Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста

Добрынкина Анжела Михайловна

Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста

«Музыка – не простое развлечение и не добавление, которым можно пользоваться по своему усмотрению, а важная часть самой жизни, жизни в целом и жизни каждого отдельного человека... Музыка – это сама жизнь» - Д.Б. Кабалевский

Музыка даёт ни с чем несравнимую возможность для развития духовной сферы человека, его творческого потенциала, особенно в детском возрасте, так как в это время организм наиболее восприимчив ко всему новому. Музыкальное развитие даёт возможность наиболее полно раскрыть все внутренние психологические качества ребенка (воображение, память, волю и др.), воспитать эмоционально-чувственную сферу психики ребёнка (тонкость, чуткость, умение через музыкальное искусство познавать глубину душевных переживаний), и, что самое главное – это постоянная возможность самореализации.

«Влияние музыки на детей благодатно, и чем ранее начнут они испытывать его на себе, тем лучше для них…» - писал В.Г. Белинский. Музыка способна оказывать существенное влияние на психофизические процессы, протекающие в организме слушателя, создавая физиологическую основу для возникновения эмоций.

Одной из важных задач всестороннего развития ребенка является воспитание музыкальной культуры. Приобщая детей к разнообразным видам музыкальной деятельности, мы развиваем общую музыкальность ребенка, его музыкальные способности (ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма).

Ритм - важнейшее средство музыкальной выразительности и первостепенное в комплексе музыкальных способностей. Его сущность и восприятие рассматривается в музыкальной теории, музыкальной психологии и педагогике в нашей стране с XIX века авторами Б.М. Тепловым, Н.А. Ветлугиной, В.В. Медушевским, Е.А. Назайкинским, О.П. Радыновой, К.В. Тарасовой, Л.Н. Комиссаровой, как совокупность составляющих его компонентов - темпа, метра, ритмического рисунка и обуславливается эмоционально-образным содержанием музыкального произведения в тесной взаимосвязи с мелодией, гармонией, тембром.

Слово ритм применяется по отношению к самым разнообразным случаям и имеет очень широкое распространение. В переводе с греческого ритм – соразмерность, чередование различных длительностей звуков в музыке. Ритм, в отличие от других важнейших элементов музыкального языка – гармонии, мелодики, принадлежит не только музыке, но и другим видам искусств – поэзии, танцу…

Ритм  в  музыке — это её распределение во времени — последовательность длительностей звуков, отвлечённая от их высоты (ритмический рисунок в отличие от мелодического).Чувство ритма - это одна из музыкальных способностей, без которой практически невозможна никакая музыкальная деятельность, а ритм – один из центральных, основополагающих элементов музыки. Н. И. Льговская даёт следующее понятие: «Чувство ритма – это способность активно воспринимать музыку, чувствуя её эмоциональную выразительность, и точно воспроизводить её».

Поэтому формирование чувства ритма - важнейшая задача педагога. Ритм в музыке – категория не только времяизмерительная, но и эмоционально-выразительная, образно-поэтическая, художественно-смысловая.

Новейшие научные исследования в области музыкальной педагогики и опыт многих  дошкольных учреждений, а также исторический опыт свидетельствуют о том, что музыкальное воспитание оказывает влияние на всестороннее развитие личности. Основоположником современной теории ритмического воспитания явился швейцарский музыкант, педагог, пианист и дирижер Жак Эмиль Далькроз (1865-1950), который считал, что ребенку сначала надо пережить то, что он впоследствии должен усвоить. Система ритмического воспитания получила широкое распространение ещё в начале ХХ века. Его метод сводился к тому, чтобы, используя специально подобранные тренировочные упражнения, развивать у детей (начиная с дошкольного возраста) музыкальный слух, память, ритмичность, пластичную выразительность движений. В основу системы Далькроза положено понятие ритма как универсального начала. Ритм формирует тело и дух человека, избавляет  от комплексов, помогает осознать свои силы и обрести радость жизни через творчество.

Его продолжателем стал немецкий композитор и педагог Карл Орф (1895-1982). Большое внимание К.Орф уделял ритмическому воспитанию, основой которого становятся движение, речь и игра на элементарных музыкальных инструментах. В составную часть занятий входят гимнастические упражнения, которые способствуют развитию чувства ритма через динамику движений. Это разнообразные круговые движения рук, локтей, кистей; ходьба - медленная, быстрая, на пятках, носках, восьмерками, зигзагами с переменой направления, остановками, поворотами, подскоками, прыжками, приседаниями, покачиваниями; бег в ритме.  

Для выработки чувства ритма используется также метод «вербального эквивалента», т.е. усвоения ритмов через звучащее слово: воробей, кошечка и т.д. Материалом могут служить цвета, имена и другие близкие детям слова. До овладения игрой на музыкальных инструментах, элементарное музицирование начинается с использования природных «инструментов» - рук и ног. К.Орф вводит в урок так называемые «звучащие жесты» - хлопки, притопы, шлепки, щелчки. С их помощью дети, разделившись на группы, импровизируют сопровождение к звучащим песням и стихам. Из ритмизованных текстов К.Орф предлагает составлять ритмические рондо, а также исполнять их в виде канонов.

Для развития чувства ритма К.Орф использовал игру «эхо», где ритм, заданный педагогом, точно воспроизводится ребенком. При этом допускаются любые сложности, даже еще не пройденные теоретически. Для развития творческого начала и чувства формы, применялась игра «эхо-ответ» или «эхо с продолжением», когда ребенок заканчивает фразу взрослого или прохлопывает вариацию на нее. Исходным материалом «эха» может служить и импровизация ребенка.                     

В нашей стране система ритмического воспитания  разработана Н.Г.Александровой, Е.В.Кононовой. Специальные исследования проведены  Н.А. Ветлугиной, А.В.Кенеман, Б.М. Тепловым. Например, по мнению психолога Б.М. Теплова восприятие музыки «совершенно непосредственно сопровождается теми или другими двигательными реакциями, более или менее точно передающими временный ход музыкального движения…». Он указывал, что ритм в музыке воспринимается не только слухом и сознанием, но и всеми клетками организма. Б. Теплов выделял три основные музыкальные способности: ладовое чувство, произвольное пользование слуховыми представлениями, ритмическое чувство. При слушании музыки, у человека возникает интуитивная потребность двигаться и даже дышать в ощущаемом ритме. Воздействие ритма на слушателя очень сильно, и эмоциональный отклик на ритм является как бы простейшим, первичным проявлением музыкальности.

Особое место среди способностей занимает ритмическая способность. Исследования учёных, занимавшихся изучением детей с проблемами речи (Л. А. Венгер, Г. А. Волкова, В. А. Гринер и др.) обращали внимание на то, что у дошкольников, имеющих речевые нарушения, наблюдалось недостаточное развитие чувства ритма, вследствие чего отмечались нарушения слоговой структуры слова и неритмизированная речь. В связи с этим проблема развития ритмических основ у данной категории дошкольников всегда оставалась актуальной.

Чувство ритма имеет не только двигательную, моторную, но и эмоциональную природу. Ритм помогает соединить слово, музыку и движение в специальных комплексных упражнениях. Развитие моторики и экспрессивной речи у ребёнка происходит в тесном единстве. А значит, под влиянием коррекционной работы они могут совершенствоваться одновременно. Музыка, являясь организующим фактором, регулирует движение и речь. В основе развития ритмического чувства лежит восприятие выразительности музыки через движения. Хорошо развитое, оно позволяет ребёнку понять и пережить музыку, даёт возможность жить в ней, чувствовать, двигаться. Ритм формирует тело и дух ребёнка, помогает ему осознать свои силы и обрести радость жизни через творчество. Одновременно, ритм является также и основой правильного формирования речи и её восприятия.

