Ранний опус романсов С.В. Рахманинова

Назарова Дарья Владимировна

Краткое описание романсов Рахманинова, об истории их возникновения, к стихам каких поэтов сочинял С.В. Рахманинов музыку. Более подробный разбор романса ор.8 № 4 " Полюбила я на печаль свою"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ranniy_opus_romansov_s.v._rahmaninova.doc55.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Сложный многовековой путь интенсивного развития русского музыкального искусства, приведший в конце XVIII века к формированию русской национальной композиторской школы, вступил в XIX и начале ХХ столетия в эпоху, которую сегодня называют классическим периодом. Именно тогда, с особой яркостью проявилась характерная черта русской музыки – «единство в многообразии»: здесь и неповторимость индивидуального стиля различных композиторов, и, в тоже время, общая линия их творческого метода устремленности к реалистическому отражению жизни. Необходимо отметить огромный круг явлений, которые находили свое воплощение в художественном, музыкальном творчестве композиторов. Они исключительно разнообразны: вопросы истории и проблемы современности, глубокий анализ внутреннего мира человека, чаяния многострадального русского народа, отражение быта и природы, сочетание исконно русских тем и образов с многосторонним восприятием мировой культуры, и чуткостью к народно-национальному не только своей страны, но и других наций.

В русском классическом музыкальном наследии одно из ведущих мест принадлежит романсу, как одному из самых демократичных жанров, самому разнообразному и богатому по образности и тематике. Его появление связано с самым ранним начальным этапом формирования русской классики. Романс становится своего рода творческой лабораторией для ряда профессиональных русских композиторов. В этом жанре они оттачивают свой стиль, музыкальный язык, ищут яркие темы и пробуют новые образы. Очевидно, что именно вокальные жанры - песни, романсы, ансамбли, оказали влияние и на другие виды творчества. Эти жанры обладали наибольшими возможностями воздействия на массы, несли в себе наибольший потенциал демократичности. Как одну из характерных черт вокального жанра музыкальной классики, следует назвать и связь этого  жанра с другими видами художественного творчества: литературой, живописью, театром. Это выявляется и в обращении композиторов к образам литературы и других видов искусств, в поисках программ или сюжетов для музыкальных сочинений, и в близости их принципов драматургии, и в жанровых решениях воплощаемых тем и образов. Можно говорить и об общих чертах самого облика музыканта, эпохи развития русского классического музыкального искусства. В большинстве случаев ему свойственны «ренессансные» черты: многогранность проявления его натуры, интерес к различным сторонам жизни, культуры. Ведь композитор выполнял несколько функций, часто он был и педагогом, и критиком, и исполнителем, и активным участником организации музыкального образования и просвещения. Музыкальное искусство России – важнейшая часть национальной культуры. В то же время, русская музыка – великая страница и мировой культуры, важнейшее звено в общей цепи исторического развития, музыкального мышления, в рождении и смене стилевых течений в европейском музыкальном искусстве.

О формировании музыкального языка и стиля Сергея Рахманинова 

Русское музыкальное искусство на стыке веков обогатилось творчеством С. Рахманинова. Б.Асафьев подчеркивает, что «в музыке этого композитора талантливо отразилась присущая тому времени «эмоционально-повышенная температура» Творчество С.Рахманинова, сразу ярко выдвинувшись, расцветало, и, достигнув своей вершины, охватило период времени «чуть ли не свыше пятидесяти лет. Оно разместилось в эпоху между годами кануна кончины П.Чайковского и А.Рубинштейна, и годом пятидесятилетия со дня смерти П.Чайковского, то есть 1943 годом, когда и умолк Сергей Васильевич, чуть - чуть не достигнув своего семидесятилетия»

Серей Рахманинов не был в семье единственным ребенком с музыкальными способностями: его старшая сестра Елена, обладала прекрасным контральто и серьезно думала о карьере певицы. Рахманинов вспоминал о ней с глубокой признательностью. Именно она впервые познакомила его с музыкой  Чайковского.

