Сообщение на тему "Принципы подбора учебного и концертного репертуара в детском хоре"

Шемякина София Алишеровна

Анализ принципов подбора учебного и концертного репертуара в детском хоре

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Сообщение

на тему: «Принципы подбора учебного и концертного репертуара в детском хоре»

Выполнила:

Парпиева София

г. Шахты

2019


Содержание

ВВЕДЕНИЕ

3

1

Главные факторы при выборе хорового репертуара

4

2

Количественная сторона репертуара

12

3

Составление программы концерта

13

4

Психолого-педагогические особенности разучивания репертуара,

организация учебных занятий

15

5

Некоторые методы и приёмы музыкально-педагогической работы

17

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

19

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

20


ВВЕДЕНИЕ

Вопросы вокально-хорового воспитания находят отражение во многих трудах российских хормейстеров. Вокально-хоровое воспитание рассматривается не как «выращивание» профессионалов, а как универсальный и уникальный по своей значимости приём воспитания духовной личности. При таком подходе певческие фестивали и конкурсы становятся не состязанием искусных мастеров, а праздником коллективной радости совместного творчества.

Хоровую культуру можно представить как совокупность трёх взаимосвязанных составляющих:

1.        хорового творчества (создание репертуара);

2.        хорового исполнительства (реализация репертуара);

3.        хоровой педагогики (совокупности методологий обучения творчеству и исполнительству).

Репертуар – самый важный стержневой вопрос жизни творческого коллектива. Репертуар – его лицо, его визитная карточка.

Репертуар обеспечивает полноценное музыкальное развитие каждого участника хора, формирует вкусы и взгляды хористов, повышает ответственность перед коллективом и товарищами. «Пение в хоре является как бы народной общественной музыкальной школой, в которой музыка познается не отвлеченно, без связи с окружающей жизнью, а идет рядом с ней, украшает, обогащает её», - эти слова замечательного музыканта А.В.Свешникова очень точно характеризует сущность хорового искусства как истинно массового, коллективного. Выполнение этого высокого признания хорового искусства возможно только через разнообразный и высокохудожественный репертуар, в котором сочетаются произведения патриотические и игровые, лирические и шуточные, медленные и быстрые. В нем должны найти место сочинения советских авторов, русская и зарубежная классика, духовные сочинения, народное творчество и старинная музыка.

Каждое из этих сочинений раскроет перед детьми свои наиболее характерные черты и тем самым обогатит их духовный мир, расширит их музыкальный горизонт. Так, народное творчество покорит юных певцов чистотой интонационной и ритмической сферы, незатейливой красотой поэтических образов; классическая музыка – глубиной содержания, разнообразием и строгостью формы; русская духовная музыка – удивительной мудростью и красотой; современные сочинения – поиском новых средств музыкальной выразительности, так созвучным беспокойным ритмам нашей сегодняшней жизни.


1 Главные факторы при выборе хорового репертуара

1.1.Фактор доступности.

Создать свое собственное репертуарное лицо коллективу нелегко. Поэтому, при выборе хорового репертуара следует учитывать ряд факторов. Произведение должно быть прежде всего доступным для исполнения: доступность диапазона, чисто вокальные удобства исполнения. Ведь встречаются еще факты, когда малоподготовленный коллектив исполняет произведения, которые ему явно «не по зубам» в вокальном и техническом отношении. В результате, в хоре может появиться резкий звук от напряжения и перенапряжения голосов – часто это происходит, когда дети, чтобы угодить любимому дирижеру, изо всех сил стараются и поют громче своих возможностей, и это приводит к довольно печальным последствиям: травмированию голосовых связок и даже к хроническим заболеваниям голосового аппарата. В этом смысле выбор репертуара – очень ответственное дело. Здесь необходимо помнить об охране детского голоса.

Правильный выбор репертуара в сочетании с вокально-хоровыми упражнениями может помочь делу развития голоса ребенка. Доступность предполагает также восприятие детьми круга образов, раскрываемых в произведениях. Очень важно, чтобы детям было понятно и интересно то, о чём они поют. Здесь, наряду с музыкой, огромное значение имеют стихи, текст произведения, задевает ли он струны детских сердец или поется равнодушно, без особого внимания к красоте слова, смыслу фраз.

Встречаются произведения, в которых слова плохо сочетаются с музыкой, например, стихи – для младшего возраста, а музыка усложненная – для трех-, четырехголосного хора без сопровождения. Зато, какой праздник в хоре, когда песня хорошая. Хорошая мелодия, хорошие слова – они и без музыки могут читаться, как стихи: выразительно и проникновенно. Следующий аспект доступности: доступность исполнительскотехническая. Речь идет о том, насколько дети подготовлены в техническом отношении для исполнения того или иного произведения, определяемая степенью музыкальной грамотности певцов и качеством приобретенных технических навыков.

