РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ НАВЫКОВ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ НА ПРЕДМЕТАХ МУЗЫКАЛЬНО-ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЦИКЛА В ДШИ
Материал посвящен проблеме обучения и развития одаренных детей в системе дополнительного образования, представляет собой обобщение педагогического опыта в классе музыкально-теоретических дисциплин. В работе дается краткий обзор применяемых технологий, форм работы, видов деятельности, направленных на развитие творческой активности учащихся, достижение результатов. В конце находятся выводы и рекомендации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_tvorcheskih_navykov_odarennyh_detey.doc | 63 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Наталья Валерьевна Кунафина
преподаватель теоретических дисциплин
муниципального бюджетного образовательного учреждения
дополнительного образования «Федоровская детская школа искусств» г.п. Федоровский Сургутского района Тюменской области
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ НАВЫКОВ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ НА ПРЕДМЕТАХ МУЗЫКАЛЬНО-ТЕОРЕТИЧЕСКОГО
ЦИКЛА В ДШИ
АННОТАЦИЯ
Материал посвящен проблеме обучения и развития одаренных детей в системе дополнительного образования, представляет собой обобщение педагогического опыта в классе музыкально-теоретических дисциплин. В работе дается краткий обзор применяемых технологий, форм работы, видов деятельности, направленных на развитие творческой активности учащихся, достижение результатов. В конце находятся выводы и рекомендации.
Проблемы воспитания и обучения одаренных детей в наше время интересуют многих: родителей, воспитателей в детских садах, учителей в школах. Актуальна эта проблема и для педагогов дополнительного образования. Согласно закону 273-ФЗ «Об образовании в РФ» «дополнительное образование детей и взрослых направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых…. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности» [Глава 10, статья 75].
Первоочередной задачей педагогов, работающих в системе дополнительного образования, становится выявление одаренных детей. В ДШИ созданы условия для выявления, развития и сопровождения одаренного ребенка, реализации его потенциальных способностей на разных этапах его обучения и развития. Ведётся работа по обучению новым педагогическим технологиям по сопровождению одарённых детей через методическую работу с педагогическим коллективом. Ведётся работа с родителями в вопросах воспитания одарённых детей.
Главным звеном в работе с одарённым ребёнком, несомненно, является преподаватель. И, конечно, он должен иметь достаточный уровень подготовки для работы с одарёнными детьми. Большинство преподавателей ДШИ верно определяют основные признаки одарённости детей, понимают необходимость индивидуального подхода к каждому подобному ребёнку, выявляют индивидуальные и личностные особенности таких детей.
Работа преподавателей детских музыкальных школ и детских школ искусств с одаренными детьми направлена в первую очередь на развитие интеллектуально-творческих способностей ребенка. Предметы музыкально- теоретического цикла, такие как, сольфеджио, слушание музыки и музыкальная литература дают большой простор для развития творческих способностей обучающихся музыке детей.
Уже с первого класса на уроках сольфеджио детям предоставлена возможность творить. Они изображают музыку в рисунках, сочиняют песенки на данные слова или ритмы, придумывают ответы к музыкальным вопросам голосом и на фортепиано. Дети получают возможность проявить свой талант в качестве поэтов, сочиняя стихи к данным мелодиям. Ребята с удовольствием изображают животных, птиц и насекомых в разных регистрах или октавах фортепиано. Большой интерес вызывают у детей двигательные импровизации под доступную их восприятию музыку, например «Воробей», «Ученый медведь», «Марширующие поросята», «Охотник и собачка».
По мере взросления усложняются и творческие задания для детей. Это может быть сочинение мелодий в разных жанрах (вальс, полька, марш, колыбельная и другие), с разными ритмическими группами, интервалами, аккордами. Или сочинение текста к более развернутым произведениям, например, содержащих ладовую переменность или в одноименных тональностях, к двух- или трехголосным мелодиям. Возможен и подбор стихотворных строк из стихотворений русских поэтов. После знакомства с разными музыкальными формами, можно сочинять мелодии в какой-либо из них. В общем, любая пройденная тема может дать простор для развития творческих способностей. Все зависит только от фантазии и уровня творческого мастерства педагога.
На уроках слушания музыки также важно развитие музыкального мышления и творческого потенциала детей. Для этого необходимо создание на уроках атмосферы сопричастности детей к творческому поиску. Необходимо научить их не только разбираться в богатом арсенале музыкально- выразительных средств, но и побуждать их самих находить нужные в данный момент средства выразительности для создания тех или иных музыкальных образов. С этой целью детям даются следующие виды творческих заданий: выбор из данных педагогом стихов или самостоятельный подбор созвучных по настроению стихотворных поэтических строк к определенным музыкальным произведениям. С удовольствием ребята выбирают картины художников или подбирают иллюстрации, подходящие по образному строю к данному музыкальному произведению. Очень нравятся детям фантазии на тему: «А какие музыкально-выразительные средства использовал бы ты, если бы тебе надо было изобразить с помощью музыки Бабу Ягу или Красавицу и Чудовище из сказки?»
Любят ребята и такой вид творческой деятельности как придумывание вопросов к обобщающему уроку по пройденной теме. Например, им предлагается сформулировать интересные вопросы по «Детскому альбому» П.И. Чайковского или по «Картинкам с выставки» М.П. Мусоргского. Многие из вопросов, предложенных детьми, используются потом на контрольном уроке.
