Некоторые педагогические аспекты обучения на фортепиано

Плужникова Анастасия Петровна

Исследование теории и практики современного музыкального образования в целом позволяет утверждать, что проблема не в том, чтобы «санкционировать» творческую инициативу, а в том, чтобы внедрить инновационные формы и методы обучения, которые обеспечили бы формирование у учащихся принципиально важных качеств.

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования  

«Городской дворец детского (юношеского) творчества им. Н.К. Крупской»

Методический доклад

«Некоторые педагогические аспекты обучения на фортепиано»

Выполнил: методист  МХС «ВИТА»

                    Плужникова А.П.

 

Новокузнецк

 2020

ПЛАН

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………….....3

ГУМАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ………………………………………………………….....4

РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ……………….……..……………………………………….….5

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………..….7

ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………………………...…..8

ВВЕДЕНИЕ

В российской педагогической науке идет сегодня интенсивный поиск новых приемов и способов обучения, адекватных времени и новым тенденциям в жизни общества. Процессы преобразований резко интенсифицировались. Из дискретных они превратились в непрерывные и в этих условиях российская система образования является не только объектом реформирования, модернизации и реконструкции, но и выступает в качестве субъекта собственного саморазвития. В данных условиях особую актуальность приобретает совершенствование базового звена музыкального образования. Для детских учебных заведений (музыкальные школы, школы и лицеи искусств) это означает усиление внимания к проблемам начального музыкального образования. Музыкальное обучение на начальном этапе выполняет две важнейшие образовательные функции: развитие музыкально-творческих способностей детей и юношества и формирование художественной культуры учащихся.

В настоящее время в области начального музыкального обучения существуют две тенденции. Первая связана с разработкой новых методик и технологий образовательного процесса - педагогическими инновациями. Вторая заключается в строгом следовании традиционным установкам. Очевидно, что в контексте совершенствования начального музыкального образования особое значение принадлежит обеим из обозначенных тенденций, так как эффективность внедрения новшеств обусловлена обязательным учетом накопленного педагогического опыта.

Важнейшей задачей внедрения современных методологических и технологических подходов в процесс начального музыкального развития детей является учет разной степени их одаренности и в этом смысле - создание различных по уровню сложности методических разработок, пособий, репертуарных сборников для обучения.

ГУМАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

На современном этапе преобразований в системе отечественного образования в целом, начальное музыкальное образование оказывается ареной острого соперничества двух тенденций. С одной стороны, это инновационные ценности и реальные прецеденты педагогического гуманизма, творчества и профессионализма. С другой - авторитарные, репродуктивно-консервативные установки и педагогические стереотипы.

Педагогические инновации последних десятилетий направлены на преодоление жесткого манипулирования сознанием воспитанников. Гуманизация, т.е. «очеловечивание» образования ориентирует педагога на уважение личности воспитанника, установление гуманных, доверительных, партнерских отношений.

Необходимо отметить, что педагогические инновации имеют смысл, если они обладают гуманистической направленностью. Специфика их состоит в ориентации на личность. Изменения в отношениях учителя и ученика являются социально-психологическим условием, ведущим к личностному изменению субъектов образовательного процесса.

Инновации являются педагогическими, если они гуманистичны по своему смыслу, субъективны по позициям участников нововведенческой работы, направлены на развивающиеся отношения педагогов и учащихся. Таким образом, новое в педагогике обладает определенной качественной характеристикой - направленностью на прогрессивное развитие учащегося, педагога, образовательной системы в целом, т.е. гуманистическое.

Личностно-ориентированное образование предполагает по возможности полное развитие способностей личности, приобщение ее к активному участию в жизни и культуре.

Рельефным способом отношения педагога к культуре является полагание педагогом себя как субъекта развития культуры, а культуры как условия личностно- профессионального саморазвития. При этом устанавливается интенционально-паритетное взаимодействие, т.е. равноправный диалог, в котором каждый из партнеров выступает гарантом и формой развития другого. Вступая в содержательное общение с культурой, педагог обретает возможность не только преобразовывать собственное профессиональное бытие в сфере образования, но и порождать принципиальные инновации, меняющие контекстность существования и содержательную наполненность культуры в целом.

Новаторское отношение педагога к культуре открывает возможность трактовать ребенка как равноправного субъекта в рамках учебного взаимодействия. В ходе сотрудничества педагога и ребенка инициируется совместное «переоткрытие» наиболее значительных достижений культуры, что диктует необходимость постоянных инновационных усилий в области организации процесса учения, поиска новых форм и средств его реализации.

Относясь к культуре рефлексивным образом, педагог вовлекается в образовательный процесс как целостная личность. Благодаря этому он воспринимает ребенка как самоценную и целостную личность.

В монографии «За роялем без слез, или Я - детский педагог» Т. Юдовиной-Гальпериной доказывается необходимость всеобщего раннего детского музыкального обучения, независимо от способностей ребенка. Автору близки инновационные педагогические методики, основные задачи которых - помочь любому ребенку выразить себя в музыке, ощутить радость творчества, проявить фантазию, интерес и любознательность.

РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ

Методы развивающего обучения можно разделить на три группы:

  • методы активизации логического мышления;

  • методы практического освоения музыкальной информации;

  • методы развития творческих способностей.

Методы активизации логического мышления

Эта группа методов связана с использованием логического мышления и направлена на осознание получаемых знаний и навыков, а также собственных действий. Методы активизации логического мышления основаны на использовании различных аналитических приемов - наводящих вопросов, сравнений, обобщений и умозаключений. Цель работы - достичь наиболее ясного осознания получаемой словесной и звуковой информации. Педагог помогает ученику формировать понятия и умозаключения, учит выражать свои мысли в словах. Основной акцент делается на теоретическую часть обучения.

Цель наводящего вопроса - натолкнуть ученика на размышление, необходимое для ответа. Вопросы могут быть самые различные в зависимости от задания. Лучше, если педагог вызывает учащегося на совместный поиск решения; создает ситуации, в которых ученик должен сделать выбор наилучшего на его взгляд варианта из ряда предложенных вариантов ответов на поставленный вопрос. Наводящие вопросы педагога и ответы ученика являются одним из путей обучения методам самостоятельной работы.

Метод наводящих вопросов может быть хорошим вспомогательным средством для развития навыков слухового анализа музыки. Цель слушания музыки - научить ученика, слушая, слышать и одновременно думать. При слушании музыки ученик должен научиться слушать музыку как процесс, наблюдать развитие и изменения, устанавливать связи между различными звуковыми явлениями, переживать звуковую информацию как отражение эмоционального мира. Грамотно поставленные вопросы обеспечивают преднамеренное восприятие звучащей информации. Восприятие в значительной степени определяет качество работы памяти, воображения, мышления. На основе восприятия звуковой информации формируются слуховые представления, составляющие фонд слуховых эталонов в памяти. Именно поэтому так важно обеспечить качественное слуховое восприятие и научить ученика слышать то, что нужно.

Для развития навыков самоконтроля и самосознания можно использовать метод вопросов для самопроверки. Вопросы могут быть направлены как на теоретическую, так и на исполнительскую стороны обучения. Очень полезно просить ученика продиктовать домашнее задание для записи в дневнике, так как указания, сформулированные самим учеником, лучше запоминаются.

Метод сравнения и обобщения продолжает путь словесных определений. Он помогает закрепить в форме понятий и осознать не только теоретические сведения, но и более сложные для обобщения слуховые впечатления. Для развития мышления учащегося и расширения его кругозора важно не только количественное накопление сведений (привлечение нового и исходного материала, проведение сравнений и аналогий), но главным образом сам метод анализа произведения: важно внутри целого увидеть логику взаимодействия частей или элементов выразительности, зависимость исполнительского замысла от смысла и строения пьесы. Нужно как можно раньше постараться обратить внимание ребенка на то, как «сделана» музыка, которую он играет. Научить определять сходство или различие в нескольких похожих разделах исполняемого сочинения.

Работа по осознанию строения музыкального произведения активизирует мышление ученика. Формирование навыков анализа музыкального текста можно начинать буквально с первых шагов обучения. При соответствующем методическом подходе дети вполне свободно справляются с аналитическими заданиями. Ученику нужно помочь ориентироваться в тексте. Он должен находить в изучаемой пьесе сначала отдельные интонации и фразы, а затем более крупные построения. Такая работа делает текст понятным, что облегчает заучивание наизусть и ведет к более осмысленному исполнению.

Методы практического освоения музыкальной информации

Эта группа методов основана на применении полученных знаний на практике, что предполагает оперирование как теоретическим, так и звуковым материалом. Особое место в этом разделе развивающего обучения занимает работа по активизации слухового восприятия и представлений.

Нужно формировать у учащегося наглядно-образное музыкальное мышление, учить его использовать полученные знания. Обучение навыкам осмысленного слушания музыки должно составлять важную часть общемузыкального развития ребенка.

Содержанием учебной деятельности ребенка становится практическая деятельность, когда ученик должен производить различные действия с ритмическим, звуковым или теоретическим материалом. Он рассматривает, выбирает и раскладывает нужные карточки, дополняет или изменяет нотный текст, решает ребусы или задачки, подбирает подходящие картинки или рисует в процессе слушания музыки, осуществляет практическую деятельность за фортепиано – все это является методами практического освоения музыкальной информации.

Естественно, что словесные определения и обобщения обязательно используются в качестве вспомогательного приема, однако многие задания нужно просто выполнять, не пытаясь оформить результат в словесных формулировках.

Для организации музыкальной практической деятельности ученика необходимо иметь различные лото, карточки, таблицы, картинки, дидактические игрушки. В процессе оперирования такими предметами закрепляются все полученные ранее звуковые образы и теоретические сведения. Ученик получает возможность для проявления самостоятельности, что ведет постепенно к развитию творческих способностей. Методы практических действий особенно хорошо сочетаются с игровыми формами занятий.

