Главные вкладки
Проблемы развития технических навыков у начинающих пианистов
В предлагаемой методической разработке рассматриваются проблемы развития технических навыков у младших школьников на уроках фортепиано в Детской школе искусств. Необходимо учитывать возрастные особенности развития младших школьников, применять различные методики, упражнения для успешного развития технических навыков.Работа над этюдами рассматривается не только, как техническое упражнение для развития беглости пальцев, ловкости движения рук, но и как накопление исполнительского опыта, развитие определённых элементов исполнительского мастерства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_razvitie_tehn._navykov.docx | 52.66 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ « ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ №3 « МЛАДОСТЬ» г. о. САМАРА
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ:
«Проблемы развития технических навыков у начинающих пианистов »
ВЫПОЛНИЛА: Михина Марина Александровна,
педагог ДО по фортепиано МБУ ДО «ДШИ№3 « Младость» г.о.Самара
2020 г.
Содержание
1.ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ И НЕОБХОДИМОСТЬ ИХ УЧЕТА В
РАБОТЕ ПЕДАГОГА-ПИАНИСТА.
2. РАБОТА НАД ЭТЮДАМИ В МЛАДШИХ
КЛАССАХ.
3.ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У
УЧАЩИХСЯ
4.РАБОТА НАД РАЗВИТИЕМ ТЕХНИЧЕСКИХ
НАВЫКОВ НА УРОКАХ ФОРТЕПИАНО.
Заключение
Список литературы
Сегодня одним из звеньев, решающих проблему эстетического воспитания на начальном этапе образования, является детская школа искусств. К сожалению, практика показывает, что зачастую музыкальное обучение в ДШИ не достигает своей основной задачи - воспитать эстетически развитую личность, подготовленного слушателя и любителя музыки. Ни для кого не является секретом, что нередко воспитанники не получают в школе необходимых навыков для самостоятельного разучивания музыкального произведения, не умеют подобрать на инструменте понравившуюся мелодию, аккомпанемент к популярной песне, а потому, закончив обучение, «благополучно» забывают все приобретенное, не испытывают желания музицировать, а иногда бросают обучение на полпути, на всю жизнь сохранив негативное отношение к музыке.
Происходит это из-за того, что все задачи музыкального обучения
часто сводятся к двигательно-техническому развитию ребенка в ущерб
эмоциональному и интеллектуальному. Учителя уделяют основное внимание элементарному «натаскиванию» воспитанника к очередному зачету или экзамену, не заботясь о развитии навыков музицирования и воспитания внутреннего слуха.
Между тем, опыт, накопленный в музыкальной педагогике, свидетельствует о том, что самым плодотворным и эффективным признается метод обучения, опирающийся на развитие технических навыков. Причем формирование технических навыков нужно начинать именно на начальном этапе, когда у ребенка закладываются основные двигательные навыки фортепианной игры. Утверждая эту мысль, на основании объективных научных данных, известный педагог, психолог Б.М. Теплов писал, что «приступать к планомерному обучению игре на фортепиано следует не раньше, чем заложены основы «внутреннего» слуха, не раньше, чем игра по слуховым представлениям перестанем быть для ученика путем наибольшего сопротивления в сравнении с игрой по нотным знакам или по двигательной памяти» .
«Педагогическая работа - всегда сложный процесс, а в сфере искусства,
возможно, в еще большей мере, чем в других областях, т.к. круг задач стоящих
перед педагогом, особенно широк» - пишет педагог-пианист
Любомудрова
Задачи педагога по классу фортепиано чрезвычайно многообразны. Это -
воспитание воли и характера учащихся, эстетического вкуса, любви к музыке,
развитие их музыкальных способностей, интереса к труду и умения работать.
Эти задачи требуют от преподавателя многого: обширных, разносторонних
знаний, профессионального мастерства, определенных личных качеств. Одним
из основных и определяющих условий является любовь к своей работе и глубо-
кий интерес к каждому ученику, к его развитию, а также знание возрастных
психологических особенностей ребенка.
Каковы особенности анатомо-физиологического развития детей млад-
шего школьного возраста? Как правило, современные шести - семилетки хо-
рошо развиты физически, к этому возрасту у них укрепляется костно-мы-
шечная система, совершенствуется двигательный аппарат. Однако тонкая и
точная координация работы мышц кисти руки развита недостаточно, что следу-
ет учитывать при обучении игре на инструменте. Мозг ребенка к достижению
им семилетнего возраста является достаточно созревшим для усвоения и пере-
работки значительной по объему и относительно сложной информации. Кроме
того, у девочек и мальчиков 6-7-ми лет различны темпы развития левого и пра-
вого полушарий головного мозга, которые существенно отличаются по своим
функциям. Учеными установлено, что у девочек быстрее развивается левое по-
лушарие, которое отвечает за осознаваемые произвольные акты, словесно-
логическую память, рациональное мышление, положительные эмоции. У маль-
чиков же именно правое полушарие мозга в этом возрасте является более действенным и ему принадлежит лидирующая роль в реализации непроизвольных,
интуитивных реакций, иррациональной мыслительной деятельности, образ-
ной памяти, отрицательных эмоций.
