Конспект открытого занятия "Пение с закрытым ртом - один из элементов вокального - хорового исполнительства"

Земфира Олеговна Ушакова
  • Цель занятия: познакомить ребят с одним из элементов вокально – хорового  искусства – пением с закрытым ртом.
  • Задачи занятия:

обучающие:

  • обучение навыку пения с закрытым ртом  на сонорный (лат. sonorus – звучный, шумный) согласный звук «м» («мычание»);
  • ознакомление с навыками однородного перехода между  регистрами голосового аппарата; 

развивающие:

  • развитие вокально-хоровых навыков с целью достижения красоты и выразительности звучания  в процессе исполнения ;    
  • развитие у учащихся познавательных процессов (памяти, мышления, воображения)  

воспитывающие:

  • воспитание интереса к коллективной творческой деятельности;
  • формирование качеств личности, необходимых для достижения поставленной цели –  силы воли, усидчивости, концентрации

 

  • Планируемый результат:
  • учащиеся познакомятся с новым элементом вокально – хоровой работы (пением с закрытым ртом). Применят полученные навыки в исполнении знакомых вокальных произведений.

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 386

отделение Дополнительного Образования детей «Альтернатива» Кировского района Санкт-Петербурга

198152, г. Санкт – Петербург, улица Зайцева, дом 14 А, тел. (812) 783-53-54 

Тема занятия: «Пение с закрытым ртом  -  один из элементов вокально - хорового искусства»

Творческое объединение «Веселые нотки»

Группа второго года обучения.

Возраст учащихся: 8 - 9 лет

Дополнительная   общеобразовательная общеразвивающая программа «Веселые нотки»

Педагог дополнительного образования:

Ушакова Земфира Олеговна

г. Санкт – Петербург

 2018 г

Содержание конспекта занятия

  • Тема занятия: Пение с закрытым ртом  -  один из элементов вокального - хорового исполнительства;
  • Дата проведения занятия: 21.11.2018 г
  • Цель занятия: познакомить ребят с одним из элементов вокально – хорового  искусства – пением с закрытым ртом.

  • Задачи занятия:

обучающие:

  • обучение навыку пения с закрытым ртом  на сонорный (лат. sonorus – звучный, шумный) согласный звук «м» («мычание»);
  • ознакомление с навыками однородного перехода между  регистрами голосового аппарата;

развивающие:

  • развитие вокально-хоровых навыков с целью достижения красоты и выразительности звучания  в процессе исполнения ;    
  • развитие у учащихся познавательных процессов (памяти, мышления, воображения)  

                               

воспитывающие:

  • воспитание интереса к коллективной творческой деятельности;
  • формирование качеств личности, необходимых для достижения поставленной цели –  силы воли, усидчивости, концентрации

  • Планируемый результат:
  • учащиеся познакомятся с новым элементом вокально – хоровой работы (пением с закрытым ртом). Применят полученные навыки в исполнении знакомых вокальных произведений.

Этап занятия

Хронометраж времени

Содержание занятия

(деятельность педагога)

Содержание занятия

(деятельность учащихся)

I

Организаци

онный

 5 мин

Вводный элемент. Вокальное приветствие. Правила поведения в зале.Формулировка цели и задач занятия.Создание психологического климата, активизация внимания.

Занимают свои места в зале. Приветствуют присутствующих. Настраиваются на занятие. Вступают в диалог с педагогом.

II

Основной

25

мин

10

мин

1.Проводит упражнения-распевание: от повторения к новому (тянуть ноту на цепном дыхание – «мо» - закрыть ротик). Применение нового вокального приема в уже пройденном упражнении.

Пение канона, использование нового вокального приема  в знакомом упражнении.

2.Работа над репертуаром: исполнение произведений своего репертуара, с использованием нового навыка - пения с закрытым ртом.

Музыкальная игра – пауза…

Показ видеороликов– комментарии к ним.

Повторяют за действиями педагога. Отвечают на вопросы. Поют группами и индивидуально.

Прорабатывают уже знакомый репертуар с учетом новых навыков и знаний.

Отдыхают, эмоционально расслабляются.

Характеризуют увиденное.

15

мин

III

Практическая деятельность

5 мин

Организует выход на сцену, руководит  концертным исполнением  вокальных  произведений репертуара  с использованием нового  вокального приема.