Изучение разнообразия ритмической записи является первой ступенью в процессе освоения нотной грамоты. Но умение читать ритмическую запись на одной строчке ещё не решает проблему чтения нот на двух нотных станах. Выучивание нот может проходить достаточно медленно и не всегда эффективно. Метод карточек оказывается полезным и здесь. Наглядные пособия помогают осваивать знаки нотного текста (ноты, различные обозначения) без специального заучивания.

Одной из увлекательных форм освоения нотной грамоты может стать игра в мозаику. Мелодия известной ребёнку песенки делится на равные части (по такту или по 2 такта) и выписывается на карточки. Нужно собрать из разрезанных тактов знакомую пьесу, с которой ученик уже познакомился раньше.

Важно, что теоретические знания на самом начальном этапе обучения появляются только при необходимости, так как «теоретические знания, не используемые в практической деятельности, не очень понятны и быстро забываются». Поэтому освоение различных знаков нотного текста (ключи, знаки альтерации, динамика, штрихи, темповые обозначения) при помощи наглядных пособий, например, карточек, может быть более эффективным.

Методы развития творческих способностей

Эта группа методов направлена на формирование творческого отношения к музыкальной деятельности. Все формы работы по практическому освоению музыкальной информации содержат в себе возможности для перевода их в творческое русло. Важно дать ученику возможность попробовать себя в различных видах музыкального творчества, начиная с самых элементарных и вплоть до импровизации. Привитые желание и умение творить скажутся в любой сфере будущей деятельности ребенка. Нужно научить ребенка из слова, ритма и движения создавать элементарную музыку. К методам развития творческих способностей учащихся может относиться и сочинение подголосков, и варьирование напева, и сочинение мелодии на понравившийся текст; и сочинение сопровождения к данной мелодии. К этой группе методов относятся также и досочинение музыки, досочинение ритмического рисунка; редактирование нотного текста и т.д. 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В связи с изменившимися подходами к развитию личности ребенка очевидна необходимость анализа и систематизации современных инновационных теорий и методик, нацеленных на оптимизацию учебного процесса в системе начального музыкального образования.

Традиции российской музыкальной педагогики в своих фундаментальных основаниях остаются на сегодняшний день достаточно прочными, сохраняют свою жизнеспособность и актуальность. «Сердцевиной» этих традиций, как и прежде, являются высокая духовность, приверженность к гуманистическим ценностям, единение с национальными этическими и эстетическими идеалами. В то же время углубленный анализ массовой практики преподавания музыки свидетельствует о необходимости коррекции этих традиций, иными словами, приведения их в соответствие с реалиями времени.

Вектор движения педагогики, как передовой теории, так и практики в лучших ее образцах, нацелен в исторической перспективе в сторону обретения учащимися большей интеллектуальной свободы и независимости, направлен на стимулирование творческой активности, индивидуально окрашенного отношения к явлениям окружающего мира, в том числе и мира искусства.

Исследование теории и практики современного музыкального образования в целом позволяет утверждать, что проблема не в том, чтобы «санкционировать» творческую инициативу, а в том, чтобы внедрить инновационные формы и методы обучения, которые обеспечили бы формирование у учащихся принципиально важных качеств.

Педагогические инновации, внедряемые в процесс начального обучения игре на фортепиано, будут способствовать совершенствованию музыкального образования при условии их гуманистической направленности и нацеленности на субъектное развитие личности ученика, на более полную реализацию его творческого потенциала.

Успешному внедрению педагогических инноваций в практику начального обучения игре на фортепиано способствует установление творческих, доверительных отношений учителя и ученика, осуществляющихся в формах интерактивного сотрудничества (эмоционального, предметно-действенного, игрового), в которых учитель выступает универсальным источником знания, носителем культурных норм и ценностей.



ЛИТЕРАТУРА

  1. Аврамкова И. С. К вопросу об обновлении фортепианного репертуара в современной ДМШ // Современное музыкальное образование-2005: материалы международной научно-практической конференции (26-28 окт. 2005 г.) Изд-во ИПЦГУТД. — СПб., 2005. — С. 42^6.
  2. Амонашвили Ш. А. В школу с шести лет / Ш. А. Амонашвили. — М.: Педагогика, 1986. — 186 с.
  3. 5. Амонашвили Ш. А. Гуманно-личностный подход к детям / Ш. А. Амонашвили; Акад. пед. и социал. наук, Моск. психол.-социал. инт. — М.: ИПП; Воронеж: МОДЭК, 1998. — 543 с.
  4. Осорина М. В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых / М. В. Осорина. — 3-е изд.. — СПб. : Речь, 2004. — 275 с.
  5. Юдовина-Гальперина Т. Б. За роялем без слез, или Я детский педагог / Т. Б. Юдовина-Гальперина. — СПб. : Предприятие С.-Петербургского союза художников, 1996. — 192 с.
  6. Фейгин М. Э. Индивидуальность ученика и искусство педагога /М. Э. Фейгин —Изд. 2-е, перераб., доп. — М. : Музыка, 1975.— 110 с.
  7. Шмидт-Шкловская А. А. О воспитании пианистических навыков / А. Шмидт-Шкловская. — 2-е изд. — JI.: Музыка, Ленинградское отделение, 1985. —70 с.