Аннотация На произведение «На лодке» в обработке А. В. Свешникова
Аннотация На произведение «На лодке» в обработке А. В. Свешникова
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
annotatsiya_sveshnikov_na_lodke.docx | 270.27 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Государственное Бюджетное Профессиональное Образовательное Учреждение Ростовской области «Шахтинский музыкальный колледж»
Аннотация
На произведение «На лодке»
в обработке А. В. Свешникова
Выполнила: студентка
отделения «Хоровое Дирижирование»
Парпиева София
Преподаватель:
Бачурина Ирина Петровна
ШАХТЫ 2017
Общий анализ произведения
Произведение «На лодке» ˗ произведение a capella для смешанного хора. Автором его обработки является Александр Васильевич Свешников.
А.В. Свешников (12 сентября 1890 г. – 3 января 1980 г.) относится к тому замечательному поколению мастеров, начало деятельности которых пришлось на переломный момент истории России начала XX века. Многообразное проявление дарования Свешникова в хоровом исполнительстве, педагогике, общественно-музыкальной деятельности оказало заметное влияние на развитие отечественного певческого искусства.
Александр Васильевич Свешников родился в 1890 году в небольшом подмосковном городе Коломне, в простой семье.
В шестнадцать лет Свешников поступает в Московскую народную консерваторию к профессору Б. Л. Яворскому. В консерватории А.В. Свешников практически изучает оркестровые инструменты, берет уроки пения у П.В. Власова, затем у известной певицы и вокального педагога, современницы Чайковского Э.К. Павловской.
Но материальные затруднения вносят свои коррективы в жизнь студента, заставляя его временно оставить занятия. Он стал руководителем рабочего хора на фабрике Морозова в Богородске. Здесь Свешников быстро завоевывает авторитет отличного руководителя и педагога.
Вскоре возобновляются регулярные занятия музыкой в Москве, в Филармоническом училище, у известного композитора и педагога А.Н. Корещенко. Не ограничиваясь учебным курсом, Свешников стремился расширить свои музыкально-теоретические знания. Огромное влияние на Александра Васильевича оказали его встречи и занятия с С.И. Танеевым.
После революции 1917 года Свешников работает инструктором по школьному хоровому воспитанию в Москве, руководит рабочими хорами, создает капеллу железнодорожников на станции Москва-Сортировочная, принимает участие в формировании детских колоний на Полтавщине, работает педагогом и воспитателем недавних беспризорников. В то же время он становится одним из организаторов украинской оперы и руководителем капеллы в Полтаве (1921-1923).
С 1923 года Александр Васильевич вновь в Москве. Он назначается заведующим вокальной частью первой студии Московского Художественного академического театра, преобразованной позже во МХАТ 2-й. Близкое знакомство со сценическим методом К.С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко и встречи с М.П. Чеховым открыли Свешникову путь к овладению новым, до того не развитым в профессиональном хоровом искусстве исполнительским стилем, ставшим художественным принципом мастера: «Петь надо так, как говоришь, только еще доходчивее, выразительнее и красивее».
В 1928 году в Московском радиокомитете был создан хор. Возглавить новое дело пригласили Свешникова. Ансамблю ВРК (так назывался хор) предстояло «обслуживать» все виды радиовещания, исполнять произведения всевозможных жанров, от массовых песен до хоровой классики а cappella и сочинений крупных форм. Вскоре ансамбль ВРК завоевывает место одного из наиболее популярных певческих коллективов страны. За шесть лет ансамбль ВРК исполнил свыше тысячи произведений.
В 1936 году Свешников оставляет работу в хоре Радио и принимает активное участие в создании Государственного хора СССР. Но этот период работы продлился недолго. В Ленинграде скончался выдающийся хоровой деятель М.Г. Климов, возглавлявший прославленную Академическую капеллу, и Свешникова назначают ее художественным руководителем (1937-1941).
Весной 1941 года Александр Васильевич был назначен руководителем и главным дирижером Государственного хора Союза ССР.
