Аннотация На произведение «Как на дубе» в обработке Ю. Славнитского
Аннотация На произведение «Как на дубе» в обработке Ю. Славнитского
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_na_dube_annotatsiya.docx | 512.59 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ГБПОУ РО
«Шахтинский музыкальный колледж»
Аннотация
На произведение «Как на дубе»
в обработке Ю. Славнитского
Выполнила С. А. Парпиева
подпись, дата инициалы, фамилия
ШАХТЫ
Общий анализ произведения
Русская народная песня «Как на дубе» ˗ произведение a capella для женского или старшего детского хора. Автором обработки для хора является Юрий Михайлович Славнитский.
Юрий Михайлович Славнитский (1925 – 2000 гг.) – хоровой дирижер, талантливый музыкант и педагог, оcнoвaтeль Дeтcкoго xopa Лeнингpaдcкoгo Teлeвидeния и Paдиo, зacлужeнный дeятeль искусств России, пpoфeccop. Рaбoтaл c xopoм c 1955 пo 1988 гoд. Oкoнчил Лeнингpaдcкую кoнcepвaтopию им. H. A. Pимcкoгo-Кopcaкoвa пo клaccу пpoфeccopa Дмитpeвcкoгo Г.A. и аспирантуру Mocкoвcкoй консерватории у народного артиста CCCP Хайкина Б.Э.
Работал преподавателем дирижирования в Хоровом училище с 13 сентября 1955 – 1 сентября 1961. Ученики по классу дирижирования – Герасимов Б. М., Говоров А. Е., Иванов В. Г., Комаров В. А., Конкин В. Е., Королёв Р. З., Митрофанов М. Г., Пучков Ю. Н.
Главным делом его жизни был созданный им в 1955 году Детский хор радио и телевидения. Это был первый в Советском Союзе детский коллектив, голос которого зазвучал в эфире.
Творческая деятельность Юрия Михайловича этим не ограничивалась. В разные годы он был руководителем детского хора Мариинского театра, детского хора ДК им. Первой Пятилетки. С этими коллективами он принимал участие в авторских концертах, с детства любимого им композитора И. О. Дунаевского.
Славнитский был главным хормейстером Михайловского театра, художественным руководителем, хормейстером и дирижером Народного театра оперы и балета при ДК им. Кирова. Во многих городах СССР он читал лекции, давал открытые уроки.
Юрий Михайлович помогал молодым хормейстерам не только профессиональными советами. Он щедро делился с ними репертуаром – произведениями музыкальной классики и народными песнями в своем переложении для детского хора. Его аранжировки воистину дали путевку в жизнь произведениям многих ленинградских композиторов, имена которых стали широко известны.
Особое место в репертуаре Юрия Славнитского занимали песни, посвященные Великой Отечественной войне, ведь сам он знал о войне не понаслышке – ушел из десятого класса на фронт, был награжден орденами и медалями.
Также Юрий Михайлович Славнисткий является автором многих переложений народных песен для детского, женского хора.
Одна из таких обработок «Как на дубе» прекрасно представляет большой пласт творчества знаменитого композитора. В ней сочетаются разные возможности художественной выразительности: мелодичность, яркая изобразительность и красивая гармонизация. Эти средства ярко воссоздают образы, о которых говорится в тексте произведения:
Как на дубе на высоком,
Над шумящею волной,
Одиноко думу думал
Сокол ясный, молодой.
- Что ж ты, сокол сизокрылый,
Призадумавшись, сидишь?
Что ты грустными очами,
В даль туманную глядишь?
Буря воет, гром грохочет,
Свищет ветер и шумит,
Сокол борется с погодой,
Сокол борется с волной.
А на утро было тихо,
Солнце красное взошло,
И волною близ утёса
Тело сокола несло.
Литературный текст является русской народной песней.
Сюжеты русских народных песен поражают своим разнообразием, умением выявлять самые тонкие психологические движения души. Они могут отражать духовный мир человека. Песня «Как на дубе» ведется иносказательно. Образ сокола – это метафора. Поется про сокола, а имеется в виду человек, его душа. Образ бури здесь – это некая революция, какой-то катаклизм. Сокол боролся, ввязался в неравный бой, в котором погиб.
На протяжении всего текста неоднократно используются такие лексические средства выразительности, как эпитеты, метафоры, сравнения и олицетворения. Например, «сокол красный», «сокол сизокрылый», «грустными очами», «солнце красное» ˗ эпитеты; «в даль туманную глядишь» ˗ метафора; «буря воет», «гром грохочет», «свищет ветер и шумит» ˗ олицетворения.
