Методическое сообщение"Овладение нотной грамотой на начальном этапе обучения игре на фортепиано"
В данной работе описаны основные методы изучения нот.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskoe_soobshchenie2021.docx | 96.73 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Методическое сообщение
"Овладение нотной грамотой на начальном этапе обучения игре на фортепиано"
Подготовила Т.Ю.Юношева
Навык чтения с листа является одним из самых важных для любого современного музыканта. Это навык, который значительно расширяет понимание музыки, позволяет изучать бесконечное количество произведений в самых разных стилях. Тем не менее, до сих пор это самый менее развиваемый навык среди большинства музыкантов.
Если вы, допустим, не имеете профессионального музыкального образования, то скорее всего можете полагать, что все музыканты, которые являются профессионалами и получали образование умеют читать с листа и это такой простой навык, который развивается со временем. На самом деле это далеко не так и я могу сказать, что, наверное, процентов 80, если не больше музыкантов, которые отлично играют на инструменте, могут разобрать произведение по нотам, играют с листа не очень хорошо, а некоторые играют очень плохо несмотря на то, что они очень хорошие музыканты. Всё из-за того, что они не тренировали этот навык и просто не знают, как читать с листа.
При этом большинство советов, которые можно встретить, часто касаются только практических элементов развития данного навыка. Проще говоря, чтобы научиться читать с листа, нужно как можно больше читать с листа.
В данной статье я дам вам наиболее важные практические советы, которых стоит придерживаться для того, чтобы ускорить развитие навыков чтения листа.
Бездумно читая с листа каждый день, вы конечно сможете улучшить навык, но прогресс будет очень медленным и, скорее всего, вы не получите того, к чему стремитесь.
Две области в чтении с листа
Начнём с того, что разграничим 2 важных области: чтение с листа и разбор произведения.
Разбор произведения выглядит следующим образом: есть инструмент и есть произведение, которое вы хотите разобрать. Вы просто смотрите в ноты и можете медленно находить их на инструменте, можете фразы замедлять, повторять, можете один такт разбирать очень долго. Это именно такой медленный и вдумчивый процесс.
Чтение с листа подразумевает то, что вы взяли инструмент и сразу начали играть, желательно в нужном темпе, с нужной фрезеровкой, то есть близко к тому, как это должно исполняться.
Как это происходит?
Здесь проще всего начать с аналогии с обычным чтением. Мы все умеем читать. Как мы это делаем, давайте подумаем. Могли бы вы читать, если бы не знали букв? Мы можем читать про себя, можем читать вслух, но, если мы не знаем букв, не знаем слов, не знаем грамматики — всё это бесполезно. То есть, первый этап это очевидно умение читать и узнавать буквы, умение их быстро считывать. Точно так же, как вы учитесь читать буквы, когда изучаете иностранный язык. В музыке точно также и первый этап — это просто научиться читать ноты, произносить их вслух.
Это очень важно, так как здесь вам нужно привлекать разные модальности, скажем так, научиться слушать, научиться произносить, подключать разные области мозга, чтобы быстрее запомнить. Поэтому на первом этапе нужно научиться распознавать ноты.
Некоторым кажется, что нот очень много и это их вгоняет в ступор. На самом деле всё гораздо проще. Если посмотреть на наиболее распространённые ноты, то все они вписываются в диапазон человеческого голоса плюс-минус. Запомните ноты в двух октавах, а две октавы это 14 нот, всего 14 символов на первом этапе нужно запомнить. Это вообще немного.
В языке 33 буквы и вы их без труда используйте, читаете, пишите.
14 нот, в начале вот этого будет достаточно запомнить, научиться их быстро считывать и называть. Берёте любой нотный сборник и учитесь читать. Пока вы не научились читать ноты именно без инструмента, понимать их, считывать — это бесполезно дальше переносить на инструмент. Поэтому, это такой примитивный самый первый над-уровень, но на нём уже застревают, потому что здесь как раз важна практика и использование какие-то простейших мнемонических упражнений. Например, запомнить ноты, которые расположены на линейках и между линеек, гораздо проще, чем просто запоминать их по порядку.