Грянула Великая Отечественная война, и Свешников вступил в народное ополчение. Но его отозвали и направили в Среднюю Азию. В тяжелое время военной осени 1942 года было принято решение об организации Государственного академического хора русской песни, впоследствии переименованного в Государственный академический русский хор Союза ССР. Все, чем располагала богатейшая дарованием и опытом натура Свешникова, было отдано этому коллективу.
С поразительной энергией и знанием дела собирал Свешников народные песни и формировал из них концертные программы. С замечательным вкусом, тактом и разнообразием создает Свешников свои многоголосные переложения народных песен.
Первый открытый концерт состоялся 20 июля 1943 года в Большом зале Московской консерватории. Он прошел с грандиозным успехом. Началась многолетняя триумфальная концертная деятельность Государственного академического русского хора Союза ССР, ставшего под руководством А.В. Свешникова одним из лучших хоровых коллективов своего времени.
С 1945 года хор почти ежегодно выезжает за границу: Германия, Венгрия, Румыния, Швейцария, Норвегия, Бельгия, Япония, Италия.
Свешников – не только блестящий исполнитель, но и прирожденный педагог. Его детищем является одно из самых ценных и интересных учреждений школьного типа – Московское хоровое училище, созданное им в 1944 году. В нем занимаются музыкально одаренные мальчики, обладающие профессиональными голосовыми данными. Много сил и педагогического таланта отдал Свешников, чтобы поднять эту незаслуженно забытую у нас отрасль певческой культуры на уровень высокого профессионализма. Он полностью восстановил былую славу русских хоров мальчиков, потрясавших своим искусством Европу.
В 1944 году Свешникова приглашают в Московскую консерваторию, где он занимает пост декана дирижерско-хорового факультета (1944-1948). Он уделяет особое внимание воспитанию практических навыков хорового дирижера. Повышается роль хорового класса, глубже изучается певческое мастерство. Впервые учебный хор овладевает искусством пения без сопровождения.
Из класса профессора Свешникова вышли специалисты, пользующиеся заслуженной известностью. Среди них – художественный руководитель Русской академической республиканской капеллы, лауреат Государственной премии А.А. Юрлов (1927-1973), художественный руководитель и главный дирижер Московского Государственного академического камерного хора В.Н. Минин и многие другие.
С 1948 года Свешников возглавлял Московскую консерваторию (1948-1975). Занятый огромной работой ректора, он, однако, неизменно находил время для интенсивной, не менее насыщенной, чем прежде, концертной деятельности.
Александр Васильевич Свешников за многолетнюю творческую, педагогическую и общественно-художественную деятельность награжден тремя орденами Ленина и двумя орденами Трудового Красного Знамени. Международное признание авторитета выдающегося современного хорового дирижера выразилось также в избрании его в 1967 году почетным членом Королевской академии музыки (Великобритания), в награждении орденом Кирилла и Мефодия в 1968 году (Болгария).
Александр Васильевич Свешников – автор многочисленных обработок русских, украинских, итальянских и других песен, а также множества статей о музыкальном искусстве.
Одним из интересных произведений А. В. Свешникова является хоровая обработка итальянской песни «На лодке», написанная в жанре неаполитанской баркаролы.
Баркаро́ла (от итал. barca — лодка) – песня венецианских гондольеров (называется также гондольерой), «песня на воде». Для народной баркаролы типичны размер 6/8, мягкое, «колеблющееся» движение мелодии, монотонный ритмический рисунок сопровождения, ассоциирующийся с ударами вёсел, покачиванием лодки на волнах, минорный лад. Характер баркаролы — лирический, нередко с оттенком меланхолии или светлой мечтательности.
В 18 в. баркарола стала жанром профессиональной музыки; особое распространение получила в 19 в.
Неаполитанская песня — популярный в Италии и за ее пределами жанр бытовой и лирической песни, для которой характерна особая напевность, пластичность, изящество мелодии.
