Лучшие пианисты современности. Краткий обзор

Плужникова Анастасия Петровна

Составить список лучших пианистов мира непросто, так как сегодня есть десятки, если не сотни имен великолепных исполнителей из разных стран. Каждому из них ближе определенные музыкальные эпохи, произведения, композиторы. Также есть разница между музыкантами, играющими сольно и выступающими с симфоническим оркестром. Наконец, со временем меняется сама природа игры на фортепиано. В данном докладе представлены имена мэтров старшего поколения, блистающих сегодня на мировой сцене:

Михаил Плетнев, Григорий Соколов, Иво Погорелич, Марта Аргерих, Владимир Ашкенази, Кристиан Циммерман, Даниэль Баренбойм, Альфред Брендель, Раду Лупу и Маурицио Поллини

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pianisty_sovremennosti.docx32.4 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования  

«Городской дворец детского (юношеского) творчества им. Н.К. Крупской»

Методический доклад

«Лучшие пианисты современности. Краткий обзор»

Подготовил: педагог МХС «ВИТА»

                      Плужникова А.П.

Новокузнецк

 2022

ВВЕДЕНИЕ

Ежегодно 8 ноября отмечается День пианиста. Он пока не имеет официального статуса, но набирает популярность в музыкальной среде и постепенно превращается в настоящий профессиональный праздник международного уровня, отмечать который могут не только пианисты, но и все поклонники фортепианной музыки.

 Составить список лучших пианистов мира непросто, так как сегодня есть десятки, если не сотни имен великолепных исполнителей из разных стран. Каждому из них ближе определенные музыкальные эпохи, произведения, композиторы. Также есть разница между музыкантами, играющими сольно и выступающими с симфоническим оркестром. Наконец, со временем меняется сама природа игры на фортепиано. Мы представляем здесь имена мэтров старшего поколения, блистающих сегодня на мировой сцене. Молодые пианисты будут представлены в другом рейтинге.

 

МИХАИЛ ПЛЕТНЕВ

Выдающийся пианист, а также композитор и дирижер Михаил Плетнев родился в 1957 году в Архангельске в семье музыкантов. С 7 лет Михаил занимался в музыкальной школе при Казанской консерватории, а затем в Центральной музыкальной школе при Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского. В 16 лет он стал лауреатом Международного юношеского фортепианного конкурса в Париже.

Во время учебы в Московской консерватории пианист завоевал Первую премию на Всесоюзном конкурсе пианистов в Ленинграде, в 1978 году — Первую премию и Золотую медаль VI Международного конкурса имени П.И.Чайковского. С этого времени началась его интенсивная концертная деятельность.

Он выступал по всему миру с сольными программами, а также вместе с филармоническими оркестрами Берлина, Лондона, Мюнхена, Израиля, Чехии; симфоническими оркестрами Сан-Франциско, Питтсбурга, Берлина; Национальным оркестром Франции и многими другими.

В 1980 году Михаил Плетнев дебютировал как дирижер, после чего выступал в качестве приглашенного дирижера со многими ведущими оркестрами страны. В 1990 году народный артист РСФСР Михаил Плетнев создал Российский национальный оркестр, художественным руководителем и главным дирижером которого он является в настоящее время. Под его руководством коллектив завоевал репутацию одного из лучших оркестров мира.

Любимыми композиторами музыканта являются Чайковский, Рахманинов, Шостакович, Скрябин, Бах, Скарлатти и другие. Помимо этих композиторов Плетнев часто выключает в свои концерты произведения Шумана, Грига, Бетховена, лишь подтверждая свою универсальность и возможность прочтения и понимания музыки любого стиля и композитора.

Музыкант является обладателем и множества призов за свои записи — это EMI (за альбом с фортепианными сочинениями Скарлатти), Award-1996 — «Лучший паинист года», Deutsche Grammophon (за диск с записями сочинений Шопена), GRAMMY (за камерные сочинения).

 

 

ГРИГОРИЙ СОКОЛОВ

Наследник великих русских пианистов советской эпохи, знаменитый российский пианист Григорий Соколов родился в 1950 году. В пять лет начал заниматься фортепиано, в семь поступил в Ленинградскую консерваторию, в двенадцать лет у него состоялось первое сольное выступление,  в шестнадцать лет стал победителем Международного конкурса имени П. И. Чайковского (1966, Москва).