Это нужно учитывать педагогу в работе с мальчиками больше опираться
на образное мышление, а с девочками - на логическое
Что касается психологических особенностей детей шести - семи лет, то
главное в их характеристике - постепенный переход от одной ведущей дея-
тельности к другой: от игровой деятельности к учебной. Поэтому в работе с
младшими школьниками лучшие способы обучения – игровые. Восприятие этих
детей уже начинает носить аналитический характер. Их отличает лю-
бознательность, хотя они склоны обращать внимание на яркое, впечатляющее,
которое не всегда является существенным. Перед педагогом стоит сложная за-
дача: именно существенные стороны предмета сделать яркими и интересными.
Память ребенка в начале младшего школьного возраста отличается вы-
сокой степенью развития механического запоминания, связанного с буквально
точным воспроизведением Несмотря на заметные успехи в развитии про-
извольного запоминания, непроизвольное пока что остается доминирующим.
Образная память еще преобладает над словесно-логической. Безошибочно за-
поминается материал интересный, конкретный, яркий. Однако умело рас-
порядиться своей памятью и подчинить ее задачам обучения шести - семилетки
не умеют. Немалых усилий стоит учителю выработка у них умений са-
моконтроля при заучивании, навыков самопроверки
Надо иметь ввиду, что у младшего школьника мышление только начинает
развиваться от эмоционально-образного к абстрактно-логическому и такие
мыслительные процессы, как сравнение, обобщение, абстрагирование даются
ему с трудом. «Дитя мыслит формами, красками, звуками, ощущениями во-
обще», - напоминал учителям К.Д.Ушинский, призывая опираться в педаго-
гической работе на эти особенности детского мышления. Другие слабость
мышления, которые должен учитывать преподаватель разрозненность, отрывочность несвязанность имеющихся знаний, отсутствие умений обосновывать,
аргументировать, доказывать. Им трудно удержать в сознании одновременно
несколько признаков, потому закрепление элементарных навыков игры на фор
тепиано занимает у шестилеток, например, даже больше времени, чем у семи-
леток. Для них особенно сложен процесс усвоения звуковысотной записи, раз-
бор нотного текста.
Становление личности маленького ученика при поступлении в школу
происходит под влиянием новых отношений, новых видов деятельности (уче-
ния) и нового общения - с учителем в классе специального инструмента, со
сверстниками-одноклассниками. Развиваются мотивы поведения: ребенок уже
достаточно четко дифференцирует мотивы «хочу» и «надо». Хотя мотив «хочу»
и является в начале этого возраста основным, но очень скоро мотив «надо» на-
чинает успешно конкурировать с непосредственными желаниями. Этот возраст
предоставляет большие возможности для формирования нравственных качеств
и положительных черт личности. Податливость и известная внушаемость детей
шести - семи лет, их доверчивость, склонность к подражанию, огромный авто-
ритет, которым пользуется учитель, создают благоприятные предпосылки для
формирования моральных чувств. Возрастает способность оценивать свою дея-
тельность и поведение, появляются первые попытки сознательно управлять
своим поведением. Не заглушить, а взрастить эти первые проявления мораль-
ных чувств, развить их до личностных качеств - это в силах преподавателя по
специальности, особенно когда его помощницей выступает великая чародейка
Музыка.
Таковы возрастные особенности детей младшего школьного возраста, о
которых необходимо знать и помнить педагогу-пианисту в своей работе.
Успешное овладение техническими навыками происходит от приобщения ученика к музыкальному образу произведения, т.е. когда слух и воображение ученика принимают непосредственное участие в этом процессе. Влияние звукового образа на наши движения несомненно.
Достижение исполнительского мастерства, в первую очередь, связано с
общим муз. развитием учащегося, с воспитанием его художественного вкуса, с пониманием содержания исполняемых произведений и задач их интерпретаций. Исполнительское искусство требует, однако, и систематической работы над овладением необходимыми техническими навыками, т.к. точность, быстрота и разнообразие движений, которыми должен владеть пианист, выходят за пределы двигательных навыков. Методика преподавания игры на фортепиано включает в работу учащегося инструктивный материал /этюды и упражнения/
для овладения различными типами фортепианной фактуры и подготовки к ис-
полнению трудных мест в тех или иных произведениях.