«Музыкальный ритм, в отличие от мелодии, оказывает решающее влияние на физиологическое и эмоциональное состояние человека в процессе музыкального переживания», отмечал В.И Петрушин. Учёные доказали, что под действием музыки у ребёнка изменяется тонус мышц, ускоряются сердечные сокращения, снижается давление. Во время слушания музыки у детей меняется электрическая активность клеток мозга, улучшается память.

Ритм – это «сердце музыки». Он оказывает наиболее сильное и прямое воздействие на человека - и на его тело, и на эмоции. Жизнь нашего организма основана на различных ритмах дыхания сердца, различных движений, активности, отдыха. Психологическое состояние личности имеет свои непростые ритмы: окрыленности и депрессии, горя и радости, усердия и апатии, силы и слабости. Все эти состояния очень чувствительны к музыкальным ритмам. Поэтому они имеют такую магию возбуждать и успокаивать, лечить и разрушать. Ритм - одно из важнейших понятий в музыке. Воспитанием  чувства ритма необходимо заниматься с раннего возраста. Ритм - один из важнейших выразительных элементов музыкальной речи, один из основополагающих элементов музыки..

Формирование чувства ритма у детей – одна из наиболее важных задач музыкальной педагогики и в то же время, как общепризнанно, одна из наиболее сложных. Существует мнение, что чувство ритма плохо поддается воспитанию. Действительно, развитие ритма у детей (не обладающих чувством ритма) работа сложная, трудоемкая. Ритм в теории музыки — это соотношения длительностей звуков (нот) в их последовательности. Ноты могут иметь различную длительность, вследствие чего между ними создаются определенные временные соотношения. Объединяясь в различных вариациях, длительности нот образуют различные ритмические фигуры, из которых складывается общий ритмический рисунок музыкального произведения. Этот ритмический рисунок и есть ритм. Ритм, не привязан ни к каким абсолютным единицам измерения времени, в нём заданы лишь относительные длительности нот. Можно утверждать, что музыкально-ритмическое чувство, являясь формирующей способностью, в целом попадает под педагогическое воздействие, поддается ему, «отзывается» на него. Исполнение музыки, благоприятствует музыкально-ритмическому воспитанию, создает оптимальные условия, в которых воспитание протекает плодотворно и успешно.

Под влиянием музыки, музыкальных упражнений и игр при условии использования правильно подобранных приёмов положительно развиваются психические процессы и свойства личности, чище и грамотнее становится речь.

Помочь детям почувствовать красоту и силу воздействия музыки – сложная задача. Но еще сложнее осуществлять музыкальное обучение с детьми, имеющими речевые нарушения, и принимать во внимание характерные особенности детей, учитывая стоящие коррекционные задачи. Поэтому свою работу я строю на следующих основных принципах:

✓ Принцип личностной направленности педагога создаёт оптимальные условия для музыкальной деятельности. Тщательный отбор материала должен соответствовать возрастным особенностям ребёнка.

✓ Принцип интеграции определяется в различных направлениях воспитательной работы и видами музыкальной деятельности детей.

✓ Принцип максимального использования от простого к сложному развивает потенциал ребёнка в музыкальном развитии и корректирует речевые нарушения.

 

Речевые игры – важная форма творческой работы с детьми в развитии речи и в певческой деятельности. Артикуляционные упражнения, голосовые и речевые игры способствуют эффективной работе над дикцией, звукообразованием, развивают метроритмическое чувство детей дошкольного возраста. Доказано, что музыкальный слух развивается совместно с речевым. Общность выразительных средств речи и музыки (ритма, темпа, тембра, динамики, артикуляции, формы), доступность и привлекательность речевой импровизации является основой для творческой деятельности детей. Использование речевых игр на занятиях, а так же дома позволяет детям с раннего возраста овладевать полным комплексом средств музыкальной выразительности.

Идея использования речевых игр в музыкальном воспитании принадлежит известному немецкому композитору и педагогу Карлу Орфу. Речевые игры и упражнения могут сопровождаться звучащими жестами (хлопками, притопами, шлепками, щелчками), движениями, игрой на детских музыкальных инструментах: шумовых, металлофонах, дудочках, свистульках. Жестикуляция, мимика, пластика, голосовые импровизации в речевой игре превращают ее в театральную игру, способствуют импровизации и раскрытию творческого потенциала детей.

Применение речи в обучении музыке — один из важнейших педагогических принципов К. Орфа. Он состоит не столько в самом факте использования речи, сколько в концептуальном подходе к ее роли и значению в первоначальном обучении музыке. Вильгельм Келлер, автор книги «Музыка для детей», считает речевые упражнения истинно музыкальными и относит их к области элементарного музицирования.

Для музыкального воспитания речевые упражнения важны прежде всего потому, что музыкальный слух развивается в тесной связи со слухом речевым. Речевой слух — одна из основ слуха музыкального. Ребенок учится пользоваться выразительными средствами, общими для речи и музыки. К ним относятся темп, ритм, регистр, тембр, звуковысотный рисунок, артикуляция, штрихи, а также динамика. Почти все выразительные средства музыки оказываются доступны для изучения и практического использования в речевых упражнениях детьми самого раннего возраста. Речевые упражнения как основа первоначальной музыкальной тренировки — одна из очень удачных находок Орфа.

Слушаю – двигаюсь – пою – понимаю – говорю – такова логика постижения ребенком музыкального языка. (См. приложение 1)

Цель вокально-речевых игр — развитие у детей ладового чувства, звуковысотного, динамического, тембрового слуха и чувства ритма в процессе музыкально-речевого интонирования на основе имитации (голосового звукоподражания) интонем разнообразных объектов окружающей действительности. Их сущность заключается в восприятии звукового комплекса, который представляет собой комбинацию музыкальных или шумовых звуков, интонационно отражающих ту или иную эмоцию (удивление, важность, нежность, злость, радость, грусть и т. д.).

Данные игры способствуют развитию музыкально-сенсорных способностей детей на основе распредмечивания музыкальной эмоции с помощью речевых и певческих действий. В данном случае особое внимание уделяется формированию естественного звучания голоса, звуковой культуры речи и пения (звукообразование, дикция), предусматривается развитие интонационной выразительности речи, обогащение активного словаря и эмоционального воображения.

В работе с детьми мы используем в основном разнообразные звукоподражания, которые интонируются в медленном или быстром темпе, тихо или громко, в разном интервальном соотношении, необходимом для моделирования содержания эмоции.

Художественное моделирование и воспроизведение высотных, ритмических и динамических соотношений звуков с помощью голоса позволяют ребенку прочувствовать интонационный смысл музыкального звучания и открыть целый ряд ассоциативных ощущений. Такая деятельность позволяет дошкольнику выявить воображаемые свойства обследуемых объектов в игровой ситуации и образно ощутить себя в их роли. Это обусловлено тем, что детям дошкольного возраста свойственно одушевлять, «оживлять» неживые объекты действительности. Такое «очеловечивание» способствует созданию воображаемой ситуации и возникновению игровой деятельности.

В начале всякого музыкального упражнения, как ритмического, так и мелодического, считал Орф, стоит упражнение речевое. Ритмизованная речь получила в концепции Орфа название «речевых упражнений и игр». Ими обогащается не только музыкальное воспитание, но и преподавание родного языка и даже иностранного. Речевые упражнения — это ритмические декламации стихотворного и прозаического текста.

Ровное, метричное декламирование текста, ритмизованное произнесение отдельных слов, затем цепочек из слов, небольших диалогических текстов с постепенным «извлечением» из них ритмической основы — вот вехи развития чувства метроритма в речевых упражнениях.