Условно путь развития в исполнительско-техническом отношении можно разбить на три этапа: 1) одноголосие, одноголосие с элементами двухголосия; 2) развитое двухголосие; 3) трех-, четырехголосие.

Первый этап: хор еще только формируется как творческая единица. В репертуаре много одноголосных песен. Идет кропотливая работа над хоровым унисоном (нап. Я. Дубравин «Песенка чижей», немецкая народная песня «Гусята» и др.). Одноголосные песни можно петь с солистами (нап. А.Зарицкая «Светлячок»). В хоре появляется новая краска, переключается внимание у хора и у слушателей. Затем в репертуаре появляются песни с элементами двухголосия (нап. Е.Поплянова «Жук»).

Именно на этом этапе очень важно в разучиваемых произведениях активно выстраивать двухголосие, продолжая работу, проводимую на занятиях сольфеджио. Те навыки, которые еще не привиты на данном этапе (например, исполнение постоянного двухголосия), могут хорошо развиться в небольшом фрагменте песни. Наряду с «выстраиванием» хорошо применять метод периодического «откладывания» труднодоступных для этого этапа мест с последующим многократным возвращением к ним. Хорошо впевать двухголосные места отдельно по партиям, сочетая это с одновременным гармоническим впеванием. На этом этапе предлагаемый способ дает основное: качество. Качество интонирования (ощущение этого простого двухголосия), качество исполнения.

В дальнейшем продолжается работа над хоровым унисоном, над элементарным двухголосием, а затем над развитым двухголосием. Очень важно, чтобы в исполняемых произведениях двухголосие было представлено в разнообразных интервальных сочетаниях. Здесь могут помочь упражнения по сольфеджио – исполнительские трудности, встречающиеся в этих упражнениях, легко преодолеваются в разучиваемых произведениях. Чем крепче появившиеся навыки двухголосного пения, тем богаче и интереснее становится репертуар.

Примерный репертуар на первом этапе: р.н.п. «Во поле береза стояла», р.н.п. «Со вьюном», Л.Абелян «Песенка про хомячка», С.Соснин «Веселая поездка», Г.Струве «Пестрый колпачок», А.Журбин «Веселый лягушатник». Второй этап. Продолжается закрепление навыков пения с развитым двухголосием, вводятся элементы трёхголосия. Примерный репертуар: р.н.п. «Ой, по лугу зеленому», болгарская народная песня «Вышел как-то поздно ночью», Н.Римский–Корсаков «Хор птиц», Е.Поплянова «Камышинка – дудочка», Г.Струве «Школьный хор», И.Космачев «Песня о родном крае» с эпизодическим трёхголосием.

Третий этап. Свободное владение трёхголосием. Диапазон репертуара третьего этапа становится шире: от одноголосных произведений (унисон должен быть постоянно в сфере внимания хормейстера) до сложных в пределах возможностей детского голоса. Примерный репертуар: р.н.п. «Ты река ли, моя реченька», В.Моцарт «Слава солнцу, слава миру», К.Сен-Санс «Весна к нам с собой приносит цветы», Ц.Кюи «Лунным блеском озарённая», Е.Марченко «Это музыка», Ю.Чичков «Кружевные сказки».

На первом и втором этапе выбор произведений ограничен, так как ограничены исполнительские возможности коллектива. Что касается третьего этапа, то на этом уровне исполнительства певцы имеют перед собой для выбора «море» отличной музыки, как русской, советской, так и зарубежной. Конечно, роль педагога остается по-прежнему самой ответственной: из этого изобилия отобрать необходимое, раскрывающее хор с лучших сильных сторон, выбрать такой репертуар, чтобы затраченные усилия при его разучивании оправдались конечным результатом.

Что касается сферы выразительности и музыкального исполнения, здесь нет пределов для творческого роста коллектива. Здесь можно постоянно расти и совершенствовать, искать новые интерпретации, развивать, улучшать музыкальный вкус коллектива. Еще один аспект доступности - доступность по уровню вокальных возможностей хористов, что прямо связано с их возрастом и степенью владения вокально-хоровыми навыками. Руководителю учебного хора следует помнить о том, что в основе своей обучение требует поступенности и «скачки» порой таят в себе серьёзную опасность.

Не стоит перегружать программу чересчур сложными произведениями. В репертуаре старшего хора таких произведений должно быть не более 3-5 (произведения с исполнительско-техническими сложностями).

1.2. Художественная ценность произведения.