Это один из самых популярных вариантов, который показывают на первом уроке в музыкальной школе. Вы запоминаете ми, соль, си, ре, фа и, соответственно фа, ля, до, ми, ну если прям между линеек. Можно запомнить ре, фа, ля, до, ми, соль и так далее.
То есть, вы сразу же научитесь мыслить какими-то общими категориями.
Итак, первый этап: вы обязательно должны очень быстро, мгновенно научиться читать ноты. В начале это просто одноголосие, то есть одна нота, написанная на нотном стане — мелодия. Этого достаточно для того, чтобы уже начинать что-то пробовать инструментом, но я всё-таки советую на этом этапе посидеть какое-то время, пока вы не почувствуйте определённую лёгкость, схожую с тем, как вы читаете книги. Мы не задумываемся о буквах, мы даже не задумываемся о словах. Очень часто читаем именно целыми предложениями. Если вы, допустим, занимались развитием навыков скорочтения, вы знаете, что там уже идёт чтение предложениями, целыми абзацами, и полстраницы можно сразу считывать, какие-то основные смыслы улавливать и так далее. В музыке очень часто всё происходит таким же образом.
Практика за инструментом
Итак, вы переходите к освоению навыков чтения с листа на инструменте. Что здесь нужно? Первый навык, на котором важно сосредоточить внимание это умение играть не смотря на инструмент. Играя на фортепиано не смотреть на клавиатуру, смотришь в ноты и аппликатуры автоматически уже ты знаешь и пальцы работают. Если у вас есть с этим проблемы, пробуйте играть с закрытыми глазами, даже простейшие пьесы, композиции без привязки пока к чтению с листа. Научитесь извлекать ноты на клавиатуре без подглядывания. Выделяйте какое-то время на то, чтобы заниматься в темноте, заниматься с закрытыми глазами, развивать тактильное ощущение, учиться играть на инструменте без того, чтобы смотреть на него.
Теория и чтение с листа
Дальше важнейший пункт, который, наверное, понимают единицы. Это связь теории музыки с чтением с листа.
Точно так же связана, как и в языке.
Вы не читаете бездумно, вы всё равно понимаете грамматику, синтаксис, вы понимаете значение слов. Обратите внимание, мы не можем читать текст, смысл которого не понимаем. Попробуйте взять какую-нибудь сложную научную литературу или текст на языке, который пишется латиницей. Вы не сможете так же быстро читать и вероятно вы ничего не поймете и будете запинаться, если начнете читать вслух.
Музыка состоит из осмысленных, понятных и часто повторяемых логичных элементов. Если вы быстро считываете значение этих элементов, то и быстро воспроизводите и на инструменте.
Например вы видите арпеджио трезвучия до-ми-соль-до и оно секвенцируется на большую секунду вверх, допустим в тональности до-ми-соль-до-ре-фа-ля-ре.
Вы не видите это как отдельную ноту. Начинающие музыканты, у которых нет навыка чтения с листа видят каждую ноту отдельно: до, ми, соль… Даже если они научились их быстро читать, всё равно каждая нота рассматривается как отдельный элемент.
Когда вы хорошо освоили теорию музыки даже на элементарном уровне музыкальной школы, вы видите чаще всего 1 или даже 2 такта, уже как такой собранный цельный элемент. Или допустим гаммаобразное движение. Вам мне нужно считывать каждую ноту, вы уже понимаете, что это гамма. А если пойдёт секвенция, то вы видите, что там, допустим, по четыре ноты до, ре, ми, фа, ре, ми, фа, соль, ми, фа, соль и так далее.
Когда я вижу такой пассаж, мне вообще не нужно его читать. Мне просто нужно понять принцип, и он может бесконечно продолжаться, хоть 3 такта, хоть 4. Я уже знаю, что нужно сыграть, не читая каждую ноту отдельно. Мне просто нужно считать этот пассаж и увидеть, что он действительно соответствует тому, что я предугадал. То есть, вам нужно научиться видеть ноты вертикальными и горизонтальными группами.
