Михаил Иванович Глинка. Биографические сведения. Хронологическая таблица.
Глинка. Биографические сведения. Хронологическая таблица.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
glinka.docx | 22.47 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Год | Город Страна | Событие | Сочинение |
20 мая (1 июня) 1804 года | Село Новоспасское, Смоленской губернии | Родился Михаил Иванович Глинка. До шести лет воспитывался бабушкой. Первый интерес к музыке проявился у мальчика в раннем детстве, когда он пытался имитировать колокольный звон с помощью медной домашней утвари. С десяти лет Михаил начал учиться игре на фортепиано и скрипке. В крепостном оркестре узнает много произведений того времени, знакомится с музыкальными инструментами. | |
1817 | Санкт-Петербург | Начал обучаться в Благородном пансионе при педагогическом институте Санкт-Петербурга. Глинка познакомился с А. С. Пушкиным, который приходил туда к своему младшему брату Льву, однокласснику Михаила. Их встречи возобновились летом 1828 года и продолжались вплоть до кончины поэта. | |
1822-1823 | Пишет свои первые произведения. Ищет пути выхода за рамки форм и жанров бытовой музыки. В 1823 году он работает над струнным септетом, адажио и рондо для оркестра и над двумя оркестровыми увертюрами. В эти же годы расширяется круг знакомств Михаила Ивановича. Он знакомится с Василием Жуковским, Александром Грибоедовым, Адамом Мицкевичем, Антоном Дельвигом, Владимиром Одоевским, ставшим впоследствии его другом. Летом 1823 года Глинка совершил поездку на Кавказ, побывав в Пятигорске и Кисловодске. | Знаменитые романсы «Не искушай меня без нужды» на стихи Баратынского, «Не пой, красавица, при мне» на текст А. Пушкина, «Ночь осенняя, ночь любезная» на слова А. Я. Римского-Корсакова. Появляются и его инструментальные произведения: адажио и рондо для оркестра, струнный септет | |
1824-1829 | Работал помощником секретаря Главного управления путей сообщения. | М. Глинка и Н. Павлищев издали «Лирический альбом», где среди сочинений разных авторов были и пьесы Глинки. | |
1830 | Италия, Милан | Композитор отправился в Италию, задержавшись по пути в Дрездене и совершив большое путешествие по Германии, растянувшееся на все летние месяцы. В Италии он познакомился с выдающимися композиторами В. Беллини и Г. Доницетти, изучал вокальный стиль бельканто (итал. bel canto) и сам много сочинял в «итальянском духе». | В его произведениях, значительную часть которых составляли пьесы на темы популярных опер, уже не было ничего ученического, все композиции выполнены мастерски. Особое внимание Глинка уделял инструментальным ансамблям, написав два оригинальных сочинения: Секстет для фортепиано, двух скрипок, альта, виолончели и контрабаса и Патетическое трио для фортепиано, кларнета и фагота. В этих произведениях особенно отчётливо проявились черты композиторского почерка Глинки. |
1833-1835 | Германия, Берлин | Отправился в Берлин, остановившись по пути на некоторое время в Вене. В Берлине Глинка, под руководством немецкого теоретика Зигфрида Дена работает в области композиции, полифонии, инструментовки. Получив в 1834 году известие о смерти отца, Глинка решил незамедлительно вернуться в Россию. | Обширные планы создания русской национальной оперы. Работа над национальной оперой «Иван Сусанин». |
1836 | С большим трудом удалось добиться принятия первой оперы к постановке на сцене Петербургского Большого театра. Премьера «Жизни за царя» состоялась 27 ноября 1836 года. Успех был огромным, опера была с восторгом принята обществом. Вскоре после постановки «Жизни за царя» Глинку назначали капельмейстером Придворной певческой капеллы, которой он руководил в течение двух лет. Весну и лето 1838 года Глинка провёл на Украине. Там он отбирал певчих для капеллы. | Опера «Жизнь за царя» | |
1837 | Первое представление «Руслана и Людмилы» состоялось 27 ноября 1842 года, ровно через шесть лет после премьеры «Ивана Сусанина». В сравнении с «Иваном Сусаниным», новая опера М. Глинки вызвала более сильную критику. Самым яростным критиком композитора был Ф. Булгарин, в то время всё ещё весьма влиятельный журналист. | Начал работать над новой оперой на сюжет поэмы А. С. Пушкина «Руслан и Людмила» | |
