«О значении меховедения на формирование звукообразования на начальном этапе обучения аккордеониста.»

Яценко Наталья Владимировна

Статья, полезная для начинающих преподавателей народного отделения класса аккордеона.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл o_znachenii_mehovedeniya.docx34.79 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«О значении  меховедения на формирование звукообразования  на начальном этапе обучения аккордеониста.»

Аккордеон- сложный в изучении инструмент. Учащемуся приходится играть на двух или трех, если аккордеон готово-выборный принципиально разных клавиатурах, причем, левая, находится в движении и вне обзора играющего. Поэтому в поле внимания на протяжении всего периода обучения, а на начальном этапе особенно, должны быть посадка. Установка инструмента, руки учащегося и, конечно ведение меха.

Одна из основных задач обучения игре на аккордеоне- научиться правильно вести мех, ведь без него аккордеон беззвучен. Перед игрой необходимо проверить натяжение левого ремня и длину плечевых ремней. От этого зависит качество звукоизвлечения. Мех следует вести ровно, без остановок и толчков, не связывая его движение с моментом нажатия клавишей. Это с первых занятий поможет воспитать культуру звукоизвлечения.

Приведя мех в движение, нельзя раскачиваться, передвигать ноги и колени, перемещать инструмент из стороны в сторону. Плечи должны быть в естественном положении: недопутимо поднимать или опускать их. Не следует растягивать мех слишком широко. Растяжение меха должно соответствовать естественному движению и длине руки ученика. Для начинающего удобна частая смена меха. Неверным является сжатие меха до предела. От этого теряется качество звука, поэтому перед началом игры необходим запас меха.

На начальном этапе обучения смену движения меха следует делать после снятия пальцев с клавишей, чтобы предотвратить появления некрасивого, сдавленного звука. В процессе обучения важно научиться сознательно и грамотно определять моменты смены направления меха, но для начинающих в нотном тексте проставляют соответствующие знаки. Изменение силы звучания зависит от способов и скорости ведения меха. Например,  игра f  (форте)- громко, достигается энергичным, быстрым и главное равномерным ведением меха с достаточно большим усилием, а игра p (пиано)- тихо достигается медленным и равномерным ведением меха, без усилия. Необходимо уделять особое внимание ведению меха, так как именно от этого зависит выразительность и грамотность исполнения произведений. Основными  меховыми приёмами являются расжим и сжим.  Ведя мех, левая рука должна быть свободной, полурасслабленной. При расжиме она не должна «тянуть» мех . а лишь слегка опираться тыльной стороной запястья о ремень. При движении меха на сжим, левая рука, не приподнимая левого полукорпуса, легко и плавно сжимает мех, опираясь ладонью о боковую крышку. Особое внимание необходимо добиваться одинакового ровного звучания как на расжим, так и на сжим.

Постановка левой руки по управлению мехом на ранней стадии обучения связана с многочисленными трудностями и в большей степени определяется физическими данными учащегося. Однако и для физически развитого ученика упомянутый процесс является новым видом движений, не связанный с предыдущим опытом. Исходя их этого, постановка левой руки требует особой концентрации внимания и постоянного контроля со стороны педагога. Необходимо добиваться последовательного включения мышц ученика в начале движения на расжим и сжим. Учащемуся необходимо уяснить специфику ощущения левой руки, работающей без постоянного напряжения, посредством регулярных смен мышечной активности и расслабленности( с необходимым поддержанием звука). Следует наращивать быстроту реакции левой руки, пребывающей в готовности к моментальным переключениям: созданию дополнительного давления в меховой камере, смене направления движущего меха, освобождению мышц.  При расжиме и сжиме не допускать перекоса барин( лицевой и тыльной) сторон меха, учитывая потребность ускоренного нагнетания воздушного давления в меховой камере. Ученику следует подчинить работу мышц левой руки, управляющих мехом, собственным образно-слуховым импульсам- внутреннему слышанию определённых характеристик извлекаемого звука. Желательно добиваться осознание учащимся функционального родства между человеческими легкими и мехом аккордеона, ощущать необходимость поддержания определённого уровня давления в меховой камере и дозированного расходования воздуха для озвучания и артикуляции исполняемых звуков.

