Статья на тему: «Проблемы расовой сегрегации в музыкальной культуре США глазами кинематографа»

Шемякина София Алишеровна

Кинематограф на протяжении всего своего развития проявлял особый интерес к миру музыки и личности музыканта. Эта закономерность вполне объяснима – ведь биографии знаменитых артистов, по большей части, представляют собой уже готовый сценарий с ярко очерченной интригой, динамичным действием и заведомо неординарными героями.

О жизни великих музыкантов снято немалое количество фильмов...

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Проблемы расовой сегрегации в музыкальной культуре США глазами кинематографа»

София Парпиева

Кинематограф на протяжении всего своего развития проявлял особый интерес к миру музыки и личности музыканта. Эта закономерность вполне объяснима – ведь биографии знаменитых артистов, по большей части, представляют собой уже готовый сценарий с ярко очерченной интригой, динамичным действием и заведомо неординарными героями.

О жизни великих музыкантов снято немалое количество фильмов. Так, например, очень ярким и интересным является фильм «Амадеус» (1984) Милоша Формана, повествующий о жизни Моцарта.

Востребованным в кинематографе композитором-классиком оказался и Бетховен, которому посвящены следующие киноленты: «Бессмертная возлюбленная» (1994) Бернарда Роуза, «Героическая» (2003) Саймона Селана Джонса, «Переписывая Бетховена» (2006) Агнешки Холланд и «Лекция 21» (2008) Алессандро Барикко.

Можно ещё назвать множество фильмов, главными героями которых являются известные композиторы. Отдельный интерес представляют фильмы, сюжет которых посвящен исполнителям: «Фаринелли-кастрат» (1994), о знаменитом итальянском певце-кастрате Карло Броски; «Блеск» (1996) о пианисте Дэвиде Хельфготте; и другие.

В 2018 году в кинопрокат вышла американская биографическая драма «Зелёная книга» режиссёра Питера Фаррелли, повествующая о непростой судьбе музыканта. Фильм был особо отмечен жюри киноакадемий и получил награду «Народный выбор» (Торонто), премию «Оскар» за лучшую киноленту 2018 года.

Картина основана на реальных событиях и рассказывает историю путешествия известного темнокожего пианиста Дональда Ширли (Махершала Али) и его водителя Тони Валлелонги (Вигго Мортенсен), между которыми со временем возникает дружба.

Дональд Уолбридж Ширли (1927-2013) – американский композитор и пианист. Им написаны органные симфонии, несколько концертов, струнные квартеты, одноактная опера и другие сочинения.

Ширли начал обучаться игре на фортепиано в двухлетнем возрасте. Его учителями в Католическом университете Америки в Вашингтоне были Конрад Бернье и Тадеуш Джонс. Композитор получил докторскую степень по музыке, психологии и литургике.

Под предлогом неприязни к чернокожим артистам Дональду неоднократно рекомендовали бросить классическую музыку и продолжать карьеру в джазе. В середине прошлого века существовала тенденция ограничения темнокожего музыканта в выборе репертуара. Был стереотип, что чернокожим хорошо удается джаз и они далеки от классики. Порой именно джаз становился своеобразным средством выражения протеста против дискриминации.

Столкнувшись с отсутствием перспектив для чернокожих исполнителей классической музыки, на время Ширли пришлось даже оставить карьеру пианиста, переключив внимание на психологию.

В центре внимания режиссера фильма «Зелёная книга» оказывается всего лишь один эпизод из жизни музыканта: концерты Ширли в США и в ряде южных штатов.

Действие фильма происходит в 1962 году. Вышибала из Нью-Йорка, итало-американец Тони «Болтун» Валлелонга нанимается водителем к джазовому пианисту Дону Ширли, который отправляется в длительное концертное турне.

Дона Ширли хорошо принимают, пока он выступает на сцене, но за сценой он постоянно сталкивается с проявлениями расовой дискриминации. Героев постоянно преследует полиция, которая следит за соблюдением сегрегационных законов.