Исполняют  произведения своего репертуара с применением разученного вокального приема.

IV

Заключительный

5 мин

Рефлексия.

Анализ и оценка проведенного  занятия. Дается позитивная оценка работы ребят. Характеризуется результативность, успешность в достижении цели. На память – флайерсы на тему занятия.

Ответы на вопросы. Самооценка ребятами своей работы, психологического состояния, следствие удачных действий, причины возможных ошибок.

Ход проведения занятия

  • Организационный этап

Педагог:

- Здравствуйте ребята, уважаемые коллеги, гости и уважаемые члены жюри. Я – педагог ДО ОДОд «Альтернатива», ГБОУ СОШ № 386, Кировского р-на г.СПб.

Сегодня с ребятами 2 года обучения творческого объединения «Веселые нотки» мы представим вашему вниманию открытое заняти на тему: «Пение с закрытым ртом  -  один из элементов вокального - хорового искусства»

Данное занятие представленно в теме-  «Вокальная работа», в разделе– «Музыкально – исполнительская работа», дополнительной общеобразовательной  общеразвивающей программы «ВН» и по календарно – тематическому  плану «Рабочей программы» – 2 года обучения,  должно быть проведенно  к концу третьей четверти.

- Как и всегда на наших занятиях, мы должны вокально поприветствовать друг-друга и конечно же наших гостей.

- Как мы располагаемся – положение корпуса, головы, ног…

- О поведении в зале…

- Ответы детей:

- Педагог: молодцы, вы прекрасно все помните.

  • Приветствие (педагог – ребята - гости) – с транспозицией по полутонам вверх.

- Это приветствие одновременно является и первым элементом комплекса вокальных упражнений – распеваний.

- Педагог: Ребята – сегодня мы обратимся с вами к изучению  нового - интересного и сложного вокального приема – мы узнаем, как можно и нужно  петь с закрытым ртом.

- Педагог: Этот новый прием поможет нам в улучшении качества  пения:

-для развитие вокально-хоровых навыков: чистоты пения, красоты и выразительности звучания  в процессе исполнения;   

- для правильного перехода между  регистрами голосового аппарата;

- для развитие памяти, мышления, воображения;                                    

- для воспитания в себе –  силы воли, усидчивости, концентрации.

  • Основной этап  занятия: -  1 этап (упражнения - распевание):

- Педагог: сейчас поем на «цепном»дыхании, а вы помните что означает это термин?

- Ответы детей…

- Педагог: на слог «мо» поем на «цепном дыхании», я играю – вы поете. Продолжаем пение с той лишь разницей, что закрываем ротик в той позиции как мы поем на слог … продолжаем петь…и вот он новый вокальный элемент [1] - мы с вами пришли от повторения к новому…

- Попоем  «stacatto» по б.2  чередуя слог «мо» - закрытый ротик,  - принцип исполнения – одинаковый…

- Молодцы, а что вы почувствовали когда когда пели с закрытым ротиком?

- Ответы детей…(вибрацию («дрожание в носике»…)

- Педагог:теперь попробуем применить новый прием на практике: что сейчас звучит? – проигрывается знакомый канон «Зовет зверей кукушка»

- Дети: характеризуют прозвучавшую музыку, дают определение поятия «канон», говорят какие примеры канонов они еще знают.

-Исполнение канона с учетом вновь выученного материала.

- Педагог: молодцы, а может есть смельчаки, которые хотели бы исполнить канон с закрытым ртом вдвоем или втроем?

-Исполнение ребят…

- Педагог: оценивает исполнение говорит о пользе пения с закрытым ртом для чистоты интонации и активизации голосового аппарата и предлагает перейти к работе над репертуаром.

  • Работа над репертуаром – 2 этап:

- Педагог: сейчас мы переходим от распеваний к работе над репертуаром. Поработаем над «Колыбельной». Повторяем с  текстом- затем - поем  с закрытым ртом , конечно, это сложный прием, он получится не сразу, но он очень эффективный и поможет нам в дальнейшей работе, чередуем пение с текстом и закрытым ртом, стакатто – легато, а cappella – с сопровождением.

