Конспект открытого занятия "Пение с закрытым ртом - один из элементов вокального - хорового исполнительства"
- Цель занятия: познакомить ребят с одним из элементов вокально – хорового искусства – пением с закрытым ртом.
- Задачи занятия:
обучающие:
- обучение навыку пения с закрытым ртом на сонорный (лат. sonorus – звучный, шумный) согласный звук «м» («мычание»);
- ознакомление с навыками однородного перехода между регистрами голосового аппарата;
развивающие:
- развитие вокально-хоровых навыков с целью достижения красоты и выразительности звучания в процессе исполнения ;
- развитие у учащихся познавательных процессов (памяти, мышления, воображения)
воспитывающие:
- воспитание интереса к коллективной творческой деятельности;
- формирование качеств личности, необходимых для достижения поставленной цели – силы воли, усидчивости, концентрации
- Планируемый результат:
- учащиеся познакомятся с новым элементом вокально – хоровой работы (пением с закрытым ртом). Применят полученные навыки в исполнении знакомых вокальных произведений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект открытого занятия "Пение с закрытым ртом, один из элементов муз-хор искусства" | 74.42 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 386
отделение Дополнительного Образования детей «Альтернатива» Кировского района Санкт-Петербурга
198152, г. Санкт – Петербург, улица Зайцева, дом 14 А, тел. (812) 783-53-54
Тема занятия: «Пение с закрытым ртом - один из элементов вокально - хорового искусства»
Творческое объединение «Веселые нотки»
Группа второго года обучения.
Возраст учащихся: 8 - 9 лет
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Веселые нотки»
Педагог дополнительного образования:
Ушакова Земфира Олеговна
г. Санкт – Петербург
2018 г
Содержание конспекта занятия
- Тема занятия: Пение с закрытым ртом - один из элементов вокального - хорового исполнительства;
- Дата проведения занятия: 21.11.2018 г
- Цель занятия: познакомить ребят с одним из элементов вокально – хорового искусства – пением с закрытым ртом.
- Задачи занятия:
обучающие:
- обучение навыку пения с закрытым ртом на сонорный (лат. sonorus – звучный, шумный) согласный звук «м» («мычание»);
- ознакомление с навыками однородного перехода между регистрами голосового аппарата;
развивающие:
- развитие вокально-хоровых навыков с целью достижения красоты и выразительности звучания в процессе исполнения ;
- развитие у учащихся познавательных процессов (памяти, мышления, воображения)
воспитывающие:
- воспитание интереса к коллективной творческой деятельности;
- формирование качеств личности, необходимых для достижения поставленной цели – силы воли, усидчивости, концентрации
- Планируемый результат:
- учащиеся познакомятся с новым элементом вокально – хоровой работы (пением с закрытым ртом). Применят полученные навыки в исполнении знакомых вокальных произведений.
Этап занятия | Хронометраж времени | Содержание занятия (деятельность педагога) | Содержание занятия (деятельность учащихся) | ||
I | Организаци онный | 5 мин | Вводный элемент. Вокальное приветствие. Правила поведения в зале.Формулировка цели и задач занятия.Создание психологического климата, активизация внимания. | Занимают свои места в зале. Приветствуют присутствующих. Настраиваются на занятие. Вступают в диалог с педагогом. | |
II | Основной | 25 мин | 10 мин | 1.Проводит упражнения-распевание: от повторения к новому (тянуть ноту на цепном дыхание – «мо» - закрыть ротик). Применение нового вокального приема в уже пройденном упражнении. Пение канона, использование нового вокального приема в знакомом упражнении. 2.Работа над репертуаром: исполнение произведений своего репертуара, с использованием нового навыка - пения с закрытым ртом. Музыкальная игра – пауза… Показ видеороликов– комментарии к ним. | Повторяют за действиями педагога. Отвечают на вопросы. Поют группами и индивидуально. Прорабатывают уже знакомый репертуар с учетом новых навыков и знаний. Отдыхают, эмоционально расслабляются. Характеризуют увиденное. |
15 мин | |||||
III | Практическая деятельность | 5 мин | Организует выход на сцену, руководит концертным исполнением вокальных произведений репертуара с использованием нового вокального приема. | Исполняют произведения своего репертуара с применением разученного вокального приема. | |
IV | Заключительный | 5 мин | Рефлексия. Анализ и оценка проведенного занятия. Дается позитивная оценка работы ребят. Характеризуется результативность, успешность в достижении цели. На память – флайерсы на тему занятия. | Ответы на вопросы. Самооценка ребятами своей работы, психологического состояния, следствие удачных действий, причины возможных ошибок. |
Ход проведения занятия
- Организационный этап
Педагог:
- Здравствуйте ребята, уважаемые коллеги, гости и уважаемые члены жюри. Я – педагог ДО ОДОд «Альтернатива», ГБОУ СОШ № 386, Кировского р-на г.СПб.