Классические инструменты неаполитанской песни — это мандолина и гитара. К ним добавляются ударные (Tamorre) и тамбурелли, какавелла (caccavella) или путипу (putipù), триккабаллаке (triccaballacche), неаполитанская лютня (calascione), кастаньеты (nacchere) и другие народные инструменты, часто сельскохозяйственного происхождения.
В неаполитанской баркароле «На лодке» А. В. Свешникова сочетаются разные возможности художественной выразительности: мелодичность, яркая изобразительность и красивая гармонизация. Эти средства ярко воссоздают образы, о которых говорится в тексте произведения.
В произведении использованы слова неаполитанской народной песни в переводе А. Машистова:
Берег земли далекой
В дымке вечерней тает,
В небе луна сияет,
Спит голубой залив.
С тобой вдвоем
Мы вдаль плывем,
Куда не знаю я!
Ах! Пой волна, свети луна, лети моя ладья!
Тихо рокочет море,
Звезды горят над нами.
Ветер, взмахнув крылами,
Нас по волнам несет.
К груди моей прильни тесней,
В тебе вся жизнь моя!
Ах, пой волна, свети луна, лети моя ладья!
На протяжении всего текста неоднократно используются такие лексические средства выразительности, как эпитеты, метафоры и олицетворения. Например, «дымка вечерняя», «голубой залив» ˗ эпитеты. «Берег земли далекой в дымке вечерней тает», «спит голубой залив», «ветер, взмахнув крылами», «в тебе вся жизнь моя», «лети моя ладья» ˗ метафоры. «Спит голубой залив», «пой волна», «свети луна», «лети моя ладья», «тихо рокочет море», «звезды горят над нами» ˗ олицетворения.
Стихотворный размер литературного текста – хорей. Хорей – двухсложный размер с ударением в стопе на первом слоге. В строке ударными являются первый, третий, пятый и т. д. слоги.
«Берег земли далекой
В дымке вечерней тает…»
Текст и музыка в данном произведении – одно нераздельное целое, они равно одно дополняют и дают возможность слушателю понять художественные образы музыкального языка.
Музыкально-теоретический анализ
Жанр произведения «На лодке» – хоровая миниатюра.
Форма произведения «На лодке» – куплетная, исполняется смешанным хором a capella.
Основная тональность произведения As-dur. Отклоняется в f-moll, d-moll и c-moll.
Произведение написано в размере 6/8, но дирижируется по двухдольной схеме. Мелкие длительности, движущиеся волнообразно, создают эффект покачивания при прослушивании.
Темп хора характерный для баркаролы. Произведение исполняется в умеренном темпе, певуче, но с движением (cantabile espressivo).
Динамика играет важную роль, различными динамическими нюансами композитор глубже раскрывает характер произведения, его тему, идею, а также помогает войти в образ этого текста.
Динамика разнообразная на протяжении всего произведения. Хор вступает на pp, затем крещендо до середины фразы и диминуэндо к ее окончанию. Небольшое развитие происходит перед припевом и с началом припева хор поёт ff. При этом почти сразу же, к окончанию первой фразы, требуется перейти на pp.
Фактура произведения – гомофонно-гармоническая. Написано для четырёхголосного хора a capella.
Движение мелодии волнообразно, применяются звукоизобразительные моменты (имитация покачивания волн). Этот эффект осуществляется благодаря верхним мужским и женским голосам. Музыкальное движение восьмыми, четверти используются, чтобы обозначить верхушки фраз или их окончание.
Исходя из стиля barcarola, в котором написано данное произведение, следует характер мелодии: певучий, задушевный, спокойный.
Первый куплет состоит из 8 тактов. Звучит на слова:
«Берег земли далекой
В дымке вечерней тает,
В небе луна сияет,
Спит голубой залив.» (см. пример № 1)
Пример №1
Заканчивается он отклонением в с-moll, тоническим трезвучием тональности. Каденция полная, совершенная. Мелодия проходит сначала у альтов и сопрано, в 3-ем такте подключаются тенора. В 5-6 тактах снова поют только альты и сопрано, в 7-8 звучит весь хор вместе с тенорами и басами.