1839 | Отношения Глинки с Катенькой Керн. Ставшая музой композитора в тот период его жизни, Катенька Керн была источником вдохновения для Глинки. Ряд небольших произведений, сочинённых им в 1839 году, были посвящены Екатерине Керн, в частности романс «Если встречусь с тобой», «Я помню чудное мгновенье». | ||
1844 | Франция, | Тяжело переживая критику своей новой оперы совершает новое длительное заграничное путешествие. В Париже ознакомился с французским композитором Гектором Берлиозом. Весной 1845 года Берлиоз исполнил на своем концерте произведения Глинки: лезгинку из «Руслана и Людмилы» и арию Антониды из «Ивана Сусанина». Успех этих произведений навёл Глинку на мысль дать в Париже благотворительный концерт из своих сочинений. 10 апреля 1845 года большой концерт русского композитора с успехом прошёл в концертном зале Герца. 13 мая 1845 года Глинка отправился в Испанию. Там Михаил Иванович изучает культуру, нравы, язык испанского народа, записывает испанские фольклорные мелодии, наблюдает народные празднества и традиции. | Две симфонические увертюры, написанные на испанские народные темы. Осенью 1845 год - увертюра «Арагонская хота», а в 1848 (по возвращении в Россию) — «Ночь в Мадриде». |
1848 | Варшава | Так как ему отказали в заграничном паспорте, останавливается в Варшаве. | Симфоническая фантазия «Камаринская» на темы двух русских песен: свадебной лирической «Из-за гор, гор высоких» и бойкой плясовой. |
1851 | Возвращается в Санкт-Петербург | Давал уроки пения, готовил оперные партии и камерный репертуар с такими певцами как Н. К. Иванов, О. А. Петров, А. Я. Петрова-Воробьёва, А. П. Лодий, Д. М. Леонова и другими. Под непосредственным влиянием Глинки складывалась русская вокальная школа. Бывал у М. И. Глинки и А. Н. Серов, в 1852 году записавший его «Заметки об инструментовке» (опубликованы 4 года спустя). Часто приезжал А. С. Даргомыжский. | |
1852 | Вновь отправился в путешествие. Он планировал добраться до Испании, но утомившись от переездов в дилижансах и по железной дороге, остановился в Париже, где прожил чуть более двух лет. | Начал работу над симфонией «Тарас Бульба», которая так и не была закончена. | |
Май 1854 | Приехал в Россию из-за начала крымской войны. Он провёл лето в Царском Селе на даче, а в августе снова перебрался в Петербург. | Начал писать мемуары, названные им «Записки» (опубликованы в 1870 году). | |
1856 | Берлин | Уезжает в Берлин. Занялся изучением старинных русских церковных напевов, творчества старых мастеров, хоровых сочинений итальянца Палестрины, Иоганна Себастьяна Баха. Глинка первый из светских композиторов стал сочинять и обрабатывать церковные мелодии в русском стиле. Неожиданная болезнь прервала эти занятия. | |
15 февраля 1857 года | Берлин | Умер и был похоронен на лютеранском кладбище. В мае по настоянию младшей сестры М. И. Глинки Людмилы прах композитора был перевезён в Санкт-Петербург и перезахоронен на Тихвинском кладбище. |
Оперы
- «Жизнь за царя» («Иван Сусанин») (1836)
- «Руслан и Людмила» (1837—1842)
Симфонические произведения
- Симфония на две русские темы (1834, окончена и оркестрована Виссарионом Шебалиным)
- Музыка к трагедии Нестора Кукольника «Князь Холмский» (1842)
- Испанская увертюра № 1 «Блестящее каприччио на тему Арагонской хоты» (1845)
- «Камаринская», фантазия на две русские темы (1848)
- Испанская увертюра № 2 «Воспоминания о летней ночи в Мадриде» (1851)
- «Вальс-фантазия» (1839 — для фортепиано, 1856 — расширенная редакция для симфонического оркестра)
Камерно-инструментальные сочинения
- Соната для альта и фортепиано (неоконченная; 1828, доработана Вадимом Борисовским в 1932)
- Блестящий дивертисмент на темы из оперы Винченцо Беллини «Сомнамбула» для фортепианного квинтета и контрабаса
- Блестящее рондо на тему из оперы Винченцо Беллини «Капулетти и Монтекки» (1831)
- Большой секстет Es-dur для фортепиано и струнного квинтета (1832)
- «Патетическое трио» d-moll для кларнета, фагота и фортепиано (1832)
Романсы и песни
- «Венецианская ночь» (1832)
- Патриотическая песня (была официальным гимном Российской Федерации с 1991 по 2000 год)
- «Я здесь, Инезилья» (1834)
- «Ночной смотр» (1836)
- «Сомнение» (1838)
- «Ночной зефир» (1838)
- «В крови горит огонь желанья» (1839)
- Свадебная песня «Дивный терем стоит» (1839)
- Вокальный цикл «Прощание с Петербургом» (1840)