Главные вкладки
Работа над вокальным дыханием, как необходимое условие формирования начальных певческих навыков.
Умение дышать – это первостепенный навык, необходимый певцу. Если считается, что дыхание - это жизнь, то для певца правильно поставленное дыхание – фундамент его профессии. Правильное певческое дыхание способствует естественному развитию голоса, свободному пению, оздоровлению всего организма и, прежде всего, голосового аппарата. Правильный вдох и выдох - лучшее средство для укрепления легких. Великий певец Э.Карузо говорил: «Невозможно художественно петь, не владея в совершенстве контролем дыхания». Дыхание – это двигательная сила голоса, без него голосовой аппарат при всем его природном совершенстве будет мертв.
Человеческий голос - самый совершенный из всех музыкальных инструментов, и этим инструментом нужно научиться владеть. Только здоровый голосовой аппарат, хорошая вокальная выучка и регулярные занятия, будут служить основой творческих достижение вокалиста.
Цель урока: познакомить обучающуюся с основными видами вокального дыхания, научить пользоваться нижнерёберным диафрагмальным дыханием.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dyhanie_plan_otkrytogo_uroka.docx | 71.87 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ГБУДО НСО ДШИ «Радуга»
Татарского района Новосибирской области
Конспект открытого урока по предмету сольное академическое пение
Тема урока: Работа над вокальным дыханием, как необходимое условие формирования начальных певческих навыков.
Дыхание так же важно для пения,
как и хороший голос.
Джулио Каччини
Умение дышать – это первостепенный навык, необходимый певцу. Если считается, что дыхание - это жизнь, то для певца правильно поставленное дыхание – фундамент его профессии. Правильное певческое дыхание способствует естественному развитию голоса, свободному пению, оздоровлению всего организма и, прежде всего, голосового аппарата. Правильный вдох и выдох - лучшее средство для укрепления легких. Великий певец Э.Карузо говорил: «Невозможно художественно петь, не владея в совершенстве контролем дыхания». Дыхание – это двигательная сила голоса, без него голосовой аппарат при всем его природном совершенстве будет мертв.
Человеческий голос - самый совершенный из всех музыкальных инструментов, и этим инструментом нужно научиться владеть. Только здоровый голосовой аппарат, хорошая вокальная выучка и регулярные занятия, будут служить основой творческих достижение вокалиста.
Цель урока: познакомить обучающуюся с основными видами вокального дыхания, научить пользоваться нижнерёберным диафрагмальным дыханием.
Задачи:
1. Образовательные:
- дать основные понятия о видах дыхания;
- познакомить с процессом дыхания и органами входящими в этот процесс
2. Развивающие:
- развитие навыка правильного вдоха и плавного, спокойного выдоха;
- развитие творческого мышления.
3. Воспитательные:
- воспитание умения на каждом рабочем этапе добиваться поставленной цели;
- приобщение учащегося к музыкальной культуре.
- воспитание осознанного подхода к обучению.
Тип урока: обучающий, изучение нового материала.
Оборудование: фортепиано, пюпитр, доска.
Методическое обеспечение занятия: партитуры, информационный плакат.
Обучающаяся: 1 класс (срок обучения – 4 года).
Время проведения: 40 минут.
Прогнозирование результатов занятия: на уроке обучающаяся должна познакомиться с навыком правильного дыхания и равномерного плавного выдоха.
ХОД УРОКА
- Организационный момент: приветствие.
Цель: создание положительной установки на ход и результат урока.
Задача: сконцентрировать внимание учащейся, настроить на совместную работу.
Определение настроения обучающейся с помощью вырезных смайликов
(смайлик с настроением клеится на доску).
- Сообщение новых знаний.
Цель: познакомить обучающуюся с основными видами вокального дыхания, научить пользоваться нижнерёберным - диафрагмальным дыханием.
Задача: дать основные понятия о видах дыхания и познакомить с процессом дыхания и органами входящими в этот процесс
Обучающийся отвечает на следующие вопросы: Чем отличается бытовое дыхание от вокального дыхания?
Певческое дыхание отличается коротким вдохом и длительным выдохом. Это более активная работа дыхательных мышц, при обычном разговоре мы задействуем их по минимуму.
