шашкой (и за столом, и в сражении горазд)

Донской казак честь не кинет, хоть головушка сгинет (честь ему дороже жизни)

На Дону что ни хутор, то своя запевка (в каждом хуторе всё по-своему)

2 ученик:

 Не атаман при булаве, а булава при атамане (личные качества важнее причастности к власти)

Без атамана казак сирота (атаман казаку как отец родной)

Без атамана дуван не дуванят ,(без старшего серьёзные дела не делаются)

Атаманом быть – уряд держать (задача старшего – поддерживать порядок)

Была бы голова, будет и булава (если есть разум – обязательно выйдешь в люди)

3 ученица:

 Кому булава в руки, а кому – костыль (кто на что способен)

Казак в беде не плачет (слова поддержки стойкости духа)

Казаки, что дети: и много поедят, и малым наедятся (привычка к неприхотливой воинской жизни)

Казаки никому не кланяются (казачество любит свободу и волю)

Господа старики – первейшие казаки (старшим – уважение и почёт)

4 ученица:

Что ни казак, то с Дону (среди казаков донцов больше других)

Казак от Дона повёлся (место их происхождения)

Слава казачья, да жизнь собачья (нелегка жизнь казака)

Казак за казака горой стоит ( братство казачеству присуще)

5 ученица:

Кому Дон тих, а кому – лих (своим на Дону хорошо, врагам – туго)

Казан проверяют по звону, а казака – по слову (слово казака крепко)

Казак из пригоршни напьётся, на ладони пообедает (неприхотлив)

Либо грудь в крестах, либо голова в кустах (решился действовать)


 6 ученица:  

        Еще родится песня там, где сурова и долга зима. Люты степные бураны и пурги. Долги темные зимние ночи, где сердце жалуется на тяжелую борьбу с природой. Запевает песню человек от лютой тоски расставанья с родными, близкими и милыми; от скучной жизни в чужой, дальней стороне, от невозможности иначе, как песней - стонами тоскующей души,- перекинуться мыслью с теми, кто где-то дома так же тоскует по тебе.

   Учитель:

       Радостный хмель подвига и военной победы родит лихую песню героев. Так, пять веков тому назад родилась казачья песня. Разная, и по-разному звучит она в разных войсках.
Их много, песен казачьих. Несколько тысяч. В этих песнях горела казачья душа. В них вспоминал казак свое прошлое. Воспевал героев. В исполнении казачьих песен, следует сказать, что преобладала мужская традиция. Самым ценным в казачьей песне является этническое начало, уникальная разветвленная многоголосая фактура, летящий дискант.

   

       Основу песенного репертуара казаков составляли песни, созданные ими самими: об их делах и боевых подвигах, о волновавших социальных проблемах. К их числу относятся песни о Ермаке, Разине, Некрасове, Платове, о борьбе казаков с турками и татарами.

       

     «У казаков знаете какая песня — бесконечная», — говорят в народе. Протяжная и напевная. Тон задают казаки. Основа казачьей традиции — мужское многоголосие. Женские голоса, как и в казачьей жизни, — на вторых ролях. Украшают вокалом суровые былины, баллады, исторические и лирические песни, распетые по-казачьи Помутневший, взволновавшийся, возмущенный, помелевший, скованный берегами Дон, служит в песнях символом неудачного похода, гибели казаков, возмущения народных масс.

              Работа над песней «Дон ты вольный»

             Дон ты вольный, Дон раздольный,

             Дон крутые берега

             Дон ты вольный Дон раздольный ,

             Дон  крутые Берега…

      7 ученица:    

          Одним из самых любимых героев песен исторического цикла был атаман Матвей Иванович Платов, Он родился в стольном казачьем городе Черкасске, с четырнадцати лет начал боевую деятельность, дослужившись от простого казака до полного генерала и графа Российской империи.

 Мы знаем, что основателем нашего города Новочеркасска является Матвей Иванович Платов и произошло это в 1805 году.

Когда в сентябре 1812 года русские оставили Москву (это были горькие и тяжелые дни для  России) Платов издал приказ, который гласил, что за казака или другого воина, который возьмет в плен или убьет Наполеона, он отдаст замуж свою младшую дочь, красавицу Марию. В этот же период вышла гравюра с изображением дочери атамана, под которым шла надпись: «Из любви к отцу отдам руку, из любви к Отечеству отдам сердце». Поэтому до сих пор в казачьих станицах можно услышать песню:

               

               Слава Платову-герою!

               

               Победитель был врагам!

               

               Победитель был врагам!

             

               Слава донским казакам!

   

8 ученица:          

           Но казаки пели не только походные исторические песни, рассказывающие о подвигах отцов и дедов, но исполняли («играли») также веселые, игровые песни.

         

         Вечной спутницей женского рукоделия была женская лирическая песня. Долгими зимними вечерами при свете лучины, свечи, а потом и керосиновой лампы, казачки шили и вязали необходимые для семьи вещи. И помогала им в этой работе прекрасная женская лирическая песня, главной темой которой была любовь, ожидание мужа с войны или со службы:

        Исполнение песни «Любимый мой» учащейся Коваленко Викторией. 

D:\материалы для партфолио\Фото0195.jpg           

           

            Песня сопровождала казака в течение всей его жизни. Лежа в колыбели, он слушал песни матери, подрастая, жил в атмосфере песен, которые про подвиги казаков пел ему дед. И как-то само собой происходило, что казак и сам начинал петь или, как у казаков говорят, «играть» песни. Когда у одной казачки спросили, почему песни «играют», а не поют, она ответила, что понятие петь песни связано с пением по нотам, а вот «играть» песни — это то, что идет от души и сердца, то, чему они научились от своих дедов, бабушек и родителей.

                   Слушание песни «Ой при лужке при лужке».