Статья на тему «Некоторые аспекты влияния вокально-хоровых занятий на творческое развитие детей»
Тематика статьи освещает вопросы важности пения, заостряет внимание заинтересованных непрофесссионалов на том, что «просто» пение от души в течение 20 – 30 минут ежедневно оказывает исключительно положительное воздействие на организм ребенка. Активизирует умственные способности, развивает эстетические и нравственные представления, слух, память, речь, чувство ритма, внимание, мышление, укрепляет лёгкие и весь дыхательный аппарат
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_nekotorye_aspekty.docx | 16.57 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Cтатья на тему:
«Некоторые аспекты влияния вокально-хоровых занятий на
творческое развитие детей»
Петь может и должен каждый…
По мнению современных ученых, исследующих проблемы образования, раскрытию внутренних качеств личности ребенка и самореализации ее творческого потенциала в наибольшей степени способствует синтез искусств. Сфера искусства рассматривается как пространство, способствующее формированию социально-эстетической активности личности.
Научными исследованиями доказано, что «просто» пение от души в течение 20 – 30 минут ежедневно оказывает исключительно положительное воздействие на организм человека. Оно активизирует умственные способности, развивает эстетические и нравственные представления, слух, память, речь, чувство ритма, внимание, мышление, укрепляет лёгкие и весь дыхательный аппарат.
Вокальные способности наиболее успешно развиваются тогда, когда ребенок активно воссоздает соответствующие образы в своем воображении при слушании, восприятии произведений певческого искусства, параллельно участвуя в доступных ему формах вокально - хоровой деятельности.
Хоровое пение – подлинно массовый вид музыкально-эстетического воспитания и образования, наиболее доступный для исполнения музыки. Оно обеспечивает возможность первоначальных музыкальных впечатлений, способствует овладению музыкальной речью; оно является способом приобщения к музыкальному искусству через коллективный характер самовыражения.
Вокально – хоровое творчество ребенка связано с самостоятельными действиями, с умениями использовать знания, навыки, применять их в ранее неизвестных условиях, в новых видах работы. Оно предполагает непременное условие - отказ от стереотипных представлений.
Все творчески усвоенное детьми становится прочным их достоянием; процесс познания в атмосфере творчества приобретает развивающий характер, жизнь ребенка обогащается новыми чувствами.
Доказательством значимости формирования творческих навыков у детей явилась многолетняя работа Б. Л. Яворского, который высоко оценивал воспитательное значение детского творчества. Он считал, что воспитательная ценность музыкального творчества ребенка проявляется в первую очередь в самом процессе, ибо он позволяет учителю наблюдать за ходом музыкальной мысли ребенка. Автор считал одной из самых основных задач при воспитании ребенка сохранение за ним способности творить звуки, этими звуками выражать свои жизненные потребности и жизнеощущения, так как творчество, если оно потеряет свою непосредственность или заглохнет, не поддается ни обучению, ни направлению.
Представление о современном вокально – хоровом исполнительстве зачастую связано с активными формами музыкальной деятельности. Чаще всего, именно через жест, движение, пластику ребенку легче понять музыкальное произведение, его особенности, музыкальный язык, структуру, и вместе с тем, легче «войти в образ», глубже проникнуться его настроением.
Наряду с традиционным подходом к организации вокально-хоровой работы необходимым элементом музыкалькальных занятий сегодня является включение музыкально-ритмической деятельности учащихся. Говоря о музыкально-ритмической деятельности, подразумеваются движения, направленные на развитие у ребенка чувства ритма, мелодического и гармонического слуха, эмоциональности и образности восприятия и исполнения музыки. Объем этой деятельности не должен противостоять вокально-хоровой работе, а составлять с ней единое, гармоничное целое.
Музыкально - ритмическая деятельность направлена на то, чтобы дети могли прочувстовать и уметь красиво, в характере синхронно двигаться под неё, импровизировать движения в соответствии со звучащей музыкой при этом эта форма деятельности неразрывно связана с вокально – хоровым музицированием, импровизацией.
Используемая вокальная, ритмическая, двигательная импровизация способствует развитию музыкально–творческих способностей школьников. Значение импровизационного творчества для музыкального развития ребенка и роль импровизации как вида учебной деятельности подчеркивал еще Б.В. Асафьев, который писал: «…человек, испытавший радость творчества, даже в самой минимальной степени, углубляет свой жизненный опыт и становится иным по психическому складу, чем человек, только подражающий актам других! Самым необходимым делом в данном направлении я считаю развитие способности к импровизации»
Очень важна роль внутренней мотивации обучающегося в развитии творческих способностей, в том числе и музыкальных. Лишь при условии любви к музыкальной деятельности во всех её видах возможно развитие соответствующих способностей и самореализация обучающегося
Осваивая искусство хорового пения, дети учатся не просто петь в группе, они учатся видеть мир по иному, оценивать его по-новому.
Ребенок, приобщившийся к искусству, погрузившийся в него, не будет портить или вредить, вносить дисгармонию в рукотворную красоту мира. Ведь он смог оценить эту красоту, посмотрев на мир глазами творца, исполнителя,- попытавшись выразить его посредством своего исполнения.