Этюды, в частности, служат подготовке к овладению элементами факту-
ры, характерными для различных стилей фортепианной литературы.
На этюдах Черни-Гермера учащиеся подготавливаются к исполнению со-
натин Моцарта, Клементи, Бетховена; этюды Крамера, Клементи, служат под-
готовкой к более широкому овладению приемами классического стиля, этюды
Мошковского и различные этюды концертного стиля являются материалом для овладения виртуозными произведениями романтического стиля. Таким образом, работа над этюдами рассматривается не только как техническое упражнение в узком смысле слова, т.е. как развитие беглости пальцев, ловкости движения рук, но и как накопление исполнительского опыта, развитие определенных элементов исполнительского мастерства.
Этюды советских композиторов разнообразны по фактуре, мелодич-
ны и в ряде случаев представляют собой выразительные детские пьески.
Ярким примеров в этом отношении служат этюды Гнесиной и Гедике. В
них применяются технические приемы, основанные на разнообразных
штрихах, использовании небольших групп нот легато в пределах позиции
руки. Гаммообразной техники и арпеджио в этюдах, рассчитанных на
первый год обучения, еще не встречается. Основной упор делается на раз-
витие независимости движений рук, выполнение разных по рисунку и
штрихам партий правой и левой руки.
Разнообразие рисунка и штрихов, которое применяет Гнесина, начиная с самых простейших примеров из "Азбуки" и постепенно усложняя задания в "Маленьких этюдах" заставляет ученика внимательно относиться к тексту, приучая его к сосредоточенности в работе .
В своих этюдах Гнесина уделяет большое внимание фразировке и динамическим оттенкам, приучая ученика с самого начала к контролю за качеством звучания и к осмысленности исполнения. Выбирая лучшие этюды из различных сборников, педагог должен учитывать задачи разностороннего развития исполнительских навыков учащихся, иметь ввиду последовательное и систематическое накопление им технических навыков.
Переходя к вопросу о работе над этюдами, следует отметить, что
метод разучивания того или иного этюда тесно связан с самим материалом,
а также зависит от степени подвинутости, возраста и индивидуальных осо-
бенностей ученика. На первом году обучения надо не только самым тща-
тельным образом пояснять задания, но и уделять время разбору этюда на
уроке. Наряду с этим педагог должен постепенно приучать ученика к са-
мостоятельной работе на основании полученного опыта. После предвари-
тельно ознакомления с этюдом и определения плана работы над ним, уче-
ник должен прежде всего приступить к тщательному разучиванию нотного
текста, проигрывая этюд в медленном темпе и соблюдая максимальную
точность в выполнении нотной записи. С самых первых лет обучения следует приучать уч-ся к внимательному и точному чтению нот, соблюдению
необходимой аппликатуры, выполнению всех авторских указаний.
Полезно разучивать этюд по небольшим отрывкам, работая над отдельными фразами учащийся должен учить их не только двумя руками вместе, но и отдельно каждой рукой. Изучение партии каждой руки отдельно закрепляет в памяти нотный текст и дает возможность правильно наладить движения, обеспечить нужный характер звучания,
При игре этюда в медленном темпе, как при исполнении отдельными
руками, так и двумя, следует требовать от ученика яркого выявления ди-
намических оттенков. Именно в начальной стадии разучивания этюда
крайне важно приучать уч-ся к двигательным ощущениям, которые связа-
ны с выполнением динамической линии звукового рисунка. Концентрация
внимания на динамической стороне и на качестве звука способствует тех-
ническому овладению материалом и закреплению его в памяти.
Направляя внимание на звуковой результат своих действий, ученик
подсознательно будет совершенствовать движения, физически приспосаб-
ливаться к выполнению намеченной цели, не вмешивая сознание в то, как
он делает те или иные движения думая лишь о том, что у него получается
Таким путем - налаживается выработка свободных, автоматизированных
движений, необходимых для виртуозного исполнения этюда.
Изучение этюдов не подкрепленное навыками предыдущем работы,
приносит вред, т.к. после изучения случайных этюдов остается не глу-
бокий, а чаще всего поверхностный след. Нередки случаи, когда педагог -
вносит в план ученика этюды, намного превышающие его технические
возможности. Такие этюды требует чрезмерно длительного периода изу-
чения, что приводит к механическому преодолению трудностей. "Остере-
гайтесь произведений, которые настолько трудны, что вы не в состоянии
играть их с абсолютной точностью. Это приведет к разрушению вашей
техники и убьет вашу радость." /И. Гофман/
После разбора учащийся должен ясно представлять себе его форму, знать
на использовании каких видов техники основан этюд, как часто меняется в
нем рисунок, какова мелодическая структура отдельных последовательностей , в том числе и наиболее сложных.
