"Актуальные вопросы развития эмоциональности и выразительности в хоре"
Обобщение личного опыта в работе с детским хором над эмоциональностью и выразительностью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 336.42 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
И.Л.Вечканова,
МБУ ДО Алексеевская ДМШ
с. Алексеевка
«Актуальные вопросы развития эмоциональности и выразительности в хоре»
«Когда вы исполняете, подставляйте всегда какую-то психологическую задачу, чтобы были не голые ноты, а мысли-ноты (чувства-эмоции).»
К.С.Станиславский
Проблема эмоциональности и выразительности в хоре является одной из самых основных в обучении хоровому пению. Многие хоровые деятели обращаются в своих трудах к этой теме. Так, В.А. Самарин констатирует: «При всей важности работы над техникой хорового исполнительства она не должна стать самоцелью, ибо пение изначально было проявлением состояния души». [4, 108]
«Хор представляет собою полноценное объединение значительного числа человеческих голосов, способное передавать тончайшие изгибы душевных движений, мыслей и чувств, выраженных в исполняемом сочинении», писал П.Г.Чесноков [8, 16]
Современные исследователи, в частности, академик Д.Фильдштейн, обозначил круг значимых изменений у современных детей. Среди которых: рост эмоционального дискомфорта, снижение желания активных действий, изменение в ценностных ориентациях, где на первое место выходит – образованность, а на последнее –нравственность, эмоциональность, культура. [2, А)] Все эти проблемы заставляют нас, дирижёров, искать новые формы в работе с детьми, изучать глубже «классические» методы.
В «Толковом словаре русского языка», слово «выразительный» определяется, как «хорошо выражающий что-нибудь, яркий по своим свойствам, внешнему виду» [7, 104]. Поэтому под выразительным пением мы понимаем яркое, экспрессивное исполнение вокального произведения, красочно передающее его содержание.
Песня, представляет собой синтез музыкального и поэтического искусства, раскрывает определённый художественный образ. Поэтому мало её точно проинтонировать и спеть с ясной дикцией, необходимо каждым хористом прочувствовать её, передать своё эмоциональное отношение. Не все дети обладают яркой эмоциональной отзывчивостью. Но, как сказала Г.П.Стулова : «Заучить чувства нельзя! Их можно только воспитать.»[6,147 ]
Обычно моя работа начинается с речевого этапа в подготовительном и младшем хоре. Это проговаривание скороговорок с разным выражением.(удивление, возмущение) (по М.Ю.Картушиной) [3, 102] Речевая декламация стихотворений, допускающая модуляцию голоса по высоте (по методике Д.Е.Огородного) Ритмодекламация и речевые каноны. В этих упражнениях нет точного интонирования звука, основная их цель- развитие поэтического слуха и воображения. [5, 58]
Следующий этап- пение по эмоциональным пиктограммам. Цель, этой работы расширить эмоциональный кругозор ребят. Дети видят эмоциональную картинку и пытаются передать данную эмоцию в попевке, песне, и даже в стихотворении. (идея взята мной из семинара Орф-педагога Элизы Сафаровой)
Так как в силу возрастных особенностей внимание детей в младшем хоре быстро утомляется, то на уроке использую элементы Орф-системы. В хоровые номера ввожу незатейливые оркестровые модели с использованием перкуссионных инструментов. Играя в оркестре, дети учатся взаимодействовать, слушать и слышать другого, что очень важно для формирования эмоционального интеллекта. В конце занятия, включаю часто музыкальные игры, особенно на начальном этапе. Они помогают выстраивать внешние и внутренние границы, ведь с этого начинается уважение к окружающим и умение общаться. [1, 27]
В старшем хоре, развитие эмоциональности зависит, в особенности, от подбора репертуара. Чем эмоциональнее воспримут хористы содержание произведения, его музыкальный материал, тем дольше она останется в сердце и в сознании певцов. Работа над осмысленностью текста начинается с расстановки логических ударений во фразах. Иногда, нарочито, делаю ударение на другом слове или слоге, чтобы ребята почувствовали, как меняется смысл. «Что хотел сказать поэт своим стихотворением? В чем его основная мысль? Где центр тяжести? Не раскрыв этого, мы не поймем и внутреннего чувства поэта.» - Павел Чесноков.[8,172]
Незаменимым помощником на уроках является мультимедийный проектор. Если разучиваем хор из оперы, обязательно пересмотрим эту сцену, чтобы прожить этот номер вместе с актёрами. Любая песня народов мира лучше приобретёт личностный смысл для хористов, когда они смогут увидеть и услышать исполнение песни самим народом, его народную колоритность, язык.