Работая над качественной сменой меха, важно приучить ученика контролировать свои игровые движения, не сжимать и не разжимать мех до предела, дослушивать окончания нот и фраз. Нельзя помогать движению меха наклонами тела, движениями плеч, ног или оттягивать левый полукорпус аккордеона вперед или вверх. Необходимо научить ученика «брать дыхание» - грамотно определять в нотном тексте моменты смены меха.

Первоначальные задачи, основанные на игре воздушным клапаном, просты: постановка левой руки, работой над качеством звука, основами ведения меха.

Можно начать с упражнения «дыхание»: сначала ученик нажимает воздушный клапан, затем ведёт мех, раскрывая ( расжим) и закрывая (сжим) его. При этом преподаватель находится сзади и контролирует свободу и естественность движения руки ученика. Необходимо следить так же за тем, чтобы движения локтя было несколько опережающим, чтобы обеспечить плавную смену меха. После этого можно приступить с освоению различных способов ведения меха с нажатым воздушным клапаном для передачи характера того или иного упражнения. («спокойный ветерок», «маленькая буря», «спокойное дыхание», «После бега отдохнём» и т.п.)

Наряду с контролем устойчивости инструмента и регулировки плечевых ремней, подобные упражнения способствуют формированию оптимальных движений меха-способов нагнетания давления в меховой камере и подачи воздуха к голосам.

Следующий этап занятий предусматривает целенаправленную работу над звукоизвлечением.

На начальном этапе обучения смену движения меха следует делать после снятия пальцев с клавишей, чтобы предотвратить появления некрасивого, сдавленного звука, момент тембровой окраски звука должен соотноситься с полным открытием клапана, при этом клавиша достигает дна клавиатуры. Упражнения на формирование звука хорошо описаны в «Современной школе игры на баяне» В.Семёнова и  «Школе художественного мастерства баяниста» В.Ушенина.

Для аккордеониста крайне важно научиться координировать свои игровые действия при расжиме и сжиме, поскольку это непосредственно влияет на качество и наполнение звука.

Необходим постоянный контроль за мышечной активностью левой руки и ее движениями, направляющими процесс звукообразования. Недопустима полная расслабленность мышц левой руки, эффект «пустого меха». Ошибочными являются попытки играть, пользуясь только инерцией движения за счет веса левого полукорпуса при движении на расжим, особенно этим пользуются физически слабые учащиеся. Столь же недопустимо и постоянное давление левой руки на левый полукорпус, приводя к зажатости рук и корпуса учащегося, и, как следствие, грубому, резкому звуку инструмента.

Задача преподавателя научить учащегося пониманию о тесной связи использования огромной звуковой палитрой аккордеона с мельчайшими изменениями движений меха, что непосредственно связано с образно-эмоциональной динамикой музыкального произведения. При управлении мехом не следует допускать появление ослабленных участков отдельных меха, тем самым обеспечивать возможность смены меха в любой фазе расжима или сжима. Учащемуся необходимо постоянно работать над совершенствованием движений управления мехом, не только в силовом отношении , но и в плане быстроты реакции в той или иной исполнительской ситуации.

Список литературы:

  1. «Современная школа игры на баяне» В.Семёнов.
  2. «Школа художественного мастерства баяниста» В.Ушенин
  3. «Новое в теории и практике звукоизвлечения на баяне» А.Крупин; А.Романов.
  4. «Юный аккордеонист» В 2ч. Г.Бойцова.
  5. «Школа игры на аккордеоне» Р.Бажилин
  6. «Практические аспекты техники звукоизвлечения на начальном этапе обучения баяниста» А.Крупин; А.Романов