Методические рекомендации по аккомпанементу на примере разбора романсов А. Варламова «На заре ты ее не буди», «Белеет парус»

Санчес Санчес Елена Юрьевна

А.Е.Варламов создал более 150 романсов и песен, концертные обработки русских народных песен, Школу для пения.

До сих пор хорошо известен и пользуется популярностью романс на сл. А.Фета «На заре ты ее не буди…» и «Белеет парус одинокий» - один из самых знаменитых романсов на слова М.Ю.Лермонтова, разбор которых предлагается.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Ленинградская область. Тосненский район.

Муниципальное казенное образовательное учреждение

дополнительного образования

«Тельмановская детская школа искусств»

Методические рекомендации по аккомпанементу

на примере разбора романсов А. Варламова

«На заре ты ее не буди», «Белеет парус»

Автор: преподаватель класса фортепиано

Санчес Санчес Е. Ю.

2021 год

п. Тельмана

Конспект

Несколько слов из биографии композитора. Родился А. Е. Варламов в 1801году в Москве, с детства хорошо играл по слуху на скрипке и на гитаре. Имея замечательные певческие данные, с 10 лет начал заниматься пением с композитором  Бортнянским, в то время – директором капеллы. Со временем А. Варламов получает должность помощника капельмейстера московских императорских театров, и в 30-е годы романсы и песни А. Варламова уже завоевывают  широкую известность.

 По содержанию они очень разнообразны – похожие на народные протяжные или же на разудалые «Вдоль по улице»; или «Красный сарафан», которая свободно варьировалась, распространялась устно и постепенно превратилась в народную песню. Исполнялись эти «песенные романсы» под аккомпанемент фортепиано, гитары или арфы. А.Е.Варламов создал более 150 романсов и песен, концертные обработки русских народных песен, Школу для пения.

До сих пор хорошо известен и пользуется популярностью романс на сл. А.Фета «На заре ты ее не буди…», разбор которого предлагается.

Разбор по схеме:

работа над вокальной партией;

работа над вступлением и заключением;

работа над фортепианной партией.

Работа над вокальной партией начинается с прочтения поэтического текста:

На заре ты ее не буди,

На заре она сладко так спит;

 Утро дышит у ней на груди,

Ярко пышет на ямках ланит.

И подушка ее горяча,

И горяч утомительный сон,

И, чернеясь, бегут на плеча

Косы лентой с обеих сторон.

А вчера у окна ввечеру

Долго-долго сидела она

И следила по тучам игру,

Что, скользя, затевала луна.

И чем ярче играла луна,

И чем громче свистал соловей,

Все бледней становилась она,

Сердце билось больней и больней.

Оттого-то на юной груди,

На ланитах так утро горит.

Не буди ж ты ее, не буди…

На заре она сладко так спит!

Поэтический текст рассказывает о красивой девушке и показывает нам один из эпизодов ее жизни. Обратите внимание на то, что в этом стихотворении нельзя пропустить ни один куплет (в некоторых произведениях это возможно), т.к. иначе полностью потеряется смысл стихотворения:

1-й куплет – рассказ о ее красоте (спокойствие, созерцание);

2-й куплет – любование ею;

3-й куплет – рассказ о том, что с ней происходило (волнение);

4-й куплет – причина – любовь, соловей (кульминация стихотворения);

5-й куплет – умиротворение, просьба «не буди ж…»

В музыкальном плане  все 5 куплетов одинаковы, поэтому нужно отталкиваться от эмоционального содержания текста. Глядя на поэтический текст, видно, что цезуры выстраиваются по 2-е строки, кроме 5-го куплета (прочитать). Выполнять паузы вокалист обязан, но мыслить надо по 2 фразы, как бы через паузы. В соответствии с текстом, фортепианная партия фразируется так же (пример-проигрыш).

 Интересно и необычно строение романса – куплет выстроен из 4-х фраз по 4-е такта (16 тактов), а вот отыгрыш – постлюдия между куплетами составляет 28 тактов, больше самого куплета (4 фразы по 4 такта + 2 такта + 10 тактов – «самостоятельное» произведение на абсолютно новом тематическом материале). Пример равнозначности, равноценности вокальной и фортепианной партий. Как соединить в одно целое – разнообразие эмоционального состояния (тембровая окраска, динамическое разнообразие, темповая агогика)?

Конечно, опереться нужно на динамику и агогику поэтического текста: от пиано до форте через куплеты к 4-му куплету; 5-й куплет – успокоение и динамическое и эмоциональное, динамика отыгрыша должна быть выстроена так же. Хочется обратить внимание на фермату с доминантсептаккордом – вопрос перед каждым  новым куплетом, от нее переход к 1-му такту следующего куплета, который должен быть уже в новом эмоциональном состоянии. Интересно прочтение этой ферматы после 5-го куплета (в некоторых изданиях заключительный отыгрыш отсутствует), на последний вопрос которого дает ответ инструмент – 3 последних такта передают полное успокоение (конец рассказа).

