Главные вкладки
"Авторская песня" О.Н. Дубининой учителя музыки, педагога дополнительного образования ГБОУ СОШ №625 Невского района, г. Санкт-Петербург
"...О, как это прекрасно-
в музыке всё гармонично и
ясно...
Куда б ни попали,
мы будем с тобою
с музыкой вместе
единой душою!.." О.Н.Дубинина
Авторская песня-это одна из самых ярких, замечательных страниц в нашей музыкальной культуре.
Интерес к авторской песне не пропадает, с каждым годом приобретая всё более активное развитие.
Диапазон данных песен очень широк, разнообразен, что и вызывает неподдельный интерес, внимание
самых различных слушателей по возрасту, по профессиям, разных взглядов.
Почему? Потому, что нехитрые, проникновенные слова и мелодия трогают и волнуют душу, заставляют
глубже задуматься о чём-то своём, размышлять о происходящих в нашей жизни событиях, учат сопереживать.
Мало кто остаётся равнодушным, когда слушает или поёт эти песни, которые помогают
лучше познать окружающий мир, ответить на многие вопросы, найти, быть может, правильное
решение, поразмышлять, задуматься, поделиться впечатлениями об услышанном и самом сокровенном...
Думаю, что особенно юному поколению эти песни помогут укрепить интерес к музыке, к творчеству
бардов, что, несомненно, расширит музыкальный кругозор, поможет воспитать хороший музыкальный
вкус. Изучению авторских песен, работе над ними, их исполнению, знакомству и изучению биографий и
творчества знаменитых бардов - всему этому я придаю большое значение. Отрадно отметить, что
школьники проявляют живой интерес к таким песням, с удовольствуем слушают, разучивают и поют
их.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2._statya_avt.pesnya._3._bard.p._4.kvn_.doc | 117.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Авторская работа Ольги Николаевны Дубининой,
Учителя музыки ГБОУ школы №625 Невского района
г. Санкт-Петербург
" АВТОРСКАЯ ПЕСНЯ "
"...О, как это прекрасно-
в музыке всё гармонично и
ясно...
Куда б ни попали,
мы будем с тобою
с музыкой вместе
единой душою!.." О.Н.Дубинина
Авторская песня-это одна из самых ярких, замечательных страниц в нашей музыкальной культуре.
Интерес к авторской песне не пропадает, с каждым годом приобретая всё более активное развитие.
Диапазон данных песен очень широк, разнообразен, что и вызывает неподдельный интерес, внимание
самых различных слушателей по возрасту, по профессиям, разных взглядов.
Почему? Потому, что нехитрые, проникновенные слова и мелодия трогают и волнуют душу, заставляют
глубже задуматься о чём-то своём, размышлять о происходящих в нашей жизни событиях, учат сопереживать.
Мало кто остаётся равнодушным, когда слушает или поёт эти песни, которые помогают
лучше познать окружающий мир, ответить на многие вопросы, найти, быть может, правильное
решение, поразмышлять, задуматься, поделиться впечатлениями об услышанном и самом сокровенном...
Думаю, что особенно юному поколению эти песни помогут укрепить интерес к музыке, к творчеству
бардов, что, несомненно, расширит музыкальный кругозор, поможет воспитать хороший музыкальный
вкус. Изучению авторских песен, работе над ними, их исполнению, знакомству и изучению биографий и
творчества знаменитых бардов - всему этому я придаю большое значение. Отрадно отметить, что
школьники проявляют живой интерес к таким песням, с удовольствуем слушают, разучивают и поют
их, особенно таких авторов, как:
- Юрий Визбор "Милая моя",
- Владимир Высоцкий "Песня о друге",
- Ада Якушева "Вечер бродит",
- Булат Окуджава "Пожелание друзьям",
- Олег Митяев "Изгиб гитары жёлтой".
Более того, я советую своим ученикам вместе с родителями посмотреть художественные фильмы,
в которых снимались замечательные барды:
Юрий Визбор: " Семнадцать мгновений весны" (в роли Мартина Бормана),
"Переступи порог" (в роли преподавателя института),
"Белорусский вокзал" (в роли инженера завода),
"Начало", "Ты и я" ( небольшие, но интересные роли ).
Владимир Высоцкий: "Вертикаль" (в роли радиста Володи. В этот фильм режиссёр С. Говорухин
включил несколько песен В.Высоцкого, которые были написаны для этого фильма),
"Служили два товарища" (в роли поручика Брусенцова),
"Место встречи изменить нельзя" (в роли капитана милиции Глеба Жеглова),
"Маленькие трагедии А.С.Пушкина" (в роли Дон Гуана).
Булат Окуджава: "Мне двадцать лет" (раньше фильм назывался "Застава Ильича") - выступление в
Политехническом Институте.
"Женя, Женечка и "катюша" - небольшая роль в землянке, можно услышать его песни.
