Программа Вокальная студия "Кураж"
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №391 Красносельского района Санкт-Петербурга
(ГБОУ СОШ № 391 Санкт-Петербурга)
ПРИНЯТА Педагогическим советом ГБОУ СОШ №391 Решение от «___» _______2018 г. Протокол № ___ | УТВЕРЖДЕНА Приказом № ____ от «____» ___________ 2018г. Директор ГБОУ СОШ №391 __________________ Т.О.Гапотченко
|
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
(ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА
«ВОКАЛЬНАЯ СТУДИЯ «КУРАЖ»
Возраст учащихся: 10-15 лет
Срок реализации: 2 года
Автор(ы) / разработчик(и) программы: педагог дополнительного образования
Горячёва Юлия Александровна
Пояснительная записка
Направленность образовательной программы: художественная.
Актуальность программы дополнительного образования детей заключается в формировании эстетической культуры, являющейся одним из стержневых базисных свойств личности.
Сердце каждого ребёнка открыто для музыки, надо только помочь ему увидеть богатство и разнообразие мира, познать себя и тогда, став частью души, она поселиться в нём навечно.
Именно музыка призвана помочь обрести чувство гармонии и слияния своего внутреннего мира с миром внешним. Музыка - больше, чем просто украшение и эстетическое дополнение к жизни.
Программа эстрадной студии «Кураж» особое внимание уделяет тому, чтобы музыка постепенно, незаметно проникла в жизнь ребёнка, заставляла слушать себя, будила мысль и воображение. А главное – давала бы всем детям, пришедшим в коллектив, шанс удовлетворить свой интерес, раскрыть способности, сформировать положительную самооценку, способствующую социализации и адаптации в современном обществе.
Мы работаем в Санкт-Петербурге, в одном из самых крупных мегаполисов. Ребёнок, растущий в огромном городе, чаще всего оторван от естественных условий общения с окружающем миром. В детской среде он практически лишён меж возрастного общения, общение со взрослыми сведено до делового минимума, общение с природой бесконечно затруднено. Ребёнок не имеет возможности, а потому и навыков спокойного созерцания мира, в большинстве случаев его контакты с миром торопливы и поверхностны. Нарушенная структура общения ведёт, естественно, ко всевозможным нарушениям его развития.
Процесс освоения ребёнком духовных ценностей и становление его личности как субъекта творческой деятельности сопряжены в современной социокультурной ситуации с рядом трудностей. Одной из них являются противоречивые представления молодёжи о культуре, эстетике, искусстве. В первую очередь это касается размывания границ между истинными и мнимыми ценностями, нравственными и безнравственными, прекрасным и безобразным, духовным и бездуховным. В современных условиях присущая подростковому и юношескому возрасту потребность в идеале, красоте часто не находит адекватного удовлетворения из-за недостаточной эстетической образованности и воспитанности детей.
Разбалансированными оказываются физическая, эмоциональная, интеллектуальная сферы ребёнка. В итоге многие дети оказываются не в состоянии воспользоваться теми сокровищами культуры, которые предлагает им один из крупнейших городов России.
Адресат программы:
- программа ориентирована на учащихся 10 - 15 лет.
Объем и срок реализации программы:
- программа рассчитана на 2 года обучения. В учебном плане Вокальной студии «Кураж» реализуется 144 часа учебных занятий в год, 288 часов за 2 года обучения.
Цель программы:
- создание условий для развития у воспитанников способностей к осмыслению, пониманию, самостоятельному техническому освоению и творческому исполнению музыкальных произведений в ансамбле и сольно, для формирования музыкальной культуры личности, как неотъемлемой части духовной культуры исполнителя.
Задачи программы:
Обучающие:
- овладение обучающимися вокальному мастерству;
- обучение воспитанников основам музицирования и импровизации;
- профориентация наиболее способных.
Развивающие:
- развитие музыкальных, творческих способностей, внимания, памяти, музыкального слуха, мышления, воображения, устойчивого, глубокого интереса и любви к исполнительству.
Воспитательные:
- воспитание необходимых для жизни духовно – нравственных качеств, нравственных установок;
- привитие воспитанникам навыков культуры поведения, творческой дисциплины, внимательности и сосредоточенности;
- формирование личности, способной творчески реализовать себя в социуме.
Условия реализации программы:
Условия набора в коллектив:
- набор в группы осуществляется на добровольной основе;
- в вокальную студию принимаются дети 10 - 15 лет.
Условия формирования групп:
- формирование групп производится с учетом возрастных особенностей детей;
- допускается дополнительный набор учащихся на второй год обучения, на основе прослушивания.
Количество учащихся в группе:
- списочный состав группы формируется в соответствии с технологическим регламентом и с учётом вида деятельности, санитарных норм и особенностей реализации программы:
- 1 год обучения – 15 человек
- 2 год обучения – 12 человек
Особенности организации образовательного процесса:
- занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа;
- основной формой образовательного процесса является занятие, которое включает в себя часы теории (лекция, беседа) и практики (практическая работа).
Формы проведения занятий:
- игра, концерт, конкурс, круглый стол, мастер-класс, праздник, репетиция, творческая мастерская, фестиваль, экзамен.
Формы проведения занятии:
- фронтальная (теория);
- коллективная (ансамблевая);
- групповая (в малых группах);
- индивидуальная.
