Рихард Вагнер. Биографические сведения.Хронологическая таблица.
Вагнер. Биографические сведения.Хронологическая таблица.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vagner.docx | 19.91 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Год | Город Страна | Событие | Сочинение |
22 мая 1813 года | Лейпциг | В семье полицейского чиновника. Родился немецкий композитор, дирижер, музыкальный писатель – Вильгельм Рихард Вагнер. С 1828 г. начал обучаться музыке у кантора церкви Святого Фомы Теодора Вайнлига. В 1831 г. начал музыкальную учёбу в университете Лейпцига. | В 15 лет он написал свою первую театральную пьесу, а в 16 лет начал сочинять музыку. |
В 1833 | Вюрцбург | Вагнер получил место театрального хормейстера и сочинил оперу. Отныне и до конца жизни Вагнер сам писал либретто своих опер (некоторые специалисты оценивают литературные достоинства его текстов не слишком высоко, тогда как другие (в том числе Бернард Шоу) причисляют их к вершинам немецкой поэзии). | Опера «Феи» (по пьесе Карло Гоцци «Женщина-змея»), которая при его жизни не звучала. |
В 1835 | Магдебург | Написал свою вторую оперу. В следующем году она была поставлена в Магдебурге. К тому времени Вагнер уже успел дебютировать как дирижер и выступал с небольшой оперной труппой, которая вскоре обанкротилась. | Опера «Запрет любви» (по комедии Шекспира «Мера за меру») |
В 1836 | Кенигсберг | Женился на певице Минне Планер и вместе с ней обосновался в Кенигсберге, где ему была предоставлена должность музикдиректора городского театра. | |
В 1837 | Рига | Занял аналогичную должность в Риге и начал писать свою третью оперу. В Риге Вагнер развернул активную дирижерскую деятельность, исполняя преимущественно музыку Бетховена. Композитор произвел подлинную революцию в искусстве дирижирования. Для достижения более полного контакта с оркестром он отказался от обычая дирижировать, стоя лицом к публике, и повернулся лицом к оркестру. Он также осуществил разделение функций правой и левой рук, доныне сохраняющее свое значение: правая рука (в которой дирижер держит палочку) занята преимущественно обозначением темпа и ритма, тогда как левая указывает вступления инструментов, а также динамические и фразировочные нюансы. | Опера «Риенци» (по роману английского писателя Э. Булвер-Литтона). |
В 1839 | Лондон, затем Париж | Здесь Вагнер сблизился с Дж. Мейербером, Ференцом Листом, Гектором Берлиозом. Источником его заработков была поденная работа для издательств и театров; параллельно он сочинял слова и музыку оперы по мотивам легенды о корабле-призраке («летучем голландце»). | |
В 1842 | «Риенци» — образец «большой оперы» во французском духе — был принят к постановке в Дрездене. Ее премьера прошла с большим успехом. Сюжет оперы о римском патриоте и «последнем трибуне» 14 века отразил политические интересы и идеалы самого Вагнера, состоявшего в группировке интеллектуалов-анархистов «Молодая Германия». | ||
В 1843 | Опера «Летучий голландец» была воспринята сдержаннее. Между тем, она свидетельствует о значительно возросшем мастерстве Рихарда Вагнера как музыканта-драматурга. Начиная с «Летучего голландца», Вагнер постепенно отходит от традиционной для оперы 18-19 веков номерной структуры. Центральная для оперы тема искупления женской любовью становится сквозным сюжетом всего творчества Вагнера, а до некоторой степени и всей жизни. Эта тема с незаурядной силой разработана и в двух следующих произведениях композитора, операх «Тангейзер» (1845) и «Лоэнгрин» (1848), которые также основаны на старинных сказаниях и еще более радикально порывают с номерной структурой. Роль основного носителя музыкального содержания принимает на себя оркестр; относительно завершенные отрывки и целые сцены переходят друг в друга плавно, без отчетливо выраженных формальных цезур, а в сольных вокальных партиях преобладает гибкий и свободный ариозный стиль. | ||
В 1849 | Охваченный революционным пылом, Рихард Вагнер принял участие в дрезденском антиправительственном мятеже и после его поражения бежал сначала в Веймар (к Листу), а затем, через Париж, в Швейцарию. Будучи объявленным государственным преступником, он 13 лет не пересекал границы Германии. | ||
В 1850-1858 | Цюрих | Начал работать над словами и музыкой цикла опер по древним скандинавским сагам и средневековому германскому эпосу. К 1853 текст этого цикла (будущей тетралогии «Кольцо нибелунга») был отпечатан и прочитан друзьям, к числу которых принадлежали меценат Отто Везендонк и его жена, разносторонне одаренная Матильда. Пять ее стихотворений послужили основой песен Вагнера для голоса и фортепиано. | Антисемитский памфлет «Еврейство в музыке» (направленный отчасти против его бывшего покровителя Мейербера), работа «Опера и драма», обобщавшая его идеи касательно музыкального театра. Музыкальная драма «Тристан и Изольда» (история запретных отношений Рихарда с женой друга). Либретто тетралогии «Кольцо нибелунга», музыка её первых двух частей («Золото Рейна» и «Валькирия») |