Один из самых выдающихся музыкантов современности ежегодно дает около 80 концертов, выступая в залах Лондона, Парижа, Вены, Зальцбурга, Берлина, Мюнхена, Рима, Мадрида, Петербурга, Нью-Йорка. Он сотрудничал с коллективами амстердамского Концертгебау и лейпцигского Гевандхауза, филармоническими оркестрами Лондона и Нью-Йорка. Записывается пианист крайне редко, предпочитая студийным записи с концертов.

Он один из самых уважаемых пианистов, восхищающий глубокими интерпретациями, широким репертуаром, безупречной, совершенной техникой, ритмической свободой фразы.

С середины 2000-х годов пианист отказался от выступлений с оркестрами и дает исключительно сольные концерты.

Он также выпустил много компакт-дисков, в основном с музыкой Бетховена, Баха и Шопена. Большинство его записей — это живые выступления.

 

 

ИВО ПОГОРЕЛИЧ

Иво Погорелич родился в Югославии в 1958 году в музыкальной семье.  Он начал музыкальное образование в возрасте семи лет и дебютировал с сольным концертом в возрасте 10 лет. Затем он уехал учиться в Москву. Во время учебы он занял первое место на традиционном конкурсе молодых музыкантов в Загребе, а затем на крупных международных конкурсах в Терни (1978) и Монреале (1980). Он совершил несколько больших турне по Европе, Америке, Азии, участвовал в ряде фестивалей.

Помимо профессиональной карьеры на сцене, музыкант занимался гуманитарной деятельностью и помог многим молодым артистам. Чтобы поддержать их, Иво основал в 1986 году в Загребе фонд молодых художников с целью финансирования их обучения за рубежом. В 1999 году пианист прекратил выступления.

Сегодня он вернулся на сцену, дает много благотворительных концертов, но не делает студийных записей. Список альбомов, которые выпустил музыкант, невелик: 16 дисков, но каждый из них — раритет для его поклонников. Иво Погорелич по-прежнему помогает молодым музыкантам, организовывает фестивали, конкурсы и летние курсы. Он Посол доброй воли ЮНЕСКО.

 

 

МАРТА АРГЕРИХ

Одна из величайших пианисток современности Марта Аргерих родилась 1941 году в Аргентине. За инструмент будущая звезда-виртуоз села в трехлетнем возрасте, а в восемь лет состоялся ее публичный дебют, на котором юная пианистка исполнила концерт Моцарта. Когда ее семья переехала в Европу, пианистка училась у Фридриха Гульды, Артуро Бенедетти Микеланджели, Штефана Ашкенази, Никиты Магалова — одних из самых выдающихся пианистов XX века, исполняющих классику.

Пианистка добилась международного признания после победы на Международном конкурсе имени Шопена в Варшаве в 1965 году.

Музыкальные критики пишут, что ее виртуозность безгранична, что пианистка привносит пламенную энергию и глубокое чувство в произведения, которые она исполняет.

В ее обширном репертуаре — Бах и Барток, Бетховен и Мессиан, а также Шопен, Шуман, Лист, Дебюсси, Равель и многие другие. Камерная музыка также является важным направлением в ее музыкальной карьере.

Среди ее недавних записей — концерты Моцарта K466 и K503, записанные с оркестром Клаудио Аббадо, а также дуэтный сольный концерт с Даниэлем Баренбоймом, выпущенный Deutsche Grammophon.

Сегодня Марта избегает масштабных сольных концертов, предпочитая камерные выступления и разделяя сцену с друзьями. Помимо выступлений, она много времени уделяет  продвижению начинающих артистов.

О ней снят документальный фильм Жоржа Гашо «Марта Аргерих: Ночной разговор» (2002). Введена в Зал славы журнала Gramophone.

 

 

ВЛАДИМИР АШКЕНАЗИ

Всемирно известный сольный музыкант и дирижер Владимир Ашкенази родился в 1937 году и начал играть на фортепиано с шести лет. Владимир учился в Центральной музыкальной школе, а затем — в Московской консерватории у профессора Льва Оборина.

