Особенности работы над аппликатурой с учениками старших классов.

Аппликатура- Аппликатура - это способ расположения и порядок чередования пальцев при игре на музыкальных инструментах, а также и само обозначение этого способа в нотах.

Первый и очень важный вопрос работы на фортепиано, так же, как и на других инструментах, на которых работают пальцами,- это выбор подходящих пальцев (аппликатуры) и усвоение этими пальцами техники исполнения. Этому придается огромное значение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл applikatura.docx25.24 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Особенности работы над аппликатурой с учениками старших классов

Аппликатура- это способ расположения и порядок чередования пальцев при игре на музыкальных инструментах, а также и само обозначение этого способа в нотах.

Первый и очень важный вопрос работы на фортепиано, так же, как и на других инструментах, на которых работают пальцами,- это выбор подходящих пальцев (аппликатуры) и усвоение этими пальцами техники исполнения. Этому придается огромное значение.

Целесообразный выбор пальцев помогает осуществлять разнообразнейшие художественные задачи и способствует преодолению многих пианистических трудностей. Нередко удачно найденная аппликатура позволяет сэкономить немало времени и найти более короткий путь к достижению цели.

Наилучшей является та аппликатура, которая позволяет наиболее верно передать данную музыку и наиболее точно согласуется с её смыслом. Она же будет и самой красивой аппликатурой. Генрих Нейгауз.

Задачи:

-Учить маленького пианиста умению подбирать соответствующую аппликатуру, руководствуясь задачами художественной выразительности. Это важнейший и основной аппликатурной принцип.

-Развивать основные формы пианистических движений, которые не записаны, но без которых сама аппликатура теряет свою естественность и гибкость.

-Воспитывать с первых лет обучения в учениках сознательное отношение к аппликатуре

-Знакомить с аппликатурными принципами и правилами великих мастеров.

Рассмотрим вопросы аппликатуры. Принципам её подбора, как общепринятым, так и обусловленным индивидуальными особенностями учащегося.

Проблема аппликатуры-одна из самых сложных в фортепианной педагогике. В связи с быстрым развитием музыкальной литературы взгляды в этой области непрерывно меняются: подвергаются критике самые незыблемые принципы аппликатуры, возникают новые предположения по рационализации существующих систем аппликатур.

Связь пальцы-мышление

Бытуют два принципиально различных подхода к аппликатуре. Первый заключается в том, что аппликатура с тщательностью «высчитывается» по определенным и узаконенным правилам, примерно так: если клавиша «до» берется, допустим, пятым пальцем левой руки, то клавишу «ми», следовательно, надо взять третьим пальцем так как между ними расстояние в терцию. Второй подход диаметрально противоположен первому. Основным                            и решающим моментом в выборе аппликатуры является не «высчитывание», не так называемое «удобство», а в целесообразность с точки зрения определенных художественных намерений. Характерно, что все крупные музыканты- художники стояли на позиции художественного подхода к расстановке аппликатуры. К. Ф. Э. Бах писал: «Почти каждая новая музыкальная мысль требует новой и свей аппликатуры». Не раз затрудняет ее. Стоит аппликатуру музыкальное чувство».  

Существует, в основном, два типа аппликатуры: «трехпалая», ведущая своё начало от Черни, и «Пятипалая» идущая от Листа и его последователя Бузони. В свое время «трёхпалая» аппликатура была оправданным шагом и сыграла полезную роль в пианистической практике. При тогдашних приемах игры- сочетании легатности с почти неподвижной рукой- это избавляло пианистов от некоторых неразрешимых проблем (подкладывание первого пальца после пятого и четвертого). В последующем в пианистических приемах произошли значительные перемены: legato стало менее «связанным», его место частично заняло non legato, рука получила свободу движений, начал широко применяться «собирающий» бросок руки к пятому пальцу. В этих условиях первый палец может не подкладываться, а перебрасываться через четвертый или пятый. Слабость последних пальцев компенсируется переносом в их сторону центра тяжести руки при помощи собирательного движения. Тогда приведенные выше примеры выглядят обоснованно и удобоисполнимо. А использование «трёхпалой» аппликатуры все более утрачивает свое разумное основание. Впрочем, вопрос о сравнительных достоинствах этих двух аппликатурных систем нельзя считать окончательно решенным. Он продолжает вызывать споры в среде педагогов. Многое тут зависит от строения руки и других индивидуальных особенностей исполнителя.  