Базой для речевых упражнений служит, как правило, детский фольклор: считалки, дразнилки, кричалки, потешки, прибаутки, заклички, присказки, имена, рифмы. Опора на истинные ценности, прошедшие испытание временем и понятные, близкие в своей основе детям, была особой заботой Орфа. Именно поэтому выбор пал на фольклорные образцы.

Речевые упражнения — наиболее доступное и первейшее средство  развития предпосылок умения импровизировать. Самая первая импровизация в концепции Орфа — это словесная фантазийная игра, запускающая сам механизм спонтанной изобретательности, находчивости, тесно связанный с быстротой реакции, активностью восприятия.

Инструментальное сопровождение речевых упражнений дает дополнительные возможности для различных интерпретаций. Главенствующая роль по праву принадлежит «звучащим жестам», но не менее интересны они в сопровождении звуковысотных и шумовых ударных.

Особое внимание уделяется развитию чувства метроритма, которое считается определяющим для дальнейшего обучения детей музицированию и музыкального развития в целом.

Интересны игровые упражнения с использованием «собственных» музыкальных инструментов, они являются важным этапом процесса обучения игре на детских музыкальных инструментах, т.к.  дают ребенку возможность легко усвоить и осмыслить понятие ритма (ритмического рисунка), составляющего обязательный элемент мелодического движения.

В теле человека содержится и заключено все, что необходимо для продуцирования и исполнения музыки. Разнообразие тембров, возникающих при ударе ладонями по его различным частям, вполне соотносимо с ансамблем ударных инструментов. Звучащие жесты – это хлопки, шлепки по бедрам, груди, притопы, щелчки пальцами и др. 

Ритм – это последовательность звуков различной длительности. Выполнение речевых упражнений: произношение имен, ряда слов, состоящих из названий деревьев и цветов, потешек, небольших четверостиший, речевых и пальчиковых игр – позволяет детям хорошо ориентироваться в соотношении звуков по длительности и перенести эти навыки в исполнительство на музыкальных инструментах.

В играх прием «эхо» дает возможность ребенку постоянно участвовать, быть ведущим. Сначала ребенок способен только повторять то, что слышит, а после у него появляется свой вариант. Свой ритмический рисунок, своя модель, свой образ, своя мелодия. Он сам утверждается, верит в свои силы, чувствует радость от своего творения. Тексты для упражнений подбираются ритмичные и удобные в произношении.

Координационно – подвижные игры крупномасштабно (через все тело) дают ощущение музыкальной динамики, темпа, исполнительского штриха, речевого и пластического интонирования, что является их музыкальным содержанием. Условно их можно разделить на следующие группы: - коммуникативные, выполняющие психотерапевтические задачи развития социальной адаптации ребенка, принятия им партнера как друга; - игры команды; - пластико – ритмо- речевой театр.

Перечисленные разновидности разнопланово пронизаны идеей координации, которая выступает в них в роли двигательного «аккомпанемента», стимулирует развитие ловкости, точности, реакции, ритма, воспитывает ансамблевую слаженность – все то, что необходимо для развития музыкальности.

Во время исполнения движений мы используем различные шумовые и ударные инструменты, которые задают ритм и украшают движение.

 

Технологическая карта работы с музыкально-речевыми играми.

1. Устанавливается метрическая пульсация самыми простыми способами, используя звуки своего тела - «звучащие жесты»,  вместе с детьми выполняются: шлепки по коленям, удары сжатыми кулачками, указательными пальцами, тихими хлопками и.т.д.

2. На этом фоне начните выразительно и ритмично декламировать текст (другие виды аккомпанемента в звучащих жестах разучивайте позднее).

3. Затем   предложите   детям   повторять   за   вами   слова   по   фразам, играя в «Эхо». Помогайте им мимикой вступить вовремя после пауз. Каждую паузу в тексте отмечайте разведением кистей рук в стороны, щелчком языка, каким-либо тихим звуком: «Ч!», «О!», «П!»  и.т.д. Затем  поручите  исполнение  пауз  какому-нибудь шумовому инструменту, можно одновременно взять несколько похожих по тембру инструментов.

4. При повторении речевой игры предложите детям декламировать текст по-разному: громко, как рассказчик; тихо, как ябеда, писклявым голосом; басом и т.д. Каждое повторение - разнообразный опыт слышания музыкальных интонаций.

5. Когда текст будет произноситься легко детьми, можно добавить  движения: метричные шаги по залу в рассыпную, по кругу с различными вариантами остановок, приседаний, поворотов, движение змейкой.

6. Затем можно обратиться к исполнению различных вариантов звучания партитур — «звучащих жестов».

7. Из разных вариантов партитур «звучащих жестов» сделайте 2х-3х частную форму и попробуйте ее исполнять без перерывов, предварительно договорившись с детьми, что за чем будет следовать. Таким образом, исчерпав исполнение вариантами слышания    различных    интонаций,    добавления движений и партитур -аккомпанемента «звучащих жестов»,    и    расширения    форм    подключаем музыкальные инструменты.

8. Разучив текст с аккомпанементом из «звучащих жестов», который позволит вовлечь всех детей в музицирование,  попробуйте добавить первое остинато на ксилофоне. Оно будет дополнением к «звучащим жестам». Обратите внимание детей на совместное звучание: им необходимо несколько тактов вступления, чтобы не только ощутить пульсацию, но и почувствовать характер последующей декламации. Паузу отметить (подчеркнуть) трещеткой, рубелем. Если дети легко справляются с одним остинато, можно добавить следующее.

9. Если это песня, то подключается пение, приемом «Мелодическое Эхо» - пение по фразам с аккомпанементом инструментов.

10. Можно украсить пение танцем, который должен быть очень прост: движение внутрь круга и обратно, кружение на месте и.т.д. Придумайте их вместе с детьми, наблюдая за ними и стараясь использовать их неосознанные телодвижения.

11. Потешку можно представить как игру, выбирается водящий, который стоит внутри круга...

12. Потешку можно разучивать сразу с движением (впоследствии как маленькую театрализованную сценку). Сюжет... Проиграв сценку несколько раз со всей группой, включите аккомпанирующие инструменты. Каждую строфу лучше повторять дважды приемом «Эхо» (Педагог-Дети).

13. Для  продолжения  музыкальной  мысли  и  РАЗВИТИЯ  ФОРМЫ  предлагаются варианты соло, которые, на самом деле, должны быть спонтанными импровизациями. Предварительно обозначив с детьми время игры - 8 метрических пульсов-щелчками.

 

Описание игр и упражнений  для развития чувства ритма

Игра «Сильные  и слабые»

Изучаем простые размеры 2/4, 3/4, сильную и слабые доли, учимся отличать их друг от друга. Для этого делю детей на две группы, и мы играем – одна группа становится сильной долей, и должны одновременно сначала хлопать, а потом играть на сильную долю, должна выделять её. А вторая группа становится слабой долей, и должна следовать за сильной, и не выделяться. Затем группы меняются местами, чтобы каждый мог попробовать играть и сильную, и слабые доли. Игры польку и вальс, чтобы закрепить полученные знания на практике.

Для развития чувства метра (равного биения сильных и слабых долей) можно использовать всякое равномерное движение: хождение под песню, под инструментальную музыку, подражательные движения, которые ребенок делает во время игры. Выбрав известную детскую песню, которую дети поют хором, мы ставим детей в круг, они равномерно движутся под музыку, поют и хлопками и притопами воспроизводят ритмический рисунок. В дальнейшем, все вместе определяем, какие инструменты могут звучать в этой песне, на какую долю, и какой ритмический рисунок следует на них исполнять. Затем распределяем инструменты между ребятами.

Помогаем детям в роли дирижёра, кивком головы показываем начало произведения и помогаем сохранению правильного шага, т.е.равномерного ритма и темпа.