Путешествовать по стране героям помогает путеводитель «Зеленая книга», который, собственно, и дал название фильму.

«Зелёная книга» (англ. The Green Book) – краткое название ежегодного путеводителя для чернокожих автомобилистов, который издавался в США с 1936 по 1966 год. Справочник был составлен почтовым служащим из Нью-Йорка Виктором Хьюго Грином (1892—1960), после смерти которого публикацию продолжила его вдова Элма Грин. Книга издавалась в эпоху законов Джима Кроу, когда на Юге США была узаконена сегрегация, а в штатах Севера открыто практиковалась дискриминация чернокожих. Несмотря на широкое распространение расовой дискриминации и бедности, которые ограничивали владение автомобилями среди чернокожих, представители зарождавшегося афроамериканского среднего класса покупали машины. На дороге они сталкивались с различными неудобствами и опасностями – от отказа в обслуживании до произвольного ареста. В ответ Грин составил собственный путеводитель по местам, относительно дружественным к афроамериканцам.

Официально расовая сегрегация (отделение белого населения США от иных этнических групп, которое осуществлялось через различные социальные преграды) существовала с принятия в 1865 году 13-й поправки к американской конституции, которая запрещает рабство. Её первые признаки – раздельные школы (для белых и негров), отдельный общественный транспорт (существовал до 1970-х гг.), запреты на совместное размещение в отелях и мотелях, разделение на кафе и рестораны только для белых и для «цветных» и черных, в области услуг, негритянские воинские подразделения и тому подобное.

Проблема расовой дискриминации обострилась после выхода США из Второй мировой войны. Верховный суд США в 1896 г. утвердил принцип «Раздельное, но равное» по отношению к сосуществованию черного и белого населения страны. По сути темнокожие оставались гражданами второго сорта, ущемленными в политических, социальных и экономических правах.

Именно в условиях такого социального неравенства довелось жить и творить Дональду Ширли, на основе биографии которого и была задумана идея создания фильма «Зелёная книга».

Пианист надеялся своим творчеством изменить предубеждения людей в отношении темнокожего населения, которые, однако, оставались верны своим «искажённым» ценностям. Зачастую слушатели пренебрегали элементарными нормами «человеческой» этики, задевали и ущемляли чувства темнокожего музыканта.

Например, в фильме показано, как Дону Ширли было в грубой форме отказано в ужине в ресторане, в котором должен был проходить заключительный концерт его турне, а в качестве гримёрной предложена кладовка. Более того, в одном из домов высокоинтеллигентной знати, где проходило выступление пианиста, в качестве уборной ему предложили ветхое помещение на заднем дворе, а в качестве пищи – еду темнокожих слуг. Такое проявление неуважения к нему, как к личности и просто человеку, очень оскорбляло чувства музыканта. Но он старался не демонстрировать своё негодование и скрывал все переживания в себе.

В больших городах он мог бы зарабатывать миллионы, процветать и развиваться, но он считал своим долгом донести до населения южных регионов великолепную музыку и безграничный талант, а также хранил в душе надежду на изменения их стереотипов в отношении чернокожих людей.

В настоящее время, темнокожие и белокожие музыканты уравнены в правах и могут выступать перед любой публикой, в любых залах. Это можно считать огромным достижением афроамериканского населения. Ведь разве имеет значение цвет кожи перед невероятным талантом и мастерством? Разве имеет расовая принадлежность значение перед элементарными человеческими качествами? Конечно, нет. В человеке, прежде всего, нужно видеть человека. Его внутренний мир, духовное содержание, а не цвет кожи и материальное положение. Хочется верить, что со временем мир окончательно сотрет условные границы между темными и белыми людьми, и полностью признает свободу и равенство всего человечества, не только в музыкальной, но и во всех других сферах деятельности.