«Самостоятельная работа ученика в промежутках между уроками»
попыталась установить, в чем собственно должно состоять это упорядочение, какие привычки, умения, подходы должны быть усвоены учеником для того, чтобы его домашняя работа была достаточно продуктивной. Я вскрыла те трудности, которые лежат на пути выработки правильных навыков работы. |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок тренинг | 236.13 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Т.Ю. Юношева
преподаватель «Фортепиано
Открытый урок специальности в средних классах ДШИ
«Фортепианный урок в музыкальной школе»
Тема учебного занятия - «Самостоятельная работа ученика в промежутках между уроками»
Место учебного занятия в учебном курсе – нетрадиционное занятие.
Сложность занятия конкретно для данной группы - повышенный уровень сложности. Дети в группе с разным уровнем музыкальных способностей, разные по темпераменту.
Тип занятия – формирование умений и навыков
Вид урока: тренинг
Форма работы: групповое занятие.
Цель занятия:
Научить самостоятельной работе над произведением
Задачи:
Обучающие:
- Расширить знания учащихся об общих установках и привычках и содержании самостоятельной работы
- Изучить этапы работы над пьесой
- Обучить исполнительскому анализу произведения.
- Научить интегрировать на уроках специальности знания и умения полученные на уроках сольфеджио и музыкальной литературе.
Развивающие: Развитие эмоционального отклика, художественно- творческого воображения
Воспитательные: Воспитание живого и творческого отношения к самостоятельной работе
Методы обучения – словесный (объяснение), репродуктивный (воспроизводящий), объяснительно-иллюстративный (наглядные материалы сопровождают объяснение), эмоционального стимулирования, самостоятельной работы, создание ситуации успеха.
Форма организации занятия – учебный диалог, практика.
Хронометраж учебного занятия
- Организационный этап - 1 мин.
- Подготовительный этап – 5 мин
- Основной этап - 25 мин.
- Итоговый этап - 2 мин.
- Рефлексивный этап - 2 мин.
Продолжительность занятия - 35 мин.
Учебный материал: презентация, ноты, карандаши, ластики.
Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук, фортепиано, столы и стулья.
Ход урока:
Организационный этап: 1 мин | |
Дорогие коллеги и ученики! Мы знаем, что отсутствие упорядоченных навыков самостоятельной работы характерно для очень многих учащихся музыкальных школ. Сегодня мы попытаемся установить, в чем собственно должно состоять это упорядочение, какие привычки, умения, подходы должны быть усвоены учеником для того, чтобы его домашняя работа была достаточно продуктивной. Мы постараемся также вскрыть те трудности, которые лежат на пути выработки правильных навыков работы. | |
Подготовительный этап: 5 минут | |
Общие установки и привычки необходимые в самостоятельной работе. Надо отметить, что совместная работа с учителем в классе, является образцом того, что должен делать ученик дома. Более того на уроке ученик должен работать так, как если бы он был один, а педагог лишь время от времени вмешивается, чтобы внести в самый ход работы, все те коррективы, которые создадут условия для самостоятельного обнаружения и устранения ошибок и неточностей. | Остановимся прежде всего, на общих установках и привычках при любом содержании работы:
Привычка не начинать игру, прежде чем мысленно не будет охвачено все, что необходимо в данный момент сделать.
Воспитание навыка обдумывания игры играет решающую роль в деле развития художественного и технического воображения.
|
Основной этап: 25 минут | |
Начальный этап работы над пьесой Общее ознакомление с пьесой, музыкально – теоретический анализ, трактовка, происходит через показ педагога. | «Разбор» текста : Младшие классы:
Средние и старшие классы Поправочные остановки. Остановка игры не только при замеченной явной ошибке, но и при малейшем сомнении и недоразумении. Обязательно нужно разобравшись. Что собственно не вышло, поправившись, нужно вернуться назад. Нужно помнить, что в самом начале работы, всякая неточность игры ведет к искажению формирующегося образа, ошибки прочно укореняются и тормозят разучивание пьесы. Возврат делаем на определенное расстояние,(один, два, четыре, восемь тактов) постепенно увеличивая длину возвратов. Предупредительные остановки. Остановка игры, во всех случаях, когда ученик чувствует, что не успеет правильно охватить ближайшую группу звуков. Для того чтобы они не вошли в привычку, на второй и третий раз стараемся сыграть гладко. Удобный темп ( не всегда медленный) Дробление пьесы на звенья, с дальнейшим укрупнением Проигрывание в уме Проигрывание отдельных партий и голосов( аппликатура, артикуляция, голосоведение при одновременном удержании клавиш в партии одной руки) Не смотреть на клавиатуру, находить клавиши по слуху или ощупью. Счет вслух (с предварительным просчитыванием пустого такта, как в ансамбле, так и сольно) |
Средний этап работы над пьесой (переходим к нему, если ученик уже может в осторожном темпе проиграть пьесу по кускам, с небольшим числом замедлений и поправочных остановок) | Здесь перед учеником стоит ряд задач:
|
Разминка | А теперь на минуту мысленно представим себя дирежером, который руководит своим оркестром, и в размере пьесы продирижируем. Не забывайте, дирежер веселый человек, и поэтому постарайтесь не только руками, а и всем своим телом, мимикой на лице показать характер исполняемого оркестрантами произведения. А сначала вы должны посмотреть, все ли оркестранты заняли свои места.( поворот головы вправо- влево) |
Заключительный этап работы над пьесой ( начинается, если ученик может с первого раза, с небольшим обдумыванием, сыграть пьесу гладко, цельно, с хорошей звучностью) | Добиться:
На этом этапе громадную роль играют: -замедленная мысленная игра, -замедленная игра на инструменте, -игра с опорных пунктов, -медленная игра по нотам |
Итоговый этап 2 минуты | |
В заключении, напоминаю, что все сказанное имеет отношение как организации домашней работы, так и к проведению урока. Все установки и формы работы прочно усваиваются, если он практикуется на уроке под наблюдением педагога. Предложенная мною схема работы ученика над пьесой лишь примерный образец, отталкиваясь от которой можно сделать свою личную схему, согласованную с своим педагогическим опытом, видоизменяемую конкретно под особенности каждого ученика и стадии его развития! |
Рефлексивный этап 2 минуты
Сегодня на память о нашем необычном уроке мы вручаем вам сертификат об участии и гайд по самостоятельной работе над пьесой. Ребята, следуя этим подсказкам, я уверена, ваша домашняя самостоятельная игра на фортепиано, будет более плодотворная и радостная! Перед вами нотки двух цветов: зеленая- я все поняла, красная –я ничего не поняла. Давайте свои итоги, нотки нужного цвета поднимем, чтобы всем было видно. По поднятым ноткам, я поняла, что не ошиблась, и вам понятна дальнейшая самостоятельная работа над пьесой! Желаю вам научиться быстро «читать», разучивать и исполнять любимые пьесы!