 

Ритмические упражнения

“Уточки”

Наши уточки с утра:

кря-кря-кря (поют дети)

кря-кря-кря (звуки инструмента)

Наши гуси у пруда:

га-га-га (поют дети)

га-га-га (звуки инструмента)

Наши курочки в окно:

ко-ко-ко (поют дети)

ко-ко-ко (звуки инструмента)

После таких упражнений дети играют дружнее, слаженнее.

Продолжая развивать взятую попевку на следующем занятии, ставим перед детьми задачу узнать её по мелодии, спеть её, прохлопать ритм. И после того, как все дети хорошо усвоят ритм, переходим к игре этой попевки на инструменте. Постепенно дети осваивают навык игры на металлофоне: играют знакомые песенки на одном звуке, передают ритмический рисунок на группе ударных, учатся прислушиваться друг к другу.

 

Игра с раздаточным материалом “Определи по ритму”

Каждый ребёнок загадывает свой образ: капель, часы, гром, самолёт, машина, поезд и т.д. и передаёт его звучание в определённом ритме на выбранном им самим инструменте. Другие дети отгадывают эту загадку, находя сам предмет или карточку с его изображением. Выигрывает тот, чьи загадки будут разгаданы.

 

Использование в работе стихотворного ритма

Упражнения по ритмодекламации, скороговорки, речевые игры со звучащими жестами – вот способы, которые очень помогают в развитии музыкально – ритмических способностей дошкольников, в устранении дефектов речи, развитию артистических способностей.

В раннем возрасте музыкально- ритмическое чувство проявляется в том, что слушание музыки совершенно непосредственно сопровождается теми или другими двигательными реакциями, более или менее точно передающими ритм музыки. Оно лежит в основе всех тех проявлений музыкальности, которые связаны с восприятием и воспроизведением временного хода музыкального движения.

Ритм, пульсация, движение, действие – по сути своей характеристики одного и того же. В течение не одного десятка лет педагоги используют движение как средство музыкального развития. В прогрессивных педагогических системах музыкального воспитания движению отводилось особое место, так как музыканты признавали за ним возможность не только совершенствовать тело, но и развивать духовный мир человека. Для целостного восприятия музыки необходим ритм. Если у человека с детства не развито чувство ритма, он будет неполноценно воспринимать музыку, т.е. у него будет страдать «музыкальная культура».

 

«Игры с именами» имеют особую ценность для личностного становления детей, хотя носят и прикладной характер – помогают в развитии чувства ритма, внимания, способности к импровизации и т.д. Игры  с именами являются своеобразными тренингами, дающими возможность ребенку представить себя в различных ролях, «примерить» на себя эти роли, найти свой образ, свой стиль. В этих играх каждому ребенку уделяется внимание других участников игры: представленный им образ тут же копируется другими детьми. Этот прием позволяет ребенку не только увидеть себя со стороны, но и ощутить свою значимость в коллективе. Кроме этого, звучание собственного имени из уст окружающих вызывает положительные эмоции и настраивает на доброжелательные отношения с ними. Громкое, четкое произношение своего имени помогает ребенку справиться с робостью, почувствовать свои силы и уверенность в себе.

Используются различные методы и приемы развития музыкально-творческих способностей детей:

● Ритмичное декламирование текста, сопровождаемое  звучащими жестами, шумовым аккомпанементом, игрой на ДМИ.

● Мимическое и пантомимическое обыгрывание  текста в различном тембровом и фактурном оформлении;

● Использование двигательной реакции детей в педагогических целях в освоении музыкального языка, в развитии звуковысотного, ритмического, ладового слуха, творческого использования любого музыкального инструмента.

● Координационно – подвижные игры коммуникативные, выполняющие психотерапевтические задачи развития социальной адаптации ребенка, игры команды; пластико – ритмо - речевой театр.

● Импровизации с именами детей, представление их по-новому в жесте, мимике, интонации под звучащую музыку.

Проанализировав    методики, и, исходя из собственных возможностей,  особенностей режима работы нашего детского сада, сетки  занятий,  технического и наглядного оснащения; переработав материал, мы выбрали  те разделы, которые по сложности соответствуют возможностям детей 3 - 6лет.

 

Ритмодекламация – игры с именами, речевые игры

 

Музыкально-речевые игры – развивающие творчество

 

Элементарное музицирование – учебное музицирование, творческое музицирование, концертное музицирование

 

Музыкальные импровизации – вокальные, танцевальные, пластические, инструментальные

1. «Поиграй на  своем инструменте. Изучи, какие в нем живут  звуки, постарайся найти разные» (работа проводится со всей группой одновременно).

2. «Сыграй музыку на инструменте, как ты хочешь»  (свободные импровизации соло по кругу).

3. «Будь дирижером, покажи музыкантам, чтобы они поняли, как сыграть музыку, какую ты хочешь» ( ребенок дирижирует оркестром из 3-4 шумовых инструментов, которые солируют по очереди).

4. «Подумай, какие инструменты  подойдут, чтобы сыграть на них «музыку дождя», «песню ветра», «танец ежика», «солнечный свет», «твое сегодняшнее настроение», «радостную мысль».

5. «Попробуй подобрать инструменты и озвучить стихотворение» (используется метод наложения  свободной в метроритмическом отношении импровизации на структурно и ритмически организованный поэтический текст).

6.  «Поговори со своим соседом, расскажи ему, что хочешь» - диалоги инструментов, например, коробочки и маракаса.

 

Современное понимание проблемы музыкального обучения детей предполагает вовлечение их в процесс общения с музыкой на основе деятельности и музыкально – творческой игры: ребенок во всем принимает участие, вовлекается педагогом в процесс  активных творческих действий.

Действие, умение  делать что-либо всегда являлось единственно надежной гарантией усвоения любого знания. Это мудрость была известна  еще древним китайцам: «Я слышу и забываю. Я вижу и помню долго. Я делаю и понимаю».

Очень важно помочь детям найти свое место в нашем стремительном мире и вырасти потом  в состоявшихся успешных взрослых людей.

Уделяя большое внимание в своей работе развитию чувства ритма и метроритмического чувства, мы стремимся к поиску качественного, эффективного, продуктивного взаимодействия  с детьми. Музыкально-речевые игры как трамплин для развития музыкально-ритмических способностей, способствующих общему развитию: умственных способностей, психических процессов - мышления, памяти, внимания, слухового восприятия, ассоциативной фантазии, развития мелкой моторики, двигательной реакции, что очень важно для детей дошкольного возраста.            Чувство ритма даёт возможность и шанс каждому ребёнку выразить себя, показать своё отношение к музыке, а  воспитание с помощью музыки  формирует духовно богатый мир ребёнка, помогает стать  ему творческой, всесторонне-развитой личностью.

 

Используемая литература:

1. И. Каплунова,  И.Новоскольцева. Этот удивительный мир. СПб.: Композитор, 2005.

2. М.Александровская. Каждый ребенок – музыкант. Дошкольное образование №13/2001 г.

3. Т.Э.Тютюнникова. Педагогика сотрудничества. Дошкольное воспитание  №5/2000г.

4. Т.Э.Тютюнникова. Движение и музыка. Дошкольное воспитание  №4/1999г.

5. Т.М.Орлова, С.И.Бекина. Учите детей петь. М.: Просвещение, 1988

6. Н.А. Ветлугина. Музыка в детском саду. М.: Музыка, 1980

7. Н.А. Ветлугина. Методика музыкального воспитания в детском саду. М.: Просвещение, 1982

8. Журналы «Дошкольное образование» № №14, 15, 17 за 2005г.

9. Журналы «Музыкальный руководитель» за 2004 – 2015г.г.

10. Журналы «Музыкальная палитра» за 2007 – 2015г.г.

11. Новикова Г.П. Эстетическое воспитание и развитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста. Метод. рекомендации. – М., АРКТИ, 2002.

