Главные вкладки
Методические рекомендации по аккомпанементу на примере разбора романсов А. Гурилева «Домик – крошечка», «Однозвучно гремит колокольчик»
Методические рекомендации по аккомпанементу на примере разбора романсов А. Гурилева «Домик – крошечка», «Однозвучно гремит колокольчик»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
a._gurilev.doc | 44 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Тельмановская детская школа искусств»
Методические рекомендации по аккомпанементу
на примере разбора романсов А. Гурилева
«Домик – крошечка», «Однозвучно гремит колокольчик»
Автор: преподаватель класса фортепиано
Санчес Санчес Е. Ю.
Тельмана
2021 год
Александр Львович Гурилев – известный русский композитор, превосходный пианист, исполнитель и педагог – работал в 1830 – 58 гг. Очень известен как композитор - романсист, собиратель русских народных песен. Его сборник «47 русских народных песен» вошел в историю русской музыки, как замечательный памятник народно-бытовой песенной культуры 30-40 гг. В нем объединены наиболее популярные, любимые песни городского быта, обработанные А. Гурилевым. В этих обработках русская народная песня как бы сливается с бытовым романсом, приобретает оттенок большей страстности, романтичности, порой даже острого драматизма.
К обработкам народных песен близко примыкают собственные «русские песни» А. Гурилева. В этом жанре полностью проявилось лирическое дарование композитора. В его «русских песнях» выражены обычно настроения мечтательной грусти, скорбного раздумья, сожаления. Лучшие из них: «Матушка-голубушка», «Не шуми ты, рожь», «Колокольчик», «Вьется ласточка» и т.д. Наиболее типичным для «русских песен» А. Гурилева является вальсовый танцевальный ритм, на фоне которого развертывается элегически-задушневная мелодия в плавном движении.
Познакомимся с двумя романсами, наиболее характерными для А. Гурилева, и проследим, как по-разному композитор использовал ритм вальса (1.«Домик-крошечка»; 2.«Однозвучно гремит колокольчик»).
«Домик-крошечка» на слова Любецкого. Прочитываем поэтический текст (о чем? вопрос к преподавателям, которые не знакомы с романсом) – история несбывшейся любви. Форма поэтического построения (3 куплета с кодой, в которой заключен весь драматизм и страстность). Чем пользуется композитор, чтобы передать мир душевных переживаний и чувств своего героя? Обратимся к мелодии (проигрывание). Романс написан в мажоре, но уже в окончании второй фразы слышна модуляция в минор, в вокальной партии обилие задержаний, замедлений, пауз; скудные динамические оттенки (пиано во всех куплетах), в третьем куплете – «злая удочка» поставлено крещендо и в коде небольшое крещендо с акцентами на три звука, но не проставлены никакие динамические оттенки, потому что основную смысловую нагрузку несет на себе партия фортепиано. Хочется напомнить, что к изучению партии фортепиано можно переходить только после многократного проигрывания и пропевания мелодии вслух и внутренним слухом.
А. Гурилев пишет романс в ритме вальса (3/8, а не 3/4 - легкость, игривость, темп - allegretto) – что помогает снять драматизм с поэтического текста, придает изящество, кокетство, подчеркивая, что чувства героя как бы несерьезны.
Обратимся к вступлению. В данном романсе вступление несет тонально-ритмическую функцию, при кажущейся технической легкости сразу возникают сложности в достижении абсолютной агогической слитности сольной и фортепианной партии. Чтобы выбрать правильный темп пианисту надо мысленно или вслух пропеть первую вокальную фразу и затем начать играть вступление в заданном темпе.