Стихотворный размер литературного текста – хорей. Хорей – двухсложный размер с ударением в стопе на первом слоге. В строке ударными являются первый, третий, пятый и т. д. слоги.
«Как на дубе на высоком,
Над шумящею волной,
Одиноко думу думал
Сокол ясный, молодой.»
Музыка полностью соответствует настроению и смыслу текста, передавая разные его оттенки, благодаря насыщенной динамике. Широкий, неторопливый темп в начале произведения, характерный для народных песен, создает образ сизокрылого сокола, который «призадумавшись» сидит на величавом дубе, и смотрит «грустными очами в даль туманную» шумящих волн.
Во второй части произведения характер резко меняется. Вместо задумчивости и размеренности врывается контрастный элемент борьбы сокола со стихией: «Буря воет, гром грохочет, свищет ветер и шумит. Сокол борется с погодой, сокол борется с волной». Темп становится более подвижным, усиливается динамика. Возрастающий драматизм, достигает своей кульминации в вокализе, благодаря пунктирному ритму и перекличкам у хора.
После паузы хор вступает в нюансе пиано, возвращается первый темп. Сразу представляется картина спокойной природы: тишина, взошло красное солнце, но сокол так и не смог побороть стихию, и теперь его безжизненное тело несет волна к утесу.
Музыкально-теоретический анализ
Жанр произведения «Как на дубе» – хоровая миниатюра.
Его форма: простая трехчастная репризная с дополнением. Темп Largo – широко, неторопливо. Размер произведения три четверти (3/4). Метр простой. Лад – гармонический минор. Произведение тонально неустойчиво. Основная тональность – d-moll, но есть отклонения в 13 и 14 и в 19 и 20 тактах в тональность F-dur.
Кульминация всего произведения находится в вокализе, она достигается путем увеличения динамики всех партий от mf до f.
В произведении встречаются подвижные нюансы, такие как: rit., piu mosso, и не подвижные, такие как: pp, p, mf, f.
I-е предложение состоит из 4 тактов. Звучит на слова:
«Как на дубе на высоком, над шумящею волной…»
Пример №1
Заканчивается оно несовершенной каденцией. Мелодия проходит у всех голосов сразу.
В партии I сопрано мелодия идет волнообразно, но встречаются скачки на ч.4 в 3 такте.
В партии II сопрано мелодия движется поступенно вверх и вниз. Есть один скачок между 3 тактом и 4 тактом на ч.4.
В партиях I и II альта мелодия звучит в унисон, движется волнообразно, начинается с повторов на звуке «ре». Однако в 4 такте есть скачок на ч.4.
Ритмический рисунок предложения:
S I, II
А I, II
Гармония:
t; II 43 ; D7; t.
Начинается и заканчивается предложение в нюансе p.
II-е предложение состоит из 4 тактов. Оно звучит на слова:
«…одиноко думу думал сокол ясный, молодой.»
Пример №2
Заканчивается совершенной каденцией.
В партии I сопрано мелодия идет волнообразно, но встречается скачок на ч.5 вниз в 6 такте.
В партии II сопрано мелодия идет в волнообразном движении без каких- либо скачков.
У I альтов и II альтов мелодия звучит в унисон. Однако есть одно расхождение в 4 такте, когда партия II альтов идет на ч.5 вниз, но вскоре она соединяется с партией I альтов скачком на ч.5 вверх в 5 такте. В основном мелодия идет в нисходящем движении. Но есть и скачок на ч.4 между 7 и 8 тактами.
Ритмический рисунок предложения:
S I, II
А I, II
Гармония:
D6 ; III 6; III 53; VI 53; D64 ; D7; S64 ; t ; t64 ; D
Начало и конец предложения звучат в нюансе mf. Предложение начинается в тональности d-moll, но есть отклонение в F-dur в 5т.
III-е предложение состоит из 4 тактов. Звучит на слова:
«Что ж ты, сокол сизокрылый, призадумавшись сидишь?» (См. пример № 1) Заканчивается несовершенной каденцией. По мелодии, ритмическому рисунку и гармонии аналогично первому предложению.
IV-е предложение состоит из 4 тактов и звучит на слова:
«Что ты грустными очами в даль туманную глядишь?» (См. пример № 2) Заканчивается совершенной каденцией. Мелодия, ритм и гармония полностью повторяют второе предложение. Предложение начинается и заканчивается в нюансе mf.
V-е предложение состоит из 4 тактов и звучит на слова:
«Буря воет, гром грохочет, свищет ветер и шумит.»
Пример № 3
Заканчивается несовершенной каденцией.
В партии I С. мелодия идет волнообразно без каких-либо скачков.
