«Слышу» как процесс формирования идеального звучания художественного образа произведения.

Шадрин Антон Николаевич

       Выражение «Вижу - Слышу – Воспроизвожу», где «Вижу» относится к нотному тексту; «Слышу» к идеальному звучанию; «Воспроизвожу» к реальному звучанию, в наше время всё чаще превращается в «Вижу - Воспроизвожу - Слышу» или что еще хуже «Вижу – Воспроизвожу». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx15.41 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Слышу» как процесс формирования идеального звучания художественного образа произведения.

       Выражение «Вижу - Слышу – Воспроизвожу», где «Вижу» относится к нотному тексту; «Слышу» к идеальному звучанию; «Воспроизвожу» к реальному звучанию, в наше время всё чаще превращается в «Вижу - Воспроизвожу - Слышу» или что еще хуже «Вижу – Воспроизвожу». Среднее звено «Слышу» является определяющим, так как после прочтения нотного текста, оно представляет собой процесс формирования идеального звучания художественного образа произведения. В основе процесса формирования такого идеального образа находится способность музыкально - слуховых представлений (внутренний музыкальный слух).

   Музыкально - слуховые представления являются средством понимания и отображения музыки в сознании. Возникновение и преобразование представлений идет на основе двух взаимодополняющих процессах: интериоризация и экстериоризация. Первый влечет за собой возникновение музыкально - слуховых представлений, опережающих непосредственно воспроизведение музыкального материала. Второй - дает возможность воплотить абстрактные мысли в действие.

   Для того, чтобы идеальный музыкальный образ был как можно полнее точнее и художественно совершеннее, необходимо, чтобы учащийся предварительно послушал произведение в нескольких хороших интерпретациях. Далее, для ощущения и осознания стиля, необходимо послушать и другие произведения того же композитора.

Художественная полноценность внутреннего представления зависит от того сколько учащийся увидел, услышал и прочитал с листа музыкальных произведений. "Сколько читаем - столько знаем" - старая истина, сохраняющая свое значение и в музыкальной педагогике.

 Известные педагоги- музыканты (Н,Г,Рубинштейн, Н.С.Зверев, В.И.Сафронов, Л.В.Николаев, Г.Г.Нейгауз и др.) считали, что чтение с листа должно составлять определенную часть каждодневного "рациона" занятий учащегося. Это связано с тем, что данная форма деятельности представляет широкие возможности для ознакомления с музыкальной литературой - различными композиторами, стилями, целыми эпохами - "...не для запоминания , не для разучивания, а просто из потребности мыслить, узнавать, открывать, постигать, наконец, изумляться" (В.А.Сухомлинский")

Исполнитель хорошо читающий ноты с листа, значительно сокращает время над произведением, так как буквально за несколько проигрываний достигает ясного представления о сочинении.

Однако в каждодневной практите чтения с листа уделяют совсем мало времени, либо не уделяют совсем. Чтение нот с листа - область музыкальной деятельности, в которой с наибольшей интенсивностью формируются музыкально - слуховые представления и способность оперирования ими. Прежде чем воспроизвести звук, надо представить его себе в уме, по высоте и по длительности. Это процесс крайне активный и единственно способствующий развитию внутреннего слуха, без которого, никакое исполнение невозможно.

С первых шагов обучения нотной грамоте, необходимо прививать навыки эмоционального  и интеллектуального подхода к чтению нотного текста. "Педагог должен суметь внушить ученику чувство уважения, интереса и пытливости ко всему, что написано в нотах, мысль о том что за этими значками скрывается что-то очень важное и интересное".

Безусловно, немало важную роль, в триаде «Вижу - Слышу – Воспроизвожу» играет умение преподавателя самому виртозно владеть техникой игры на инструменте. При разборе музыкального произведения огромное влияние на формирование художественного образа у учащегося будет являться демонстрация произведения преподавателем. Не всегда аудио или видео примеры с различной интерпретацией будут понятны и легко восприимчивы для обучающихся. Это совершенно не значит, что помощь в исполнении музыкального произведения будет ущемлять собственную индивидуальность учащегося. В некоторых случаях, такая работа просто необходима. К сожалению, у обучающихся просто не хватает опыта, знания и навыков, которыми владеет педагог - наставник.

Именно «Живое» исполнение, движения, поведение, эмоции, дают более ясную картину штриха и стиля произведения. У большинства учащихся появляется мотивация, стремление повторить и быть лучше.

Таким образом, подводя итог всего выше сказанного, выражение «Вижу - Слышу – Воспроизвожу», является неотъемлемой частью повседневной работы ученика и педагога. Где очень важно соблюдать последовательность и не отступать от этого правила.