Особенно ему запомнился романс Чайковского « Нет, только тот, кто знал. Он вспоминал, что Елена часто часто пела, но аккомпанируя ей, он больше обращал внимание на партию фортепиано, чем на вокал.

Двоюродные сестры (Вера Скалон, Софья и Наталья Сатиныны)вероятно подсказали Рахманинову идею написать романсы, первые из которых появились весной 1890 года.

 Рахманинов с первых сочинений проявил вокальную природу своего дарования. Вокальное ощущение мелодики стало ведущей чертой всех его сочинений достигших своего апогея в жанре романса. Они, для этого глубоко русского художника, были «душевной исповедью»

 Думается неслучайно, что после эмиграции, оказавшись в чужом для себя мире, композитор отказывается от этого «исповедального» жанра. Образный мир представленный в его романсах необычайно широк - от восторженных, гимнических воспеваний жизни до ее трагических иной раз фатальных страниц. Красной нитью проходит через всю вокальную музыку Рахманинова тема одиночества, которая влечет за собой драматическое начало. Поэтому лирико-драматические романсы составляют основную часть камерно-вокального наследия композитора. Бесспорно, что его вокальная лирика опирается на достижения П.И. Чайковского, которого Рахманинов боготворил. Их роднит искренность высказывания «от первого лица» высокий эмоциональный накал, демократизм. И все же, романсы Рахманинова – это новый этап развития жанра в русской музыкальной культуре. Вокальные произведения Сергея Васильевича наполнены иным идейно-содержательным смыслом, они выделяются пылкостью и направленностью художественной формы. В вокальном творчестве сильно и ярко проявилась эволюция стиля композитора. Гамма настроений, затронутая в романсах очень широка по своему диапазону. Стремясь правдиво и глубоко раскрыть внутренний мир своего современника, Рахманинов искал и находил необходимые средства музыкальной выразительности. Своеобразие творческого дарования проявилось в сфере ладогармонического языка, так рахманиновская гармония всегда выразительна и является важным элементом музыкально-поэтического образа. Очень велико в вокальной лирике значение фортепианной партии, где происходит процесс перерастания романса в жанр вокально – инструментального дуэта. Голос и фортепиано исполняют в них самостоятельную, в одинаковой степени важную функцию. Следует заметить, что романсам Рахманинова не свойственно жанровое разнообразие. Композитор тяготеет к форме романса-монолога, что оправдано его художественными целями, где тема одиночества раскрывается через созерцательно-драматические образы.

Все ли знают, что романс «В молчаньи ночи тайной…» был написан С.Рахманиновым в 16 лет?!  В 1893 году он был включен в сборник Шесть романсов ор.4. Этот романс был первым у Рахманинова, получивший номер, он посвящен Вере скалон, которую Рахманинов выделял среди трех сестер, что не слишком нравилось ее матери, особенно принимая во внимание нескромные слова романса. Мать девушки запретила молодым людям переписываться друг с другом по окончании каникул.

 

Рахманинов очень любил жанр романса; в этом он по-настоящему принадлежал русскому 19 веку. Удивительно, что этот композитор, прекрасно владевший крупной формой, умевший «воздвигать» объемные, конфликтные симфонические циклы, сочетавшие суровую дисциплину и стихийные страсти, в области вокального упорно тяготел к камерному, нежному и «дневниковому».

📚 Рахманинов написал около 80 романсов (если считать юношеские). В основном он писал на стихи своих современников или поэтов на поколение старше; буквально около десятка написаны на тексты Пушкина, Кольцова, Тараса Шевченко.

😌 Одна из поразительных его черт — обращение также к поэзии невысокого качества, в художественной слабости которой Рахманинов как будто находил для себя что-то трогательное, дорогое.

📝 Русский романс к тому времени прошел большой путь: уже созданы были комедийно-едкие, подключенные к гоголевскому образному миру работы Даргомыжского; романсы Мусоргского, документально портретные, порой полные щелочи и горечи; восхитительные эпические романсы Бородина, — словом, к началу 19 века автору русского романса было из чего выбрать. Рахманинов, однако, почти полностью игнорирует это разнообразие: для него романс — сугубо лирический жанр.