Вступление – ритмо - гармоническое, темп андантино, но четверть с точкой =100 – довольно подвижный вальс, который придает некоторую несерьезность, легкомысленность, иронию по поводу изложенных событий.

Технически трудное произведение – октавы в басах, 4-хзвучные аккорды в правой руке; в отыгрыше – движение терциями в правой руке, а в левой руке – арпеджированные движения с пропуском октавного звука -  представляют определенные сложности: на это нужно обратить внимание и отрабатывать отдельно (особенно в плане аппликатуры). И еще хочется обратить ваше внимание на переход между 3-й и 4-й фразами -  не выделять, «не садиться» на 3-ю долю, т.к. это приводит к звуковой неровности и выпадению из характера фортепианной фактуры (проработать технически – чистота аккордов).

Второй романс, который сегодня предлагается для разбора «Белеет парус одинокий» - один из самых знаменитых романсов на слова М.Ю.Лермонтова. Разбор романса начну с разговора о темпе, потому что очень часто ошибочно думают, что этот романс надо петь и играть в быстром темпе, т.к. настроение стихотворения (стремительный порыв, жажда счастья, готовность к борьбе за него) и сопровождение романса написано в энергичном ритме « болеро»  -  испанского танца.  Почему это происходит? У вокалиста уже в самом начале произведения  довольно сложный ход -  скачок на кварту и стремительное  движение вверх на 3-х звуках провоцируют желание «проскочить» трудное место, но концертмейстер должен осознанно подходить к этому вопросу: темп произведения – быстрый, но не слишком, а четверть = 60! (довольно сдержанно).

Существует мнение о том, что М.Ю. Лермонтов в своем стихотворении высказывал революционные идеи, но неизвестно отношение к этому вопросу А.Е.Варламова. Если это стихотворение рассматривать, как созерцание, наблюдение за парусом и любование его красотой и силой, то темп, предложенный композитором вполне уместен.

Вокальные цезуры по тексту не сложные – по 2-е строки в каждом куплете и во всех 3-х куплетах они одинаковы.

Белеет парус одинокий

В тумане моря голубом.

Что ищет он в стране далекой?

Что кинул он в краю родном?

Играют волны, ветер свищет,

И мачта гнется и скрипит;

Увы, он счастия не ищет

И не от счастия бежит.

Под ним струя светлей лазури,

Над ним луч солнца золотой,

А он, мятежный, просит бури,

Как будто в бурях есть покой!

В вокальной партии следует обратить внимание на 2 момента:

Первый момент  - в целом куплете всего 2 цезуры с паузами; 2-я фраза разделена люфтом, а 3-я такая же – без люфта, и второй момент – динамический план весь построен на «пиано» –  все это готовит нас к различному исполнению этих фраз и является важным моментом для понимания динамики фортепианной партии.

«Болеро» - размер ¾, сложный ритмический рисунок в первой фразе, которая сама по себе длинная и исполнить ее надо тихо, четко, ясно, цепко. Можно порекомендовать поиграть басовую партию отдельно и внутренним слухом попеть вокальную партию – это даст возможность почувствовать опору и мелодическую линию в басовых октавах и предаст движение этой фразе. В 5-м такте (переходном) при возникновении трудности исполнения полного аккорда допускается облегченный вариант – без нижнего звука, что даст возможность удержать темп произведения. Несмотря на то, что  в фортепианной партии написано «пиано», именно эта фраза является самой насыщенной и наполненной в акустическом плане, исполнять ее надо глубоким полным звуком. Следующая фраза вся пронизана паузами, но она еще сохраняет четкость и упругость (помогает люфт в вокале); исполнять ее надо более легким, но острым звуком, при этом оставаясь в «пиано». 3-я фраза начинается с маленькой лиги в басах, у вокалиста эта фраза поется на одном дыхании чуть мягче и более распевно (как бы успокаиваясь), следовательно, штрих и звук у фортепиано должен измениться.

Отдельной строкой стоит отыгрыш (постлюдия): динамический план выстроен ярко (форте-пиано-сфорцандо-пауза-форте на первом звуке следующего куплета) при этом темп остается прежним. Над отыгрышем надо работать отдельно, максимально включая слуховой контроль и быстро реагируя на изменения динамических оттенков. Последнее проведение нельзя ощущать, как конец – это приведет к замедлению темпа и потере эмоционального напряжения. Романс рекомендован к изучению в 6-7 классах.