- Использование нового приема на примере песни  «Новый год»,  чередуем пение с текстом и закрытым ртом, а cappella – с сопровождением, stacatto – legato, группами – всем составом.

 - Педагог: молодцы, очень эффективно поработали, а теперь мы с вами немного отвлечемся от пения и повторим наши знания элементарной теории музыки:  что означают  понятия - мажор – минор?  f – p?  stacatto – legato ?

- Ответы ребят:  правильно - и как вам кажется к чему мы переходим?

 - Музыкальная игра  «мажор – минор»

- Педагог: немого отдохнули, расслабились – продолжаем - сейчас я хочу чтоб вы увидели и услышали как  новый вокальный прием используют профессиональные хоровые коллективы: послушаем  и посмотрим видео ролики

 -  демонстрация роликов.

- Педагог: вы посмотрели ролики, демонстрирующие возможности и красоту вокальных возможностей  детского  и профессионального хора. Вам понравилось? Как вам кажется,  что может дать нам умение применять пение с закрытым ртом на практике?

- Ответы ребят…

- Педагог: правильно, молодцы… а теперь давайте и мы силу наших скромных возможностей попробуем применить новый прием в произведениях нашего репертуара.

  • Практическая деятельность

Дети выходят на сцену, исполнение  «Колыбельной» с элементами пения с закрытым ртом.

Педагог: А сейчас мы хотим подарить всем присутствующим песню. Скоро замечательный праздник – День матери – и песня называется - «Мама». Для исполнения второго произведения на сцене остаются все ребята.

  • Заключительный этап

- Педагог: обращаясь  к стоящим на сцене  ребятам– давайте поблагодарим друг – друга. Хочу сказать всем спасибо за активную работу на занятии. Вы большие молодцы, т.к. прием над которым мы поработали сегодня очень сложен. Вы достойно справились. Хотелось бы услышат ваше мнение о проделанной работе…Как вам кажется, что нам удалось сегодня, что не получилось?

- Ответы детей…

- Педагог: в заключении занятия – хочу вручить вам памятные флайерсы и в них – маленькие сувениры, прошу открыть  их уже за пределами зала. Попрощаемся.

Методическое и техническое оснащение занятия

  1. Материалы и инструменты.

  • помещение, оформленное в соответствии с профилем проводимых занятий, оборудованное в соответствии с санитарными нормами
  • ноты, презентация по теме -  PPT, рисунки, картинки, флайерсы.

  1. Оборудование:
  • Фортепиано,  музыкальный   центр,  USb - накопитель  

  1. Мультимедийная аппаратура.
  • мультимедиа проектор

Список  литературы:

  1. Добровольская Н. Вокально – хоровые упражнения в детском хоре. М.:

Музыка, 1997 год;  

  1. Масюкевич Н.В., Кожуховская Л.С. Психология эффективного общения. Минск: Современная школа, 2007 год;
  2. Программно – методические материалы. «Музыка». Начальная школа. М.: Дрофа,  2001 год;
  3. Пойте с нами. Учебное пособие для младшего и среднего возраста.  СПб.: «Композитор», 2004 год;
  4. Сборник статей.  Работа с детским хором. М.:  Музыка, 2002 год;
  5. Хрусталёва Т.  Развитие вокально – хоровых навыков младших школьников на уроках музыки и во внеклассной работе. Журнал «Начальная школа» № 2, 2001г
  6.  Музыка: [Электронный ресурс] http://muzofon.com./https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=49d1eb6da70f55e3606a52acfb2c7b75-l&n=13


    [1]
  •  Пение на сонорный (лат. sonorus – звучный, шумный) согласный звук «м» («мычание») осуществляется при сомкнутых губах с несколько опущенной нижней челюстью, с ощущением небольшого зевка. Это упражнение исполняется на среднем участке диапазона. Оно настраивает на головное звучание, но приносит пользу только тогда, когда при нем возникают правильные резонаторные ощущения, а именно, когда поющий хорошо ощущает вибрацию (дрожание) тканей носа.
  • Физиологическая суть этого упражнения в том, что вибрация тканей носа раздражает находящиеся в них нервные окончания чувствительных нервов. Такое раздражение вызывает ответную реакцию – значительно повышается тонус голосовых мышц, их работоспособность, поэтому пение с закрытым ртом рекомендуется применять в начале распевания.