Начиная с середины 1970-х Ашкенази успешно овладел второй профессией — дирижированием. Уже в 1981 году он стал первым постоянным дирижером — гостем Лондонского филармонического оркестра. С 1987 по 1994 он дирижер Королевского Филармонического оркестра, также руководил Кливлендским симфоническим оркестром, оркестром Берлинского радио.

Сегодня его разнообразная деятельность вдохновляет любителей музыки во всем мире. Стиль пианиста отличается мире. Стиль пианиста отличается интеллектуальной глубиной и эмоциональностью. Ашкенази исполнил и записал. Ашкенази исполнил и записал все фортепианные сочинения Шопена, Рахманинова, Скрябина, Брамса, Листа, а также пять фортепианных концертов Прокофьева и многие другие произведения.

Владимир — семикратный обладатель премии «Грэмми» в номинации «Исполнение классической музыки». Его записи, которые получили множество похвал и наград, вносят значительный вклад в библиотеку великих шедевров, записанных лучшими исполнителями.

 

 

КРИСТИАН ЦИММЕРМАН

Знаменитый современный пианист дирижер польского происхождения Кристиан Циммерман родился в 1956 году. Первые концерты он стал давать в возрасте 6 лет. В 1975 году он стал самым молодым пианистом и первым поляком, за многие годы выигравшим конкурс Шопена в Варшаве. И сразу же завоевал международную известность. После победы в конкурсе пианист оттачивал фортепианные навыки у знаменитого польского пианиста Артура Рубинштейна.

Кристиан Циммерман считается гениальным исполнителем творчества Шопена. А также в его дискографии имеются записи всех фортепианных концертов Равеля, Бетховена, Брамса, Листа, Штрауса.

С 1996 года пианист ведет уроки в Базельской Высшей школе музыки.

Он дает ограниченное количество концертов каждый год и сделал относительно мало записей, но существующие остаются фаворитами и часто ориентирами для других музыкантов.  Его последние записи включают две заключительные сонаты Шуберта и Симфонию № 2 Леонарда Бернстайна «Эпоха беспокойства».

 

 

ДАНИЭЛЬ БАРЕНБОЙМ

Один из самых известных пианистов современности Даниэль Баренбойм  родился в 1942 году в Аргентине. Его первым учителем игры на фортепиано в родном Буэнос-Айресе был отец. Даниэль дебютировал в возрасте 7 лет, сыграв свой первый концерт и вызвав интерес ведущих музыкальных педагогов. Позже  его наставником был Артур Рубинштейн.

К 26 годам пианист записал все сонаты Бетховена. Его игра на фортепиано пронизана той же интеллектуальной строгостью, чувством цвета и коммуникативной идентификацией эмоций и звуков, которые можно найти в его дирижировании. Он дирижировал великими оркестрами по всему миру и получил шесть премий «Грэмми». Для  Даниэля музыка — лучший инструмент установления связей между людьми.

 

 

АЛЬФРЕД БРЕНДЕЛЬ

Альфред Брендель, австрийский пианист, поэт, писатель и лектор, родился в 1931 году в Визенберге (ныне Лоучна-над-Десноу, Чешская Республика). Когда Бренделю было три года, его семья переехали в Загреб (ныне Хорватия), и там в возрасте шести лет он начал у заниматься на фортепиано. Позже он переехал в австрийский Грац, где изучал фортепиано у педагога в консерватории, но он не получил систематического образования, в возрасте 16 лет он был в основном самоучкой.

Музыкант дал свой первый публичный сольный концерт в Граце в возрасте 17 лет.  В 1949 году он выиграл четвертую премию на конкурсе пианистов имени Ферруччо Бузони в Италии. Затем он гастролировал по Европе и Латинской Америке, постепенно выстраивая свою карьеру и участвуя в мастер-классах знаменитых музыкантов.