Как и при работе над любым художественным произведением, нель-
зя обойтись без умения представлять себе внутренним слухом нужное зву-
чание и потом добиваться его на инструменте. Представлять это надо не
только в медленном темпе, но и в быстром темпе.
В этюдах приходится обращать особенное внимание на аппликатуру,
требовать правильного её исполнения. Автоматизация движении у пиани-
ста возможна лишь при употреблении постоянной аппликатуры.
Необходимо вычленять трудности, работать над отдельными оборо-
тами, разделами произведения, снимать лишние движения. Учащиеся должны
работать над наиболее характерными для данного этюда задачами. Момен-
ты переходов требуют внимательного к себе отношения. Надо осознать
сущность изменений, приучить пальцы и руки к тому, чтобы эти переходы
становились удобными и не нарушали звуковой линии. Необходимо учить этюд и целиком. Ведь в обеспечении свободы пианистического аппарата и в умении играть сравнительно крупные произведения с непрерывной, технически трудной фактурой часто заключается одна из главных задач, которые ставит перед исполнителем изучение этюда. В этом же может состоять и его основная трудность, Работая над
этюдом в целом надо тщательно следить за удобством пианистических
ощущении и технической свободой на протяжении всего произведения.
Для воспитания естественной рациональной техники педагог должен
знать природные возможности пианистического аппарата уч-ся. Он дол-
жен уметь анализировать состояние учащегося, понимать и чувствовать, что
ему мешает, какие движения вызывают неудобства, чтобы вовремя прийти
на помощь, ведь самого уч-ся его ощущения во время игры не занимают и
он часто не в состоянии заметить напряжение.
Нельзя во всех случаях требовать строго определенного положения
руки или движения, пусть даже и рационального, нельзя сковывать ини-
циативу уч-ся и во что бы то ни стало навязывать себя, уч-ся будет нахо-
дить и свои приемы. Показывать приёмы нужно в живой и увлекательной форме и так,
чтобы учащийся сам убедился в их правильности и удобство на собственных
ощущениях. От того, насколько активны его мысль и слух, насколько
осознанно он относится к работе, во многом зависит его продвижение.
Ясно поставленная цель мобилизует внимание, воспитывает ответствен-
ность, самостоятельность, интерес к занятиям.
Музыкальное воспитание ученика невозможно без развития техни-
ческих навыков. Наиболее успешно это происходит тогда, когда ученик
представляет себе характер звука, его силу и темп.
Различают "мелкую" /пальцевую/, "крупную" /аккордово-октавную/
технику и их подвиды: гаммообразную, арпеджиообразную технику 8-х
нот, октавную, аккордовую, вибрационную /трели, тремоло, репетиции/.
Г. Нейгауз различает 8 элементов фортепианной игры:
1. взятие одной ноты,
2. 2,3,4,5 нот в виде трелей,
3. гаммы,
4. арпеджио,
5. две ноты вплоть до октавы,
6. аккорды,
7. переносы и скачки,
8. полифония.
Определённое место в воспитании техники пианиста занимает работа над гаммами. Систематическая игра гамм, аккордов, арпеджио развивает не только двигательные, но и аппликатурные навыки уч-ся, укрепляет его теоретические познания и ладотональные слуховые представления, залогом успеха уч-ся является не формальное отыгрывание гамм, а "отделывание" звучания, ровность их исполнения.
Потому необходимы:
1. Твёрдое знание аппликатуры, ключевых знаков, ясное представле-
ние тонического трезвучия.
2. Игра гамм красивым, певучим звуком, с различными динамиче-
скими оттенками, хорошее ощущение кончиков пальцев, четкая артикуля-
ция.
Прохождение гамм можно начинать после того, как маленьким пиа-
нистом хорошо освоены пятипальцевые последования легато и ряд упраж-
нений. Цель этих упражнений - добиться плавного и непрерывного испол-
нения гамм и гаммообразных пассажей без толчков. Такое исполнение за-
висит от двух моментов: спокойного подкладывания 1-го пальца при смене
позиции кисти и ровного текучего звука /легато/ внутри одной позиции
Основная причина толчков, неровности игры гамм - малая подвижность
1 пальца. Поэтому, чтобы обеспечить ровное и беглое исполнение, необхо-
димо развивать его ловкость и лёгкость, подкладывать незаметно, готовить
заранее. Подкладывание лучше всего выполнять самостоятельным давле-
нием "целого" пальца под ладонью, не наваливаясь на него и не меняя
уровня кисти. При смене позиций кисть переносится через 1 палец и сво-
бодно располагается на клавишах следующей позиции. Легато при испол-
нении гамм ощущается как бы внутри ладони, кисть находится в 3-х пози-
циях:
а/ как прямое продолжение руки;
б/ поворачиваясь к большому пальцу;
в/ поворачиваясь к мизинцу.