🌾 В некоторых романсах отчетливо слышно, что Рахманинов прислушивается к фольклорной песне; узнаются типичные для подлинных русских мелодий обороты, отголоски причетов, русской протяжной песни.

Романсы op.8 были сочинены осенью 1983 года и стали своеобразным откликом на уход из жизни популярного в то время поэта Н. Плещеева. Любопытно, но ам Рахманинов его никогда не видел, и знал его только по книгам и словам своих знакомых. Возможно, он что-то слышал про великого поэта от своего дедушки Аркадия Александровича, который не только хорошо его знал, но и посвятил ему несколько своих романсов. В данный опус включено шесть сочинений, самыми известными их которых считаются «Дитя, как цветок ты прекрасна!» и «Сон».

В 1896 году на свет появился еще один цикл из 12 романсов, который был обозначен под op. 14. Поскольку в этот период Рахманинов еще находился в поисках своего стиля, данный опус очень разнороден по образам. Неравноценны стихи, которые использовал Сергей Васильевич. Среди их авторов есть и признанные мэтры поэтического текста, такие как А. Толстой, Ф. Тютчев, А. Фет и другие, а также малоизвестные в те времена поэты Н. Минский и К. Бальмонт. Самым популярным романсом из этого цикла во времена Рахманинова были «Весенние воды».

Весной 1902 года был закончен очередной, 21-й опус сочинений для голоса, в который вошли 12 произведений. Среди них трудно выделить что-то особенно выдающееся – все романсы этого цикла можно смело отнести к высшим шедеврам рахманиновского творчества. Самыми известными из творений этого опуса можно считать «Сирень» на слова Е. Бекетовой и «Здесь хорошо» на стихи Г. Галкиной.

Четыре года спустя Рахманинов завершает еще группу романсов, которые объединяются под опусом №26. Этот цикл из пятнадцати произведений выделяется среди прочих своими стилистическими особенностями, которые связаны с оперными исканиями композитора. Именно поэтому некоторые его сочинения из этой группы носят характер драматического монолога. К числу таковых, например, принадлежит романс «Мы отдохнем» на слова А. Чехова.

36-й опус составили четырнадцать романсов. Двенадцать из них были записаны в разгаре 1912 года, один под названием «Не может быть» вышел в свет двумя годами ранее, в 1910, а «Вокализ» сочинялся в 1915 году и был добавлен в группу позже. В этом опусе обращает на себя внимание интерес Рахманинова к пушкинской поэзии. Если ранее он обращался к ней единожды в романсе «Не пой красавица при мне», то здесь на его стихи написано три произведения – «Муза», «Буря» и «Арион». Помимо этого композитор использовал стихи К. Бальмонта, Ф. Тютчева, А. Фета и многих других.

Особое место в творческом наследии Рахманинова занимает его последний камерно-вокальный цикл из шести романсов, обозначенный опусом №38. Отличительной особенностью этой группы сочинений, написанных в 1916 году, являются поэтические источники – все они принадлежат перу современных композитору авторов, которые стремились к обновлению образов и средств поэтики. Самыми лучшими романсами в этом цикле Рахманинов считал «Маргаритки» и «Крысолов».