Выбирая произведения для разучивания, руководитель должен думать и о художественной ценности хорового сочинения. В этом смысле проще всего обстоит дело с классикой, народной музыкой, известными сочинениями советских мастеров. Что касается сочинений, созданных сравнительно недавно, тут оценки носят чаще всего субъективный характер и не могут быть безусловными. Художественный вкус руководителя подскажет ему правильный выбор произведений, даже впервые исполняемых. Включение в репертуар классики и народной песни – обязательное условие творческого роста любого хорового коллектива и в исполнительском соотношении, и в смысле обще-музыкального развития хористов.

Произведения современных композиторов – недостаточный фундамент для гармонического развития коллектива. У хора, питающегося только песенным материалом, «потолок» значительно ниже, чем у хора, который заглядывает в кладовые классики и народной песни. В подборе классического репертуара сложности для детского хора значительны.

Для однородного детского хора русскими композиторами написано чрезвычайно мало произведений. Особенно это касается хоров a сappella. У Римского-Корсакова есть, например, два хора для детей: «Котик» и «Репка» на народные слова. Есть ряд произведений для детского хора а сappella у Кюи, Анцева, Ипполитова-Иванова и других.

Для детского хора с сопровождением у Рахманинова есть цикл из 6 произведений, «который, между прочим, ни одни дети не споют», как сказал сам композитор в одном из своих писем. Эти хоровые сочинения отличаются необычностью интонационного строя, несколько сложны в исполнительском отношении. Но исполнялись они и при жизни Рахманинова (под его аккомпанемент), исполняются и в наше время.

Можно включать в детский репертуар целый ряд женских хоров а сappella. Это произведения с умеренным диапазоном, такие, например, как обработки народных песен «Колыбельная» и «Во лузях» Лядова. Часто в исполнении детского хора можно услышать произведения, написанные для дуэта (например, «Рассвет» Чайковского). Среди современных обработок русских народных песен стала «классикой» «Повянь-повянь, бурь погодушка» в обработке В.Соколова, белорусская народная песня «Реченька» в обработке А.Свешникова, украинская народная песня «Щедрик» в обработке Д.Леонтовича и др. Многочисленные переложения и аранжировки русской и зарубежной классики также расширили репертуар детского хора. Лучшие среди них: «Соловушка», музыка и слова П.Чайковского в переложении В.Соколова, М.Глинка «Попутная песня» на слова Н.Кукольника в обработке И.Лицвенко, Э.Григ «Детская песенка» на слова Б.Бьернсона в переложении Н.Шелкова.

Хорошим источником для утоления «репертуарного голода» служат песни и романсы русских и западных композиторов: М.Глинка «Ты, соловушка, умолкни» в переложении С.Благообразова, «Венецианская ночь» в переложении Н.Шереметьевой, «Попутная песня» в обработке И.Лицвенко, П.Чайковский «Колыбельная в бурю» в обработке А.Юрлова, «Осенняя песня» в переложении А.Юрлова. Особое место в репертуаре детского хора должна занимать имитация, полифония.

Именно благодаря приобретению навыков пения полифонических произведений, хористы получают интенсивное хоровое развитие, осознанно исполняют каждый свою партию. Здесь хочется обратить внимание на канон. Обычно при всей простоте их исполнения лучшие каноны украшают концертный репертуар коллективов. При этом работа над канонами способствует развитию навыков, необходимых при исполнении полифонических произведений: В.Моцарт «Dona nobis pacem», В.Одоевский «В честь Глинки», Г.Струве «Славим дружбу», норвежская народная песня «Камертон», немецкая народная песня «Музыканты» и др.

Наряду с общепринятой концертной программой детского хора, состоящей из хоровых миниатюр, достойное место в репертуаре хopa должны занимать произведения духовной хоровой литературы.

Многие русские композиторы – классики (М.И. Глинка, М.М. Ипполитов-Иванов, Н.А. Римский-Корсаков, П.И. Чайковский, С.В. Рахманинов и др.), известные, прежде всего своими светскими вокальными и инструментальными сочинениями, обращались и к созданию церковной музыки. В отличие от обычных песен, духовные песнопения направлены к миру невидимому, духовному: к Богу - Творцу, к Спасителю – Иисусу Христу, к Божией Матери, святым. Простота, одухотворенность, полётность, нежность звука – вот основа для исполнения церковных сочинений в детском хоре.

В репертуаре коллектива могут быть такие сочинения, как: А.Бортнянский «Хвалите Господа с небес», П.Чайковский «Да исправится молитва моя», П.Чесноков «Достойно есть», С.Рахманинов «Богородице Дево, радуйся», А.Кастальский «Милосердия двери отверзи нам», Рождественский кант «Небо и земля»и др.

