Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию образовательной деятельности "Музыка" старшая группа "В стране Мажора и Минора"

Рамазанова Светлана Сергеевна

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию образовательной деятельности "Музыка" в старшей группе "В стране Мажора и Минора"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzykalnoe_zanyatie_mazhor_i_minor.docx24.94 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                                                                                        Конспект непосредственно-образовательной деятельности

по художественно-эстетическому развитию

образовательной области «Музыка» в старшей группе

«В СТРАНЕ МАЖОРА И МИНОРА»

Цель:формирование представлений о ладе в музыке и установление ассоциативных связей в процессе обобщения музыкальных впечатлений.

Задачи:

Обучающие:

  • познакомить с главными ладами музыки мажором и минором;
  • формировать представления о внешних признаках веселого и грустного настроения;
  • учить применять на практике, демонстрировать признаки веселого, грустного настроения посредством собственной мимики, пантомимики, в том числе, в процессе собственной музыкальной деятельности;
  • совершенствовать певческие навыки (протяжное пение, выразительное исполнение песен, бесшумный вдох и выдох)

Развивающие:

  •  развивать слуховое восприятие посредствоммузыкальных  произведений;
  • развивать воображение

Воспитательные:        

  • воспитывать интерес к занятиям музыкальной деятельностью;
  • воспитывать интерес к классической музыке и живописи

Словарная работа:развивать устную речь в ходе высказывания своих впечатлений, характеризующих музыкальные произведения    

Материалы и оборудование:

Демонстрационный- куклы, музыкальный чемодан, мольберт, репродукции картин.

Раздаточный-музыкальные инструменты (ложки, треугольники, бубны, трещотки).

Технические средства- проектор, ноутбук, колонка.

Предварительная работа: знакомство с картинами русских художников,прослушивание музыкальных произведений в мажорном и минорном ладе, разучиваниеигры«Повтори движение»,знакомство с творчеством Г.Свиридова.

Методы:

Словесный- беседа, рассказ музыкального руководителя.

Наглядный- просмотр репродукций картин известных художников.

Практический- игра на музыкальных инструментах

Ход деятельности:

  1. Вводная часть

Дети под музыку В. Моцарта «Маленькая ночная серенада» заходят в музыкальный зал.

Музыкальный руководитель:

Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас в нашем музыкальном зале. Давайте поприветствуем друг друга веселой песенкой.

Мотивация игровая(музыкальная игра-приветствие)- создание положительного эмоционального настроя.

Коммуникативная игра«Утро просыпается»;

Упражнение «Умный колпак»

Дети садятся на стульчики.

  1. Основная часть

Звучит сигнал вызова по скайпу.

Музыкальный руководитель:

Кто-то нам звонит, давайте посмотрим.

На экране появляется Фея музыки. Звучит аудиозапись:

«Здравствуйте, мои друзья!  Боюсь, что огорчу вас я!

В музыкальном королевстве, где так много танцев, песен,

Музыка звучит всегда, приключилась вот беда.

Все сейчас вам расскажу, по порядку я начну.

Жил у нас один синьор, имя он носил Мажор.
Улыбался, хохотал, никогда не тосковал.

Рядом жил другой синьор, назывался он Минор,
Часто плакал и грустил, не смеялся, не шутил.

Два соседа дружно жили, оба музыке служили,
Но пошел у них разлад и сказал мажорный лад:

В королевстве стало скучно, ты все плачешь и грустишь

Или вовсе уж молчишь.

Я- веселый и задорный и с тобою, лад минорный,

Жить здесь больше не могу, из дворца я убегу.

Так сказал он и пропал, ну а что минорный лад?

Погрустил, вздохнул немного

За мажором сам в дорогу убежать он был и рад.

Где теперь они, не знаю, вам ребята, доверяю

Поскорее их найти, чтоб не сбились где в пути

Их скорей ко мне верните и за беспокойство меня простите!»

Музыкальный руководитель:

Конечно поможем, правда ребята? Надо найти нам Мажор и Минор и вернуть их в королевство Музыки. Вот только где они могут прятаться? Посмотрите, какой-то чемодан стоит. Обычно в чемодан собирают вещи, когда отправляются в дорогу. Как же он мог здесь оказаться?  Мне кажется, ребята, что там кто-то есть.(Рассматривает чемодан)

Смотрите, какой он необычный, на нем ноты, скрипичный ключ. Вот только как его открыть, ключа-тонет? Кажется, я догадалась, если чемодан музыкальный, то ключиками к нему могут быть ваши голоса. Когда они красиво и выразительно исполнят мелодию песни, чемодан откроется, и мы увидим, что в нем. Трудно спеть песню без подготовки. Голос нужно настроить, даже музыканты в оркестре перед выступлением настраивают свои инструменты.

Дети исполняют попевку с использованием карточек настроения (в мажорном ладу и минорном):

По дорожке мы идем топ-топ, и друзей себе найдем, топ-топ.

Ох, устали наши ножки, топ-топ. Посидим мы на дорожке, топ-топ.

Музыкальный руководитель:

Ключики-голоса, готовы? Какой песенкой попробуем открыть музыкальный чемодан?