Итальянцы говорят, что пение – и есть дыхание, и есть свобода. Есть несколько типов дыхания, но я расскажу тебе только о двух. Есть ключичное дыхание, а есть нижнерёберное-диафрагмальное. Да, вот такое страшное умное слово! И чтобы понять, чтоже такое прапвильное дыхание я предлагаю надуться тебе как бочонок, но надуться так, чтобы у тебя не поднимались плечи – этого делать нельзя – это и есть то самое ключичное дыхание.
Что происходит при ключичном дыхании? Вдох очень маленький, незаполненные лёгкие, зажаты плечи и гортань, и, как итогнекрасивый и зажатый звук.
Итак, отключаем плечи, делаем вдох и надуваемся как бочонок – но правильно нижней частью живота. А чтобы легче понять процесс дыхания, давай выполним следующее упражнение.
Упражнение № 1 – «книга».
Цель: понять процесса правильного дыхания.
Процесс исполнения: Лёжа пытаться поднять книгу только нижней частью живота
Аргументация: именно в лежачем положении ребёнок легче усваивает понятие правильного вдоха, ему уже не надо следить за плечами, он концентрируется только на области живота.
Теперь посмотрим на рисунок. Ты видишь сейчас все органы и мышцы, которые участвуют в процессе голосообразования. Но особую, главную роль здесь играет – диафрагма. Это главная мышца певца, она находится там, где солнечное сплетение. Что же с ней происходит при вдохе? При вдохе она уходит вниз, рёбра расширяются, а чтобы вернуть её на место – достаточно просто расслабиться, и она входит в своё привычное состояние. Хорошо, а теперь сделаем следующее упражнение.
Упражнение № 2 – «обруч».
Цель: ощущение диафрагмы, формирование правильного выдоха.
Процесс исполнения: ребёнок должен представить себя бочонком и образно надеть на него обруч. Выдыхать на звук «с» на ладонь.
Аргументация: ребёнок должен почувствовать место диафрагмы, должен научиться ровному и равномерному выдоху.
Конечно это всё очень сложно сразу понять и запомнить, но при систематической работе, у тебя это всё выйдет на автоматизм.
А сейчас мы переходим с тобой к следующему этапу работы – распеванию!
- Вокальные упражнения
Распевание – наилучшая форма прочного закрепления основных певческих навыков. Система распевания дает возможность целенаправленного, избирательного и последовательного развития вокальной техники, музыкальности и артистизма.
Цель: подготовка голосового аппарата к вокальной работе.
Задачи: формирование основных певческих навыков обучающейся:
· певческое дыхание и опора звука;
· точное интонирование;
· ровность звучания на протяжении всего диапазона голоса;
· использование различных видов звуковедения;
· артикуляционные навыки.
Для чего же нужно распевание?
Атлеты, перед тем как выйти на стадион разминают свои мышцы? Конечно, так и мы должны разогреть и приготовить свой вокальный аппарат к дальнейшей работе.
Упражнение № 1. Подготовка певческого аппарата к процессу фонации. Пение закрытым ртом на слог «м» (на одной ноте).
Цель: добиваемся ровного и долгого звука, тренировка плавного выдоха, разогреваем голосовой аппарат, убираем зажимы.
Задачи: разогреть связки на естественном певческом тоне, закрепить положение «зевка» в звукообразовании, закрепить систему певческого дыхания.
Методы: Пение закрытым ртом, губы сомкнуты, челюсти разомкнуты, ощущаем округлость мягкого неба, распевание начинаем на примарных тонах согласно индивидуальности каждого голоса.
Ребёнок должен испытывать ощущение лёгкой вибрации в области передних зубов. Нужно следить за тем, чтобы вибрация была только на конце фраз. Ни в коем случае не допускать гнусавого звука!
Упражнение № 2. Пение на слог «Бр-бр» (3 и 5 нот).
Цель: разогрев гортани и расслабление мышц шеи
Задачи: закрепить систему певческого дыхания, расслабление мышц шеи.
Ребёнок должен почувствовать работу гортани, на пентахорде добавляется плавный поворот головы с права на лево, для расслабления мышц шеи.
Упражнение № 3. Пение на ё-тированную гласную: ми-я (в пределах трезвучия).
Цель: ощущение диафрагмы, работа над артикуляционным аппаратом.
Задачи: почувствовать положение диафрагмы, освобождение нижней челюсти, помогает сглаживанию регистров.