В репертуаре детского хора необходимо сочетать как произведения а cappella, так и с сопровождением, причем в этом случае желательно использовать различные виды исполнительских составов (хор и фортепиано, хор и оркестр, хор и другие музыкальные инструменты и т.п.). Использование различных исполнительских составов значительно обогащают звучание детского хора, расширяет рамки его репертуара, играет важную познавательную роль, служит источником радости и вдохновения как для маленьких исполнителей, так и для их слушателей.

Воспитательно-патриотический фактор.

Руководители детских коллективов при подборе репертуара должны стремиться к тому, чтобы каждое произведение оставляло в душах исполнителей добрый след. Выбирая репертуар, а затем, исполняя его, нужно воспитывать, прежде всего отношение к музыке у учеников.

В настоящее время дети в возрасте 7- 10 лет информированы значительно шире, чем их сверстники 10-15 лет назад. Их интересы в наши дни во многом определяются научно-техническим прогрессом. Однако с природой и животными сегодняшние городские дети соприкасаются значительно меньше. А ведь именно природа воспитывает в человеке такие необходимые черты характера, как нежность, ласковость, доброта, милосердие. Вот почему так важно не забывать об этом при подборе репертуара и обязательно включать в него произведения, воспитывающие любовь к природе и «братьям нашим меньшим». Особое место в репертуаре хора должны занимать песни о Родине, о России. Ведь если песня, скажем, о Родине исполняется формально, без внутреннего тепла, без красочного эмоционального раскрытия не только музыки, но и текста – своим исполнением хоровой коллектив в лучшем случае оставляет слушателя и себя равнодушным.

Трудно представить себе плохое исполнение песен Великой Отечественной войны, песен, воспевающих наше сегодня и завтра. Наспех такие песни ни учить, ни исполнять нельзя. У каждой такой песни своя история, и ее обязаны знать руководители хора. И рассказывать о песне – по возможности интересно и красочно своим воспитанникам. Каждая такая песня, прежде чем разучиваться, должна быть прочитана так, как читают хорошие стихи – с выражением, со смыслом. И дальнейшая работа, в процессе которой будут решаться музыкально-исполнительские задачи, должна начинаться с работы над словом, над текстом – его интонацией, смысловыми акцентами, логическими ударениями, кульминацией и т.д. Формальность при разучивании любых произведений недопустима, тем более при разучивании произведений патриотического звучания.

1.4. Учебно – образовательный фактор.

Пути разучивания произведений в каждом коллективе могут быть различны, как неодинаковы по своему мастерству и опыту их руководители, но основополагающие принципы остаются всегда общими.

Главный из них – единство художественных и технических приёмов. Конечно же, на первых порах разучивания произведения преобладают чисто технические задачи, а на более поздних – творческие. Но иногда эти задачи не разделяются. Основное условие успешной репетиционной работы в любом коллективе – сочетание самой серьезной трудовой дисциплины с непринужденной творческой атмосферой. Это означает, что руководитель должен сочетать требовательность, серьезность тона с веселой искрометной шуткой, вовремя снимавшей напряжение, должен подготовить ее предварительной, углубленной самостоятельной работой над партитурой разучиваемого сочинения. Все в этой подготовке важно для будущей успешной репетиционной работы с детьми: от дальнейшего разбора партитуры до сведений о жизни и творчестве авторов произведения – композитора и поэта. Каждое занятие должно проходить на эмоциональном подъеме.

Только «эмоциональное пробуждение разума», как говорил В.А.Сухомлинский, дает положительные результаты в работе с детьми. А это означает, что живая, творчески активная постановка каждой репетиции – обязательное условие успешных занятий.

Созданию такой обстановки в значительной мере способствует наличие в репертуаре трёх групп сочинений: 1) должна полностью соответствовать исполнительским возможностям коллектива; 2) – опережать эти возможности; 3) – быть легче достигнутого уровня. Соблюдение этого принципа активизирует репетиции и помогает сознательно усваивать материал. Хорошо известно, что в начале занятий дети работают с большим вниманием и самоотдачей. Именно в это время и следует разучивать наиболее сложные сочинения или добиваться усвоения самых важных вокально–хоровых навыков, работать над самыми трудными в интонационном или ладогармоническом отношении фрагментами и т.д. В конце репетиции можно разучивать самые легкие произведения или исполнять уже хорошо усвоенные сочинения. Одна репетиция не обязательно должна походить как две капли воды на другую. Например, на одном из занятий хормейстер замечает в детях несобранность, невнимательность и вместо трудного произведения начинает репетицию с уже хорошо выученного сочинения. Лишь тогда, когда сосредоточенность детей приобретает устойчивый характер, он включает в работу новое произведение.