Его первая концертная запись — Концерт № 5 Сергея Прокофьева для фортепиано с оркестром. В возрасте 21 года он сделал свою первую сольную запись Weihnachtsbaum Ференца Листа, ставшую мировой премьерой.  Он стал знаменит после исполнения музыки Бетховена на сольном концерте в зале королевы Елизаветы. С тех пор он был в первую очередь связан с Бетховеном (первый исполнитель, записавший все сольные фортепианные произведения Бетховена), но его репертуар простирается от Баха до Шенберга, а его острый интеллект и остроумие помогают блестяще интерпретировать произведения Гайдна.Он также записал произведения Листа, Брамса, Шумана и Шуберта. Важной коллекцией Альфреда Бренделя является полное собрание фортепианных концертов Моцарта.

Брендель также является известным автором книг о музыке и нескольких сборников стихов. Хотя музыкант официально завершил концертную карьеру, он читает лекции о Шуберте, Бетховене и других композиторах.

 

РАДУ ЛУПУ

Раду Лупу родился в Румынии в 1945 году. Он начал учиться игре на фортепиано в возрасте шести лет. С 14 лет Раду Лупу занимался в Бухарестской консерватории, а затем учился в Москве, где среди его педагогов были Генрих и Станислав Нейгаузы. Музыкант впервые стал известен в конце 1960-х, выиграв три престижных конкурса в течение трех лет, кульминацией которых стал Международный конкурс пианистов в Лидсе в 1969 году. По мнению многих, эта победоносная серия стала результатом блестящей академической базы пианиста.

Вскоре Раду Лупу стал мировой знаменитостью. Особой популярностью в его исполнении пользовалась музыка венских классиков, которая стала визитной карточкой пианиста. Сотрудничество с Decca Records, продлившееся 23 года, принесло музыканту премии за выдающиеся записи.

В его репертуаре австро-немецкие классики, такие как Бетховен, Брамс, Моцарт, Шуберт и Шуман.

Пианист сыграл, пожалуй, со всеми известнейшими дирижерами своего времени: Даниэлем Баренбоймом, Карло Марией Джулини, Леонардом Бернстайном, Гербертом фон Караяном, а также практически с каждым крупным оркестром Европы и Америки. Тем не менее его считают гением-индивидуалистом, неуловимым персонажем, избегающим огласки. В 2019 году Раду Лупу покинул

 

 

МАУРИЦИО ПОЛЛИНИ

Итальянский пианист Маурицио Поллини, еще будучи студентом Музыкальной академии в Милане, дважды становился лауреатом премии, выиграв оба Международных конкурса исполнителей в Женеве. После окончания Миланской академии в 1960 году музыканта ждала новая победа на престижном конкурсе пианистов имени Шопена. Согласно легенде Артур Рубинштейн тогда воскликнул: «Он уже сейчас играет лучше любого из нас, членов жюри!».

С середины 1960-х годов Маурицио Поллини широко гастролировал по Европе, дебютировал в США, совершил тур по Японии. В 1977 году пианист большим успехом выступал в Советском Союзе.

Уже сама последовательность его записей говорит о многом. За шопеновской программой (1968) следует Седьмая соната Прокофьева, фрагменты из «Петрушки» Стравинского, снова Шопен (все этюды), потом полный Шенберг, концерты Бетховена, затем Моцарт, Брамс, а потом Веберн…

Музыкант зарекомендовал себя как мастер-интерпретатор высокой классики и музыки нововенской школы: от Баха, к 300-летию которого в 1985 году Поллини целиком исполнил первый том «Хорошо темперированного клавира», до радикальных авангардистов середины XX века — Пьера Булеза, Луиджи Ноно, Лучано Берио, Карлхайнца Штокхаузена.

Пианист исполнил все фортепианные концерты Бетховена с Венским филармоническим оркестром под управлением Клаудио Аббадо, все фортепианные сонаты Бетховена, записал Седьмую сонату Прокофьева и фрагменты «Петрушки» Стравинского. Концерты Бетховена в интерпретации Поллини вызвали беспрецедентную реакцию — в 1976 году авторитетные музыкальные критики в результате опроса признали 34-летнего исполнителя лучшим пианистом современности. Наконец, в 2001 голу его запись бетховенских «Вариаций на тему Диабелли» получила золотой приз Diapason d’or. В 2007 музыкант взял «Грэмми» за запись всех ноктюрнов Шопена.

«Меня часто спрашивают: какова цель музыки? —  говорил он журналистам. — Я думаю, что существование искусства — большой подарок для человечества, для нас всех».