Работаем активно с нажимом на звук я, ощущаем положение диафрагмы, следим за активным ртом.
Хорошо, закончили, теперь наш голос готов к процессу фонации, к пению. Но прежде чем приступить к работе над произведениями, давай вспомним наш основной девиз: расковано, расслаблено и комфортно!
- Работа над произведениями
Музыка Т. Попатенко, слова М. Ивенсена «Скворушка прощается».
Цель: овладение навыками дыхания на примере высокохудожественных музыкальных произведений.
Задачи:
- следить за правильным дыханием и плавным равномерным выдохом;
- работа над формированием исполнительских навыков;
- работа над сценическим воплощением произведения.
1. Пение ранее изученного материала по музыкальным фразам, особое внимание уделяем процессу дыхания;
2. Проверка домашнего задания:
- осмысление литературного текста;
- выделение главных и ведущих слов;
- выразительность прочтения.
3. Соединяем два куплета с аккомпанементом, следить за процессом дыхания.
Музыка и слова Ц. Кюи «Мыльные пузыри»
Цель: овладение новым материалом.
Задачи:
- следить за правильным дыханием и плавным равномерным выдохом;
- работа над формированием исполнительских навыков;
- работа над сценическим воплощением произведения.
1.Познакомить обучающуюся с новым произведением. Спеть произведение с аккомпанементом, чтобы она поняла, как приблизительно должна звучать песня в конце работы над ней.
2. Пропеваем произведение на слог «па» по фразам.
При этом нужно следить, чтобы на протяжении всего произведения ребёнок брал дыхание правильно, не судорожно, а практически незаметно и без шума.
3. Когда музыкальный материал закреплён, подключаем слова, а затем партию концертмейстера. Желательно быстрое выучивание стихотворного текста.
Одновременно со словами обращаем внимание ребёнка на нюансы в произведении, акценты, штрихи. Следим за тем, чтобы ученик старался это выполнять, чтобы это было органично и в характере произведения.
4. В заключение - пропеть песню целиком.
5.Домашнее задание.
- сольфеджирование разобранного нотного текста;
- подбор удобного слога для пения;
- упражнение «книга» и «обруч» выполнять внимательно дома!
Заключение
Пение – одно из проявлений высшей психической деятельности, и если учащийся будет работать вяло, не сосредоточенно и без должного творческого подъема, правильного звучания он не получит.
Овладение певческим дыханием является очень сложным процессом. Огромная работа должна быть проделана певцом для того, чтобы добиться полной свободы в передаче музыкальных образов.
Личность каждого ученика сугубо индивидуальна: у каждого свой особый психологический склад, характер, волевые качества, в той или иной мере выраженные музыкальные способности. Общее положение педагогики об индивидуальном подходе к учащемуся приобретает важное значение при индивидуальном вокальном обучении. В классе сольного пения на передний план выходит необходимость учета особенностей звучания голоса и голосообразования каждого ученика, которые обусловлены особенностями строения и работы его голосового аппарата. Каждый новый ученик для педагога – вокалиста оказывается неповторимой задачей, которую ему приходится решать, гибко преломляя и сочетая методы и приемы педагогического воздействия.
Овладение техникой вокального искусства требует многолетней работы, поэтому на данном уроке велась планомерная работа над формированием вокальных навыков, не предполагающая мгновенного результата.
Список используемой литературы
- А. Г. Менабени «Методика обучения сольному пению». Москва «Просвещение», 1987г.
- Г. Н .Пустынникова « Практическое пособие по восстановлению речевого и певческого голоса». Москва. Издательский дом «Альянс», 2009г.
- Н.Б. Гонтаренко «Сольное пение. Секреты вокального мастерства». Ростов – на Дону. Феникс.2007г.
- А.С. Яковлева «Вопросы вокальной педагогики». Москва. «Музыка».1984г. выпуск 7.
- Л.Б. Дмитриева «Вопросы вокальной педагогики». Москва. «Музыка». 1982г.
- И.К. Назаренко «Искусство пения». Москва. «Музыка». 1968г.
- О. Павлищева «Методика постановки голоса». Москва. 1964г.
- П.Голубев «Советы молодым педагогам- вокалистам». Москва. 1963г.
- Л.Б. Дмитриев « Вопросы вокальной методики». Москва. 1968г.