Дети исполняют песню «Осенняя песенка»муз. и сл. Л. Олифировой

Музыкальный руководитель:

Чемодан я открываю, что там в нем, пока не знаю.

(достает куклу синьора Минора)

Минор

Меня зовут сеньор Минор

Я вот что вам скажу.

Со смехом мне не по пути,

Я грустью дорожу.

Люблю, вздыхая, слёзы лить

И предлагаю вам

Со мною вместе погрустить-

О чём, -не знаю сам.

А грустить мы будем под музыку замечательного русского композитора П. И. Чайковского, знаете такого?(Ответы детей)

Музыкальный руководитель исполняет фрагмент «Осенней песни» из «Детского альбома»

Минор 

Какой характер музыки? Какие чувства она вызывает у вас? (ответы детей). А теперь послушаем эту же музыку в оркестровом исполнении и потанцуем с листьями.

Осень, осыпается весь наш бедный сад

Листья пожелтелые по ветру летят

Дети исполняют импровизационный танец с листьями

Из чемодана раздается смех

Музыкальный руководитель:

Ребята, слышите, в чемодане еще кто-то спрятался, давайте посмотрим. (достает куклу Мажор)

Мажор(на фоне музыки)

Друзья, представиться спешу –

Знакомству очень рад.

Меня зовут синьор Мажор.

Я лучший друг ребят.

С собой всегда я приношу

Улыбку, шутки, смех.

И если дружен ты со мной,

То ждет тебя успех.

Мажор

Я уверен, что все вы любите веселую музыку. А что за музыка сейчас прозвучала, кто вспомнит? (Ответы детей).Правильно, это была «Шутка»

И. С. Баха в оркестровом исполнении. А вы знаете, что это же произведение можно исполнить без помощи музыкальных инструментов, а капелла (голосом)?

Дети слушают «Шутку» И. С. Баха в исполнении хора Турецкого

Мажор

Вы обратили внимание, как виртуозно владеют музыканты-певцы своими голосами? Какая у них четкая дикция, артикуляция .Для этого нужно развивать свой голосовой аппарат.

Дети учат артикуляционную гимнастику«У сороки тараторки»с шумовыми инструментами.

Музыкальная игра «Повтори движение»

Музыкальный руководитель:

Мы сегодня с вами узнали, что мажор и минор-два лада, которые передают настроение в музыке. Мажор-какое настроение? (ответы детей). А минор? (ответы детей). И каждое настроение в музыке имеет свои краски, свои оттенки.

Сейчас мы с вами послушаем музыку замечательного композитора Георгия Свиридова, которая называется «Весна и Осень» (показать портрет). Композитор очень любил нашу русскую природу и восхищался тем, как природа меняет свои краски в зависимости от времени года.

Свиридов тонко передает в своей звуковой картине затаенную нежность и чистоту пробуждающейся природы. Медленно, словно нехотя, распрямляют плечи деревья, трава. Теплое дыхание весны коснулось птиц. Они запели, сначала робко, а затем все более живо и радостно. И вот наступила Осень, мелодия сменила свою окраску, она из светлой, мажорной превратилась в грустную, минорную. Голоса птиц звучат уже не радостно и звонко, а глухо и печально. Ведь им предстоит долгий путь в далекие края. А сейчас мы с вами отправимся в наш виртуальный музей и будем слушать музыку и любоваться замечательными пейзажами на картинах русских художников.

Дети слушают музыку Г. Свиридова на фоне звукоряда картин.

Вопросы:

1. Сравните две мелодии. Что в них общего и в чем отличие?

2.Какие тембры музыкальных инструментов подчеркивают весеннее и осеннее настроение в музыке?

Музыкальный руководитель:

Ребята, у каждого из вас, я думаю, бывает минорное настроение. Когда грустно, хочется плакать.

А что нужно делать, чтобы настроение улучшилось?

Ответы детей

(послушать веселую музыку, позвать друзей, поиграть в игры, помочь родителям и т. д.)

Музыкальный руководитель

Пора возвращать наших друзей Минора и Мажора в музыкальное королевство. Но мы с ними теперь подружились и еще не раз встретимся на наших музыкальных занятиях.

Звонок скайпа.

Фея Музыки (Аудиозапись)

«Спасибо, вам ребята, что нашли Мажор и Минор, и  помогли им вернуться в мое королевство. И в каком бы ладу музыка не звучала, она никогда не утратит своей прелести и красоты».

3. Заключительная часть

Музыкальный руководитель:

Ребята сегодня мы с вами помогли Фее Музыки вернуть в её музыкальное королевство Мажор и Минор, послушали замечательные музыкальные произведения композиторов, узнали, что их можно исполнять не только музыкальными инструментами, но и голосом-а капелла, посетили наш виртуальный музей.

Мне очень понравилось, как вы сегодня ладили друг с другом. Пускай всегда в вашей жизни - дома, в детском саду - все будет ладно! И всегда у вас будет хорошее настроение.

Под песню «Хорошее настроение» муз. и сл. З. Роот дети уходят из зала.