Посмотреть фильм М.Козакова "Покровские ворота", где звучат песни замечательного барда.
Посмотреть фильм Д.Асановой про школьников "Ключ без права передачи" - в одном из эпизодов
снимался Б.Окуджава, в фильме звучит песня " Пожелание друзьям".
Я советую детям смотреть фильмы, соответствующие их возрасту, стараюсь поддержать интерес.
После просмотра обязательно беседуем, рассуждаем, делимся впечатлениями...
Несколько лет назад я решила попробовать сочинять стихи и песни. Пишу исключительно для детей
дошкольного и школьного возраста . Почему я обратилась к этой теме? Я почувствовала потребность
к самовыражению. Стало понятно, что мне понравился сам процесс сочинительства, в который я
вкладываю душу, доброе отношение к детям, стараюсь находить интересные темы, мелодии, простые
доходчивые слова, стараюсь, чтобы мои стихи и песни стали интересны детям, хочу, чтобы они нашли
отклик в детских душах. Сначала решила показать ненавязчиво, выборочно свои работы. Приятно
отметить, что детям это понравилось, они проявили живой интерес - реакция была яркая. Мы стали
знакомиться со стихами и песнями на уроках музыки, на занятиях по хору, и, самое главное, стали исполнять стихи и песни в школьных концертах; а в конкурсах и Олимпиадах, где в номинациях значилась
" Авторская песня "- это стало обычным делом. Меня радует, когда дети искренне и с удовольствием
откликаются на мои предложения.
Перед детьми я ставлю следующие задачи:
-Развивать интерес к авторским стихам и песням учителя.
-Развивать любовь, интерес и уважение к авторским, бардовским песням в целом.
-Достичь понимания между учителем и учениками, ведь авторская песня, как и композиторская,
народная, тоже способна ярко, многопланово, самобытно отразить исторические события и повседневные
явления нашей современной жизни.
-Вызвать и поддержать у детей интерес к творчеству, желание самостоятельно сочинять стихи и песни,
чтобы потом можно было бы показать и на уроках музыки, в школьных концертах, в конкурсах школьных
и районных, помочь детям постепенно преодолевать неуверенность, некоторую застенчивость.
- Вызвать интерес к самостоятельному изучению творческого наследия бардов, их биографий.
- Воспитывать чувство гордости и радости за своих товарищей, за их успехи, творческие достижения.
- Привлечь в совместном творческом процессе участвовать всех желающих детей, и это было бы
просто замечательно! Детские работы надо непременно показывать, необходимо пропагандировать
эту интересную сторону музыкальной творческой деятельности.
- Вызвать интерес, желание сочинять, делиться опытом, показывать свои работы, принимать участие в
школьных концертах, на творческих вечерах и самих учителей школы. Пусть это будет самостоятельная
работа или коллективная, например небольшой ансамбль или хор учителей. Назвать это можно
было бы так: " В кругу друзей ". Это будет способствовать лучше узнать и понять друг друга, поможет
подружиться, возможно разрешить многие вопросы, проблемы и учителей, и учеников, и родителей.
В дальнейшем организовать и провести совместные концерты детей, учителей и родителей, где будут
исполнены песни школьным ансамблем, хором, а также семейным ансамблем, ансамблем учителей.
- Создавать вместе с учителем, а в дальнейшем и самостоятельно презетации по творчеству бардов.
- Устраивать конкурсы на лучшую презентацию на уровне параллельных классов - для начала, затем
на лучшую работу школы, после на районном уровне, может, и на городском уровне.
С моими работами я начинаю знакомить детей с 1-го и 2-го классов, затем более активно работаю
в этом направлении с учениками 3-го и 4-го классов. Эта работа продолжается и в средней школе.
Мне и самой интересно, особенно когда я вижу, с каким желанием, насколько внимательно они меня
слушают, а потом просят повторить понравившиеся стихи и песни, разучивают и исполняют их.
.
Вот некоторые стихи для дошкольников:
- "Про скворца",
- "Солнышко и мы",
- "Про ябеду",
- "Маленький дружок",
- "Про тучку",
Стихи для школьников:
- "О музыке",
- "Музыкальный словарь",
- "Да здравствует дружба!",
- "Русская сказка, русская песня...",
- "Ода комару",
- "Мир полон солнца",
-"Капризная весна".
Песни для школьников:
- "Блокадный Ленинград",
- "Ленинградский трамвайчик",
- "Моему городу",
- "Письмо дружбы",
- "По росистой травушке",
- "Вам, ветераны!..",
- "Невские ласточки"- гимн школьного хора.
Многие из нас помнят, пожалуй, самые яркие события, моменты своего детства, когда каникулы
проходили в детских лагерях отдыха. О многом интересном, что запоминается на всю жизнь, можно
было бы рассказать, поделиться впечатлениями... Вспомним костры, когда собирались ребята, пекли
картошку, разговаривали, мечтали, играли, пели под гитару любимые песни до самого рассвета...