Для облегчения смены позиции пальцев при быстрых гаммах кисть
наклоняется всегда по направлению игры. Ровность и полнота звучания
достигается при постоянном ощущении опоры. Полезно учить гаммы в
медленном темпе, считая вслух на "два", возможно также быстро и чётко
проговаривать названия нот, такой "приказ" позволяет работать пальцы
подвижнее и чётче.
Рассмотрим ряд гаммовых упражнений. Играя эти упражнения, уч-ся
должен правильно расположить на клавиатуре 2,3,4 пальцы /ближе к чёр-
ным клавишам/, кисть и локоть слегка отвести в сторону, І палец - не-
сколько заранее подводить под ладонь и не класть на клавишу слишком
высоко. Упражнения на подкладывание 1-го пальца:
1.Играть всю гамму двумя пальцами: 1-2,1-3,1-4, 1-5 Ілев, от "до" .
вниз/. Выполнять эти упражнения в разных тональностях, добиваясь плав-
ности. В тональностях, имеющих диезы и бемоли, избегать толчков на
черных клавишах и не поднимать кисть.
2. Гаммовые отрезки. Правая рука играет по позициям гаммы до
конца клавиатуры и обратно, левая - вниз от "до".
Легато играется на одном движении. Переносы нужно выполнять
всей рукой по дуге без взмахов кисти. Это упражнение помогает усвоению
аппликатуры гаммы и вырабатывает плавное исполнение легато в одной
позиции руки. Играть его в Си-мажоре.
3.Упражнение с задержанными звуками - развивает независимость,
силу пальцев, укрепляет их сгибатели и ладонные межкостные мышцы.
Опираясь на задержанный звук, свободно открываете и "захлопывае-
те" пальцы, берущие восьмые ноты. Ладонь как бы сгибается посередине.
4. Последование 2-5 пальцев Кисть слегка поворачивается к 5 паль-
цу.
5. Плавное подкладывание 1 пальца и перенос через него осталь-
ных. Слегка, поворачивать кисть, играть разным звуком.
6.Постепенное увеличение гаммообразной линии на один звук до
заполнения всей октавы/. Сначала вверх, затем вниз. Подкладывание 1
пальца незаметное.
7. Упражнение на подвижность первого пальца.
Упражнение помогает почувствовать положение кисти с узкого на
широкое, а также ощутить все клавиши при исполнении гамм под ладонью
/как под крышей/.
Все эти упражнения исполнять при хорошей посадке, следить за ру-
ками, чтобы локти не прижимались к туловищу, а косточки пальцев не
проваливались. Постоянный контроль за рукой обеспечит продвижение
учащегося в техническом отношении.
АККОРДЫ
Хорошее растяжение и эластичность ладони- главное условие нена-
пряжённого взятия октав и аккордов. Растяжение поддается развитию пу-
тём тренировки, при условии правильной работы. Аккорд следует взять
пальцами /как все, что мы берем в руку, не напрягая тыльной стороны
кисти, с упругой опорой
Взять октаву, почувствовать упругость свода и всей руки, затем лeг-
кими цепляющими движениями брать следующие звуки и чувствовать ши-
рину ладони.
Играть оба аккорда на одном движении вглубь клавиатуры с расши-
рением ладони. Все упражнения развивают независимость, силу пальцев,
растяжимость мышц ладони и вырабатывают навыки, необходимые для
полифонической ткани. Все упражнения можно играть одной и двумя ру-
ками. При игре аккордов необходимо следить за тем, чтобы движения руки
не повлекли за собой сдвиги пальцев, будто они держат предмет, который
нельзя уронить. Держать аккордовую хватку нужно и во время скачка,
чтобы неиграющие пальцы не сдвигались. При быстром темпе сохранять
активность пальцев /их кончиков/, если в медленном темпе пальцы брали,
то в быстром должны "схватить". Аккорды исполняются на 3/4.
