Путешествие в мир музыки

Зенкина Светлана Александровна

Сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие по произведениям разных музыкальных жанров и разных музыкальных эпох.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_v_mir_muzyki_1.pptx1.88 МБ
Файл puteshestvie_v_mir_muzyki.docx24.74 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Путешествие в мир музыки

Слайд 7

«Мой садик»

Слайд 8

В. Шер «Бабочки»

Слайд 9

Иоганнес Брамс, текст Эм . Александровой«Соловей»

Слайд 10

Г. Мари «Ария в старинном стиле»

Слайд 11

М. В. Глинка Фуга ля минор

Слайд 12

Ю. Сулимов «Мелодия»

Слайд 13

Ф. Шуберт «Песня рыбака»

Слайд 14

В. Моцарт Ария Царицы ночи из оперы «Волшебная флейта

Слайд 15

Муз. А. Гурилëва , сл. П. Полежаева «Сарафанчик»

Слайд 16

А. Хачатурян «Колыбельная» из балета « Гаяне »



Предварительный просмотр:

Путешествие в мир музыки.

Слайд 1

Добрый день, дорогие ребята, мы рады видеть вас в концертном зале нашей музыкальной школы. Сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие по произведениям разных музыкальных жанров и разных музыкальных эпох.

Слайд 2

Музыка (от греч. муза) — искусство, средством воплощения художественных образов для которого являются звук и тишина, особым образом организованные во времени. Музыка является удивительной сферой искусства: глубокая, живая, эмоциональная. С помощью звуков создаются великолепные мелодии и художественные образы, которые способны затронуть душу каждого человека. Существует огромное множество музыкальных направлений. В зависимости от ритма, громкости, темпа, способов исполнения музыка разделяется на духовную и светскую, монодию и полифонию, театральную и камерную и т.д.

Слайд 3

Музыкальный жанр — своего рода модель, с которой соотносится конкретная музыка. У него есть определённые условия исполнения, предназначение, форма и характер содержания. Так, у колыбельной цель – успокоить малыша, поэтому для неё типичны «покачивающиеся» интонации и характерный ритм; в марше – все выразительные средства музыки приспособлены к чёткому шагу.

Самая простая классификация музыкальных жанров – по способу исполнения. Это две большие группы:

Слайд 4

инструментальные (марш, вальс, этюд, соната, фуга, симфония);

вокальные жанры (ария, песня, романс, кантата, опера, мюзикл)

Другая типология жанров связана с обстановкой исполнения. Она принадлежит А. Сохору – учёному, который утверждает, что жанры музыки бывают:

обрядовые и культовые (псалмы, месса, реквием) – для них характерны обобщённые образы, господство хорового начала и одинаковые настроения у большинства слушателей;

Слайд 5

массово-бытовые (разновидности песни, марша и танца: полька, вальс, регтайм, баллада, гимн) – отличаются простой формой и привычными интонациями;

концертные жанры (оратория, соната, квартет, симфония) – характерно исполнение в концертном зале, лирический тон как самовысказывание автора;

Слайд 6

театральные жанры (мюзикл, опера, балет) – требуют действия, сюжета и декораций

И сегодня мы с вами совершим путешествие по различными жанрам и эпохам музыкального искусства.

Слайд 7

1.         Луиджи Боккерини – имя этого талантливого итальянского композитора, яркого представителя эпохи венского классицизма и рококо широко известно всем любителям классической музыки. Выдающийся маэстро, является автором большого количества прекрасных творений, которые в нынешнее время, покоряя слушателей, очень часто звучат со сцен концертных залов. Однако у Боккерини есть одно сочинение, ставшее настолько популярным, что к его названию можно смело прибавить эпитет «вечный». Это знаменитый менуэт, изначально являвшийся частью струнного квинтета E-dur, сегодня существует как самостоятельная пьеса, музыку которой в различных переложениях и исполнительских редакциях можно услышать в звучании всевозможных музыкальных инструментов, а также всякого рода ансамблей.

Л. Боккерини «Менуэт», исп. Харченко Вероника, преп. Минкина Д. С., конц. Тагирова Р. У.

