Работа над музыкальными образами в программно-характерных пьесах
Что же способствует развитию образного музыкального мышления ребенка? Это и музыкальный материал – яркий и разнообразный, близкий по музыкальным образам и настроениям; и живописная иллюстрация или рисунок, соответствующий характеру исполняемой пьесы; текст подтекстовок, информация о подобных произведениях у других композиторов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_nad_muzykalnymi_obrazami_v_programmno.docx | 14.37 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Работа над музыкальными образами в программно-характерных пьесах
Фортепианные миниатюры составляют основу педагогического репертуара учеников. Это вполне объяснимо, ведь для ребенка образное название вызывает интерес и желание исполнить эту музыку, возбуждает фантазию и творческую инициативу. У каждого искусства есть свой особый язык, свои выразительные средства. В живописи, например, такими средствами являются рисунок и краски. Умело пользуясь ими, художник создает картину. Поэт, сочиняя стихи, говорит с нами на языке слов, он пользуется стихотворной речью, рифмами. Поэтическое слово – это выразительное средство искусства поэзии. Основой танцевального искусства является танец, драматического – игра актеров.
У музыки свой особенный язык – язык звуков. Музыкальными звуками можно передать голоса зверей и птиц, изобразить сказочного персонажа, наделив образ яркими узнаваемыми чертами. Подобное свойство музыки называется звукоизобразительностью, и у неё тоже есть свои средства музыкальной выразительности. Уже в младших классах ученик в состоянии осмыслить и передать в игре и на словах понятные ему основные средства музыкальной выразительности: мелодия, ритм, темп, динамика, регистр, лад, штрихи.
Чтобы увлечь ребенка в рабочий процесс, можно использовать метод словесной подтекстовки к изучаемым пьесам. Текст обычно подбирается к метро - ритму, задаёт определённый эмоциональный настрой и помогает создать конкретный музыкальный образ. Без музыкального образа и содержания смысл нотного текста ребёнку не всегда понятен.
Благодаря словесному тексту ученики начинают отождествлять музыкальное звучание как особый музыкальный язык, который раскрывает музыкальный образ, передаёт настроение, рисует музыкальные картины. Усвоение материала происходит значительно легче, включаются положительные эмоции, элементы творчества, стимулируется ответная реакция ребёнка к процессу обучения.
Работа учащихся над музыкальным произведением многообразна. В значительной мере она зависит от самого произведения — сложности его содержания, пианистических трудностей. Кроме того, приёмы и всё течение работы всегда связаны с возрастом и психологией учащегося, его одарённостью, уровнем музыкального и общего развития. Работу над произведением условно можно разделить на 3 этапа. Первый этап — посвящён созданию общего представления о пьесе, о её основных художественных образах. Второй этап — постепенное углубление в сущность музыкального произведения; на этом этапе происходит овладение приёмами выражения, необходимыми для реализации художественного содержания. Третий этап — подводит итог всей предшествующей работе, приносит и качественно новое начало: художественное произведение получает законченное исполнительское воплощение, требующее от ученика единства чувства, мысли, мастерства. Очень важно провести с учеником беседу об этом произведении и его стиле, полезным является ознакомление учащегося с творчеством и биографией композитора, с исторической эпохой создания произведения, прослушать другие произведения данного автора. Всё это будет способствовать всестороннему овладению требуемым стилем, более глубокому изучению того или иного произведения. Уместно подключить метод словесной подтекстовки к изучаемым пьесам, предложить ученику самому сочинить текст к метро-ритму произведения, если это не получается, то предложить уже готовые варианты.
При формировании художественного образа, важно научить ребенка осмысленно и эмоционально передавать художественный замысел композитора. Любой образ вызывает у ребенка эмоции, именно они делают музыку живой и красочной т.к. детям легче воспринимать музыку с текстом. - 14 - Если ученик не готов сочинить свои слова, то он должен сам выбрать тот вариант, который больше соответствует его представлению о художественном образе в исполняемом произведении.
По мере овладения различными трудностями, основное внимание учащегося постепенно перемещается на вопросы, связанные с целостностью исполнения, выявлением общего исполнительского замысла, то есть на содержание завершающего третьего этапа работы. На этом этапе в наибольшей степени сказывается художественная индивидуальность музыканта: мастерство, артистизм, темперамент, вдохновение, творческая воля. Если ранее педагог должен был избегать того, чтобы делать все замечания сразу, то после «сквозного проигрывания» пьесы он делает сразу все указания, необходимость в которых выявилась в процессе исполнения; к третьему этапу ученик уже подготовлен к охвату всех замечаний.
Ученик – исполнитель, он стремится органично объединить в одно художественное целое все частности, все отработанные детали, добиться цельности художественного впечатления. Все удачно найденные и закреплённые в сознании и в ощущениях движения полностью подчиняются одной цели: правдиво и искренно выразить содержание исполняемого произведения. Средства музыкальной выразительности самым непосредственным образом влияют на характер музыкального произведения, на его образ. Осознание выразительного значения тех или иных средств музыкальной выразительности, позволяет ученику воспринимать музыку полноценнее, осознаннее. Важную функцию при изучении выполняют изображение и слово, они помогают детям проникнуться необходимым эмоциональным настроем. Активное переживание музыкального произведения помогает восприятию музыки и положительно сказывается на исполнении.