С целью использования всех возможностей для максимально полного развития одаренных детей на предметах музыкально-теоретического цикла, наряду с традиционными, применяются и инновационные педагогические технологии. Так, применение метода дифференцированного обучения позволяет уделить внимание и слабым и сильным ученикам. Задания для одаренных учеников подбираются более сложные по содержанию и способам выполнения, большего объема. Включаются также задания, требующие самостоятельного поиска алгоритма их решения, что позволяет им не только проверить глубину своих знаний по предмету, но и
активизирует мыслительные процессы, учит выявлять причинно-следственные связи.
Современные требования к уроку сольфеджио в ДМШ предполагают активную практическую деятельность по развитию мышления, следовательно, - музыкального языка и речи учащихся Последнее крайне необходимо для усвоения музыкального языка, поскольку ни один язык не может быть полноценно осмыслен вне навыков устной речи. При этом развивается не только слух и память, но и столь необходимое в искусстве творческое воображение.
Системный подход позволяет, помимо обязательного изучения фонетики, грамматики и синтаксиса, сформировать семантические представления. Учащиеся получают системные представления о музыкальном языке, работая с ключевыми интонациями в форме интонационного этюда – универсальной форме межпредметных связей. Интонационный этюд – это и творческий процесс (ролевая игра), и в то же время – результат преобразования первоначального музыкального текста (вокальной мелодии, инструментального фрагмента, на основе смысловой расшифровки ключевых интонаций произведения с последующим исполнением.
Результатом такого развития должно стать умение грамотно, самостоятельно и творчески активно взаимодействовать с музыкальным текстом не только в плане исполнительской деятельности, но и в направлении композиторского творчества.
В работе по развитию творческих навыков у одаренных детей на помощь педагогу пришло внедрение в процесс обучения информационных компьютерных технологий. Условиями формирования одаренной личности стали умение ставить цели и находить пути ее решения. Поиск необходимой информации в сети Интернет, формирование навыков создания презентаций в программе PowerPoint, навыки владения программой Word – эти умения развиваются на уроках музыкальной литературы, а также во внеурочной деятельности. В качестве домашних заданий по музыкальной литературе обучающимся предлагаются доклады, рефераты, сообщения (устные и письменные, а также представленные на электронных носителях). Информацию для них ребята находят в сети Интернет. Также ученикам даются домашние задания по подготовке презентаций о композиторах, исполнителях, о музыкальных стилях, музыкальных произведениях или жанрах. В классе многие ученики с удовольствием выступают со своими работами, а некоторые используют их для просветительской работы в общеобразовательной школе.
Так, постепенно, в процессе работы на уроках, выявляются наиболее талантливые ребята. Во внеурочное время им предоставляется возможность проявления своих способностей в конкурсной деятельности. Примечательно, что доступно участие в конкурсах и олимпиадах для детей всех возрастов, начиная с первого и заканчивая выпускным классом. Подтверждением результативности систематической и кропотливой работы с одаренными детьми являются успехи учащихся ФДШИ, которые участвуют в очных и дистанционных конкурсах и олимпиадах различных уровней на протяжении нескольких лет, демонстрируя отличные результаты.
Так, в 2019 году в очном Районном конкурсе по сольфеджио учащихся детских школ искусств Сургутского района «Юный теоретик» учащаяся 4 класса Ахмедова Айзанат стала Лауреатом II степени; Боброва Анастасия 5 класс – Лауреат III степени.
В 2020 году победителями в Окружном конкурсе по музыкально-теоретическим дисциплинам, посвященному Году памяти и славы стали: в Номинации "Сольфеджио"- Боброва Анастасия (Диплом Лауреата 3 степени); в Номинации "Музыкальная литература" Команда «Федоровской детской школы искусств» в составе: Боброва Анастасия , Якимова Диана, Бондарь Виктория -Диплом Лауреата 3 степени.
Проект Сургутского музыкального колледжа проходил в дистанционном формате с применением дистанционных технологий (Онлайн-платформа Online test pad, электронная корпоративная почта, мессенджеры). В номинации «Музыкальная литература» учащимся предлагалось сделать видеозапись и презентацию задания «Устное выступление на тему: «История одной песни». В задании по «Сольфеджио» командам на выбор предлагалось придумать второе предложение к диктанту близкое по стилю к первому или досочинить второй голос. Ребята достойно справились со всеми заданиями, в полной мере продемонстрировав приобретенные на теоретических занятиях умения и навыки.
В заключении хочется отметить, что педагог, работающий с одаренными детьми, должен обладать высоким уровнем развития интеллектуального и творческого потенциала, сформировавшейся компетентностью в сфере информационно-коммуникационных технологий. В его арсенале должны быть глубокие знания теории и методики преподавания предмета, детской психологии. И конечно, стремление к постоянному самосовершенствованию, изучению и применению на практике более эффективных инновационных технологий обучения. Необходимо регулярное повышение квалификации, обмен опытом с коллегами на семинарах, конференциях и видеоконференциях, вебинарах, на переговорных площадках в сетевых педагогических сообществах.
Так, в Ханты-Мансийском округе-Югра реализуется идея «Окружное Интернет-сообщество для одарённых детей севера столицы». Участие в этом Интернет – сообществе даёт возможность установления новых связей, развития общения в среде ученического и педагогического сообщества и является средой для развития профессиональной компетенции педагога, работающего с одарёнными детьми.