Слайд 8

2.        Особое место в камерном вокальном творчестве  великого русского композитора П. И. Чайковского, жившего и творившего в XIX веке, занимает цикл из шестнадцати песен для детей, написанных на слова из стихотворного сборника А. Плещеева «Подснежник». Чайковский обращался в своих песнях к самим детям, рассчитывая на их уровень восприятия и круг обычных, повседневных детских интересов. Этим определяется как тематика песен, так и сравнительная простота их музыкального языка

Среди лучших номеров цикла можно назвать изящную песенку «Мой садик»,  поэтичную «Весну», сурово окрашенную «Колыбельную песнь в бурю», выдержанную в народно-песенном складе, остро характеристическую «Кукушку». В целом цикл представляет собой ряд высокохудожественных миниатюр, успешно служащих задаче музыкального воспитания детей.

«Мой садик» — непритязательная картинка с элементами звукоподражания (жужжание насекомых в аккомпанементе), иллюстрирующими заключительные слова: «... заботливые пчелы вкруг черемухи жужжат».

П. Чайковский «Мой садик», исп. Лукас София, преп. Кухарева О. Н., конц. Козяйчева Т. В.

Слайд 9

3.        А сейчас мы обратимся к творчеству советского скрипача, педагога, композитора Вениамина Иосифовича Шера (1900–1962). Образование музыкант получил в Петроградской консерватории и почти сразу после выпуска начал в ней преподавать. Впоследствии Шер создал собственную скрипичную школу. 

В. Шер «Бабочки», исп. Мосунов Николай, преп. Минкина Д. С., конц. Тагирова Р. У.

Слайд 10

4.        Иоганнес Брамс (1833-1897) – выдающийся немецкий композитор и пианист, автор большого количества сочинений, написанных для оркестровых инструментов. Вошел в историю классической музыки как наиболее яркий представитель романтизма. Биография Брамса складывалась весьма удачно в творческом плане, и композитору удалось в полной мере раскрыть отпущенный ему талант. Иоганнес Брамс посвятил детям Роберта и Клары Шуман свой цикл «Народных детских песен для голоса и фортепиано». В него вошли 14 вокальных миниатюр, но наибольшую популярность у нас снискала весёлая пьеса «Петрушка».

И. Брамс «Соловей», исп. Ряховская Ирина, преп. Кухарева О. Н., конц. Козяйчева Т. В.

Слайд 11

5.        А сейчас мы отправимся во Францию конца XIX – начала XX, когда творил Жан Габриэль Проспер Мари, французский композитор – романтик и дирижёр. Ария как жанр — это вокальное произведение для одного голоса с аккомпанементом, соответствующее драматическому монологу, обычно в составе оперы, оперетты, оратории или кантаты. Также важно дополнить, что в инструментальной музыке, ария представляет собой миниатюрное произведение лирического характера.

Г. Мари «Ария в старинном стиле», исп. Беляковская  Александра и преп. Минкина Д.С., преп. Протасова О. В.

Слайд 12

6.        Михаил Иванович Глинка (1804–1857 гг.) – великий русский композитор. Автор таких известных произведений, как опера «Руслан и Людмила», «Камаринская» симфония и «Вальс-фантазия», «Патетическое трио» и многие другие. Широко известен своими романсами. Фортепианные сочинения М. И. Глинки известны гораздо меньше, чем симфонические, оперные и вокальные - они относятся преимущественно к жанру миниатюры, но их достоинства и значение для русской музыки неоценимы.  Особенно популярна фуга ля минор. Ей присуще сходство со сферой романсовой лирики и благодаря этому она отличается своего рода демократичностью, доступностью для юных и молодых музыкантов.

М. Глинка Фуга ля минор, исп. Стешакова Мария, преп. Протасова О. В.

Слайд 13

7.        А сейчас вашему вниманию предлагается произведение советского композитора, педагога – скрипача Юрия Сулимова.

Ю. Сулимов Мелодия, исп. Котов Роман и преп. Минкина Д. С., преп. Протасова О. В.