В 1858-1861 | Цюрих, затем Париж | Вагнер поссорился с Матильдой Везендонк и покинул Швейцарию, а в 1860 воссоединился с женой в Париже. В Парижской опере был поставлен «Тангейзер». Несмотря на то, что Вагнер переработал оперу в соответствии со вкусами французской публики (в частности, дописал большую балетную сцену вакханалии в начале первого акта), произведение было жестоко освистано, причем скандал на премьере имел политическую подоплеку. | |
В 1862-1864 | Вагнер получил полную амнистию и право на беспрепятственный въезд в Германию и тогда же окончательно разошелся со своей больной и бездетной женой (умерла в 1866). В 1863 он с успехом дирижировал в Вене, России, других европейских странах (дирижерский репертуар Вагнера включал оркестровые отрывки из его собственных опер и симфонии Бетховена), а в следующем году по приглашению юного короля Баварии Людвига II поселился близ Мюнхена. Король, преклонявшийся перед Вагнером, оказал ему щедрую денежную помощь. Из-за придворных интриг пребывание Вагнера в Баварии оказалось недолгим. Атмосфера вокруг композитора особенно накалилась после того, как стало известно о его романе с Козимой фон Бюлов — дочерью Листа и женой его ученика, музыкального руководителя Королевской оперы Х. фон Бюлова | ||
В 1868 | Трибшен близ Люцерна | Премьера «Майстерзингеров» (1867) (под управлением Бюлова). Козима переехала Вагнеру в 1866. К моменту оформления законного брака (в 1870) у них уже было двое детей. В Мюнхене по настоянию Людвига II были поставлены первые две оперы все еще не оконченного «Кольца нибелунга» — «Золото Рейна» и «Валькирия». | |
В 1872-1874 | Торжественно заложил здание нового театра в Байрейте (к северо-востоку от Нюрнберга) и энергично взялся за добывание средств на его постройку. В 1874, когда предприятие оказалось на грани провала, король в очередной раз помог Вагнеру. | Опера «Закат богов». | |
В 1876 | Открытие байрейтского фестивального театра постановкой всего «Кольца нибелунга» под управлением Ганса Рихтера. | ||
В 1877 | Лондон | Художественный триумф Вагнера на первом байрейтском фестивале обернулся финансовой катастрофой. Надеясь возместить понесенные потери, Вагнер дирижировал концертами в Лондоне. | Опера («торжественная сценическая мистерия») «Парсифаль» по мотивам эпического романа немецкого средневекового поэта-рыцаря В. фон Эшенбаха. |
В 1880-1882 | Большую часть 1880 года Вагнер провел в Италии. На последних в жизни Вагнера байрейтских торжествах 1882 состоялась премьера «Парсифаля» под управлением Германа Леви. | ||
13 февраля 1883 | Венеция | Скончался от сердечного приступа. Похоронен в Байрейте. | |
Степень влияния Вагнера на современников и потомков невозможно переоценить. Он обогатил гармонический и мелодический язык музыки, открыл новые сферы музыкальной выразительности и неслыханные оркестровые и вокальные краски, ввел в обиход новые методы развития музыкальных идей.
Личность и творчество Вагнера вызывали обожание или ненависть (или оба эти чувства вместе — как в случае Фридриха Ницше); но даже самые убежденные противники Вагнера не отрицали его величия. Сын Вагнера Зигфрид (1869-1930) — композитор (автор нескольких сказочных опер), дирижер, оперный режиссер. На его рождение Вагнер сочинил свое единственное произведение для камерного оркестра — обаятельную «Зигфрид-идиллию», основанную на темах из оперы «Зигфрид». Немногие сохранившиеся записи Зигфрида Вагнера (с байрейтских спектаклей) свидетельствуют о его высоком дирижерском мастерстве. Сыновья Зигфрида, внуки Вагнера, Виланд (1917-1966) и Вольфганг (р. 1919), — были видными оперными режиссерами. |
Оперы (всего 13): «Феи» (1833—1834), «Запрет любви» (1834—1836), «Риенци» (1838—1840, премьера — 1842), «Моряк-скиталец» («Летучий голландец») (1840—1841, премьера — 1843), «Тангейзер» (1843—1845, премьера — 1845), «Лоэнгрин» (1845—1848, премьера — 1850), «Золото Рейна» (1852—1854, премьера — 1869), «Валькирия» (1852—1856, премьера — 1870), «Тристан и Изольда» (1857—1859, премьера — 1865)
«Нюрнбергские мейстерзингеры» (1861 —1867, премьера — 1868), «Зигфрид» (1851 —1871, премьера — 1876), «Гибель богов» (1848—1874, премьера — 1876), «Парсифаль» (1877—1882, премьера — 1882).