Мелодия II С. в основном идет поступенно вверх, но встречаются скачки между 9 и 10 тактами на ч.4 вверх, в 10 такте на ч.4 вниз, между 11 и 12 тактами на ч.4 вверх и в 12 такте на ч.4 вниз.
У I и II альтов мелодия движется вниз, лишь между 11 и 12 тактом есть скачок на ч.4 вверх.
Ритмический рисунок предложения:
S I,II
A I,II
Гармония:
D ; t6; D64 ; t; D7; D43 F- dur – T.
Предложение начинается и заканчивается в нюансе mf.
VI-е предложение состоит из 4 тактов. Звучит оно на слова:
«Сокол борется с погодой, сокол борется с волной!»
Пример № 4
Заканчивается несовершенной каденцией.
Мелодия у I и II сопрано волнообразна, но в конце предложения между 16 тактом и 17 тактом есть скачок на ч.5 вверх , а в 17 такте есть скачок на м.6 вверх.
В партиях I и II альтов мелодия одинакова, но в партии II альтов есть скачок на ч.5 вниз в 13 такте и в 14 такте тоже на ч.5 вверх. Также есть скачок у двух партий между 16 тактом и 17 тактом на ч.5 вверх.
Ритмический рисунок предложения:
S I,II
A I,II
Гармония:
F-dur – VI 53; III ; D64 ; S64; t
Предложение начинается и заканчивается в нюансе mf.
Далее исполняется вокализ, состоящий из 4 тактов. Он поётся на звуке «А». Вокализ является кульминацией всего произведения.
Пример № 5
Партия I сопрано движется поступенно вниз, но есть скачок на ч.4 вниз между 19 и 20 тактами. Мелодия II сопрано волнообразна.
У I, II альтов мелодия насыщена скачками между 17 и 18 тактами, 18 и 19 тактами на ч.4 вверх и между 20 и 21 тактами на ч.5 вверх.
Ритмический рисунок предложения:
S I,II
A I,II
Гармония:
t; II 65 ; D7 F- dur d-moll – S64
Вокализ исполняется в нюансе f.
После паузы с ферматой звучит реприза, состоящая из 8 тактов, на слова:
«А на утро было тихо, солнце красное взошло,
И волною близ утёса тело сокола несло.»
Пример№ 6
Заканчивается совершенной каденцией.
Она полностью соответствует I части произведения. Реприза звучит в нюансе p.
Далее звучит дополнение, состоящее из 5 тактов, на следующие слова:
«И волною близ утёса тело сокола несло.» (См. пример № 6)
Заканчивается совершенной каденцией.
В партии I сопрано мелодия идет волнообразно, но встречается скачек на ч.5 вниз в 31 такте.
Мелодия II сопрано движется поступенно вверх и вниз без каких-либо скачков.
У I и II альтов мелодия движется вниз. Но есть скачки в партии II альтов на ч.5 вниз в 29 такте и ч.5 вверх в 30 такте. И скачок у двух партий на ч.4 вверх между 32 и 33 тактами.
Ритмический рисунок предложения:
S I,II
A I,II
Гармония:
D6 ; III 6; III 53; VI 53; D64 ; D7; S64 ; t ; t64 ; D
Предложение исполняется в нюансе pp.
Вокально-хоровой анализ
Хоровая миниатюра Юрия Славнитского «Как на дубе» на писана для четырехголосного женского хора (S I, II; АI, II)
Тесситура средняя.
Сопрано первое: d-1 – f-2
Сопрано второе: c-1 – d-2
Альты: a – d-2.
Общий диапазон хора: а – f-2.Общий диапазон: от ля малой октавы до фа второй октавы – диапазон рабочий.
Атака звука в I части должна быть мягкой, а дыхание должно быть глубоким, спокойным. Во II части дыхание должно быть коротким, а подача звука активной. I предложение, реприза и дополнение должны исполняться на цепном дыхании; II, III, IV, V предложениях дыхание должно браться только в конце фраз и на паузах.
Звуковедение в I части и репризе должно быть плавным и ровным, исполняясь на Legato. А во II части звуковедение Non legato.
Тесситура произведения средняя, но не везде удобная для исполнения. В партии I S есть нота «фа» 2 октавы (высоко) в 10 и 18 тактах, но трудности в ее исполнении не должны возникнуть, т.к. она исполняется на «f». Также в партии I, II А встречается нота «ля» малой октавы (низко), но исполнять ее удобно за счет нюанса p и pp и используется естественный ансамбль.