Когда я работала в детских летних лагерях, мы с детьми пели песни и о дружбе, и песни военных лет,
и патриотические песни, и обязательно походные, бардовские песни. И мне было радостно, когда для
многих ребят было открытием впервые услышать песни замечательных бардов...
Убеждена, если увлечённо, с душой, серьёзно заниматься авторской песней, то это только поможет
лучше укрепить творческий и дружеский союз между учителем и учениками и их родителями, расширит
кругозор, поможет по-новому посмотреть на предмет "Музыка", который я считаю важным и нужным
в современном школьном образовании, в процессе формирования гармоничной личности подрастающего поколения.
Конспект урока для старших классов « Бардовская песня»
Разработка Дубининой Ольги Николаевны, учитель музыки
ГБОУ СОШ № 625
Невского района
Санкт-Петербург
" БАРДОВСКАЯ ПЕСНЯ "
Авторская работа Ольги Николаевны Дубининой,
Учителя музыки ГБОУ школы №625 Невского района
г. Санкт-Петербург
" И сама по себе не играет гитара,
А дана человеку, как голос души."
Ю. Визбор
ТЕМА УРОКА:
" БАРДОВСКАЯ ПЕСНЯ ".
ЦЕЛЬ УРОКА :
" Познакомить учащихся с творчеством бардов, авторской
песней, с её особенностями."
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ :
Обучающая:
Знакомство учащихся с творчеством бардов, познание их музыкального,
песенного и стихотворного наследия.
Воспитывающая:
Формирование эстетического вкуса учащихся, воспитание уважения и
интереса к творчеству бардов.
Развивающая:
Расширение музыкального кругозора, развития эмоциональной
сферы учащихся, желание слушать и петь бардовские песни,
изучать творчество, биографии бардов, пробовать самим сочинять.
ЗРИТЕЛЬНО - ЗВУКОВАЯ НАГЛЯДНОСТЬ:
Булат Шалвович Окуджава - фото поэта в молодости, в пожилом возрасте.
фото памятника поэту на Арбате.
аудиозаписи песен в исполнении автора:
" Надежды маленький оркестрик ",
" Пожелание друзьям ",
" Старинная студенческая песня ".
( ...Возьмёмся за руки, друзья...).
Кадры из фильма с участием Б.Окуджавы
" Женя, Женечка и "катюша ",
песня " Капли датского короля" в
исполнении автора ( запись из фильма ).
Никитин Сергей Яковлевич - фото поэта,
аудиозаписи песен в исполнении автора :
" Снег идёт " на слова Б. Пастернака.
" Огромный собачий секрет " на слова Ю.Мориц.
" Когда мы были молодыми " на слова Ю.Мориц.
(все песни в исполнении с Татьяной Никитиной).
Визбор Юрий Иосифович - фото поэта,
аудиозаписи песен в исполнении автора:
" Ты у меня одна ",
" Домбайский вальс ",
" Синий перекрёсток ",
Кадры из фильмов с участием Ю. Визбора:
" Семнадцать мгновений весны "
(роль Мартина Бормана),
" Начало " ( роль директора картины),
" Переступи порог "
(роль преподавателя института).
Городницкий Александр Моисеевич - фото поэта,
аудиозаписи песен в исполнении автора:
" Атланты " слова и музыка автора,
" Воздухоплавательный парк ",
" Снег " (... тихо по веткам шуршит снегопад...).
Ким Юлий Черсанович - фото поэта,
аудиозаписи песен в исполнении автора :
" Негаданно - нечаянно ",
" На сейнере ",
" Рыба - кит ".
Митяев Олег Григорьевич - фото поэта,
аудиозаписи песен в исполнении автора :
" С добрым утром, любимая...",
" Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались! "
( ... Изгиб гитары жёлтой ... )
ОБОРУДОВАНИЕ:
- Гитара.
- Синтезатор.
- Экран.
- Компьютер.
- Мультимедийный проектор.
- Школьная доска, мел, указка.
ПЛАН УРОКА:
1. Организация, вход в класс.
2. Певческая деятельность :
- распевание
- исполнение песен учащимися:
Б. Окуджава " Пожелание друзьям ".
Ю. Визбор " Милая моя " (можно в исполнении ансамбля).
Ю. Ким " Рыба - кит ".
А. Городницкий " Атланты " (солисты и хор).
О. Митяев " Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!"
( ... Изгиб гитары жёлтой ...).
3. Слушание песен, музыки:
Б.Ш. Окуджава
" Надежды маленький оркестрик ",
" Возьмёмся за руки, друзья!"
С.Я. Никитин
" Снег идёт " на слова Б.Пастернака,
" Огромный собачий секрет " на слова Ю.Мориц,
" Когда мы были молодыми " на слова Ю.Мориц.
" Резиновый ёжик " на слова Ю. Мориц.