АРПЕДЖИО
По сравнению с гаммами арпеджио требуют большего растяжения
пальцев, гибкости кисти, лучшей ориентировки на клавиатуре, поэтому
изучение их отдельными руками занимает большой срок. Исполняются
сначала арпеджио из 3, затем из 4 звуков. Важное в исполнении арпеджио
певучее легато, исключающее толчки рукой на каждом звуке. Для этого
необходимо хорошее "осязание", взятие каждым пальцем своей клавиши и
объединяющее движение кисти от І к 5 пальцу, постепенное "собирание""
пальцев к концу мотивов.
При подкладывании вся ладонь сразу же переносится через 1 палец
и широко располагается на клавишах, играть с обратным движением в раз-
ные стороны. Особенно плохо получаются у учащихся короткие арпеджио.
Здесь важное значение имеет работа I пальца, который направляет движе-
ние, "обнимает" октаву, и как бы "забирает" ее ко 2 пальцу. В медленном
темпе кисть и вся рука слегка поворачивается к 5 пальцу. Вот некоторые
способы работы над коротким арпеджио:первые ноты брать с акцентом, остальные, как бы по инерции. Чувствовать в игре скрытую вибрацию, играть у самых черных клавиш.
Длинные арпеджио - в 3, 4 классах. Они играются в медленном тем-
пе полным, певучим звуком, цепкими, берущими пальцами. В дальнейшем,
в более подвижном темпе, рука перемещается с позиции на позицию с
ощущением единой линии, не "подскакивая" вверх при окончании одной
позиции и переходе на следующую. Динамические оттенки, а так же ис-
полнение в размере 4/4 способствует целостности его звучания.
Ломаные арпеджио - играть на боковом движении, слегка поворачивать руку к 5 пальцу. Пример работы над ломаным арпеджио с остановкой
на задержанных звуках.
На восьмушки "открыть" все пальцы одновременно и "захлопывать"
на боковом движении руки. Это упражнение развивает ладонные мышцы и
помогает ощутить интервал. Пример - смена позиций кисти на клавиатуре
хорошая опора на 5 палец.
Вообще всякое упражнение основано на многократном повторении
одной технической детали. Однако механическое повторение притупляет
внимание ребенка, снижает контроль слуха и сознания над качеством зву-
чания и точностью пианистического движения. Вот почему, не прибегая к
излишне усложненным вариантам в упражнениях, можно внести в них
простейшие, доступные детям и активизирующие их восприятие ритмиче-
ские, темповые и динамические краски. Например, при исполнении корот-
ких, однооктавных гамм в одном направлении беглость отрабатывается
приёмом "броска" руки на 1-й звук с последующим стремительным взле-
том к концу гаммы. Такой бросок может проходить на одном ритмическом
дыхании при одинаковых длительностях или ритмической остановкой на
первом звуке, облегчающей исполнение последующих мелких длительно-
стей.
Приём использования ритмических вариантов - остановки и взлёты
применялся Гольденвейзером в работе над развитием техники у детей.
Особенно ослабляет слуховой контроль ученика проигрывание упражне-
ний с использованием только приёмов медленной и громкой игры. Можно
рекомендовать при исполнении короткой гаммы "броском" начинать игру
медленно и тихо с постепенным ускорением темпа и возрастанием дина-
мики, а затем - в обратной последовательности. При использовании таких
темподинамических приёмов развивается не только беглость, но и раз-
личная звуковая чувствительность пальцев при их соприкосновении с кла-
виатурой. Достижению независимости и пластичности пальцевых движе-
ний способствует применение различных артикуляционных штрихов. Но
ошибкой является усиленная артикуляция, она приводит к тряске руки, за-
тем к зажатости. При недостатке артикуляции возникает увядание пальцев.
Чтобы исправить этот недостаток, нужен слуховой анализ своей игры, чёт-
кий ритм, "переступать" на клавиши без толчка руки, немного отводя
кисть, не играющие пальцы смотрят на клавиши.
Наглядно можно задать вопросы:
-Идя медленно по улице ты поднимаешь ноги? Очень высоко, или
так, чтобы удобно?
Топаешь ты при этом или просто ставишь?
Изобрази это пальцами,
Выбор форм работы по развитию техники уч-ся является предметом:
постоянной заботы педагога.
Задача педагога - воспитание учащихся, развитие их музыкальных
способностей, всесторонность музыкально-пианистической подготовки.
Карл Орф писал, что "редко можно встретить совсем немузыкальных де-
тей, почти к каждому можно найти путь, вызвать отклик, содействовать
"развитию скрытых способностей". Педагог должен помочь ученику, сде-
лать процесс работ живым, интересным для обоих.
Работа над развитием технических навыков в практике неотделима
от всей системы музыкально-пианистического обучения. Техника музы-
ката- это не только скорость и точность пальцев, их беглость и ловкость,
это умение выразить то, что он хочет, способность материализовать заду-
манное в звуках, «Техника - это умение делать то, что хочется» - говорил
Б.Асафьев.