Аппликатурную дисциплину надо воспитывать в учащемся с первых шагов обучения игре на инструменте и постоянно совершенствовать ее в дальнейшем.  В работе с начинающими учениками полезно начинать знакомство с аппликатурой ещё в до нотного периода. В самом начале обучения игре на инструменте необходимо уяснить с учеником основное аппликатурные требования: соседние ноты играются соседними пальцами; если играем через ноту, то соответственно и через палец, и т. д. Это первый кирпичик в фундамент воспитания аппликатурной дисциплины.  Приучать ученика к использованию естественной последовательности пальцев, воспитывать сознательное отношение к аппликатуре необходимо с первых уроков.

Надо сначала, не играя, внимательно просмотреть пальцы, указанные в нотах. При этом надо не упускать из виду того, что в нотах указываются пальцами не на каждой ноте, а лишь в важнейших местах. Надо знать, что основой всегда является постановка пяти пальцев на соседних нотах. Исходя из этого, мы знаем, что если на ноте поставлен какой-нибудь палец, то следующую ноту, если она соседняя сверху или снизу, надо взять соседними пальцем. Если следующая нота, на которой нет обозначения пальца, будет через одну, то и палец будет не соседний через один.

В методике преподавания фортепиано существуют определенные принципы аппликатуры.

Педагог, работая над аппликатурой, должен помнить ее главное, художественно верный принцип. Он заключается в следующем: наилучшей является та аппликатура, которая позволяет наиболее верно передать данную музыку и наиболее точно согласуется с её смыслом; она же будет и самой красивой аппликатурой. Аппликатура должна подчиниться задачам художественной выразительности. Это- важнейший и основной аппликатурный принцип.

Из главного принципа аппликатуры естественно вытекают следующие её принципы:

1) принцип физического удобства, удобства данной руки. При этом надо учитывать, что удобство («устройство») музыкально-смысловое порой не только не совпадает с удобством физическим, двигательно-пальцевым, но даже противоречит ему.

2) гибкость, изменчивость («вариантность») аппликатуры в связи с духом, характером, фортепианным стилем данного автора. Следует помнить, что в искусстве нет мелочей, всё подчинено законом красоты вплоть до последней детали.

У детей развиты задействованные в обиходе сильные пальцы 1,2,3. Им кажется то они «облегчают» себе задачу и чисто используя их. Так, обучающаяся, после объяснения аппликатуры в гамме и отработке её, приносит задание: гамму до мажор исключительно 1,2,3,1,2,3,1,2,3 и т.д.

После предложения сыграть такой аппликатурой гамму с черными клавишами (ре мажор) (всё становится на свои места. Так же в аккордах учащийся, разворачивает кисти в сторону брал не верную аппликатуру 1,2,4 (вместо 1,3,5,). Опять-таки стараясь все сыграть сильными (1,2,3, пальцами).

В работе над аппликатурой очень важно бороться с невнимательным отношением учащихся к обозначенным в нотах пальцев. Особую борьбу педагогу следует вести с часто встречающимся в исполнении учащихся, начинающих разучивать какое-либо произведение, разнобоем в аппликатуре: один раз та, или другая нота или последовательность исполняются одной аппликатурой, другой раз тоже самое – иной. Это приведёт в дальнейшем к техническим трудностям в исполнении: накопленные в процессе упражнений противоречивые, двигательные ощущения вступят в борьбу и повредят автоматизации. Как правило, эти противоречивые двигательные ощущения, затушёванные последовательной правильной работой ученика, всплывают наружу после длительного промежутка времени при ответственном исполнении музыкального исполнения (на пример, на эстраде). Поэтому педагог должен требовать от учащегося тщательного выучивания одной, твердой установленной, наилучшей из возможной аппликатуры. В тех же случаях, когда изменения аппликатуры, учащимся – не результат небрежности («как пальцем удобнее»), а логично и обоснованно, у педагога не должно быть никаких оснований возражать против проявления учеником инициативы, на оборот, педагог всячески должен поощрять такую инициативу.

