Задачи музыкального руководителя в музыкальном воспитании детей дошкольного учреждения(консультация для педагогов)
Консультация для педагогов ДОУ "Задачи музыкального руководителя в музыкальном воспитании детей дошкольного учреждения"
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Задачи музыкального руководителя в музыкальном воспитании детей дошкольного учреждения
Рамазанова С.С. (Консультация для педагогов)
Главная задача музыкального воспитания на этапе дошкольного детства – это развитие его эмоциональной сферы, имея в виду, прежде всего самый общий план психического развития ребёнка.
Эмоциональная сфера играет решающую роль в становлении личности ребёнка, развития его высших психических функций, регуляции и поведения. Известно, что гармония личности ребёнка возможна только при условии гармоничного развития двух основных сфер его психики – интеллектуальной и эмоциональной, «единства интеллекта и аффекта», как писал Л. С. Выготский. Одна из центральных ролей в формировании эмоциональной составляющей принадлежит искусству как явлению эмоционально-образному по самой своей природе. К музыке это относится в наибольшей степени, так как по определению современного музыкознания, музыка – это не что иное, как модель человеческих эмоций (В. В. Медушевский). Благодаря уникальным особенностям музыки, она способствует развитию не только эмоциональной, но также познавательной и нравственной сфер, и особенно, формирует творческую личность.
На занятиях в детском саду закладываются основы музыкальной и общей культуры ребёнка. Именно здесь он может приобщиться к искусству, от которого, по словам Гёте, «расходятся пути по всем направлениям». Годы жизни, когда ребёнок особенно чуток ко всему окружающему, - решающие в его музыкальном и общекультурном развитии.
К числу основных музыкальных задач, которые стоят перед музыкальным руководителем в дошкольном учреждении, можно отнести формирование у детей системы музыкальных способностей, начал музыкального вкуса, создание условий для широкой ориентировки в музыке и накопления музыкальных впечатлений.
Период дошкольного детства является наиболее благоприятным в отношении становления музыкальности и входящих в неё музыкальных способностей. Упущенное в этом возрасте невосполнимо.
Решить все эти задачи музыкального воспитания в детском саду может только педагог, владеющий теоретическими знаниями в области музыкальной психологии и педагогики, а также обладающий практическими методиками музыкального и общего развития детей дошкольного возраста.
Музыкальный руководитель включает в свои занятия все традиционные для детского сада виды деятельности, связанные с музыкальной: слушание музыки, музыкально-ритмические движения, пение, игра-драматизация, оркестр и др. Музыкальный руководитель пишет сценарии, занимается дизайном зала, проводит многочисленные развлечения и праздники, в структуре которых часто объединены различные виды искусства - изобразительное, художественная литература, театрализованная деятельность.
Решая огромный объём задач художественного и общего развития детей, музыкальный руководитель является уникальным, единственным в своём роде специалистом в дошкольном воспитании.
Известно, что музыкальное образование – самое трудоёмкое и длительное по количеству лет. Так, например, для того, чтобы получить даже среднее специальное музыкальное образование, необходимо учиться 11 лет (7 лет в музыкальной школе и 4 года в музыкальном училище, а для получения высшего музыкального образования потребуется ещё 5 лет. Это – беспрецедентно и связано со сложностью музыки как вида искусства и с необходимостью формирования столь же сложной системы музыкальных способностей и исполнительных навыков у будущего педагога, а затем с его помощью, - у его воспитанников.
Система музыкальности представляет собой сложное образование и состоит из многих музыкальных способностей. Каждая музыкальная способность тоже представляет собой многокомпонентную структуру.
Система музыкальности развивается покомпонентно, от простых ко всё более сложным составляющим. Существуют общие возрастные закономерности её становления и огромный разброс индивидуальных различий между детьми. Всё это должен учитывать в своей практической работе музыкальный руководитель.
Средневозрастные значения развития той или иной способности характеризуют большинство детей группы детского сада, и педагоги, в основном, ориентируются на них. Известно, что индивидуальные показатели музыкального развития детей иногда превосходят средневозрастные или, наоборот, оказываются более низкими. Очень важной и специальной задачей педагогов – не упустить не только отстающих, но и музыкально одарённых детей из своего поля зрения в работе с дошкольниками.