Без сознательного и целенаправленного развития техники невозмож-
но достигнуть практических результатов в искусстве игры на фортепиано.
Бузони утверждал, что, чем больше профессионально-технических средств
имеет в своём распоряжении художник, тем больше найдет он им приме-
нение. Техника - это средство достижения цели.
Одна из важнейших задач- выработка пространственной точности
пальцевого аппарата - умения попадать пальцами точно на нужные клави-
ши. Нельзя допускать неточностей, "цепляний" соседних клавиш, непопа-
дании на нужные. Это наносит серьезный урон эстетической стороне ис-
полнения и технике играющего. Способ борьбы с забалтыванием - работа в
медленном темпе. Играть ясно, аккуратно, упорно, пока не будет правиль-
но.В начальный период выработки основных технических навыков
медленной игре принадлежит ведущая роль. Темп должен быть таким,
чтобы у игры постоянно сохранялось ощущение, что каждый палец пoпaдает
точно на требуемую клавишу, встаёт на нее точно и уверенно, не за-
дев никакую другую. Медленный темп - необходимый компонент работы
пианиста, налаживания и целесообразных и удобных игровых движений,
точной постановка каждого пальца, выработки основных технических
умении и навыков. Играть медленно и выразительно, а не грубо, резко,
жестко; форте должно быть "мягким певучим, глубоким, красивым. Необ-
ходимо следить за свободой рук "- что в быстром темпе сложнее. Пальцы
в клавиши погружать мягко, плотно и глубоко, ощущая дно клавиши, как
учил В.В. Софроницкий.
Немалая роль в развитии технических навыков принадлежит работе
над произведениями художественной фортепианной литературы, часто
сложными в техническом отношении, но нельзя миновать специально на-
писанного инструктивного материала: этюдов, параллельно в работе и
различные виды гамм, арпеджио. Чтобы добиться нужного развития, необ-
ходимо работать над различными трудностями в их простом, обобщенном
виде. Эта работа не должна превращаться в механическую муштру, нельзя
противопоставлять изучение этюдов работе над техническими трудностя-
ми в художественных произведениях. Общие требования остаются в силе -
это понимание замысла автора и своих исполнительских задач, вслушива-
ние в игру, умение видеть трудности и работать над ними. Ученику необ-
ходима свобода и незаторможенность движений, умение управлять ими.
Необходимо иметь налаженный пианистический аппарат, надо играть
удобно для себя, без лишних движении, с нужной опорой в концах паль-
цев.
Целесообразность движении, удобство для исполнителя и соответ-
ствие, представляемым звуковым задачам является критерием, позволяю-
щим определить на верном ли пути находится работа над развитием двига-
тельных навыков уч-ся.
«Работа над упражнениями не является самоцелью, ее следует рас-
сматривать, как средство воспитания не механической, а музыкально-
осмысленной техники. Упражнения связаны с музыкой и постепенно пе-
реходят в работу над произведением. Они приносят пользу лишь при ус-
ловии точного их выполнения, работа над ними требует полной сосредото-
ченности. Для проверки отсутствия напряжённости во всём теле полезно
время от времени поворачиваться, вставать, садиться и тд..» ( Шмидт-
Шкловская «О воспитании пианистических навыков»).
Главным критерием правильности работы является качество звуча-
ния.
Работа над красочной стороной фортепианной техники имеет один
непременный аспект - формирование у начинающего пианиста навыка со-
вершенно ровной игры. Эта проблема имеет наряду со звуковой еще одну
сторону - ритмическую. Трудные места проучивать в медленном темпе,
выправить неудавшиеся в ритмическом отношении такты, сделать ритми-
чески ровную игру привычной, устоявшейся, и пальцевые неполадки ис-
чезнут сами собой или уменьшатся.
Техника пианиста - это скорость, плюс звуковая и ритмическая ров-
ность. Задача педагога - учить своего воспитанника играть предусмотри-
тельно, предвосхищать мысленно предстояние трудности, смотреть впе-
рёд и заранее готовить к ним руки. "Главное здесь - "предусмотрительно",
т.е. с точным учётом готовить положение каждого пальца на нужной ему
следующей клавише"- Генрих Нейгауз.
Важным компонентом техники пианиста является наряду со звуко-
вой ровностью и скорость. Быстро играет на рояле тот, кто умеет быстро
думать в процессе игры, ориентироваться в мгновенно изменяющихся иг-
ровых ситуациях, держать под контролем исполнение при самых больших
скоростях. "Самое важное для достижения чёткой и быстрой игры - это
способность ясно и быстро думать, слышать и видеть" /Л.Н.Оборин.