Наличие трех групп сложности дает возможность педагогу своевременно переключать внимание детей с трудного на легкое, менять ритм в работе и вовремя снимать напряжение. Если дети занимаются с увлечением, то хормейстеру значительно легче воздействовать на их сознательность. А этот принцип позволяет весьма плодотворно осваивать репертуар и накапливать необходимые навыки и умения. Дети с помощью педагога должны глубоко вникать в содержание произведения, понимать каждое слово, чутко переживать музыкальное развитие с тем, чтобы сознательно находить самые точные выразительные исполнительские средства. Эти навыки постепенно и систематически накапливаются в коллективе также благодаря четко продуманному репертуару.

В хоре, состоящем из младших школьников и только начинающем свою работу, эта проблема связана с самим процессом пения, с правильным звукообразованием. А это значит, что хормейстер, прежде всего столкнется с 16 певческим дыханием. Поэтому руководитель обязан включить в репертуар сочинения, помогающие приобрести эти необходимые вокальные навыки. Он отбирает простые одноголосные песни напевного характера в небольшом диапазоне, мелодия которых четко делится на короткие фразы, заканчивающиеся выдержанным звуком (как, например, р.н.п. «Петушок»).

Фольклор должен занять достойное место в репертуаре для детей. Народное искусство органично сочетает пение, движение, игру, помогая тем самым проявлению творчества детей. Народные попевки удобны для пения, многие из них близки речевым интонациям. Эту особенность педагогу необходимо использовать в работе: начиная с выразительного чтения текста нараспев постепенно подводить детей к вокализации, а затем и к пению. Накопление интонационного опыта народной музыки значительно облегчает усвоение языка классической музыки, включающей ее обороты. Постепенно усложняя задачи в каждом новом произведении, руководитель добьется приобретения и более сложных умений в области дыхания вплоть до усвоения цепного дыхания.

Нужно отметить ещё одно важное условие в формировании репертуара. Технические задачи ни в коем случае не должны влиять на художественный уровень произведения. Руководителю следует помнить, что только увлеченная работа ребенка приносит ему радость и не утомляет его. Весь репертуар должен быть увлекательным, поэтому сочинения, преследующие чисто технические задачи, нужно использовать лишь в качестве упражнений.

Следует помнить о том, что не все произведения сразу захватывают детей образным интересным содержанием или ярким мелодическим развитием. Вот почему в репертуаре должны быть и хоры, быстро завоевывающие любовь детей, и такие, которые раскрывают свою красоту, притягательную силу постепенно, в процессе кропотливой работы. Такое сочетание произведений даст возможность педагогу значительно разнообразить творческую атмосферу занятий.


2 Количественная сторона репертуара

В жизни каждого хорового коллектива немаловажное значение имеет и количественная сторона репертуара. В этом вопросе недобор так же плох, как и перебор.

Слишком большой репертуар не даст возможности осуществлять кропотливую, целенаправленную, систематическую работу, а ограниченный наверняка затормозит естественное, полноценное, последовательное воспитание необходимых навыков. Конечно же, в этом вопросе большое значение имеет возрастной состав хора, стаж его работы, количество репетиционных часов в неделю, условия занятий и т.д. И все же во всех случаях руководитель должен формировать репертуар, основываясь на вышеизложенных принципах, и включать в него такое количество произведений, которое в полной мере способствовало бы активной творческой деятельности.

Обычно в детском хоровом коллективе, занимающемся 2 раза в неделю, по 1,5-2 часа, годовой репертуар охватывает 12-16 произведений. Это, прежде всего сочинения, которые коллектив готовит к отчетному выступлению. Кроме того, в его планах имеются 2-3 произведения, относящиеся к важным календарным датам или событиям музыкальной или культурной жизни.

Учить песню, специально написанную ко Дню Победы и предназначенную для майского концерта, не нужно учить целый год. Обычно такая работа начинается за 2-3 месяца до концерта. Но таких праздничных песен – единицы. В остальном же репертуар хора должен состоять из хорошо «впетых» произведений, неоднократно исполняемых в концертах и на репетициях. Тут действует принцип накопления репертуара. Что-то в репертуаре держится дольше, что-то меньше, что-то изживает себя. Идет постоянное обновление репертуара, его количественный рост, совершенствование качества. Этому много аналогий. В профессиональном театре, например, в течение десятков лет играются одни и те же пьесы и роли, и это совсем не значит, что не обновляется репертуар, и не играются новые роли.

Следует подчеркнуть, что механическое повторение ранее выученного репертуара не является средством для его накопления. Единственное условие накопления – неустанное совершенствование, поиск новых исполнительских красок, неустанная работа над музыкальным образом.

В умело подобранном репертуаре наиболее полно прослеживается единство воспитания и обучения, единство процесса овладения знаниями, навыками и умениями и систематического, целенаправленного воздействия на развитие личности. В этом и проявляется стержневое значение репертуара.