Музыкальные способности, как и любые другие, формируются и развиваются в деятельности. В детском саду традиционно остаётся пять основных видов музыкальной деятельности. Их становление связано не только с развитием у детей музыкальных способностей, но и приобретением необходимых навыков и умений, специфичных для каждого вида деятельности. Методикой их формирования также должен владеть музыкальный руководитель.
Каждый вид музыкальной деятельности предъявляет педагогу свои требования.
Проведение слушания музыки требует от педагога профессионального владения музыкальным инструментом для «живого» художественного исполнения музыки и музыковедческих знаний, позволяющих анализировать его. Музыкальный руководитель должен быть тонким психологом и педагогом, чтобы правильно определить индивидуальные способности каждого ребёнка «читать музыкальные произведения», а также подвести ребёнка к адекватному восприятию художественного образа.
Обучение детей музыкально-ритмическим движениям требуют от педагога не только знания закономерностей музыкального и двигательного развития дошколят, но и умения владеть своим телом. Важно научить детей свободному, раскрепощённому исполнению естественных движений; поставить танцы, вдохновить на музыкально-творческие этюды.
Пение – один из самых сложных и в то же время наименее изученных и методически разработанных разделов музыкальной работы с детьми. Современный подход к его проведению предполагает не только разучивание песен и работу над чистотой интонирования, но и постановку детского певческого голоса, формирование элементарных певческих навыков. Музыкальному руководителю нужно владеть своим собственным певческим голосом, знать возрастные и индивидуальные вокальные возможности детей, методические приёмы хоровой и индивидуальной работы; должен обладать вокальным слухом, который необходим для определения природного типа певческого голоса каждого ребёнка и для коррекции певческого звука в процессе вокальных занятий.
Индивидуальные и хоровые занятия позволяют сохранить здоровье певческого аппарата детей, помогают научить их петь нефорсированно, звонко и легко, а также выразительно и музыкально.
Организация детского оркестра требует от музыкального руководителя не только умения научить детей играть на всех имеющихся детских музыкальных инструментах и объединить их в ансамбли и оркестр. Детей нужно научить играть по слуху. Игра по слуху развивает у них всю систему музыкальных способностей, помогает становлению инструментальной импровизации. Овладение этой методикой включает как индивидуальную работу, так и работу в ансамбле и оркестре.
Музыкальная игра-драматизация. Этот вид детской деятельности – один из самых любимых и популярных у детей и взрослых. Здесь и музыкальный руководитель становится режиссером музыкального спектакля. Он должен уметь грамотно построить мизансцены, выбрать исполнителей ролей, объединить в спектакле различные виды деятельности.
Работа с детьми во всех этих видах деятельности предполагает творческих подход педагога к содержанию и методам занятий.
Музыкальный руководитель как педагог проводит с детьми на музыкальных занятиях большую общеобразовательную и воспитательную работу, направленную на их интеллектуальное и нравственное развитие. Эта работа, благодаря эмоциональной сущности музыки, оказывается более эффективной, чем прямое, формальное, скучное обучение и назидание.
В это же время ежедневно, регулярно музыкальный руководитель должен проводить занятия за инструментом для поддержания формы и овладения новым музыкальным репертуаром, а также работой с воспитателями и родителями.
Кроме того, музыкальный руководитель играет не последнюю роль в подготовке и проведении праздников и мероприятий для коллектива детского сада. Словом, от того, какой это человек, насколько он интересен и талантлив, во многом завит музыкальное и общее развитие детей, атмосфера и радость в детском саду.
Очень важным моментов работы музыкального руководителя является выбор программы, по которой будет проводиться работа в учреждении. Необходимо обратить внимание на научную обоснованность программы, её нацеленность на всестороннее е гармоничное развитие детей, высокую художественность предполагаемого музыкального репертуара, на возможность музыкального творчества.
Вопрос о музыкальном репертуаре, на котором строится развитие детей, очень важный и острый. Безусловное предпочтение должно быть отдано классической музыке, которая должна сочетаться с народной и лучшей современной музыкой.
Современная поп-музыка, культивируемая средствами массовой информации и звучащая отовсюду громко и постоянно, оказывает сильнейшее отрицательное влияние на слух, нервную систему, эмоциональную и интеллектуальную сферы ребёнка. К сожалению, её всё чаще начинают использовать в детском саду в угоду моде и вкусам части родителей. Под эту музыку в культивируемых шоу дети воспроизводят не свойственные их возрасту, часто просто вульгарные движения, подражая эстрадным звёздам с экрана телевизора. Под эту музыку в её вокальном «фанерном» варианте дети часто поют, пытаясь перекричать запредельную громкость, надрываясь и рискуя потерять голос.