Сегодня с ребятами 2 года обучения творческого объединения «Веселые нотки» мы представим вашему вниманию открытое заняти на тему: «Пение с закрытым ртом - один из элементов вокального - хорового искусства»
Данное занятие представленно в теме- «Вокальная работа», в разделе– «Музыкально – исполнительская работа», дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «ВН» и по календарно – тематическому плану «Рабочей программы» – 2 года обучения, должно быть проведенно к концу третьей четверти.
- Как и всегда на наших занятиях, мы должны вокально поприветствовать друг-друга и конечно же наших гостей.
- Как мы располагаемся – положение корпуса, головы, ног…
- О поведении в зале…
- Ответы детей:
- Педагог: молодцы, вы прекрасно все помните.
- Приветствие (педагог – ребята - гости) – с транспозицией по полутонам вверх.
- Это приветствие одновременно является и первым элементом комплекса вокальных упражнений – распеваний.
- Педагог: Ребята – сегодня мы обратимся с вами к изучению нового - интересного и сложного вокального приема – мы узнаем, как можно и нужно петь с закрытым ртом.
- Педагог: Этот новый прием поможет нам в улучшении качества пения:
-для развитие вокально-хоровых навыков: чистоты пения, красоты и выразительности звучания в процессе исполнения;
- для правильного перехода между регистрами голосового аппарата;
- для развитие памяти, мышления, воображения;
- для воспитания в себе – силы воли, усидчивости, концентрации.
- Основной этап занятия: - 1 этап (упражнения - распевание):
- Педагог: сейчас поем на «цепном»дыхании, а вы помните что означает это термин?
- Ответы детей…
- Педагог: на слог «мо» поем на «цепном дыхании», я играю – вы поете. Продолжаем пение с той лишь разницей, что закрываем ротик в той позиции как мы поем на слог … продолжаем петь…и вот он новый вокальный элемент [1] - мы с вами пришли от повторения к новому…
- Попоем «stacatto» по б.2 чередуя слог «мо» - закрытый ротик, - принцип исполнения – одинаковый…
- Молодцы, а что вы почувствовали когда когда пели с закрытым ротиком?
- Ответы детей…(вибрацию («дрожание в носике»…)
- Педагог:теперь попробуем применить новый прием на практике: что сейчас звучит? – проигрывается знакомый канон «Зовет зверей кукушка»
- Дети: характеризуют прозвучавшую музыку, дают определение поятия «канон», говорят какие примеры канонов они еще знают.
-Исполнение канона с учетом вновь выученного материала.
- Педагог: молодцы, а может есть смельчаки, которые хотели бы исполнить канон с закрытым ртом вдвоем или втроем?
-Исполнение ребят…
- Педагог: оценивает исполнение говорит о пользе пения с закрытым ртом для чистоты интонации и активизации голосового аппарата и предлагает перейти к работе над репертуаром.
- Работа над репертуаром – 2 этап:
- Педагог: сейчас мы переходим от распеваний к работе над репертуаром. Поработаем над «Колыбельной». Повторяем с текстом- затем - поем с закрытым ртом , конечно, это сложный прием, он получится не сразу, но он очень эффективный и поможет нам в дальнейшей работе, чередуем пение с текстом и закрытым ртом, стакатто – легато, а cappella – с сопровождением.