Вокально-хоровые трудности:
I. Интонационные.
Хоровая миниатюра «Как на дубе» исполняется a`capella, что уже составляет трудность. В произведении так же встречается много скачков, на различные интервалы, их нужно точно интонировать. (См. нотный примеры 1,2,3,4,5,6). У альтов (↑ ч.4, ↓ ч.5, ↑ч.5, ↓ч.4), вторых сопрано (↑ч.4, ↓ч.4, ↑ч.5, ↓ч.5), у первых сопрано (↑ ч.5, ↑ б.6).
При исполнении ч.4 и ч.5 необходимо нижнюю ноту петь в позиции верхней, интонационно не съезжая.
Ноту «фа» 2 октавы у I S. нужно спеть на опоре, без подъездов, «взяв» звук сверху.
Необходимо добиться точного интонирования всех полутонов. В произведении встречаются повторяющиеся звуки, которые нужно спеть с тенденцией к повышению. Должна быть точная интонация унисона.
II. Ритмические трудности.
В произведении «Как на дубе» ритмический рисунок сложный, т.к. имеется пунктирный ритм. Также важно умение хора ритмически верно воспроизводить затактовые вступления (с третьей доли). Наличие пунктирного ритма требует большого внимания.
При работе с хором необходимо простучать ритм и точно его выполнить, следить за пульсацией и не выталкивать шестнадцатую ноту, а относить ее к следующей ноте. Восьмую с точкой ноту необходимо исполнять немного растягивая.
III. Ладовые.
Произведение написано в тональности d-moll, но существует ряд отклонений в тональность F-dur в 13 такте, и в 19 такте в вокализе.
IV. Динамические.
В миниатюре «Как на дубе» встречаются различные динамические нюансы от pp до f. Благодаря ей композитор великолепно передал настроение песни и создал яркие образы борьбы сокола со стихией и спокойной природы.
I предложение начинается в нюансе p, но в результате непрерывного развития мелодии в середине предложения нюанс становится mf.
II и III предложения исполняются чуть громче, но также в постоянном развитии мелодии.
IV и V предложения звучат в нюансе m . Постепенное наращивание динамики приводит к f в 17 такте.
Вокализ исполняется на f, но с учётом подвижных нюансов, постепенно затихая к концу.
Реприза исполняется на p. Подходя к концу репризы динамика утихает, поэтому дополнение звучит в нюансе pp, затихая еще больше к концу произведения при помощи rit.
V. Темповые.
Произведение написано в темпе Largo –широко, неторопливо, который необходимо выдержать. Но в 9 такте есть нюанс – piu mosso – более подвижно, который необходимо выполнить.
Нужно так же учесть другие темповые трудности, такие как rit. – cдерживая. И возвращение в первоначальный темп в 22 такте.
VI. Дикционные.
Прежде всего необходимо учитывать произношение согласных и гласных букв в окончании слов: высоком, сокол, шумит, волной, молодой. Окончания слов необходимо не выталкивать, т.к. они приходятся на слабую долю.
Букву «р» нужно пропевать очень утрированно: сизокрылый, буря, грустными, ветер.
И произношение шипящих и свистящих должно быть коротким: свищет, шумит, сокол.
Гласные буквы нужно петь округлым звуком, особенно букву «а» в вокализе, буквы «е», которые должны звучать ближе к «э»: дубе, несло.
В слове глядишь буква «я» должна исполняться чем-то средним между «и» и «е».
Так же необходимо соединять окончания слов с началом следующих, тест нужно произносить по–хоровому: «Ка-кна-ду-бе на вы-со-ко-мна-дшу-мя-щею во-лной…» и т.д.
VII. Ансамблевые трудности.
Для того, чтобы решить ансамблевые трудности нужно учесть все выше перечисленные сложности, поработать их с каждой партией отдельно. Так же необходимо выстроить унисоны; ритмический и динамический ансамбль. Естественный ансамбль уже есть, т.к. во всем произведении удобная тесситура исполнения.
В I части произведения необходимо прослушать проведение темы в партии S, далее в начале II части нужно послушать вступление партии A, и переклички партий в вокализе.
Исполнительский анализ
При исполнении произведения Юрия Славнитского «Как на дубе» необходимо заранее продумать все возможные трудности и учесть все выше перечисленные.
Дирижёр должен четко показывать все ауфтакты, снятия, не смазывать пунктирный ритм. Выдержать все паузы и длинные ноты, при этом выполняя нюансы темпа. При помощи динамики привести хор к кульминации.
При этом жест дирижера должен соответствовать текстовому и динамическому содержанию.
Также нужно проработать штрих Legato, чтобы добиться звучания мелодии на одной линии, без проявления скачков.
Но все же самой главной задачей дирижера является как можно ярче показать характер произведения, и передать его смысл.