Опубликовано: 25.11.2015

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Статья31.01 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста

«Музыка – не простое развлечение и не добавление, которым можно пользоваться по своему усмотрению, а важная часть самой жизни, жизни в целом и жизни каждого отдельного человека... Музыка – это сама жизнь» - Д.Б. Кабалевский

Музыка даёт ни с чем несравнимую возможность для развития духовной сферы человека, его творческого потенциала, особенно в детском возрасте, так как в это время организм наиболее восприимчив ко всему новому. Музыкальное развитие даёт возможность наиболее полно раскрыть все внутренние психологические качества ребенка (воображение, память, волю и др.), воспитать эмоционально-чувственную сферу психики ребёнка (тонкость, чуткость, умение через музыкальное искусство познавать глубину душевных переживаний), и, что самое главное – это постоянная возможность самореализации.

«Влияние музыки на детей благодатно, и чем ранее начнут они испытывать его на себе, тем лучше для них…» - писал В.Г. Белинский. Музыка способна оказывать существенное влияние на психофизические процессы, протекающие в организме слушателя, создавая физиологическую основу для возникновения эмоций.

Одной из важных задач всестороннего развития ребенка является воспитание музыкальной культуры. Приобщая детей к разнообразным видам музыкальной деятельности, мы развиваем общую музыкальность ребенка, его музыкальные способности (ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма).

Ритм - важнейшее средство музыкальной выразительности и первостепенное в комплексе музыкальных способностей. Его сущность и восприятие рассматривается в музыкальной теории, музыкальной психологии и педагогике в нашей стране с XIX века авторами Б.М. Тепловым, Н.А. Ветлугиной, В.В. Медушевским, Е.А. Назайкинским, О.П. Радыновой, К.В. Тарасовой, Л.Н. Комиссаровой, как совокупность составляющих его компонентов - темпа, метра, ритмического рисунка и обуславливается эмоционально-образным содержанием музыкального произведения в тесной взаимосвязи с мелодией, гармонией, тембром.

Слово ритм применяется по отношению к самым разнообразным случаям и имеет очень широкое распространение. В переводе с греческого ритм – соразмерность, чередование различных длительностей звуков в музыке. Ритм, в отличие от других важнейших элементов музыкального языка – гармонии, мелодики, принадлежит не только музыке, но и другим видам искусств – поэзии, танцу…

Ритм  в  музыке — это её распределение во времени — последовательность длительностей звуков, отвлечённая от их высоты (ритмический рисунок в отличие от мелодического).Чувство ритма - это одна из музыкальных способностей, без которой практически невозможна никакая музыкальная деятельность, а ритм – один из центральных, основополагающих элементов музыки. Н. И. Льговская даёт следующее понятие: «Чувство ритма – это способность активно воспринимать музыку, чувствуя её эмоциональную выразительность, и точно воспроизводить её».

Поэтому формирование чувства ритма - важнейшая задача педагога. Ритм в музыке – категория не только времяизмерительная, но и эмоционально-выразительная, образно-поэтическая, художественно-смысловая.

Новейшие научные исследования в области музыкальной педагогики и опыт многих  дошкольных учреждений, а также исторический опыт свидетельствуют о том, что музыкальное воспитание оказывает влияние на всестороннее развитие личности. Основоположником современной теории ритмического воспитания явился швейцарский музыкант, педагог, пианист и дирижер Жак Эмиль Далькроз (1865-1950), который считал, что ребенку сначала надо пережить то, что он впоследствии должен усвоить. Система ритмического воспитания получила широкое распространение ещё в начале ХХ века. Его метод сводился к тому, чтобы, используя специально подобранные тренировочные упражнения, развивать у детей (начиная с дошкольного возраста) музыкальный слух, память, ритмичность, пластичную выразительность движений. В основу системы Далькроза положено понятие ритма как универсального начала. Ритм формирует тело и дух человека, избавляет  от комплексов, помогает осознать свои силы и обрести радость жизни через творчество.

Его продолжателем стал немецкий композитор и педагог Карл Орф (1895-1982). Большое внимание К.Орф уделял ритмическому воспитанию, основой которого становятся движение, речь и игра на элементарных музыкальных инструментах. В составную часть занятий входят гимнастические упражнения, которые способствуют развитию чувства ритма через динамику движений. Это разнообразные круговые движения рук, локтей, кистей; ходьба - медленная, быстрая, на пятках, носках, восьмерками, зигзагами с переменой направления, остановками, поворотами, подскоками, прыжками, приседаниями, покачиваниями; бег в ритме.  

Для выработки чувства ритма используется также метод «вербального эквивалента», т.е. усвоения ритмов через звучащее слово: воробей, кошечка и т.д. Материалом могут служить цвета, имена и другие близкие детям слова. До овладения игрой на музыкальных инструментах, элементарное музицирование начинается с использования природных «инструментов» - рук и ног. К.Орф вводит в урок так называемые «звучащие жесты» - хлопки, притопы, шлепки, щелчки. С их помощью дети, разделившись на группы, импровизируют сопровождение к звучащим песням и стихам. Из ритмизованных текстов К.Орф предлагает составлять ритмические рондо, а также исполнять их в виде канонов.

Для развития чувства ритма К.Орф использовал игру «эхо», где ритм, заданный педагогом, точно воспроизводится ребенком. При этом допускаются любые сложности, даже еще не пройденные теоретически. Для развития творческого начала и чувства формы, применялась игра «эхо-ответ» или «эхо с продолжением», когда ребенок заканчивает фразу взрослого или прохлопывает вариацию на нее. Исходным материалом «эха» может служить и импровизация ребенка.                     

В нашей стране система ритмического воспитания  разработана Н.Г.Александровой, Е.В.Кононовой. Специальные исследования проведены  Н.А. Ветлугиной, А.В.Кенеман, Б.М. Тепловым. Например, по мнению психолога Б.М. Теплова восприятие музыки «совершенно непосредственно сопровождается теми или другими двигательными реакциями, более или менее точно передающими временный ход музыкального движения…». Он указывал, что ритм в музыке воспринимается не только слухом и сознанием, но и всеми клетками организма. Б. Теплов выделял три основные музыкальные способности: ладовое чувство, произвольное пользование слуховыми представлениями, ритмическое чувство. При слушании музыки, у человека возникает интуитивная потребность двигаться и даже дышать в ощущаемом ритме. Воздействие ритма на слушателя очень сильно, и эмоциональный отклик на ритм является как бы простейшим, первичным проявлением музыкальности.

Особое место среди способностей занимает ритмическая способность. Исследования учёных, занимавшихся изучением детей с проблемами речи (Л. А. Венгер, Г. А. Волкова, В. А. Гринер и др.) обращали внимание на то, что у дошкольников, имеющих речевые нарушения, наблюдалось недостаточное развитие чувства ритма, вследствие чего отмечались нарушения слоговой структуры слова и неритмизированная речь. В связи с этим проблема развития ритмических основ у данной категории дошкольников всегда оставалась актуальной.

Чувство ритма имеет не только двигательную, моторную, но и эмоциональную природу. Ритм помогает соединить слово, музыку и движение в специальных комплексных упражнениях. Развитие моторики и экспрессивной речи у ребёнка происходит в тесном единстве. А значит, под влиянием коррекционной работы они могут совершенствоваться одновременно. Музыка, являясь организующим фактором, регулирует движение и речь. В основе развития ритмического чувства лежит восприятие выразительности музыки через движения. Хорошо развитое, оно позволяет ребёнку понять и пережить музыку, даёт возможность жить в ней, чувствовать, двигаться. Ритм формирует тело и дух ребёнка, помогает ему осознать свои силы и обрести радость жизни через творчество. Одновременно, ритм является также и основой правильного формирования речи и её восприятия.