Ю. И. Визбор
" Ты у меня одна ",
" Домбайский вальс ",
" Синий перекрёсток ".
А.М. Городницкий
" Воздухоплавательный парк ",
" Снег " ( ... Тихо по веткам шуршит снегопад ...).
Ю.Ч. Ким
" Негаданно - нечаянно ",
" На сейнере ",
" Рыба - кит ".
О.Г. Митяев
" С добрым утром, любимая!.."
4. Обобщение.
На данный урок можно расставить стулья полукругом, впереди
расположить " костёр " (искусственный), далее - экран. Всем детям должны быть
хорошо видны и " костёр", и экран:
а) дети.
б) " костёр " (искусственный).
в) экран.
ХОД УРОКА:
Организация
Учитель: " Дорогие дети, проходите, пожалуйста!"
Под звуки гитары дети входят в класс, спокойно рассаживаются.
Учитель: " Вы узнали мелодию, под которую входили ?"
Дети: " Эту песню написал Булат Окуджава - замечательный бард. Она называется
" Старинная студенческая песня ". В ней есть очень хорошие слова:
"... возьмёмся за руки, друзья..."
Учитель : " Действительно, замечательные слова! А вы знаете, кто такие барды?"
Дети : " Барды - это музыканты, которые сами сочиняют слова и мелодию и тогда
получается песня. У них может быть, а может и не быть специального
музыкального образования. Любимый инструмент бардов - гитара, они сами
себе аккомпанируют. Булат Окуджава сказал : " Авторская или бардовская
песня - это " думающая песня для думающих людей ".
А вообще барды - это древние певцы - сказители у кельтских племён,
проживавших когда - то на территории сегодняшних Ирландии и
Шотландии. Слово " бард " - английское, кельтского происхождения".
Учитель: " А кого вы знаете из бардов? Чьи имена вам знакомы?"
Дети отвечают ...
Учитель : " У бардов уже много лет существует прекрасная традиция : каждый год,
в первые выходные июля собираться на Мастрюковских озёрах, располо-
женных между городами Самара и Тольятти. Ежегодно на фестивале
проезжает не менее ста тысяч человек. Это стало одной из прекрасных
достопримечательностей города Самара".
Дети: " Фестиваль родился в 1968 году, когда несколько человек собрались, чтобы
вспомнить своего друга Валеру Грушина. Первый фестиваль тогда назывался
слётом. За долгие годы существования участниками фестиваля стали более
двух сот авторов и исполнителей. Среди них много победителей в конкурсах
авторской песни".
Учитель: " А почему этот фестиваль называется Грушинским?"
Дети: " Валерий Грушин, именем которого назван фестиваль авторской песни,
окончил 5 -й курс Куйбышевского авиационного института, только не
успел защитить диплом. Он погиб в туристском походе в Саянских горах на
реке Уде в августе 1967 года, спасая детей с перевернувшейся лодки.
Валерий был поклонником авторской песни, её активным пропагандистом,
он создал в Самаре прекрасное трио под названием " Поющие бобры ".
Дети: " На фестивале можно услышать разные песни. Главный же концерт начинается
в субботу в десять часов вечера. Слушатели рассаживаются на зелёном склоне
горы, а певцы стоят внизу, где на маленьком озерце устроена плавучая
сцена - Гитара и начинается концерт, который продолжается до утра! И главное,
все поют!"
Учитель: " Я хочу, чтобы вы больше узнали о наших бардах: биографии, творчество,
интересные истории, случаи, что некоторые из них снимались в фильмах.
Все они были интересными людьми, прекрасными собеседниками..."
Дети: " Одним из самых ярких представителей бардовской песни был и остаётся
Булат Шалвович Окуджава. Родился он в Москве в 1924 году. Окончил
Тбилисский государственный университет в 1950 году. Песни начал писать
с 1946 года. Песни писал на свои стихи. Снимался в художественных фильмах
" Мне двадцать лет " ( раньше фильм назывался " Застава Ильича "). Хотя
это была эпизодическая роль, но она оказалась яркой, запоминающейся (выступление
в политехническом институте). А другая работа в кино - это небольшая роль в фильме Владимира Мотыля " Женя, Женечка и " катюша " (эпизодическая роль в землянке).
В память о замечательном человеке, талантливом барде в Москве, на Арбате ему был установлен памятник.
ВИДЕОРЯД:
****************
- 1. Кадры из фильма " Женя, Женечка и " катюша ".
- 2. Аудиозапись песни " Капли датского короля
в исполнении автора из этого фильма или А.Кавалерова.
****************
- 3. Аудиозапись песни " Надежды маленький оркестрик" в
исполнении автора, фото автора.
- 4. Аудиозапись песни " Пожелание друзьям "
Кадры из фильма " Ключ без права передачи ".
Дети : " Эта песня использована в фильме Динары Асановой " Ключ без права
передачи " в исполнении автора".
- 5. Аудиозапись песни " Возьмёмся за руки, друзья!"