Горизонтальные группы нот представляют в виде интервальных логичных цепочек. Допустим, вы видите секунды до, ре, ми или терции до, ми, соль, видите, где это прерывается или арпеджио и уже мгновенно можете понять, что дальше идёт. У вас в голове, скажем так, в оперативную память ноты загружаются, и вы уже думаете, как их играть на инструменте, что естественно облегчает задачу. По сути, вам нужно сыграть то, что вы, как будто, уже знаете. Увидели, сразу запомнили и играете. Это в одноголосье. Мы видим одну линию и считываем её горизонтально.
Вертикально точно так же учимся сначала считывать интервалы. Если вы видите, что это кварта, то не нужно сначала считать «до, фа». Вы уже знаете, что это кварта, знаете, как её взять на вашем инструменте. Аналогично с аккордами.
Большинство аккордов предугадываемые.
В музыке ограниченное количество аккордов несмотря на то, что кажется их бесконечное количество. И когда эти аккорды, читая партитуры много лет, вы уже будете видеть постоянно, вам не нужно будет их считывать по отдельному элементу. Вы просто будете знать, что это такой-то аккорд, как будто вы видите букву: C — до-мажор. Всё вы знаете, что это до-мажор.
Синтаксис и чтение с листа
Ещё один элемент теории музыки — синтаксис. Если вы не понимаете синтаксис, разбираете каждый такт, видите, как отдельный элемент, не понимаете, что куда идёт или так далее
Если же вы разбираетесь в синтаксисе, то видите мотив, что он развивается, возникает фраза, возникает предложение и, таким образом, просто глядя на 8ми тактовый отрезок, можно не прикасаясь к инструменту запомнить мелодию, затем взять инструмент и сыграть. Это очень сильно помогает в практической работе, когда нужно сыграть какую-то незнакомую песню. Ты ещё не знаешь или слышал всего раз, но ни разу не играл. Тут же открываешь ноты, посмотрел в паузе и начал играть, просто помня, что там в нотном тексте. Там 8 — 16 тактов запомнил, держишь в голове и играешь. Всё это очень полезно и помогает осмысливать музыку сразу м исполнять её музыкально, даже играя с листа. Кроме того, облегчает запоминание и сразу в оперативную память загружает не отдельные фрагменты, а 2, 3, 4 такта, в зависимости от простоты мелодии. Иногда и восемь тактов спокойно можно посмотреть и сразу запомнить, понять, что там происходит.
На практике мы приходим к тому, что нужно запоминать формулы. Вся музыка может быть описана простейшими элементами. Большая часть пассажей, большая часть движений, которые используются в той музыке, с которой мы сталкиваемся, они являются вариантами каких-либо уже устоявшихся шаблонов. Например, если вы знаете, как звучит пунктирный ритм, то уже не важно в какой композиции вы его встретите, вы его сразу сыграете. Если вы знаете, как выглядит, допустим, пентатонический пассаж, пассаж гаммообразный, то вы его сразу будете мгновенно считывать. Соответственно, когда вы занимаетесь чтением с листа, двигаясь по шагам, о которых было сказано выше, обязательно отмечайте для себя формулы, которые постоянно повторяются. Конечно, вы можете обратиться и к дополнительным учебным материалам, где уже всё структурировано, благо такие пособия есть и их немного, в которых описаны формулы пассажей, аккорды мы изучаем в гармонии и так далее. То есть, вы начнете замечать, что одни и те же элементы повторяются в разных сферах, в разных композициях у разных инструментов и в некоторых случаях достаточно будет один раз посмотреть и вы уже будете даже не с листа играть, а вы посмотрели, поняли, что там происходит, запомнили и играете, как будто вы уже знакомы с этой музыкой.