«Музыкальный ритм, в отличие от мелодии, оказывает решающее влияние на физиологическое и эмоциональное состояние человека в процессе музыкального переживания», отмечал В.И Петрушин. Учёные доказали, что под действием музыки у ребёнка изменяется тонус мышц, ускоряются сердечные сокращения, снижается давление. Во время слушания музыки у детей меняется электрическая активность клеток мозга, улучшается память.

Ритм – это «сердце музыки». Он оказывает наиболее сильное и прямое воздействие на человека - и на его тело, и на эмоции. Жизнь нашего организма основана на различных ритмах дыхания сердца, различных движений, активности, отдыха. Психологическое состояние личности имеет свои непростые ритмы: окрыленности и депрессии, горя и радости, усердия и апатии, силы и слабости. Все эти состояния очень чувствительны к музыкальным ритмам. Поэтому они имеют такую магию возбуждать и успокаивать, лечить и разрушать. Ритм - одно из важнейших понятий в музыке. Воспитанием  чувства ритма необходимо заниматься с раннего возраста. Ритм - один из важнейших выразительных элементов музыкальной речи, один из основополагающих элементов музыки..

Формирование чувства ритма у детей – одна из наиболее важных задач музыкальной педагогики и в то же время, как общепризнанно, одна из наиболее сложных. Существует мнение, что чувство ритма плохо поддается воспитанию. Действительно, развитие ритма у детей (не обладающих чувством ритма) работа сложная, трудоемкая. Ритм в теории музыки — это соотношения длительностей звуков (нот) в их последовательности. Ноты могут иметь различную длительность, вследствие чего между ними создаются определенные временные соотношения. Объединяясь в различных вариациях, длительности нот образуют различные ритмические фигуры, из которых складывается общий ритмический рисунок музыкального произведения. Этот ритмический рисунок и есть ритм. Ритм, не привязан ни к каким абсолютным единицам измерения времени, в нём заданы лишь относительные длительности нот. Можно утверждать, что музыкально-ритмическое чувство, являясь формирующей способностью, в целом попадает под педагогическое воздействие, поддается ему, «отзывается» на него. Исполнение музыки, благоприятствует музыкально-ритмическому воспитанию, создает оптимальные условия, в которых воспитание протекает плодотворно и успешно.

Под влиянием музыки, музыкальных упражнений и игр при условии использования правильно подобранных приёмов положительно развиваются психические процессы и свойства личности, чище и грамотнее становится речь.

Помочь детям почувствовать красоту и силу воздействия музыки – сложная задача. Но еще сложнее осуществлять музыкальное обучение с детьми, имеющими речевые нарушения, и принимать во внимание характерные особенности детей, учитывая стоящие коррекционные задачи. Поэтому свою работу я строю на следующих основных принципах:

 Принцип личностной направленности педагога создаёт оптимальные условия для музыкальной деятельности. Тщательный отбор материала должен соответствовать возрастным особенностям ребёнка.

 Принцип интеграции определяется в различных направлениях воспитательной работы и видами музыкальной деятельности детей.

 Принцип максимального использования от простого к сложному развивает потенциал ребёнка в музыкальном развитии и корректирует речевые нарушения.

 

Речевые игры – важная форма творческой работы с детьми в развитии речи и в певческой деятельности. Артикуляционные упражнения, голосовые и речевые игры способствуют эффективной работе над дикцией, звукообразованием, развивают метроритмическое чувство детей дошкольного возраста. Доказано, что музыкальный слух развивается совместно с речевым. Общность выразительных средств речи и музыки (ритма, темпа, тембра, динамики, артикуляции, формы), доступность и привлекательность речевой импровизации является основой для творческой деятельности детей. Использование речевых игр на занятиях, а так же дома позволяет детям с раннего возраста овладевать полным комплексом средств музыкальной выразительности.

Идея использования речевых игр в музыкальном воспитании принадлежит известному немецкому композитору и педагогу Карлу Орфу. Речевые игры и упражнения могут сопровождаться звучащими жестами (хлопками, притопами, шлепками, щелчками), движениями, игрой на детских музыкальных инструментах: шумовых, металлофонах, дудочках, свистульках. Жестикуляция, мимика, пластика, голосовые импровизации в речевой игре превращают ее в театральную игру, способствуют импровизации и раскрытию творческого потенциала детей.

Применение речи в обучении музыке — один из важнейших педагогических принципов К. Орфа. Он состоит не столько в самом факте использования речи, сколько в концептуальном подходе к ее роли и значению в первоначальном обучении музыке. Вильгельм Келлер, автор книги «Музыка для детей», считает речевые упражнения истинно музыкальными и относит их к области элементарного музицирования.

Для музыкального воспитания речевые упражнения важны прежде всего потому, что музыкальный слух развивается в тесной связи со слухом речевым. Речевой слух — одна из основ слуха музыкального. Ребенок учится пользоваться выразительными средствами, общими для речи и музыки. К ним относятся темп, ритм, регистр, тембр, звуковысотный рисунок, артикуляция, штрихи, а также динамика. Почти все выразительные средства музыки оказываются доступны для изучения и практического использования в речевых упражнениях детьми самого раннего возраста. Речевые упражнения как основа первоначальной музыкальной тренировки — одна из очень удачных находок Орфа.

Слушаю – двигаюсь – пою – понимаю – говорю – такова логика постижения ребенком музыкального языка. (См. приложение 1)

Цель вокально-речевых игр — развитие у детей ладового чувства, звуковысотного, динамического, тембрового слуха и чувства ритма в процессе музыкально-речевого интонирования на основе имитации (голосового звукоподражания) интонем разнообразных объектов окружающей действительности. Их сущность заключается в восприятии звукового комплекса, который представляет собой комбинацию музыкальных или шумовых звуков, интонационно отражающих ту или иную эмоцию (удивление, важность, нежность, злость, радость, грусть и т. д.).

Данные игры способствуют развитию музыкально-сенсорных способностей детей на основе распредмечивания музыкальной эмоции с помощью речевых и певческих действий. В данном случае особое внимание уделяется формированию естественного звучания голоса, звуковой культуры речи и пения (звукообразование, дикция), предусматривается развитие интонационной выразительности речи, обогащение активного словаря и эмоционального воображения.

В работе с детьми мы используем в основном разнообразные звукоподражания, которые интонируются в медленном или быстром темпе, тихо или громко, в разном интервальном соотношении, необходимом для моделирования содержания эмоции.

Художественное моделирование и воспроизведение высотных, ритмических и динамических соотношений звуков с помощью голоса позволяют ребенку прочувствовать интонационный смысл музыкального звучания и открыть целый ряд ассоциативных ощущений. Такая деятельность позволяет дошкольнику выявить воображаемые свойства обследуемых объектов в игровой ситуации и образно ощутить себя в их роли. Это обусловлено тем, что детям дошкольного возраста свойственно одушевлять, «оживлять» неживые объекты действительности. Такое «очеловечивание» способствует созданию воображаемой ситуации и возникновению игровой деятельности.

В начале всякого музыкального упражнения, как ритмического, так и мелодического, считал Орф, стоит упражнение речевое. Ритмизованная речь получила в концепции Орфа название «речевых упражнений и игр». Ими обогащается не только музыкальное воспитание, но и преподавание родного языка и даже иностранного. Речевые упражнения — это ритмические декламации стихотворного и прозаического текста.

Ровное, метричное декламирование текста, ритмизованное произнесение отдельных слов, затем цепочек из слов, небольших диалогических текстов с постепенным «извлечением» из них ритмической основы — вот вехи развития чувства метроритма в речевых упражнениях.

Базой для речевых упражнений служит, как правило, детский фольклор: считалки, дразнилки, кричалки, потешки, прибаутки, заклички, присказки, имена, рифмы. Опора на истинные ценности, прошедшие испытание временем и понятные, близкие в своей основе детям, была особой заботой Орфа. Именно поэтому выбор пал на фольклорные образцы.