Каждый куплет разделен на 4 фразы (две первые – затакт в вокальной партии ; в партии фортепиано в басах прописаны паузы на третью долю, и хотя стоят акцент и стаккато в басах, эти 2 фразы играются более легко, игриво, вальсово-танцевально; две вторые фразы – затакт в вокальной партии и обе фразы пропеваются на одном дыхании; в фортепианной партии в басах нет пауз и вся фактура более плотная и заполненная, значит, исполнять эти две фразы надо более насыщенным и ярким звуком, используя глубокую педаль). Следует обратить внимание на то, что 1 и 2 фразы нужно слышать с остановками, а 3 и 4 фразы – подряд без остановок, как единое целое. В конце 4 фразы в партии фортепиано прописано крещендо, которое как бы никуда не приходит и обрывается. Исполнять эту фразу надо с постепенным усилением звука, но не очень ярко. И вот эту недосказанность подхватывает отыгрыш на неожиданном «пиано» – напоминание о кокетстве, игривости, легкости (надо быстро отреагировать на динамику и не сделать остановку между концом куплета и началом отыгрыша). В самом отыгрыше следует обратить внимание на замедление, сфорцандо и пиано, т.к. отыгрыш звучит всего 4 такта.
Замедления и ферматы – этими средствами выразительности управляет солист, задача концертмейстера – быть внимательным и чутко прислушиваться к мелодической линии.
Отдельной строкой стоит кода, т.к. в ней наконец-то прорываются наружу все чувства героя (страстность, драматизм). В партии вокала и в партии фортепиано яркая кульминация (акценты и ритенуто у вокалиста (обратите внимание, везде было rallentando); у фортепиано - f, sf, резкие паузы, не поддерживающие певца – вот средства выразительности, используемые композитором). В заключительной фразе в последнем такте композитор неожиданно в партии фортепиано ставит «пиано», что не совсем логично (этим напоминает о несерьезности, игривости), но зато отыгрыш договаривает невысказанные эмоции главного героя и ставит заключительную яркую точку в конце всего романса.
Романс, с одной стороны, не очень сложен в техническом и ансамблевом отношениях (везде вокальные цезуры совпадают с поэтическим текстом и фортепианной партией), но в нем много разных нюансов (темповые отклонения, динамические и штриховые тонкости, быстрая реакция на изменения характера и образа музыкальной ткани) – всё это призывает пианиста быть внимательным и чутким.
Второй романс – «Однозвучно гремит колокольчик» (не буду так подробно разбирать этот романс, а только остановлюсь на наиболее важных моментах). Схема разбора прежняя:
1) поэтический текст;
2) вокальная партия (играть);
3) вступление и заключение»;
4) фортепианная партия
Поэтический текст понятен – странник едет в кибитке и слушает песнь ямщика, которая навевает ему воспоминания о другой жизни, настроения грусти и печали, тоски о прошедшем и т.д. И мелодия звучит в таком же ключе – ровно, бесстрастно, на «пиано», без скачков, похожа на мелодекламацию, с ровной пульсацией, застревает на одном звуке в каждой фразе, что создает ощущение покачивания, однообразного движения. Фортепиано усиливает чувство монотонности, дремоты (кстати, размер 6/8, укрупняется такт, теряется чувство вальса, чувство протяжности усиливается). Чтобы чуть-чуть разнообразить унылую картину, между фразами в фортепианной партии композитор вклинивает звуки, имитирующие звон колокольчика (imitare leggiero). Эти фразы в фортепианной партии одни из самых сложных (слух пианиста не должен переключаться на «звуки колокольчика», иначе можно прослушать начало следующей вокальной фразы, которое как бы наступает на «звуки колокольчика»). Так же как и в предыдущем романсе композитор пользуется замедлениями, небольшими крещендо и sf, чтобы помочь голосу выделить наиболее значимые слова; во 2 и 4 куплетах есть кульминации, поддержанные cresc. и f, и у вокалиста и у концертмейстера.
Несколько слов о вступлении и заключении. Вступление – тонально-ритмическое, заключение и отыгрыш между куплетами одинаковы и в плане текста и в плане образа несут чисто изобразительную функцию. В этом однообразии и почти бесстрастности – красота и трудность романса.
Эти романсы рекомендованы к изучению в VI классе.