Дети : " Эта песня очень популярна. Ни один концерт бардовской песни не
проходит без неё. Вообще, все концерты бардовской песни отличаются
особой атмосферой взаимопонимания, дружбы, радости, восторга,
потому что всех объединяет песня! Речь идёт о песне " Возьмёмся за
руки, друзья!"
- 6. " Это место в Москве известно всем. Сюда приходят и москвичи, и
гости столицы. Это место памятное, здесь установлен
памятник Булату Окуджаве - одному из основоположников
авторской песни".
На экране : фото памятника Б.Ш. Окуджавы на Арбате.
Дети исполняют песню Булата Окуджавы " Пожелание друзьям ".
Дети: " Дальше речь пойдёт о Сергее Никитине - замечательный бард, исполнитель,
сколько у него прекрасных песен, а какой у него голос, как виртуозно он
играет на гитаре! Родился С. Никитин в 1944 году в Москве. Окончил
Московский университет им. М.В. Ломоносова в 1968 году.
Актёр, композитор. Песни пишет с 1962 года на стихи известных
русских и зарубежных поэтов. Выступает в дуэте с женой Татьяной Никитиной".
ВИДЕОРЯД:
- Фото С.Я. Никитина
- Аудиозапись песни " Снег идёт " на слова Бориса Пастернака.
- Аудиозапись песни " Огромный собачий секрет " на слова Юнны Мориц.
- " Когда мы были молодыми " (дуэт С.Никитина и Т. Никитиной) на
слова Юнны Мориц.
- Аудиозапись песни " Резиновый ёжик " ( дуэт С.Никитина и Т. Никитиной )
на слова Юнны Мориц.
Учитель: " Без этого барда наш рассказ был бы не полным.
Юрий Иосифович Визбор родился в 1934 году в Москве. Окончил
Московский государственный педагогический институт им. В.И. Ленина
в 1955 году. Журналист, киносценарист. Песни стал писать с 1951 года
на свои стихи. Один из основоположников жанра авторской песни.
Снимался в кино. Одной из самых ярких ролей является роль в фильме
Татьяны Лиозновой " Семнадцать мгновений весны " - роль
Мартина Бормана. К сожалению, прожил очень мало, умер в 1984 году.
Оставил для потомков огромное множество прекрасных песен и стихов."
Видеоряд:
- Фото Юрия Визбора.
- Аудиозапись песни " Ты у меня одна " в исполнении автора.
- Аудиозапись песни " Домбайский вальс " в исполнении автора.
- Аудиозапись песни " Синий перекрёсток " в исполнении автора.
- Кадры из фильма " Семнадцать мгновений весны "
(роль М. Бормана).
Дети исполняют песню " Милая моя ".
Дети: " Об Александре Моисеевиче Городницком сказано и написано достаточно
много. Это талантливый человек. Родился в 1933 году в нашем городе,
только тогда наш город назывался Ленинград. Сейчас живёт в Москве.
В 1957 году окончил Ленинградский Горный Институт им. Г.В. Плеханова.
Геолог, физик, поэт. Песни пишет с 1953 года на свои стихи. Особенно
популярны такие песни, как: "Атланты ", " Снег ". Часто выступает на
телевидении, рассказывает о друзьях - бардах, исполняет свои песни".
Видеоряд:
- Фото А.М. Городницкого.
- Аудиозапись песни " Атланты " в исполнении автора.
- Аудиозапись песни " Снег " в исполнении автора.
Дети исполняют песню " Атланты ".
Дети: " Мой рассказ о Юлие Черсановиче Киме - любимом, очень популярном поэте,
авторе песен, его часто приглашают писать стихи к фильмам.
Родился Ю.Ч. Ким в 1936 году в Москве.
Окончил Московский педагогический институт им. В.И. Ленина в 1959 году.
Поэт, драматург. Один из основоположников жанра авторской песни.
Песни пишет с 1956 года на свои стихи. А песни на стихи Ю. Кима пишут
так же композиторы Геннадий Гладков, Владимир Дашкевич. Живёт в Москве,
продолжает сочинять".
Видеоряд:
- Фото Ю.Ч. Кима.
- Аудиозапись песни " Негаданно - нечаянно " в исполнении автора.
- Аудиозапись песни " На сейнере " в исполнении автора.
- Аудиозапись песни " Рыба - кит " в исполнении автора.
Дети исполняют песню " Рыба - кит ".
Дети: " А мой рассказ об Олеге Григорьевиче Митяеве. Он родился в городе Челябинске
в 1956 году. Окончил Челябинский монтажный техникум в 1975 году и
Челябинский институт физкультуры в 1981 году. Артист. Пишет с 1980 года
на свои стихи. Очень популярны и любимы слушателями такие песни, как
" С добрым утром, любимая!..", " Изгиб гитары жёлтой ". На всех
туристических слётах эта песня исполняется обязательно!"