В партии сопрано мелодия идет волнообразно, но между 2 и 3 тактами есть скачок вверх на б.7, а между 6-7 тактом есть скачок на вверх ч.5.
В партиях альтов движется волнообразно, между 1 и 2 тактами есть скачок вверх на ч.4, во втором такте – скачок вниз на м.6, между 2 и 3 тактами также имеется скачок вверх на ч.5.
Ритмический рисунок куплета:
S
А
T
B
Начинается первый куплет в нюансе pp, заканчивается в нюансе p (см. Пример № 1).
Второй куплет аналогичен первому, звучит на слова:
Тихо рокочет море,
Звезды горят над нами.
Ветер, взмахнув крылами,
Нас по волнам несет.
Припев состоит из 8 тактов. Звучит на слова:
С тобой вдвоем
Мы вдаль плывем,
Куда не знаю я!
Ах! Пой волна, свети луна, лети моя ладья! (См. пример № 2)
Пример № 2
В партии сопрано мелодия идет волнообразно, но в некоторых местах присутствуют скачки. Например, есть скачок на ч.5 вверх в 10 такте, на ч.4 вниз, а затем вверх в 13 и 14 тактах, тот же скачок присутствует в 17,18 и 19 тактах.
Мелодия альтов довольно плавная, скачки встречаются только в 10 такте на ч. 4 вниз, затем на м.6 вверх, в 14 такте на ч.4 вверх, затем вниз и в 15 такте на ч.4 вверх.
Мелодия теноров волнообразная. Есть один скачок на м.6 вверх в 10 такте.
Мелодия басов плавная, волнообразная, скачки отсутствуют.
Ритмический рисунок припева:
S
А
T
B
Припев начинается в нюансе p, в середине звучит на pp, затем появляется cresc., после которого хор переходит на ff.
Далее звучит дополнение, состоящее из 4 тактов, на следующие слова:
Ах! Пой волна, свети луна, лети моя ладья! (См. пример № 2)
Заканчивается данное дополнение полной, совершенной каденцией тоническим трезвучием As-dur.
Ритмический рисунок дополнения:
S I,II
A I,II
Дополнение начинается нюансе p, затем появляется небольшое dim., после которого идёт cresc., затем снова dim. и заканчивается в нюансе p.
Вокально-хоровой анализ
Хоровая миниатюра А. Свешникова «На лодке» на писана для четырехголосного смешанного хора (S, A, T, B)
Хор поет в выгодных тесситурных условиях и удобном диапазоне.
Характер звуковедения легато, характер голосоведения напевный.
Ансамбль хора естественный. Тесситура средняя, удобная.
Диапазоны голосов:
Общий диапазон: от до малой октавы до ми бемоль второй октавы – диапазон рабочий.
Атака звука должна быть мягкой, а дыхание должно быть глубоким, спокойным. Дыхание нужно брать только в конце фраз и на паузах.
Вокально-хоровые трудности:
I. Интонационные.
Хоровая миниатюра «На лодке» исполняется a`capella, что уже составляет трудность. В произведении так же встречается много скачков, на различные интервалы, их нужно точно интонировать. (См. нотные примеры 1,2). У альтов (↑ ч.4, ↓ ч.5, ↑м.6 ), сопрано (↑ч.4, ↓ч.4, ↑ч.5, ↓ч.5),.теноров (↓ч.4, ↑м.6)
При исполнении ч.4 и ч.5 необходимо нижнюю ноту петь в позиции верхней, интонационно не съезжая.
Необходимо добиться точного интонирования всех полутонов. В 12 и 16 тактах сопрано нужно интонационно точно спеть малую секунду.
В произведении встречаются повторяющиеся звуки, которые нужно спеть с тенденцией к повышению.
II. Ритмические трудности.
В произведении «Как на дубе» ритмический рисунок сложный, т.к. встречаются пунктирный ритм и паузы. Также важно умение хора ритмически верно воспроизводить затактовые вступления. Наличие пунктирного ритма требует большого внимания.
