Музыкальная гостиная «Фортепиано и ансамбли»
Фортепиано (англ., франц. piano; нем. Klavier) — клавишный струнный инструмент с горизонтальным (рояль) или вертикальным (пианино) расположением струн.
Также нужно отметить такой ансамблевый навык, как передача партнерами друг другу «из рук в руки» пассажей, мелодии, аккомпанемента и т.д.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_f-o.docx | 23.15 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования
«Детская музыкально-хоровая школа им. Г. Струве»
Музыкальная гостиная
«Фортепиано и ансамбли»
Зайцева Лариса
Николаева
преподаватель по классу
фортепиано
г. Железногорск 2021г.
Музыкальная гостиная
Цели:
Обучающие:
· формировать и закреплять навыки публичного выступления
Развивающие:
· развивать навыки музыкального восприятия,
· в процессе восприятия развивать тембровый, динамический слух,
· расширять кругозор обучающихся в области классической музыки,
· развивать творческую инициативу и самостоятельность детей
Воспитательные:
· на основе эмоционального восприятия классической музыки воспитывать любовь к музыке, потребность в общении с искусством,
· формировать положительные привычки,
· воспитывать доброжелательное отношение к товарищам,
· обогащать духовный мир детей
Ведущий:
Добрый день, дорогие ребята, уважаемые гости! Сегодня в нашей музыкальной гостиной мы послушаем фортепианную музыку; поговорим и узнаем много нового об инструменте фортепиано; наши дети будут исполнять на этом удивительном инструменте свои любимые произведения.
Тихо, тихо рядом сядем.
Входит музыка в наш дом.
В удивительном наряде,
Разноцветном, расписном.
И раздвинутся вдруг стены -
Вся земля видна вокруг.
Плещут волны речки пенной,
Чутко дремлют лес и луг.
Вдаль бегут степные тропки,
Тают в дымке голубой.
Это музыка торопит
И зовёт нас за собой.
Фортепиано - это собирательное название класса струнно-клавишных музыкальных инструментов — роялей и пианино.
В переводе с итальянского форте - громко, пиано – тихо.
Предшественниками фортепиано являлись клавесины и клавикорды. Их недостатками были быстро затухающий звук, что мешало игре legato, и постоянный уровень громкости.
Фортепиано (англ., франц. piano; нем. Klavier) — клавишный струнный инструмент с горизонтальным (рояль) или вертикальным (пианино) расположением струн. На звучание фортепиано большое влияние оказывает его конструкция, с XVIII в. претерпевшая значительные изменения.
Фортепиано состоит из акустического аппарата (резонансная дека, струнная одежда), клавишного механизма, опорных конструкций (футор, металлическая рама, вирбельбанк). Сложная система рычагов механизма позволяет передать усилие от играющего через клавишу к молоточку, удар которого по струне производит звук. Современный диапазон фортепиано — 7 ⅓ октав (88 клавиши).
Изобрёл фортепиано итальянский клавесинный мастер Бартоломео Кристофори (1655—1732).
C 1698 г. работавший над созданием молоточкового механизма для клавесина (официальная дата — около 1709 г. В изобретении Б. Кристофори были заложены основные детали современного механизма фортепиано — молоточек, шпиллер, шультеp, фенгер, демпфеp. Изобретение Кристофори положило начало развитию механики английской системы. Другие виды механики были разработаны Мариусом во Франции (1716) и Шрётером в Германии (1717—1721).В последующие годы улучшение конструкции фортепиано было связано с эволюцией клавишного механизма, введением чугунной рамы, педалей, увеличением диапазона, изменением расположения струн. Над клавишным механизмом в разное время работали К. Г. Шрётер, И. А. Зильберманн, И. А. Штейн, И. А. Штрейхер, И. К. Цумпе, А. Беккерс, С. Эрар, Ю. Блютнер, Дж. Бринсмид.
С 1760-х гг. фортепиано широко распространяется во всех европейских странах, в том числе в России.
В России фортепианное дело было прежде всего связано с Петербургом.Только в XVIII веке там работало свыше 50 фортепианных мастеров. В середине XIX века в Германии открылись фабрики Ю. Блютнера, К. Бехштейна, в США — Стейнвей и сыновья, долгие годы не имевшие себе равных.
В XX веке появились принципиально новые инструменты — электронные пианино и синтезаторы, а также особая форма звукоизвлечения — подготовленное фортепиано. Первое музыкальное произведение, написанное специально для фортепиано, появилось в 1732 г.
В массовом порядке композиторы начали ориентироваться на фортепиано, а не на клавесин, во времена Гайдна и Моцарта. С начала изобретения фортепиано и по сегодняшний день во всем мире работали более 20 000 фортепианных мастеров и фирм, выпускавших рояли и пианино. Каждый инструмент маркируется собственным серийным номером, по которому можно определить од выпуска фортепиано.
Современный диапазон фортепиано — 7 ⅓ октав (88 клавиш). Фортепиано делятся на рояли — инструменты с горизонтальным расположением струн — и пианино с вертикальным.Разновидности вертикальных фортепиано — пирамидальное, пиано-лира, пиано-бюро, пиано-арфа и др. С середины XIX века выпускаются только пианино и рояли.Звук в фортепиано извлекается ударом молоточка о струны.