Видеоряд :
****************
- Фото О.Г. Митяева.
- Аудиозапись песни " С добрым утром, любимая!.."
в исполнении автора.
- Аудиозапись песни " Изгиб гитары жёлтой "
в исполнении автора.
Дети исполняют песню " Изгиб гитары жёлтой ".
ОБОБЩЕНИЕ:
Учитель: " Вот и подходит к концу наш урок.
Что вам понравилось? "
Дети отвечают ........
Учитель: " А что не очень? "
Дети отвечают .........
Учитель: " Какие вы испытывали чувства? "
Дети отвечают ............
Учитель: " Что больше запомнилось? "
Дети отвечают ............
Учитель : " А как вы скажите, эти песни нашли отклик в вашей душе?»
Дети отвечают ...........
Учитель: " Как вы думаете, такие песни способны воспитать лучшие черты характера:
правдивость, смелость, честность, чувство сострадания к ближнему,
отвагу, нетерпимость к несправедливости, любовь и уважение к Родине,
друзьям?.. "
Дети отвечают ..............
Учитель: " Ребята, вы молодцы! Хорошо отвечали, хорошо пели. Я думаю, что
эта тема нашего урока вам не только понравилась, но и стала близкой
по сути, по содержанию. Действительно, мало кто остаётся
равнодушным, безразличным к тому, о чём поётся в этих песнях.
Вникая в содержание каждой из них, можно найти ответы на многие
вопросы, найти правильное решение, первому придти на помощь другу ...
Замечательно сказано " Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!"
Дети: " Этот урок помог нам лучше узнать друг друга.
Действительно, начинаешь по - другому смотреть на некоторые вещи :
более осознанно, серьёзней. По - настоящему учишься ценить и беречь дружбу,
своих друзей..."
Учитель:
" Наш урок окончен. Спасибо, ребята! До встречи! "
МУЗЫКАЛЬНЫЙ К.В.Н. " БИОЛОГИЯ И МУЗЫКА ".
Педагогическая мастерская
Авторская работа Ольги Николаевны Дубининой,
Учителя музыки ГБОУ школы №625 Невского района
г. Санкт-Петербург
участвовали команды 5-6 классов,
по 10 человек в команде.
" МУЗЫКА И БИОЛОГИЯ -
НЕРАЗЛУЧНЫЕ ДРУЗЬЯ!
В ЭТОМ ВСЕ УВЕРЕНЫ:
И МЫ, И ТЫ, И Я!!! "
ЦЕЛЬ: Создать условия для формирования у учащихся представления о музыке, как о
******** системе, связанной со многими другими науками, разными предметами в школе.
ЗАДАЧИ:
1. Узнавать по прослушиваемому материалу музыкальные фрагменты.
2. Знать имена, фамилии композиторов.
3. Знать названия птиц, животных; узнавать их по аудиозаписям, видеозаписям.
РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАДАЧИ:
1. Уметь анализировать музыкальные фрагменты; развивать, совершенствовать
музыкальную память и память в целом.
2. Определять по памяти названия музыкальных фрагментов.
3. Учиться умению работать в команде.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ:
1. Воспитывать уважительное отношение к предмету " Музыка " и музыке в целом,
к творчеству композиторов.
2. Нравственное отношение к природе.
ОБОРУДОВАНИЕ:
1. Синтезатор.
2. Магнитофон.
3. Аудиозаписи.
4. Видеозаписи.
5. Экран, ноутбук, проектор.
6. Жетоны для команд.
7. Грамоты для награждений, фотоаппарат.
8. Школьная доска, мел, указка.
СОДЕРЖАНИЕ КОНКУРСНО - ИГРОВОЙ ПРОГРАММЫ:
1. - Название команды.
- Девиз.
- Приветствие.
- Эмблемы.
( За качество выполнения этой работы даётся высший балл - " 5 ").
2. Разминка.
По три вопроса каждой команде, дети могут сами подготовить эти вопросы
соответственно школьной программе по музыке и биологии.
( Высший балл - " 5 ").
3. Домашнее задание.
- Инсценировка русской народной сказки, время показа - 5 - 6 минут.
Дети сами выбирают название сказки с названиями растительного и животного мира,
Например: " Репка ", " Колобок " и т.п.
( Высший балл - " 5 ").
4. Конкурс капитанов.
Капитаны сами составляют по 2 вопроса друг другу, согласно школьной программе.
( Высший балл - " 5 ").
5. Конкурс болельщиков.
(Высший балл – 5).
Учитель сам составляет вопросы для болельщиков, соответственно школьной
программе (4 вопроса).
СОДЕРЖАНИЕ К.В.Н-а.
1. Под весёлую музыку команды входят в зал, их приветствуют болельщики,
команды занимают свои места. ( " Мы начинаем К.В. Н. " муз. В.Я. Шаинского).
Ведущий приглашает капитанов вытянуть жребий, чтобы узнать, какой команде
первой представлять свою команду:
- Название команды.