При работе с хором необходимо простучать ритм и точно его выполнить, следить за пульсацией и не выталкивать четвертные ноты в конце фраз. четвертную с точкой ноту необходимо исполнять немного растягивая.
III. Ладовые.
Произведение написано в тональности As-dur. Имеется ряд отклонений в f-moll, d-moll и c-moll.
IV. Динамические.
В миниатюре «На лодке» встречаются различные динамические нюансы от pp до ff. Благодаря им композитор великолепно передал романтическое настроение песни и создал яркие образы моря, качающихся волн, тихого вечера, луны и катания на лодке.
Куплеты начинаются в нюансе pp, заканчиваются в нюансе p. Важно сохранить подачу звука в данных нюансах, чтобы передать легкость и спокойствие мелодии и настроения.
В припеве используются динамические оттенки от pp до ff, есть подвижные нюансы.
Дополнение исполняется на p., затем сила звука немного растет при помощи подвижных нюансов. Подходя к концу дополнения динамика утихает, и оканчивается произведение на p.
V. Темповые.
Произведение исполняется в умеренном темпе, певуче, но с движением (cantabile espressivo). Нужно учесть темповые трудности, такие как rit. – cдерживая. И возвращение в первоначальный темп в 13 и 17 тактах.
VI. Дикционные.
В произведении А. Свешникова «На лодке», как и во всех других произведениях, должна быть чрезвычайно четкая дикция, правильное произношение слов, точные и выразительные окончания слов, чтобы не пропадали согласные звуки. Так, как в данном произведении очень разнообразна динамика, то нужно помнить, что и на ff, и тем более на pp, дикция должна быть одинаково выразительной и доступной для слушателя.
Прежде всего необходимо учитывать произношение согласных и гласных букв в окончании слов: тает, сияет, залив, вдвоём, плывём, рокочет, горят, ветер, взмахнув, несёт, прижмись. Окончания слов необходимо не выталкивать, т.к. они приходятся на слабую долю.
Букву «р» нужно очень утрированно пропевать в следующих словах: берег, вечерней, рокочет, море, горят, ветер, крылами, груди, прижмись.
И произношение шипящих и свистящих должно быть коротким: сияет, спит, свети, нас, тесней, прижмись.
Гласные буквы нужно петь округлым звуком, особенно букву «а» в 12 и 16 тактах, буквы «е», которые должны звучать ближе к «э»: земли, свети, тесней, вечерней и т.д.
Так же необходимо соединять окончания слов с началом следующих, тест нужно произносить по-хоровому: «бере-гзем-ли-далекой вдым-ке- ве-че-рней-тает, вне-бе луна сияет, спит голубой залив.» и т.д.
VII. Ансамблевые трудности.
Для того, чтобы решить ансамблевые трудности нужно учесть все выше перечисленные сложности, поработать их с каждой партией отдельно. Так же необходимо выстроить унисоны; ритмический и динамический ансамбль. Естественный ансамбль уже есть, т.к. во всем произведении удобная тесситура исполнения.
Исполнительский анализ
При исполнении произведения А. Свешникова «На лодке» необходимо заранее продумать все возможные трудности и учесть все выше перечисленные.
Дирижёр должен четко показывать все ауфтакты, снятия, не смазывать пунктирный ритм. Выдержать все паузы и длинные ноты, при этом выполняя нюансы темпа. При помощи динамики привести хор к кульминации. При этом жест дирижера должен соответствовать текстовому и динамическому содержанию.
Также нужно проработать штрих Legato, чтобы добиться звучания мелодии на одной линии, без проявления скачков.
Но все же самой главной задачей дирижера является как можно ярче показать характер произведения, и передать его смысл.
В целом, произведение «На лодке», несомненно, является интересным для исполнения. Общая плавность звучания, полифонические запевы, волнообразное развитие – всё это придаёт хору особую нежность и светлость звука, характерную для жанра баркарола.