В современных фортепиано присутствует две или три педали. В более ранних инструментах для тех же целей использовались выдвижные рычаги, которые пианист должен был нажимать коленями.
Правая педаль (её называют иногда просто «педалью», так как используется она наиболее часто) поднимает сразу все демпферы, так что после отпускания клавиши соответствующие струны продолжают звучать. Кроме того, все остальные струны инструмента также начинают вибрировать, становясь вторичным источником звука. Правая педаль используется в двух целях: сделать последовательность извлекаемых звуков неразрывной (игра legato) там, где это невозможно сделать пальцами в силу технических сложностей, и обогатить звук новыми обертонами.
Фортепиано может использоваться и как сольный инструмент, и вместе с оркестром (например, в концертах для фортепиано с оркестром). Игра на фортепиано — занятие, требующее хорошей техники, внимания и отдачи. Начинать обучение желательно в детском возрасте. В детских музыкальных школах в России обучение занимает 5 или 7 лет, в зависимости от программы, некоторые ученики остаются дополнительно на один-два года после окончания перед поступлением в музыкальное училище. После ДМШ можно продолжить обучение в музыкальном училище или колледже, а затем в консерватории, вузе, В ДМШ общее фортепиано также является обязательным предметом почти для всех специальностей.
- 1 класс Астафьева Даша н. Торопова «Торро».
- 5 класс Личман Томирис Я. Сибелиус «Воспоминания».
- 6 класс Ланин Дмитрий И. Беркович Прелюдия 8, соч.46.
Игра в ансамбле способствует интенсивному развитию всех видов музыкального слуха (звуковысотного, гармонического, полифонического, тембро-динамического, внутреннего).
Существует два вида фортепианного ансамбля - на одном или на двух роялях. Фортепианный дуэт на двух роялях получил наибольшее распространение в профессиональной концертной практике. Два инструмента дают исполнителям большую свободу, независимость в использовании регистров, педалей и прочее. Возможности фортепиано, благодаря наличию двух исполнителей и двух инструментов еще более расширяются. Игра в четыре руки на одном фортепиано практикуется главным образом в сфере домашнего музицирования, музыкального самообразования и учебных занятий. Близкое соседство пианистов за одной клавиатурой способствует внутреннему единству и их сопереживанию. Именно благодаря ансамблю, учебный и концертный репертуар пополняется яркими, интересными произведениями, созданными композиторами разных эпох.
Каждому педагогу известна любовь детей к игре в четыре руки. Учащиеся проявляют большой интерес к этому виду музицирования, который является важным компонентом учебного процесса, и приносит им огромное удовольствие.
Играя в ансамбле, учащийся впервые сталкивается с такими понятиями, как синхронность, тождественный штрих, динамическое равновесие. Знакомится с такими понятиями, как ауфтакт и внутредолевая пульсация. Владения этими навыками необходимо ансамблисту для точного совместного начала игры, для вступления между разделами произведения, а также для достижения синхронности исполнения в медленных темпах и на паузах.
Ансамбли различаются по числу участников и в соответствии с этим получают названия. Это – трио, когда три исполнителя, квартет – в его состав входят 4 исполнителя, квинтет, секстет и т. д., а вот два участника – это дуэт.
Личман Томирис и Ланин Дмитрий исполнят ансамбли:
- Л. Бетховен «Турецкий марш».
- Й. Брамс «Венгерский танец №5»
Также нужно отметить такой ансамблевый навык, как передача партнерами друг другу «из рук в руки» пассажей, мелодии, аккомпанемента и т.д. Каждый участник ансамбля должен научиться «подхватывать» незаконченную фразу, передавать ее партнеру, не разрывая музыкальной ткани. Для этого учащийся должен уметь распределять свое внимание: концентрировать его, разделять или переключать его в нужный момент.
Таким образом, роль ансамблевой игры при обучении игре на фортепиано очень велика. Она учит всему: ритму, быстрому освоению нотной грамоты, пониманию строения музыкальной формы, сознательному отношению к делу, ответственности. Это искусство вести диалог с партнером, т.е. понимать друг друга, уметь вовремя подать и вовремя уступить. Если это искусство в процессе обучения постигается ребенком, то можно надеяться, что он успешно освоит специфику игры на фортепиано.
Литература
1. Алексеев А.Д. Методика обучения игре на фортепиано /А.Д. Алексеев - М.: Музыка,1978. – 289с.
2. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры / Г.Г. Нейгауз – М.: Музыка, 1982. – 299с
3. Сорокина Е.Г. Фортепианный дуэт: История жанра / Е.Г. Сорокина. – М.: Музыка,1988. - 319с
4. Готлиб А.Д. Первые уроки фортепианного ансамбля / А.Д. Готлиб // Вопросы фортепианной педагогики [под общей редакцией В. Натансона.] – Вып.3. – М.: Музыка,1971. –С. 91-98.