- Использование нового приема на примере песни «Новый год», чередуем пение с текстом и закрытым ртом, а cappella – с сопровождением, stacatto – legato, группами – всем составом.
- Педагог: молодцы, очень эффективно поработали, а теперь мы с вами немного отвлечемся от пения и повторим наши знания элементарной теории музыки: что означают понятия - мажор – минор? f – p? stacatto – legato ?
- Ответы ребят: правильно - и как вам кажется к чему мы переходим?
- Музыкальная игра «мажор – минор»
- Педагог: немого отдохнули, расслабились – продолжаем - сейчас я хочу чтоб вы увидели и услышали как новый вокальный прием используют профессиональные хоровые коллективы: послушаем и посмотрим видео ролики
- демонстрация роликов.
- Педагог: вы посмотрели ролики, демонстрирующие возможности и красоту вокальных возможностей детского и профессионального хора. Вам понравилось? Как вам кажется, что может дать нам умение применять пение с закрытым ртом на практике?
- Ответы ребят…
- Педагог: правильно, молодцы… а теперь давайте и мы силу наших скромных возможностей попробуем применить новый прием в произведениях нашего репертуара.
- Практическая деятельность
Дети выходят на сцену, исполнение «Колыбельной» с элементами пения с закрытым ртом.
Педагог: А сейчас мы хотим подарить всем присутствующим песню. Скоро замечательный праздник – День матери – и песня называется - «Мама». Для исполнения второго произведения на сцене остаются все ребята.
- Заключительный этап
- Педагог: обращаясь к стоящим на сцене ребятам– давайте поблагодарим друг – друга. Хочу сказать всем спасибо за активную работу на занятии. Вы большие молодцы, т.к. прием над которым мы поработали сегодня очень сложен. Вы достойно справились. Хотелось бы услышат ваше мнение о проделанной работе…Как вам кажется, что нам удалось сегодня, что не получилось?
- Ответы детей…
- Педагог: в заключении занятия – хочу вручить вам памятные флайерсы и в них – маленькие сувениры, прошу открыть их уже за пределами зала. Попрощаемся.
Методическое и техническое оснащение занятия
- Материалы и инструменты.
- помещение, оформленное в соответствии с профилем проводимых занятий, оборудованное в соответствии с санитарными нормами
- ноты, презентация по теме - PPT, рисунки, картинки, флайерсы.
- Оборудование:
- Фортепиано, музыкальный центр, USb - накопитель
- Мультимедийная аппаратура.
- мультимедиа проектор
Список литературы:
- Добровольская Н. Вокально – хоровые упражнения в детском хоре. М.:
Музыка, 1997 год;
- Масюкевич Н.В., Кожуховская Л.С. Психология эффективного общения. Минск: Современная школа, 2007 год;
- Программно – методические материалы. «Музыка». Начальная школа. М.: Дрофа, 2001 год;
- Пойте с нами. Учебное пособие для младшего и среднего возраста. СПб.: «Композитор», 2004 год;
- Сборник статей. Работа с детским хором. М.: Музыка, 2002 год;
- Хрусталёва Т. Развитие вокально – хоровых навыков младших школьников на уроках музыки и во внеклассной работе. Журнал «Начальная школа» № 2, 2001г
- Музыка: [Электронный ресурс] http://muzofon.com./
- [1]
- Пение на сонорный (лат. sonorus – звучный, шумный) согласный звук «м» («мычание») осуществляется при сомкнутых губах с несколько опущенной нижней челюстью, с ощущением небольшого зевка. Это упражнение исполняется на среднем участке диапазона. Оно настраивает на головное звучание, но приносит пользу только тогда, когда при нем возникают правильные резонаторные ощущения, а именно, когда поющий хорошо ощущает вибрацию (дрожание) тканей носа.
- Физиологическая суть этого упражнения в том, что вибрация тканей носа раздражает находящиеся в них нервные окончания чувствительных нервов. Такое раздражение вызывает ответную реакцию – значительно повышается тонус голосовых мышц, их работоспособность, поэтому пение с закрытым ртом рекомендуется применять в начале распевания.