Открытый урок "Изучение нотной грамоты на начальном этапе обучения игре на фортепиано"
Урок посвящен повторению и закреплению нот скрипичного и басового ключа с учеником второго класса отделения "фортепиано"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_2021.docx | 20.01 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Открытый̆ урок
по предмету «специальность» во втором классе отделения фортепиано
Тема: «Изучение нотной грамоты на начальном этапе обучения игре на фортепиано»
ТЮ Юношева,
преподаватель МКУДО «ГДШИ»
Камбаров Умар, ученик 2 класса
Тип урока: урок систематизации и обобщения изучаемого материала.
Цель урока: повторить и закрепить знания о нотах: их название, расположение на нотном стане и клавиатуре.
Задачи:
1. Познавательный̆ аспект:
• Закрепить знания учащихся о местоположении нот на нотоносце, клавиатуре: порядок нот от С1 до С2 вверх и вниз.
• Закрепить умение учащихся правильно и аккуратно записывать ноты на нотном стане. 2.Развивающий аспект:
• Расширять, обогащать, развивать речь, словарный̆ запас и кругозор учащегося (названия нот, музыкальных терминов(скрипичный̆ ключ, нотный̆ стан), слова песен).
• Научить слышать направление движения мелодии, чисто интонировать простые попевки и песни.
• Развивать потребность думать, размышлять, анализировать, делать выводы при решении проблемных ситуаций и в творческих заданиях на занятии.
3.Воспитательный аспект:
• Воспитывать у детей внимательность, аккуратность, точность при исполнении заданий. • Воспитывать дисциплинированность, трудолюбие, уважение друг к другу.
• Воспитывать бережное отношение к дидактическому материалу, умение с ним работать быстро и аккуратно.
Оборудование:
1.Ноты с пьесами;
2.Фортепиано.
Ход урока:
Организационный этап:
Умар, мы уже играли на фортепиано простенькие пьесы по нотам и поняли, что для того чтобы играть, совершенно необходимо выучить расположение нот на нотном стане. Подсчитывать каждый раз линеечки довольно трудно, это раздражает и отбивает всякое желание играть.
Поэтому сегодня мы разберемся, как выучить ноты, причем, нам естественно, хочется запомнить ноты быстро и легко.
Итак, что вообще собой представляет изучение нот на пианино? Чего мы хотим достичь? Мы хотим увидеть записанную ноту и знать, какую именно из имеющихся клавиш нажимать. В ту же самую секунду, безо всякой задержки, вообще не задумываясь. Вижу ноту – играю её.
Это похоже на чтение. Когда ты читаешь текст, ты ведь не думаешь над каждой буквой. Ты читаете целиком слова и предложения, безо всякой трудности.
Но когда дети учатся читать, они сначала выучивают буквы, и не сразу у них получается составлять их в слова, то же самое и с нотами.
Кстати, недаром игра по нотам называется чтением с листа.
Основной этап:
Сейчас мы будем играть пьесы. Веселые песенки-запоминалки. В каждой песенке используется только одна нота, которая играется в двух октавах. ВАЖНО! Постоянно на клавиатуру смотреть нельзя! Смотрим в ноты! В начале, конечно, можно и нужно «прицелиться», на что сейчас будем нажимать. Но постоянно смотреть на клавиатуру не нужно. Играть песенки обязательно с названиями нот, именно это помогает запоминать их. Конечно, если ты дотянешь голосом до высоких нот, то просто проговаривай их.
Перед игрой давай вспомним наши упражнения на расслабление рук и плечевого пояса: Шалтай - болтай и Колбаска
Отлично! А теперь
Давай вспомним какие ноты записаны на линейках скрипичном ключе: ДО МИ СОЛЬ СИ РЕ ФА – на линеечках сидят. (подыгрываю каданс TDT)
Игра пьес с нотами на линейках: («В музыку с радостью» О Геталова)
Нота до: Ладушки
Нота ми: Андрей – воробей
Нота соль: Божья коровка
Соль-ми: дождик
Нота си: Мельницы
Нота ре 2 октавы: ехали медведи
Теперь вспомним ноты, которые записаны на спейсах или между линеечками, они располагаются на клавиатуре тоже через один. Покажи какие это будут звуки?
Теперь споем их: «РЕ ФА ЛЯ ДО МИ СОЛЬ - те на спейсах сидят» (подыгрываю каданс DDT)
Игра пьес с нотами на спейсах:
Нота ре: Сорока
Нота Фа: на зеленом луг
Нота Ля: Теленок
Нота До 2 октавы: Кошка и котята
Разминка: прежде, чем вспомнить ноты басового ключа, давай отдохнём и вспомним упражнение Маятник и Досвиданье
Теперь вспомним ноты которые живут на линейках басового ключа и споем песенку:»Там, где СОЛЬ СИ РЕ ФА ЛЯ – то басовая земля» В басовом ключе на первой линейке – нота соль. Эта линейка как бы первый этаж домика басового ключа. А теперь спой и сыграй эти ноты!
А про ноты на спейсах споем и сыграем такой стишок: «ФА ЛЯ ДО МИ СОЛЬ СИ – к ноте до скорей неси»
Для закрепления сыграем упражнения 26 и 37 («Семь нот фортепиано» Ю Литовко)
Не забывай при нажатии ноты обязательно пропеть ее название
У этого способа есть еще один плюс – ты запоминаешь не только расположение нот, но и то, как они звучат. Если будешь много упражняться, то сможешь определять ноты на слух.
Заключительный этап: А теперь поиграем в Нотный диктант: я показываю карточку с нотой, а ты называешь её, показываешь ее на клавиатуре и пропеваешь голосом.
Рефлексия: А теперь с помощью карточки зеленого и красного цвета попробуй оценить наше занятие, зеленая – я все понял и мне было интересно, красная – я не понял, мне было сложно!