3. Составление программы концерта

Каждый руководитель хора при составлении концертной программы волен проявить инициативу, и чем богаче его арсенал, тем больше у него возможностей эту программу разнообразить. Естественно, в каждом отдельном случае следует руководствоваться тем, где и перед кем выступает хор, и что важно и нужно подчеркнуть в этом концерте.

При составлении программы концерта руководителя всегда подстерегают опасности. Например, перегиб в сторону развлекательства, «увеселительный крен», расчет на внешний эффект. В этом случае даже лишние «бисы», умиление солистами, особенно «маленькими вундеркиндами» ничего кроме вреда не приносят.

Успех, достигнутый столь дешевым способом – без особых усилий, - наносит урон и воспитанию коллектива (зачем трудиться, если можно так легко «срывать» аплодисменты и цветы), и воспитанию музыкального вкуса публики. Ведь, к сожалению, не во всякой аудитории настоящая музыка выдерживает конкуренцию с музыкой, слишком легкой для восприятия.

Другая крайность – излишняя академичность программы. Детский хор теряет прелесть, обаяние, непосредственность исполнения.

Несколько слов о выступлении хора в сборном концерте. Это необычайно трудно – выступать «вставным номером» в чужой программе. Небольшое выступление нужно строить по следующим принципам.

Первая, заглавная песня– либо торжественная (нап. М.Глинка «Славься»), либо патриотическая с романтической окраской (нап. Ю.Саульский «Счастья тебе, Земля»). Однако в зависимости от тематики оно может продолжить патриотическую тему, но уже с другими контрастными красками (нап. Л.Бетховен «Восхваление природы человеком»).

Третье произведение может продемонстрировать исполнительские достижения хора. Это может быть и обработка народной песни (нап. украинская народная песня в обр. Л.Лядовой «Иды, иды дощыку») и произведение с определенными вокально– техническими трудностями ( нап. А.Власов на слова А.Пушкина «Фонтану Бахчисарайского дворца»). Четвертое произведение увлекает слушателя игровыми моментами или ярким музыкальным материалом. Иногда это полуэстрадное произведение, но обязательно с хорошим вкусом (нап. Д.Гершвин «Хлопай в такт»). Здесь очень важно, чтобы сами исполнители настроились на веселую эмоциональную волну, тогда они «заразят» своим настроением и слушателей. И, наконец пятое произведение должно закрепить успех коллектива, подхватив настроение предыдущей песни – быть ярким, запоминающимся, праздничным (нап. Г.Струве «Мы желаем вам добра»).

Трудности исполнения подобных коротких программ в концертах возникают еще и потому, что за короткое время пребывания на сцене дети не всегда успевают освоиться, собраться, психологически подтянуться до нужного уровня исполнительства.

Хочется обратить внимание на некоторые нюансы концертного исполнения сочинений церковной традиции. Концерт, включающий произведения духовной музыки, требует определенного настроя, определенного состояния души дирижера и маленьких певцов, которые должны погрузиться в особый мир образов. Петь такие сочинения лучше всего в зале с хорошей акустикой, а в идеале – в храме, где человеческий 20 голос становится неземным, подчеркивается вокальная красота песнопений, создается высокая духовная атмосфера.

Если нет возможности целый концерт или отделение посвятить духовному жанру, лучше составить небольшой цикл произведений, продумав логику их развития и логику развития концерта. При этом стоит очень внимательно отнестись к соседствующим произведениям, так как необходим плавный переход от молитвенного состояния поющих и слушателей в сферу иной музыки.


4 Психолого-педагогические особенности разучивания репертуара,

организация учебных занятий

Основное время отводится работе над репертуаром. Репетиции условно можно подразделить на две группы: рабочие репетиции и репетиции перед концертом. Две-три репетиции перед концертом хора должны включать, главным образом, репертуар, который будет исполнен в концерте. Если выступление хора состоит всего из двух-трёх произведений, то непосредственная репетиционная подготовка к выступлению может быть сокращена. Следует выделить репетицию в день концерта. Помимо распевания в неё включается повторение наиболее сложных фрагментов из исполняемого в концерте репертуара. Не следует стремиться пропевать все произведения полностью. По времени репетиция в день концерта не должна превышать одного часа.

Методы организации рабочей репетиции хора во многом определяются возрастом, уровнем исполнительского мастерства и музыкальной грамотности участников хора. Чем выше этот уровень, тем меньше времени можно отводить на репетиции по хоровым партиям. Низкий уровень исполнительского мастерства хорового коллектива требует не только больше времени отводить занятиям по хоровым партиям, но и организовывать занятия с отдельными певцами хора.