Педагоги и родители должны сделать всё, что максимально оградить детей от пагубного влияния такой музыки и такого её использования, дать им возможность узнать и полюбить настоящую музыку.
Одним из самых больных вопросов музыкального воспитания остаётся вопрос о праздниках в детском саду. Праздники, приносящие радость детям, конечно, очень нужны, но проводить их друг за другом в большом количестве, подчиняя подготовке к ним, муштре детей, всю работу по музыкальному развитию, абсурдно. К сожалению, такая практика, существовавшая многие годы, и существует до сих пор.
Главным критерием качества музыкальной работы является возрастающий из года в год уровень музыкального развития детей и, конечно же, отношение их к музыке и музыкальным занятиям. Этот уровень выявляется в процессе проводимых музыкальным руководителем циклом индивидуальных диагностических обследований детей и наблюдений за ними на занятиях.
Диагностика музыкальных способностей – один из самых необходимых и продуктивных разделов работы музыкального руководителя детского сада. При проведении диагностики у ребёнка определяются уровни развития каждой из музыкальной способностей, что позволяет выявить качественное своеобразие его системы музыкальности, сильные и слабые её звенья, и грамотно построить работу по гармонизации этой системы.
Анализ полученных данных позволяет значительно быстрее и точнее изучить детей и выявить степень продвижения в конце каждого учебного года. Кроме того, диагностика позволяет выявить показатели продвинутости каждого ребёнка в целом, а также в том или ином виде музыкальной деятельности.
Данные диагностики оцениваются только самим педагогом с учётом возрастных закономерностей развития способностей. К примеру, интонирование, которое служит одним из показателей развития звуковысотного слуха, в дошкольном детстве проходит ряд этапов: от чистого интонирования 1-2 звуков песни у большинства детей 4го года жизни до чистого интонирования мелодии в целом у многих детей 7го года жизни. Если дети младшей и средней групп поют не очень чисто, но достигают средневозрастного уровня развития интонирования, это закономерно и говорит о хорошей работе музыкального руководителя.
При этом каждый педагог знает, что есть индивидуальные различия между детьми. И если один ребёнок превосходит своих сверстников по каким-либо показателям, это не значит, что музыкальный руководитель не сумел «дотянуть» до такого же высокого уровня всю группу. Способности не могут быть одинаковыми исходно и не могут одинаково развиваться.
Методические службы требуют проведения диагностики каждые полгода и считают, что только одинаково высокие итоговые показатели у всех детей свидетельствуют о хорошей работе педагога. Это не так. Циклы диагностических занятий целесообразно проводить один раз в год, в апреле – мае. Лишь во второй младшей группе – два раза: в начале учебного года, так как часть детей не посещала детский сад, и педагог их совсем не знает; и в конце года.
Возвращаясь к праздникам в детском саду, в результате многочисленных дискуссий решений «сверху» и предложений практики было установлено проведение 3х праздников в год. Это: осенний праздник, Новый год, 8-е марта. В подготовительной к школе группе ещё выпускной. Однако реально, чаще всего по инициативе заведующих, которые считают, что музыканты работают с минимальной нагрузкой, проводится гораздо больше праздников и, как правило, в форме концертов детей для взрослых. Иногда за 9 месяцев учебного года проводится 12 и более праздников. В результате вся работа по музыкальному воспитанию и развитию детей сводится к подготовке к праздникам.
Праздники в детском саду можно проводить в самых разных формах. Можно организовать концерт взрослых для детей, концерт бывших воспитанников детского сада, которые учатся в музыкальной школе; интегрированное тематическое занятие, занятие-концерт, посвящённое, например, знакомству с каким-либо инструментом симфонического оркестра; занятие-концерт с использованием видео- и аудиозаписей, на котором дети услышат музыку великого композитора и т. д. Важно, чтобы подготовка к праздникам не подменяла планомерной работы по музыкальному и общему развитию детей, формированию у них музыкальных способностей, а естественно вытекала из неё.
Решать все задачи в условиях, когда музыкальный руководитель работает со многими группами, очень сложно. Поэтому ему всегда необходима помощь и поддержка со стороны заведующей, методиста, воспитателей и других специалистов детского сада, а также родителей воспитанников. И тогда работа с детьми будет по-настоящему развивающей, приносящей пользу и радость.