Следует приучать ученика самого подыскивать пальцы, наиболее рациональные в том или ином случае. Для этого учащийся должен знать основные аппликатурные требования. Но здесь нужно учитывать, что подлинное понимание аппликатуры развивается у учащихся далеко не разу: оно требует, с одной стороны, хорошего инстинктивного ощущения, а с другой – высокого уровня музыкального развития. Поэтому самостоятельность вопросах аппликатуры не в коем случае не должно быть предоставлено учащемуся слишком рано, иначе такая самостоятельность приведет лишь к бессистемности и беспорядку в расстановке пальцев.

Аппликатуру нужно выбирать сознательно, так как правильный выбор аппликатуры имеет немаловажное значение в технической работе.

Выбирать аппликатуру следует в начальной стадии работы. Прежде всего, необходимо изучить редакционные и особенно авторские указания. Но не следует слепо, бездумно заучивать все то, что написано в нотах. Встречаются (и нередко!) неудачные, неудобные и антихудожественные (противоречия) с конца к началу.

В быстрых пальцевых последовательностях нужно стремится к тому, чтобы один и тот же палец управляется значительно реже. Однако это правило имеет немало исключений, диктуемых особенностей музыки. Аппликатура должна соответствовать характеру музыки.

В аппликатурных вопросах нет существенных мелочей. Очень часто от кажущейся «мелочи» зависит удобство или неудобство аппликатуры, её соответствие или несоответствие характеру музыки.

Учащемуся нужно внушить, что хорошая аппликатура – серьезная техническая работа. Умение найти её приходит с опытом, а опыт накапливается в процессе сознательной работы.

Помимо технических соображений существуют ещё и художественные требования, которым везде, где возможно, должно принадлежать решающее слово. Характер эпизода, задуманная звучность могут продиктовать и оправдать совсем неожиданную, противоречащую всяким «правилам» аппликатуры. Изобретательность в данную области, способность находить остроумные аппликатурные решения трудности звуковых или моторно-технических задач- одна из характернейших примет пианистической одаренности мастерства.

Обозначенная в нотном тексте аппликатура не всегда бывает удачной, а иногда и не подходит для ученика в силу каких-либо его индивидуальных особенностей. Из этого можно сделать вывод, что, подбирая аппликатуру для конкретного ученика надо учитывать его индивидуальные физиологические особенности (физиологические качества его рук- их величину, силу, эластичность, пальцевую растяжку).

Аппликатурные правила по К. Э. Веберу.

Правильная аппликатура служит самой важной помощью для хорошего, удачного исполнения равных пассажей и для других технических трудностей. В общих чертах можно установить правила, основанные на хорошем вкусе, помогающие лёгкому и плавному исполнению пассажей и разных технических трудностей.

  1. Не нарушать порядка пяти пальцев. Исключением могут быть только случаи, когда первый палец падал бы на черную клавишу.
  2.  Если пассажи стремятся в правой руке вверх или вниз в левой, тогда по возможности избегать частого употребления 4-го и 5-го пальцев.
  3.  Если пассажи повторяются, тогда не следует изменять прежнюю аппликатуру.
  4. Если в пассаже находится отрывок из какой-нибудь гаммы и арпеджио, тогда лучше не изменить обыкновенной аппликатурой той гаммы или арпеджио.
  5. Одним и тем же пальцем нельзя брать разные клавиши; исключения бывают очень редки, и разве если это будет особенно предписано самим автором.
  6. Если одна и та же нота повторяется, тогда надобно непременно брать её разными пальцами.
  7. Если не сразу и трудно разобрать пассажи относительно надлежащей аппликатуры, тогда должно положить вместе пальцы на группы вот и рука инстинктивно возьмет их какими пальцами ей удобнее будет исполнять.