Речевые упражнения — наиболее доступное и первейшее средство  развития предпосылок умения импровизировать. Самая первая импровизация в концепции Орфа — это словесная фантазийная игра, запускающая сам механизм спонтанной изобретательности, находчивости, тесно связанный с быстротой реакции, активностью восприятия.

Инструментальное сопровождение речевых упражнений дает дополнительные возможности для различных интерпретаций. Главенствующая роль по праву принадлежит «звучащим жестам», но не менее интересны они в сопровождении звуковысотных и шумовых ударных.

Особое внимание уделяется развитию чувства метроритма, которое считается определяющим для дальнейшего обучения детей музицированию и музыкального развития в целом.

Интересны игровые упражнения с использованием «собственных» музыкальных инструментов, они являются важным этапом процесса обучения игре на детских музыкальных инструментах, т.к.  дают ребенку возможность легко усвоить и осмыслить понятие ритма (ритмического рисунка), составляющего обязательный элемент мелодического движения.

В теле человека содержится и заключено все, что необходимо для продуцирования и исполнения музыки. Разнообразие тембров, возникающих при ударе ладонями по его различным частям, вполне соотносимо с ансамблем ударных инструментов. Звучащие жесты – это хлопки, шлепки по бедрам, груди, притопы, щелчки пальцами и др. 

Ритм – это последовательность звуков различной длительности. Выполнение речевых упражнений: произношение имен, ряда слов, состоящих из названий деревьев и цветов, потешек, небольших четверостиший, речевых и пальчиковых игр – позволяет детям хорошо ориентироваться в соотношении звуков по длительности и перенести эти навыки в исполнительство на музыкальных инструментах.

В играх прием «эхо» дает возможность ребенку постоянно участвовать, быть ведущим. Сначала ребенок способен только повторять то, что слышит, а после у него появляется свой вариант. Свой ритмический рисунок, своя модель, свой образ, своя мелодия. Он сам утверждается, верит в свои силы, чувствует радость от своего творения. Тексты для упражнений подбираются ритмичные и удобные в произношении.

Координационно – подвижные игры крупномасштабно (через все тело) дают ощущение музыкальной динамики, темпа, исполнительского штриха, речевого и пластического интонирования, что является их музыкальным содержанием. Условно их можно разделить на следующие группы: - коммуникативные, выполняющие психотерапевтические задачи развития социальной адаптации ребенка, принятия им партнера как друга; - игры команды; - пластико – ритмо- речевой театр.

Перечисленные разновидности разнопланово пронизаны идеей координации, которая выступает в них в роли двигательного «аккомпанемента», стимулирует развитие ловкости, точности, реакции, ритма, воспитывает ансамблевую слаженность – все то, что необходимо для развития музыкальности.

Во время исполнения движений мы используем различные шумовые и ударные инструменты, которые задают ритм и украшают движение.

 

Технологическая карта работы с музыкально-речевыми играми.

1. Устанавливается метрическая пульсация самыми простыми способами, используя звуки своего тела - «звучащие жесты»,  вместе с детьми выполняются: шлепки по коленям, удары сжатыми кулачками, указательными пальцами, тихими хлопками и.т.д.

2. На этом фоне начните выразительно и ритмично декламировать текст (другие виды аккомпанемента в звучащих жестах разучивайте позднее).

3. Затем   предложите   детям   повторять   за   вами   слова   по   фразам, играя в «Эхо». Помогайте им мимикой вступить вовремя после пауз. Каждую паузу в тексте отмечайте разведением кистей рук в стороны, щелчком языка, каким-либо тихим звуком: «Ч!», «О!», «П!»  и.т.д. Затем  поручите  исполнение  пауз  какому-нибудь шумовому инструменту, можно одновременно взять несколько похожих по тембру инструментов.

4. При повторении речевой игры предложите детям декламировать текст по-разному: громко, как рассказчик; тихо, как ябеда, писклявым голосом; басом и т.д. Каждое повторение - разнообразный опыт слышания музыкальных интонаций.

5. Когда текст будет произноситься легко детьми, можно добавить  движения: метричные шаги по залу в рассыпную, по кругу с различными вариантами остановок, приседаний, поворотов, движение змейкой.

6. Затем можно обратиться к исполнению различных вариантов звучания партитур — «звучащих жестов».

7. Из разных вариантов партитур «звучащих жестов» сделайте 2х-3х частную форму и попробуйте ее исполнять без перерывов, предварительно договорившись с детьми, что за чем будет следовать. Таким образом, исчерпав исполнение вариантами слышания    различных    интонаций,    добавления движений и партитур -аккомпанемента «звучащих жестов»,    и    расширения    форм    подключаем музыкальные инструменты.

8. Разучив текст с аккомпанементом из «звучащих жестов», который позволит вовлечь всех детей в музицирование,  попробуйте добавить первое остинато на ксилофоне. Оно будет дополнением к «звучащим жестам». Обратите внимание детей на совместное звучание: им необходимо несколько тактов вступления, чтобы не только ощутить пульсацию, но и почувствовать характер последующей декламации. Паузу отметить (подчеркнуть) трещеткой, рубелем. Если дети легко справляются с одним остинато, можно добавить следующее.

9. Если это песня, то подключается пение, приемом «Мелодическое Эхо» - пение по фразам с аккомпанементом инструментов.

10. Можно украсить пение танцем, который должен быть очень прост: движение внутрь круга и обратно, кружение на месте и.т.д. Придумайте их вместе с детьми, наблюдая за ними и стараясь использовать их неосознанные телодвижения.

11. Потешку можно представить как игру, выбирается водящий, который стоит внутри круга...

12. Потешку можно разучивать сразу с движением (впоследствии как маленькую театрализованную сценку). Сюжет... Проиграв сценку несколько раз со всей группой, включите аккомпанирующие инструменты. Каждую строфу лучше повторять дважды приемом «Эхо» (Педагог-Дети).

13. Для  продолжения  музыкальной  мысли  и  РАЗВИТИЯ  ФОРМЫ  предлагаются варианты соло, которые, на самом деле, должны быть спонтанными импровизациями. Предварительно обозначив с детьми время игры - 8 метрических пульсов-щелчками.

 

Описание игр и упражнений  для развития чувства ритма

Игра «Сильные  и слабые»

Изучаем простые размеры 2/4, 3/4, сильную и слабые доли, учимся отличать их друг от друга. Для этого делю детей на две группы, и мы играем – одна группа становится сильной долей, и должны одновременно сначала хлопать, а потом играть на сильную долю, должна выделять её. А вторая группа становится слабой долей, и должна следовать за сильной, и не выделяться. Затем группы меняются местами, чтобы каждый мог попробовать играть и сильную, и слабые доли. Игры польку и вальс, чтобы закрепить полученные знания на практике.

Для развития чувства метра (равного биения сильных и слабых долей) можно использовать всякое равномерное движение: хождение под песню, под инструментальную музыку, подражательные движения, которые ребенок делает во время игры. Выбрав известную детскую песню, которую дети поют хором, мы ставим детей в круг, они равномерно движутся под музыку, поют и хлопками и притопами воспроизводят ритмический рисунок. В дальнейшем, все вместе определяем, какие инструменты могут звучать в этой песне, на какую долю, и какой ритмический рисунок следует на них исполнять. Затем распределяем инструменты между ребятами.

Помогаем детям в роли дирижёра, кивком головы показываем начало произведения и помогаем сохранению правильного шага, т.е.равномерного ритма и темпа.