Организация рабочей репетиции определяется степенью сложности репертуара, состоянием его освоения на данный момент. Рабочую репетицию самодеятельного хора также целесообразно проводить, используя разнообразные формы её организации (по партиям, группам, совместно). Разнообразные формы оживляют содержание работы, вызывая меньшую утомляемость участников хора. Наиболее целесообразно первую половину репетиции заниматься по партиям или группам хора, а затем предпочтительна общая репетиция, когда произведения, включённые в репертуар хора, находятся на разной стадии освоения. На общей репетиции следует работать над произведениями, уже прошедшими стадию разучивания по партиям или группам хора. Группы хора могут состоять из различных партий. Разделение хора на группы определяется спецификой фактуры изучаемых произведений.

Помимо организации занятий качество репетиционной работы с хором зависит от правильного выбора методов разучивания произведения. Детальная их разработка определяется хормейстером в процессе подготовительного этапа работы над произведением и составления тщательного и хорошо продуманного плана работы.

Начинать работу над новым произведением целесообразно с общего знакомства с ним участников хора. Формы знакомства с новым произведением могут быть разными: можно сыграть произведение на фортепиано, прослушать его в записи. Следует рассказать о его художественных достоинствах, кратко остановившись на тех или иных вокально-хоровых сложностях, которые придётся преодолевать хору в процессе его разучивания. Главное – заинтересовать участников хора новой работой.

Методы работы над репертуаром – повторение, вычленение, сопоставление отдельных частей и всего произведения. План работы хормейстера над каждым произведением включает в себя ближайшие задачи, касающиеся очередной репетиции, и хорошо продуманную систему различных этапов работы над каждым произведением репертуара хора вплоть до полного его освоения.

Художественному совершенствованию исполнительского процесса не бывает предела, но сроки разучивания каждого произведения должны иметь определённые границы. Для разучивания произведение следует разделить на несколько частей. Очередность их разучивания может быть различной. Не обязательно начинать работать над произведением с его начала. Обычно на занятии разучивается несколько произведений, каждое из которых находится, как правило, в разной стадии освоения, это объясняется различной сложностью произведений, неодновременностью включения их в учебный процесс. Поэтому на каждом занятии должен решаться широкий круг учебно-методических задач. Не следует на одном занятии заниматься только самыми сложными задачами в работе над репертуаром, а на другом – наиболее простыми. Каждое занятие должно быть насыщено творческими задачами и носить разнообразный характер их решения.

Руководителю хора следует помнить, что педагогические аспекты в работе над репертуаром не следует отрывать от художественно-выразительного начала. На начальной стадии освоения произведения преобладают педагогический и технологический процессы, на заключительной – процесс художественно-выразительный. На любом этапе работы над произведением хормейстер должен ясно и чётко формулировать задачи, стоящие перед хором. Нельзя повторять с хором отдельный эпизод или произведение в целом, не объяснив коллективу, какие цели и задачи решаются в процессе этого повторения.

Каждое разученное произведение с хором должно пройти стадию впевания – процесс прочного закрепления вокально-хоровых навыков и приёмов, приобретённых за время разучивания этого произведения. Ощущение хормейстером степени впевания произведения достигается опытом работы с хором.


5 Некоторые методы и приёмы музыкально-педагогической работы

Существуют различные педагогические приёмы и методы обучения музыкальной грамоте и пению по нотам. Рекомендуется незамысловатая, но достаточно эффективная система овладения навыками пения по нотам, заключающаяся в том, что каждое разучиваемое с хором произведение на каждой репетиции нужно петь по нотным партиям (а лучше – по партитурам) с самого начала создания самодеятельного хорового коллектива. Участникам хора раздаются на каждой репетиции нотные партии или партитуры (желательно отпечатанные) изучаемых хоровых произведений (нельзя начинать работать с хором по плохо написанным нотным партиям). Первое время певцам, не знающим нотной грамоты, хоровые партии (или партитуры) помогают следить за линеарным движением мелодической линии, быстрее осваивать литературный текст. Реальное освоение музыкального материала на начальном этапе происходит только с голоса хормейстера или с помощью музыкального инструмента. В дальнейшем по мере приобретения артистами хора музыкально-слухового опыта и овладения начальными певческими навыками можно отказаться от дублирования хоровых партий на музыкальном инструменте. Однако полностью отказываться от подыгрывания на инструменте в процессе разучивания особенно сложных элементов хоровых сочинений не следует.

Помимо разучивания хорового репертуара по нотным партиям необходимо отводить специальное время для изучения базовых музыкальных дисциплин. Традиционно проблематика музыкальной педагогики в самодеятельных академических хоровых коллективах нацелена на формирование так называемого «фундамента музыкальности» у артистов хора, включающего музыкальный слух, чувство ритма, нотную грамоту, ориентацию в музыке (первичная эрудиция), вокально-хоровое исполнительство и хоровой вокал (индивидуальная постановка голоса при коллективной форме обучения).