 Работу концертмейстера над романсами Рахманинова я представлю на примере романса

«Полюбила я на печаль свою…» ор. 8 №4 на стихи Т.Шевченко, перевод А. Плещеева. Этот романс по содержанию своему близок к песням плачу, связанными с темой рекрутчины. Но так же, как и в романсе «Уж ты, нива моя…», Рахманинов драматизирует песенную форму. Горестное восклицание: «Уж такая доля мне выпала», которым оканчивается первая и третья строфы, во второй раз звучит на более высоком динамическом и звуковысотном уровне, и с большей выразительной силой. Этот горький мотив, психологически вводит в сложный внутренний мир произведения, в атмосферу безысходности и драматизма.  Скорбный аккорд в соль миноре в фортепианном вступлении, «гусельным звоном» подготавливает дальнейшее развитие. Плавный подъем и спуск, «затемненные» аккорды с постепенным динамическим нарастанием, остановка мелодии перед словами: «разлучили нас», – после «щемящего стона» задержания в фортепианной партии – это те средства музыкальной выразительности, которые пианист призван понять и усилить эмоциональное и психологическое состояние героини, окрасить тему разлуки в трагедийный тон. Концертмейстер эмоционально вдохновляет певца, но не выступает на первый план, а дополняет и обогащает вокальную партию. В основу вокальной мелодии, Рахманиновым положена терцовая попевка, многократно повторяющаяся, что и подчеркивает скорбновозникающие обороты в окончании мелодических фраз и заунывную протяжную песню о горькой доле крестьянки. Вся вокальная партия в романсе рождается из мелодического зерна, состоящего из двух элементов: распевного, что идет от лирической протяжной песни и речевого, типичного для причитаний. В мелодии песни скрыт импульс к драматическому развитию, что способствует раскрытию скорбной темы. Драматизация образа определила и расширение жанра романса, где новый динамический этап вносит черты сквозного развития, а каждая строфа, динамический этап, перерастает в репризную двухчастную структуру. Драматичная, несколько надрывная кульминация в середине романса con moto:  Смена фактуры в фортепианной партии, где восходящие секвенции в мелодии, поддержанные взволнованными триольными фигурациями фортепиано, прерываются декламационным изложением: «И солдаткой я, одинокой я, …» Meno mosso. Характер речевого интонирования (декламационность) используется композитором для усиления драматизма психологического высказывания, подчеркивая выражения печали, горечи, для скорбного восклицания. В таких случаях первая интонация выступает в качестве исходной для всего последующего развития. На этой основе рождается ариозно-речитативный стиль. К вопросу о претворении речевой выразительности, Рахманинов всегда опирался на выражение А.Даргомыжского: «Хочу, чтобы звук прямо выражал слово. Хочу правды!»   Рахманинов подходил к этому очень глубоко и серьезно. В средней строфе «Meno mosso» на словах: «И солдаткой я, одинокой я, знать, в чужой избе и состареюсь», песенная мелодия сменяется подчеркнуто экспрессивной вокальной декламацией.  Кульминационная фраза: «Уж такая доля мне выпала», – звучит на высоком динамическом и высотном уровне, с большой выразительностью. Она шире по диапазону, чем в первой строфе и является вершиной романса. Фортепианная партия обрамляет драматическую вершину мелодическим мотивом стона, «щемящим задержанием». Рахманинов, как бы, переносит метод развития протяжной песни на новый интонационный материал, что имело свое яркое развитие в творчестве Глинки и Чайковского. Отсюда богатство в романсе «Полюбила я на печаль свою…» песенного принципа варьирования. Мелодия у вокалиста цепляется плавными звеньями, каждый интервал любовно опевается. Слух должен ощущать рельефность и пластичность в единстве движения партий. В заключительной части романса звучит «плачущий» бессловесный вокализ коды. Фортепианная партия подчеркивает фигурациями шестнадцатых внутреннее волнение, состояние безнадежности одинокой женщины, секундовые ходы мелодии в басу звучат скорбно, а в последнем такте, в правой руке, в верхнем голосе повисают две слезинки на pianissimo.  Говоря о заключении фортепианной партии в романсе «Полюбила я на печаль свою…», необходимо отметить ее организующую роль, цементирующую форму произведения. На первый взгляд, в фортепианной партии нет технических трудностей и сложности. Но это не совсем так. Скромная по фактуре, партия, здесь отличается глубиной гармонических красок, интонированием всех нюансов страданий одинокой женской души. Фактура фортепианного изложения гибко следует за поэтическим образом песни, органично соединяется с вокальной партией, сочетающей в себе песенное и декламационное начало. Исполнение романса сложно в ансамблевом отношении. Концертмейстер дышит вместе с певцом, ощущает каждую паузу в вокальной партии, владеет техникой нюансировки.