 

Ритмические упражнения

“Уточки”

Наши уточки с утра:

кря-кря-кря (поют дети)

кря-кря-кря (звуки инструмента)

Наши гуси у пруда:

га-га-га (поют дети)

га-га-га (звуки инструмента)

Наши курочки в окно:

ко-ко-ко (поют дети)

ко-ко-ко (звуки инструмента)

После таких упражнений дети играют дружнее, слаженнее.

Продолжая развивать взятую попевку на следующем занятии, ставим перед детьми задачу узнать её по мелодии, спеть её, прохлопать ритм. И после того, как все дети хорошо усвоят ритм, переходим к игре этой попевки на инструменте. Постепенно дети осваивают навык игры на металлофоне: играют знакомые песенки на одном звуке, передают ритмический рисунок на группе ударных, учатся прислушиваться друг к другу.

 

Игра с раздаточным материалом “Определи по ритму”

Каждый ребёнок загадывает свой образ: капель, часы, гром, самолёт, машина, поезд и т.д. и передаёт его звучание в определённом ритме на выбранном им самим инструменте. Другие дети отгадывают эту загадку, находя сам предмет или карточку с его изображением. Выигрывает тот, чьи загадки будут разгаданы.

 

Использование в работе стихотворного ритма

Упражнения по ритмодекламации, скороговорки, речевые игры со звучащими жестами – вот способы, которые очень помогают в развитии музыкально – ритмических способностей дошкольников, в устранении дефектов речи, развитию артистических способностей.

В раннем возрасте музыкально- ритмическое чувство проявляется в том, что слушание музыки совершенно непосредственно сопровождается теми или другими двигательными реакциями, более или менее точно передающими ритм музыки. Оно лежит в основе всех тех проявлений музыкальности, которые связаны с восприятием и воспроизведением временного хода музыкального движения.

Ритм, пульсация, движение, действие – по сути своей характеристики одного и того же. В течение не одного десятка лет педагоги используют движение как средство музыкального развития. В прогрессивных педагогических системах музыкального воспитания движению отводилось особое место, так как музыканты признавали за ним возможность не только совершенствовать тело, но и развивать духовный мир человека. Для целостного восприятия музыки необходим ритм. Если у человека с детства не развито чувство ритма, он будет неполноценно воспринимать музыку, т.е. у него будет страдать «музыкальная культура».

 

«Игры с именами» имеют особую ценность для личностного становления детей, хотя носят и прикладной характер – помогают в развитии чувства ритма, внимания, способности к импровизации и т.д. Игры  с именами являются своеобразными тренингами, дающими возможность ребенку представить себя в различных ролях, «примерить» на себя эти роли, найти свой образ, свой стиль. В этих играх каждому ребенку уделяется внимание других участников игры: представленный им образ тут же копируется другими детьми. Этот прием позволяет ребенку не только увидеть себя со стороны, но и ощутить свою значимость в коллективе. Кроме этого, звучание собственного имени из уст окружающих вызывает положительные эмоции и настраивает на доброжелательные отношения с ними. Громкое, четкое произношение своего имени помогает ребенку справиться с робостью, почувствовать свои силы и уверенность в себе.

Используются различные методы и приемы развития музыкально-творческих способностей детей:

● Ритмичное декламирование текста, сопровождаемое  звучащими жестами, шумовым аккомпанементом, игрой на ДМИ.

● Мимическое и пантомимическое обыгрывание  текста в различном тембровом и фактурном оформлении;

● Использование двигательной реакции детей в педагогических целях в освоении музыкального языка, в развитии звуковысотного, ритмического, ладового слуха, творческого использования любого музыкального инструмента.

● Координационно – подвижные игры коммуникативные, выполняющие психотерапевтические задачи развития социальной адаптации ребенка, игры команды; пластико – ритмо - речевой театр.

● Импровизации с именами детей, представление их по-новому в жесте, мимике, интонации под звучащую музыку.

Проанализировав    методики, и, исходя из собственных возможностей,  особенностей режима работы нашего детского сада, сетки  занятий,  технического и наглядного оснащения; переработав материал, мы выбрали  те разделы, которые по сложности соответствуют возможностям детей 3 - 6лет.

 

Ритмодекламация – игры с именами, речевые игры

 

Музыкально-речевые игры – развивающие творчество

 

Элементарное музицирование – учебное музицирование, творческое музицирование, концертное музицирование

 

Музыкальные импровизации – вокальные, танцевальные, пластические, инструментальные

1. «Поиграй на  своем инструменте. Изучи, какие в нем живут  звуки, постарайся найти разные» (работа проводится со всей группой одновременно).

2. «Сыграй музыку на инструменте, как ты хочешь»  (свободные импровизации соло по кругу).

3. «Будь дирижером, покажи музыкантам, чтобы они поняли, как сыграть музыку, какую ты хочешь» ( ребенок дирижирует оркестром из 3-4 шумовых инструментов, которые солируют по очереди).

4. «Подумай, какие инструменты  подойдут, чтобы сыграть на них «музыку дождя», «песню ветра», «танец ежика», «солнечный свет», «твое сегодняшнее настроение», «радостную мысль».

5. «Попробуй подобрать инструменты и озвучить стихотворение» (используется метод наложения  свободной в метроритмическом отношении импровизации на структурно и ритмически организованный поэтический текст).

6.  «Поговори со своим соседом, расскажи ему, что хочешь» - диалоги инструментов, например, коробочки и маракаса.

 

Современное понимание проблемы музыкального обучения детей предполагает вовлечение их в процесс общения с музыкой на основе деятельности и музыкально – творческой игры: ребенок во всем принимает участие, вовлекается педагогом в процесс  активных творческих действий.

Действие, умение  делать что-либо всегда являлось единственно надежной гарантией усвоения любого знания. Это мудрость была известна  еще древним китайцам: «Я слышу и забываю. Я вижу и помню долго. Я делаю и понимаю».

Очень важно помочь детям найти свое место в нашем стремительном мире и вырасти потом  в состоявшихся успешных взрослых людей.

Уделяя большое внимание в своей работе развитию чувства ритма и метроритмического чувства, мы стремимся к поиску качественного, эффективного, продуктивного взаимодействия  с детьми. Музыкально-речевые игры как трамплин для развития музыкально-ритмических способностей, способствующих общему развитию: умственных способностей, психических процессов - мышления, памяти, внимания, слухового восприятия, ассоциативной фантазии, развития мелкой моторики, двигательной реакции, что очень важно для детей дошкольного возраста.            Чувство ритма даёт возможность и шанс каждому ребёнку выразить себя, показать своё отношение к музыке, а  воспитание с помощью музыки  формирует духовно богатый мир ребёнка, помогает стать  ему творческой, всесторонне-развитой личностью.

 

Используемая литература:

1. И. Каплунова,  И.Новоскольцева. Этот удивительный мир. СПб.: Композитор, 2005.

2. М.Александровская. Каждый ребенок – музыкант. Дошкольное образование №13/2001 г.

3. Т.Э.Тютюнникова. Педагогика сотрудничества. Дошкольное воспитание  №5/2000г.

4. Т.Э.Тютюнникова. Движение и музыка. Дошкольное воспитание  №4/1999г.

5. Т.М.Орлова, С.И.Бекина. Учите детей петь. М.: Просвещение, 1988

6. Н.А. Ветлугина. Музыка в детском саду. М.: Музыка, 1980

7. Н.А. Ветлугина. Методика музыкального воспитания в детском саду. М.: Просвещение, 1982

8. Журналы «Дошкольное образование» № №14, 15, 17 за 2005г.

9. Журналы «Музыкальный руководитель» за 2004 – 2015г.г.

10. Журналы «Музыкальная палитра» за 2007 – 2015г.г.

11. Новикова Г.П. Эстетическое воспитание и развитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста. Метод. рекомендации. – М., АРКТИ, 2002.

Опубликовано: 25.11.2015