- Девиз.
- Приветствие.
- Эмблема команды.
************************************
2. Конкурс - разминка.
(Предлагаемые вопросы)
А.
Вопрос: " Именем какой птицы назван известнейший романс Александра
Алябьева на слова Антона Дельвига?"
Даётся время на ответ (секунд 10-15, и так на все ответы разминки).
Ответ: " Именем соловья - романс "Соловей".
Если дан правильный ответ, то на экране появляются портреты А.Алябьева, А.Дельвига
и фото соловья, звучит музыкальная тема романса, можно дать послушать настоящий
голос соловья (соловьиную трель) - практически одновременно.
И так каждый раз после правильных ответов на заданные вопросы в зависимости от содержания вопроса, то есть заранее надо подготовить презентацию.
Б. Вопрос: " Какая птичка вьётся "между небом и землёй"?
Назовите композитора и поэта".
Ответ: " Романс "Жаворонок" на музыку Михаила Ивановича Глинки на слова
его друга Нестора Кукольника".
На экране появляются портреты М.И.Глинки и Н.Кукольника и фото
жаворонка, звучит музыкальная тема романса, настоящее пение жаворонка
(практически одновременно).
В. Вопрос: " Слово "хвост" есть в названии этой птицы, а форма её хвоста очень
напоминает музыкальный инструмент " Лиру ".
Ответ: " Это птица Лирохвост ".
На экране появляется фото Лирохвоста, можно дать послушать голос
птицы.
Г. Вопрос: " Какого зверька, любителя поспать, воспел немецкий композитор
Людвиг ван Бетховен"?
Ответ: " Сурок".
На экране появляется портрет Людвига ван Бетховена, фото сурка,
звучит музыкальный фрагмент пьесы, голос сурка (практически одновременно).
Д. Вопрос " Как называется известный балет П. И.Чайковского, посвящённый
прекрасным птицам?"
Ответ: "Лебединое озеро".
На экране появляется портрет П.И.Чайковского, фото одной из сцен из
балета, например "Танец маленьких лебедей", звучит музыкальная тема
( всё одновременно).
Е. Вопрос: « Назовите русскую народную пляску (песню), названной именем насекомого».
Ответ: " Камаринская ".
Звучит музыкальный фрагмент и на экране появляется картинка пляски
" Камаринская ", можно включить комариный писк (практически
одновременно).
Здесь в разминке получилось по три вопроса для каждой команды.
СЛОВО ЖЮРИ:
Оценивается:
А. Название команды.
Девиз.
Приветствие.
Эмблема.
(по пятибальной системе): ........... - ..............
Б. Разминка (по три вопроса для каждой команды) тоже по
по пятибальной системе : ............ - ...............
Жюри объявляет оценки за каждый конкурс в отдельности, лишь потом
общий счёт за первые два конкурса:
Общий счёт : ......... - ...........
3. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
Команды, показывают, обыгрывают выбранную заранее русскую народную сказку,
На выполнение данного задания командам отводится по 5 - 6 минут.
СЛОВО ЖЮРИ:
Жюри оценивает инсценировку сказок, декорации, костюмы, грим .
Объявляется общий счёт за:
1. Приветствие
+
2. Разминка
+
3. Домашнее задание
ЖЮРИ : " Общий счёт за 3 конкурса: ............. - ............. "
4. ОБЪЯВЛЯЕТСЯ КОНКУРС КАПИТАНОВ
****************************************************************
Предлагается по два вопроса каждому капитану.
Вопросы капитана одной команды:
А. ВОПРОС:
" Какое музыкальное произведение широко известно всем начинающим,
юным музыкантам? (называет варианты)
- " Кошачья полька ".
- " Собачий вальс ".
- " Коровий краковяк ".
- " Тараканий марш "?
Даётся время на обдумывание (секунд 10-15).
ОТВЕТ: " Собачий вальс ".
При правильном ответе - звучит музыкальный фрагмент " Собачьева вальса "
и на экране появляется картинка выступления
цирковых собачек.
Б. ВОПРОС:
" Какая " танцевальная" птица есть в природе?
Варианты ответов:
- Краковяк.
- Чечётка.
- Мазурка.
- Чардаш?"
ОТВЕТ: " Чечётка ".
На экране появляется фото птицы - чечётки и звучит музыкальный фрагмент
исполнения чечётки артистом - чечёточником (степ), можно дать послушать
голос птицы чечётки, использовать кадры из фильма К. Шахназарова " Зимний
вечер в Гаграх ", концертное выступление чечёточника, художественный свист).
Вопросы капитана другой команды:
А. Вопрос:
" Назовите "музыкальную" часть листа и шляпки гриба:
- Диск.
- Пластинка.
- Кассета.
- Альбом? "
Ответ:
" Пластинка ". ( На экране появляется картинка гриба целиком и в разрезе).