Быстрота игры прямо пропорциональна способности пальцев со-
вершать наиболее экономичные, минимальные по размаху, строго выве-
ренные движения в исполнительском процессе. Избегать лишних замахов
пальцев, поворотов и вращений рук. Я.Флиэр говорил:
"Во избежание звуковой неточности надо играть максимально приближенно к клавиатуре и собранной, компактной рукой". Пальцы должны быть очень активными
и живыми, независимо друг от друга. Экономичность пальцевых движении
и в то же время их быстрота.
"Нельзя научиться играть быстро, играя только медленно" - говорил
Оборин. Полезно постепенно прибавлять темп. Играть в среднем темпе,
при котором можно полностью контролировать точность воспроизведения
текста..
Работая над техникой у учащихся с чрезмерной фиксацией мышц, зажато-
стью, снижать напряжение в руках и других участках тела.
Самое большое место в работе над техникой занимает область мел-
кой техники. Это основа будущего технического мастерства уч-ся. Суще
ствует ещё техника исполнения двойных нот, октавная, аккордовая,
Доброжелательная и творческая обстановка, атмосфера на уроке
классе способствует более спокойному состоянию ученика, который быст
рее исправляет недостатки, больше верит в свои силы, отчего и играет
большим подъёмом.
Пусть девизом педагога будут слова К.С. Станиславского: «Проще
легче, выше, веселее !».
В заключении своей работы хотелось бы сформулировать неко-
торые методические рекомендации, которые могли бы заинтересовать
педагогов-музыкантов, занимающихся проблемами развития технических
навыков у детей младшего школьного возраста, начинающих учиться игре
на фортепиано:
1. Целенаправленное развитие технических навыков должно осуществляться с первых же шагов обучения музыке маленького пианиста, поскольку технические навыки являются одним из важнейших компонентов комплекса музыкальных способностей ребенка.
2.Формирование технических навыков необходимо проводить параллельно с организацией двигательного аппарата учащегося, т.к. между
техническими навыками и психомоторикой присутствует сложная взаимо-
связь.
3. Особенности младшего школьного возраста заключаются в том,
что к шести - семи годам у ребенка ярко развито образное мышление, эмо-
циональная отзывчивость, что диктует необходимость использования пе-
дагогом игровых, наглядных, практических методов обучения.
4. Из всех методов развития технических навыков, которые рекомен-
дует музыкальная педагогика, наиболее эффективными в работе с учащи-
мися младшего школьного возраста являются: подбор произведений, раз-
вивающих технические навыки, исполнение мелодии пьесы, проигрывание
отдельных этюдов, фортепианного произведения и мелодии.
5.При выборе произведений для отработки технических навыков
следует учитывать запросы и интересы маленького ученика.
6. Доминирующим эмоциональным «тоном» в работе педагога-
пианиста с учеником должна быть положительная психологическая на-
строенность, вера в успех совместной деятельности, желание помочь ре-
бенку.
Список литературы:
1. Алексеев А. Д. Методика обучения игре на фортепиано - М., 1961
2. Артоболевская А.Д. Первая встреча с музыкой. - М., 1992.
3. Артоболевская А.Д. Дети и музыка. - М., 1972.
4. Баренбойм Л.А. Путь к музицированию. -Л., 1979.
5. Беркман Т.Д. Обучение музыке в школе. - М., 1958.
6. Готсдинер Л.А. Музыкальная психология. – М., 1993.
7. Дельнова В. В. Педагоги делятся опытом // Вопросы музыкальной пе-
дагогики. Вып.5..-М., М., 1984.
8.Ю.Кулагина И. Возрастная психология. - М., 1997.
9.П.Любомудрова Начальное обучение игре на фортепиано // Очерки по
методике обучения игре на фортепиано / Ред. А.А.Николаева. Вып. 1. - М.,
1955.
10.Милич Б.Е. Воспитание ученика-пианиста в 1-2 классе ДМШ. - Киев,
1-1977.
11. Огородников И.Т. Педагогика школы. -М., 1981. /
12. Орентлихерман А.Е. Педагоги делятся опытом // Вопросы музыкаль-
ной педагогики. - М., 1984
13.Савшинский С.И. Пианист и его работа. - Л., 1961.
14.Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. М., 1961
15.П.Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. - М., 1961
16.Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности. - М., 1994.
17.Цыпин Г.М. Обучение игре на фортепиано. - М., 1984.
18. Щапов А. П. Фортепианная педагогика. - М., 1960.