Аппликатура и чтение с листа
Важную роль здесь также играет аппликатура. Вы должны четко понимать, как на вашем инструменте выстраивается аппликатура, знать наиболее удобные аппликатурные формы. Например, на гитаре это пальцевые структуры типа 1-3-4, 1-2-4, если мы говорим о соло игре, аппликатуры аккордов, аппликатуры пассажей, определённых секвенций. На фортепиано тоже есть своя система использования. Подмена пальцев, как играть арпеджио наиболее удобно и многое другое. То есть, в данном случае возникает связь между нотным текстом и физиологией. Аппликатуры вы выучиваете в процессе занятия на вашем инструменте, именно поэтому полезно играть гаммы, различные арпеджио и так далее. Потому что в них в краткой форме изложены различные формулы, которые вам встретятся и вместо того, чтобы каждый раз считывать это, вы уже будете использовать это как наработанный шаблон.
Предугадывание
В итоге мы приходим к тому, что по сути является основой чтения с листа — это предугадывание. Предугадывание нотного текста — это то, к чему вам нужно в итоге прийти. Умение видеть на 1, 2, 3, 8 тактов вперёд. Когда, допустим, я читаю с листа, происходит всегда процесс того, что ты играешь как бы следующий такт. Первый такт попал в оперативную память, пока ты его играешь, считываешь второй такт. Всегда идет процесс считывания следующего такта, в зависимости от сложности музыки.
Если музыка сложная, то конечно бывает в оригинальном темпе сложно или технически сыграть или если язык какой-то необычный, незнакомый. Допустим музыку Мессиана с листа читать гораздо сложнее, чем какую-то он простейшую классическую музыку или рок-музыку или блюз. Но в любом случае точно так же, как в чтении книг происходит предугадывание, мы видим вперёд и начинаем играть, то, что находится в «оперативной памяти». Для развития этого навыка бесценными является чтение партитур, чтения нот вашего инструмента с прослушиванием произведений, то чем многие пренебрегают. Но если вы уделите этому хотя бы 15, а лучше 30 минут в день, то уже через две недели, через месяц вы заметите навыки чтения с листа у вас поднимется совсем на другой уровень.
Что делать?
Просто берёте нотный текст любого произведения, желательно на вашем инструменте и слушаете музыку, глядя по тексту, как она развивается. В этом случае у вас исчезает страх смотреть вперёд, так как многие смотрят на такт, который они играют, потому что пытаются разобраться, что же там нужно сыграть и не видят, что происходит дальше. Когда вам не нужно играть, вы начинаете учиться предугадыванию. Естественно на уроках с преподавателем за это может отвечать он, всячески стимулировать, закрывать инструмент, направлять вас указками, ручками, показывать куда двигаться. Но если вы самостоятельно развиваете этот навык, вам нужно учиться именно таким образом: смотрите в ноты и пытаетесь видеть на 2, 3, 4 такта вперёд, постепенно представляя, как это выглядит на вашем инструменте.
Только в этом случае при развитии навыков предугадывания вся картина чтения с листа соберётся у вас в одно целое, в развитый навык, который позволит вам исполнять сразу. Видеть и играть. Но это невозможно без развития всех описанных здесь элементов.
Цепочка вижу, слышу, играю
Следующий этап — это понимание цепочки, к которой нам нужно прийти: вижу, слышу, играю.
На первом этапе возможно у вас будет так: вы видите ноты — играйте. Услышали, что получилось и сравнивайте это хорошо это звучит или нет. В этом случае хорошо использовать какой-то уже известное произведение, то есть учить транскрипции. Потому, что вы можете сравнить звучит это так как на записи или нет. В любом случае вы стремитесь к выстраиванию этой цепочки видите, слышите, как это должно звучать и уже исполняете. Здесь, естественно, помогает развитие навыков сольфеджио. На сольфеджио точно также развиваются навыки чтения с листа, только там вместо произнесения нот вы их ещё и поёте. То есть, учитесь воспроизводить.