Б. Вопрос:
" Какие музыкальные инструменты были использованы в квартете из
басни Ивана Андреевича Крылова?
- только струнные.
- струнные и духовые.
- струнные и ударные.
- струнные, духовые и ударные?"
Ответ: " Только струнные: скрипка, альт, виолончель, контрабас,
участвуют четыре музыканта - это в данном случае
инструментальный ансамбль - квартет ".
( На экране появляется картинка названных музыкальных инструментов,
можно дать послушать звучание группы струнных, портрет
Ивана Андреевича Крылова или фото памятника великому
баснописцу И.А. Крылову в Летнем саду).
СЛОВО ЖЮРИ:
1. Выставление оценок за конкурс капитанов: ............. - ..............
2. Объявление оценок за первые 4 конкурса:
ЖЮРИ: " Общий счёт : .............. - ...............
5. КОНКУРС ДЛЯ БОЛЕЛЬЩИКОВ.
Жюри оценивает приготовленные заранее в пользу каждой команды :
- Лозунги.
- Кричалки.
- Правильные ответы в пользу своей команды (только на скорость, кто
быстрее ответит).
А. Вопрос:
« Какой овощ звали копать известного всем лентяя, лодыря, бездельника, лежебоку – как его зовут?»
Ответ:
" Это Антошка, ребята звали его копать картошку ".
На экране - фрагмент из мультфильма " Весёлая карусель",
аудиозапись песни " Антошка " в исполнении
детского хора. Композитор Владимир Яковлевич
Шаинский.
Б. Вопрос:
" Если крокодил-дил-дил плывёт, то этот зверь - идёт ".
Ответ:
" Носорог ".
На экране - фрагмент из мультфильма " Львёнок и черепаха "
В исполнении Олега Анофриева.
Композитор Геннадий Гладков.
В. Вопрос:
" Кого из этих животных не было среди Бременских музыкантов:
- Осла.
- Козла.
- Петуха.
- Кота?"
Ответ:
" Козла ".
На экране - фрагмент из мультфильма "Бременские музыканты"
с главными героями, запись песни " Ничего на свете
лучше нету...", музыка Г. Гладкова в исполнении
Олега Анофриева.
Г. Вопрос:
" Назовите дерево, родившееся в лесу? "
Ответ:
" Ёлка ".
На экране - картинка новогодней ёлки, запись песни
" В лесу родилась ёлочка " в исполнении детского хора и
оркестра.
СЛОВО ЖЮРИ:
1. Жюри оценивает конкурс болельщиков: ............. - .............
2. Объявляет общий счёт - ИТОГ: ............ - ..............
После объявления итогов проводится награждение команд и вручение призов.
***************************************
Можно и так разнообразить программу К.В.Н-а:
1. Включить между заданиями и конкурсами исполнение детьми
2-х или 3-х песен или танцев ( или того и другого вместе ).
2. Загадывание нескольких загадок о музыке, биологии.
На усмотрение жюри каждое выступление детей может быть
оценено в пользу команды: и исполнение песен, и правильные
ответы на загаданные загадки (дополнительные баллы).
КРИЧАЛКИ ДЛЯ К.В.Н-а :
1. В зале места хватит всем!
Начинаем К.В.Н!!!
( Мы начинаем К.В.Н.!!!)
2. Всё только начинается,
Нас К.В.Н. зовёт!
Друзья здесь собираются,
Праздник всех нас ждёт!!!
3. Пусть не смолкнут шутки, смех -
К.В.Н. наш - лучше всех!!!
4. Задан трудный вам вопрос?
Капитан! Не вешай нос!!!
5. По секрету сообщим :
Противника мы победим!!!
6. Раз - два - три - четыре!!!
К.В.Н. наш лучший в мире!!!
7. Новый Год! Новый Год!
Веселится весь народ!
В К.В.Н. играем!!!
Новый Год встречаем!!!
8. В нашей школе - Новый Год!
Веселится весь народ!
В К.В.Н. играем,
Новый Год встречаем!!!
9. Раз – два - три - четыре - пять!!!
Я в К.В.Н. иду играть!!!
( Мы в К.В.Н. идём играть!!!)
10. У нас команда лучше всех,
К.В.Н. наш ждёт успех!!!
( И К.В.Н. наш ждёт успех!!!)
11. ДЛЯ БОЛЕЛЬЩИКОВ:
Проверить знания - очень просто:
Зададим мы вам вопросы!
ОДНО ИЗ ПРИВЕТСТВИЙ ДЛЯ КОМАНДЫ:
1. Все мы любим К.В.Н.,
2. Он давно известен всем,
3. Любим мы играть и петь,
4. Танцевать и всё уметь!!!
5. И порвём мы всех всегда!
6. Разгромить их - ерунда!
7. Все мы - дружная семья!
Все вместе: Ведь мы вместе -
Ты да я!!!
КВН проводился в конце 2-ой четверти.