Ещё одна форма работы в хоре, по раскрытию в детях эмоциональности- это театрализация хоровых произведений и постановка музыкальных сказок. Осознанное движение в хоровых номерах, на мой взгляд, усиливает эмоциональное переживание содержания песни. Это могут быть отдельные гармоничные движения, так и вкрапление небольшой хореографии. (Ярким примером, в нашей работе был номер «Попурри на темы военных песен»)
Музыкальные сказки и мюзиклы, мы ставим уже 4 год. Обычно это бывает под Новый год. Наши ребята, чудесным образом, перевоплощаются в разных героев, и даже самые застенчивые не бояться проявить свои чувства. Первую сказку «Поиск новогодней песни», мы показывали для своих учеников младших классов и родителей. А дальнейшие постановки «Зимняя сказка», «Сказка Бабушки Сугробихи», «Про Емелю» мы уже ставили на сцене районного дома культуры для всех жителей села. Костюмы и декорации изготавливают ребята сами, что также развивает в них творческую инициативу. Сценарии, конечно, я корректирую для своего коллектива, иногда ввожу других героев, это помогает привлечь всех ребят. Музыкальное сопровождение выхода героев, переходы от картины к картине исполняют наши инструменталисты (фортепианный ансамбль, ансамбль скрипачей…) Как правило, это классическая музыка доступная для понимания неподготовленной публики. Для многих наших слушателей классическая музыка становится открытием и они с удовольствием знакомятся с ней уже в стенах ДМШ.
Наши постановки не имели бы столь эмоционального отклика у ребят, если бы не ежегодные поездки в Самарский театр оперы и балета, где ребята имеют возможность прикоснуться к мировой музыкальной культуре.
«…театр-это место для размышлений, для переживаний. Дети ведь нуждаются в них, причём не только радостных» - говорит Георгий Исаакян (руководитель детского музыкального театра) [2, Б)]
Детский хор - особый исполнительский инструмент, хрупкий и нежный гибкий и отзывчивый, которому подвластно искреннее и непосредственное выражение самих глубин человеческого чувства.
Только этот инструмент невозможно получить готовый. Его нужно вырастить, взлелеять, научить, настроить, воспитать.
Но всегда следует помнить, что главной особенностью работы с детским хором является умелое сочетания обучения (развитие музыкальных способностей, певческих навыков, голосового аппарата, грамотности), музыкального воспитания (сознательное отношение к искусству, любовь к музыке, пению, расширение кругозора) и непосредственно исполнительства. Такой подход позволяет полноценно развиваться хору и максимально раскрываться способностям каждого ребёнка.
Литература
1. Журнал Вестник педагогического общества Карла Орфа №25, 2018.
2. Интернет ресурсы:
А)http://www.art-education.ru/electronic-journal/osobennosti-razvitiya-sovremennogo-rebenka
Б) https://mel.fm/iskusstvo/6293578-children_theater
3. Картушина М.Ю. Вокально-хоровая работа в детском саду. – М.: Скрипторий 2003, 2010.
4. Осеннева М.С., Самарин В.А. Хоровой класс и практическая работа с хором.-М.:Академия, 2003.
5. Поплянова Е.М. Игровые каноны на уроках музыки. – М.: Владос, 2002.
6. Стулова Г.П. Теория и практика работы с детским хором. –М.:Владос, 2002.
7. Толковый словарь русского языка / Сост. О.В. Михайлова. – СПб.: Виктория плюс, 2007.
8. Чесноков П.Г. Хор и управление им. – М.: Государственное музыкальное издательство, 1961.