Занятия по базовым дисциплинам (элементарной теории музыки, сольфеджио, хоровому вокалу и т.д.) можно проводить после распевания хора, отводя для этого 10-15 минут.

Участники хора должны усвоить, что нотная запись фиксирует высоту и длительность звука. Их следует познакомить с основами метроритма, понятиями лада, тональности, интервалами и др. Теоретические сведения необходимо систематически подкреплять пением, чтобы как можно скорее накопить минимальный запас слуховых ощущений, соотношений звуков по высоте и ритму.

Для обучения нотной грамоте вновь приходящих в хоровой коллектив следует использовать знания и опыт старших участников хора. Эту работу нужно проводить корректно и последовательно.

Музыкально-педагогическая работа должна проводиться в хоровом коллективе систематически на протяжении всей его творческой деятельности. Очень важно, чтобы она не носила наукообразный характер, а преследовала чисто практические цели, особенно на начальном этапе. Каждый участник и коллектив в целом должны реально ощущать от такой работы практическую пользу.

В процессе освоения хором более сложных по фактуре хоровых сочинений следует углублять музыкально-теоретические знания его участников, знакомя их с основами гармонии и полифонии. Исполнение произведений, изложенных в различных музыкальных структурах, требует от участников хора знаний из области музыкальной формы.

Исполняя произведения различных эпох и народов, участники хора должны иметь представление о стилистических особенностях и жанрах музыки и т. д.

Следует подчеркнуть, что самым важным навыком для участников хора является умение чисто петь по нотам (сольфеджио) и со словами. Совершенствовать этот навык необходимо постоянно в процессе работы над хоровым репертуаром и специальными упражнениями.

Большую практическую пользу в развитии гармонического, ладофункционального слуха и мышления участников самодеятельного хора приносят специальные упражнения с элементами хорового (гармонического) сольфеджио. Различные несложные упражнения по хоровому сольфеджио для постепенного развития у участников гармонического и ладофункционального слуха и мышления можно составить для своего коллектива самому руководителю самодеятельного хора.

Занятия по постановке голоса (хоровой вокал) должны проходить по классической методике пения, с академическими стандартами: диапазон, сила, тембр, неутомляемость. Постановка голоса требует определённого времени, что позволяет одновременно осваивать предметы музыкально-теоретического цикла на смысловом уровне и тем самым решить проблему формирования «фундамента музыкальности» участников хора.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Доступность произведений в репертуарном плане хорового коллектива,

градация подготовленности коллектива, его музыкальной продвинутости очень условно, и определить возможности хора может только сам руководитель. От него зависит и репертуар данного хора. Все возможности выбрать интересный репертуар для детского хора есть.

Каждый руководитель хора должен проводить свою репертуарную политику и вести неустанную и пропагандистскую деятельность. Умело подобранный, высокохудожественный репертуар обеспечивает творчески активную жизнь хора, постоянно повышает его исполнительское мастерство в целом и каждого отдельного исполнителя в частности. И, наоборот,

случайно составленный репертуар чаще всего приводит к тяжелым последствиям – распаду хора. Вот почему с такой тщательностью должна продумываться руководителем хора репертуарная политика.

Работа руководителя детского самодеятельного академического хора сложна и многогранна. Руководитель хора должен быть не только высококвалифицированным, одарённым хормейстером и дирижёром, но и умелым, талантливым педагогом, организатором и воспитателем. В противном случае он не добьётся ощутимых художественных результатов, если не сумеет создать дружный, увлечённый коллектив единомышленников, для которых хоровое пение является важной духовной потребностью.

Главной особенностью работы с самодеятельным хоровым коллективом является творческий процесс, прочно взаимосвязанный с процессами обучения, воспитания и организации. В этом разрезе педагогическую и психологическую образованность руководителя самодеятельного хора невозможно переоценить.

Нынешний этап развития самодеятельного хорового искусства переживает серьёзный кризис по трём основным направлениям – экономический, социальный и в определённой степени духовный. В этой ситуации проверяются на прочность не только профессиональные качества руководителя, но и его педагогическое умение организовать коллектив, вывести его на должный исполнительский уровень и удержать от распада. И чтобы при этом не пострадало творчество. Необходимо научить детей петь в хоре, понимать и любить хор.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1) Аверина Н. «Русская духовная музыка в репертуаре детского хора». -

М.: Владос, 2001.

2) Радынова О., Катинене А., Палавандишвили М. «Музыкальное

воспитание дошкольников». – М.: Просвещение, 1994.

3) Халабузарь П., Попов В., Добровольская Н. «Методика музыкального

воспитания», - М.: Музыка, 1990.