Слайд 14

8.        Франц Шуберт (1797–1828 гг.) – великий австрийский композитор, автор 9 симфоний, шестисот вокальных композиций и огромного количества музыкальных произведений для фортепиано. Известный представитель течения романтизм. Его творчество не утратило своей актуальности и сегодня. В истории вокальной музыки Шуберт занимает такое положение, как Бетховен в области инструментальной.

Основным для характеристики Франца Шуберта являются его песни. Ни один из композиторов до него не уделял этой области столько творческого воображения, энергии, как Шуберт. Число им написанных песен доходит до 600. Следует подчеркнуть, что Шуберт называет свои вокальные произведения «песнями». 

Муз. Ф. Шуберта, сл. И. Залиса, пер. М. Павловой «Песня рыбака», исп. Трегубов Виктор, преп. Кухарева О. Н., конц. Козяйчева Т. В.

Слайд 15

  1. Александр Львович Гурилёв вошёл в историю русской музыки как автор замечательных лирических романсов. Помимо этого он оставил солидное музыкальное наследие: сочинения для фортепиано, сыгравшие заметную роль в русском фортепианном искусстве, духовные сочинения для хора a cappella. Преобладающее настроение его вокальных произведений — элегичность, поэтическая грусть, светлая радость. Не лишены они и некоторого душевного надрыва. Вместе с тем в рамках лирической образности композитор сумел правдиво выразить многие жизненные переживания «частного» человека

Муз. А. Гурилëва, сл. П. Полежаева «Сарафанчик», исп. Петросян Вероника, преп. Супотницкая Е. С., конц. Сидорова Е. Л.

Слайд 16

  1. Вольфганг Амадей Моцарт (1756–1791 гг.) – великий австрийский композитор, дирижер, представитель Венской классической школы музыки. За свою весьма краткую жизнь написал более 600 музыкальных произведений, первые из которых были написаны в раннем детстве. Оперный жанр занимал ведущее место в творчестве Моцарта. Он писал оперы на протяжении всей жизни, начиная с 11-летнего возраста. Всего им написано 14 опер разных типов и жанров: Опера «Волшебная флейта» окончила творческий путь Моцарта. Первый показ оперы состоялся 30 сентября 1791 года в Вене, а через два месяца композитор умер. В опере «Волшебная флейта» композитор воплотил свою мечту о написании масштабной оперы на немецком языке.

В. Моцарт Ария Царицы ночи из оперы «Волшебная флейта», исп. Александрова Мария, преп. Крылова Т. В., конц. Сидорова Е. Л.

Слайд 17

10.        В этом году 6 июня исполнилось бы 120 лет со дня рождения Арама Ильича Хачатуряна - композитора и дирижёра, имя которого известно поклонникам классической музыки. Это автор сочинений для фортепиано и духовых оркестров, для кинофильмов и театральных постановок. Сейчас мы с вами послушаем Колыбельную из его Балета «Гаянэ». Это балет стоит особняком не только в музыкальном наследии А.И. Хачатуряна, но и в истории балетного театра. Это яркий пример произведения искусства, созданного по политическому заказу. «Гаянэ» принадлежит неоспоримая пальма первенства по количеству постановок. При этом каждый последующий либреттист менял сюжетную канву спектакля в угоду историческому моменту, а композитор, в свою очередь, перекраивал партитуру, чтобы она соответствовала новой драматургии. Но, как бы ни трактовались образы главных героев, в какую сторону ни менялась бы сюжетная концепция, этот балет принимался зрителями восторженно на всех сценах мира, где он исполнялся, благодаря самобытности музыки, гармонично соединившей в себе классические основы и ярко выраженный национальный характер.

А. Хачатурян «Колыбельная» из балета «Гаянэ», исп. преп. Протасова О. В. и Минкина Д. С.

Слайд 18

Наше путешествие в мир музыки подошло к концу, мы благодарим наших преподавателей и ребят, которые подготовили этот концерт, а вас благодарим за то, что вы были внимательными слушателями и ждём вас ещё в гости.