Материально-техническое обеспечение программы:
- Учебный кабинет, оборудованный в соответствии с требованиями Госсанэпиднадзора и Госпожнадзора.
- Наборы народных музыкальных инструментов для выполнении учащимися творческих заданий.
- Комплекты дидактических материалов, наглядных пособий и тематические подборки учебных материалов.
- Музыкальная аппаратура (синтезатор, колонки, микрофоны, микшерный пульт)
- Раздаточные материалы.
- Учебные пособия.
Кадровое обеспечение:
- Программу реализует педагог дополнительного образования, соответствующий необходимым квалификационным характеристикам по должности «педагог дополнительного образования».
Планируемые результаты освоения программы:
Личностные результаты:
- развитие мотивов учебной деятельности и личностный смысл учения, принятие и освоение социальной роли обучающего;
- развитие этических чувств, доброжелательно и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
- готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества;
- овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
- овладение базовыми предметными и меж предметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Компетенции:
Особенностью программы является внедрение в процесс обучения компетентностного подхода, позволяющего педагогу выстроить профессиональную деятельность на основе принципов системности, научности, привить способность к осмыслению и самостоятельному освоению музыкального материала:
- ценностно-смысловая компетенция – формирование ценностных ориентаций, личностных качеств, индивидуальной позиции, социальной значимости;
- образовательная компетенция – информационная, техническая, культурологическая, исполнительская грамотность; формирование коммуникативной, творческой личности.
- нравственно-регулятивная компетенция – формирование способности коррекции жизненных позиций, нравственных идеалов, норм поведения.
- компетенция выпускника объединения по вокалу - мотивированная потребность к реализации личностной стратегии на саморазвитие и самосовершенствование.
Предметные результаты:
- владение некоторыми основами нотной грамоты, использование голосового аппарата;
- наличие интереса к вокальному искусству; стремление к вокально-творческому самовыражению (пение соло, ансамблем, участие в импровизациях, участие в музыкально-драматических постановках);
- ознакомление и понимание особенностей исполнения народной песни, современных эстрадных и классических произведений;
- уметь двигаться под музыку, использовать элементы ритмики, культура поведения на сцене;
- стремление передавать характер песни, умение исполнять легато, нон легато, правильно распределять дыхание во фразе, уметь делать кульминацию во фразе, усовершенствовать свой голос;
- овладение начальными основами сценической хореографии;
- проявление навыков вокально-хоровой деятельности (вовремя начинать и заканчивать пение, правильно вступать, умение петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные, вокальные ударения, четко и ясно произносить слова – артикулировать при исполнении);
- умение исполнять более сложные длительности и ритмические рисунки (ноты с точкой, пунктирный ритм), а также несложные элементы двухголосия – подголоски;
- ознакомление с основами концертной деятельности, методикой подготовки и проведения праздников и концертов;
- непосредственное участие в концертах и смотрах художественной самодеятельности.
Учебный план 1 года обучения
№ п/п | Название раздела/модуля, темы | Количество часов | Формы промежуточной аттестации и контроля | ||
Теория | Практика | Всего | |||
Введение, знакомство с голосовым аппаратом | 4 | 4 | 8 | тест | |
Использование певческих навыков | 4 | 16 | 20 | практическая работа | |
Знакомство с различной манерой пения | 2 | 12 | 14 | практическая работа | |
Вокальные навыки | 12 | 12 | практическая работа | ||
Пение произведений
| 4 | 12 | 16 | практическая работа | |
Использование элементов ритмики, сценической культуры | 4 | 8 | 12 | практическая работа | |
Движения под музыку | 4 | 16 | 20 | практическая работа | |
Опорное дыхание, артикуляция, певческая позиция. | 2 | 12 | 14 | практическая работа | |
Вокально-хоровая работа | 16 | 16 | практическая работа | ||
Сценическая хореография | 8 | 8 | практическая работа | ||
Вокально-хоровые навыки в исполнительском мастерстве | 12 | 12 | практическая работа | ||
Музыкальная игра | 2 | 2 | практическая работа | ||
Итого 144 часа |
Учебный план 2 года обучения
№ п/п | Название раздела/модуля, темы | Количество часов | Формы промежуточной аттестации и контроля | ||
Теория | Практика | Всего | |||
1. | Введение, владение своим голосовым аппаратом, использование певческих навыков | 2 | 4 | 6 | тест |
2. | Знакомство с великими вокалистами прошлого и настоящего | 2 | 4 | 6 | практическая работа |
3. | Собственная манера исполнения вокального произведения | 2 | 8 | 10 | практическая работа |
4. | Работа над собственной манерой вокального исполнения | 8 | 8 | практическая работа | |
5. | Творчество и импровизация | 8 | 8 | практическая работа | |
6. | Пение произведений
| 4 | 8 | 12 | практическая работа |
7. | Сценическое искусство | 2 | 4 | 6 | практическая работа |
8. | Знакомство с произведениями | 2 | 4 | 6 | практическая работа |
9. | Знакомство с произведениями различных жанров, манерой исполнения | 8 | 8 | практическая работа | |
10 | Вокальные навыки | 8 | 8 | практическая работа | |
11 | Знакомство с многоголосным пением | 12 | 12 | практическая работа | |
12 | Освоение исполнения бэк-вокал | 4 | 4 | практическая работа | |
13 | Использование элементов ритмики, сценической культуры | 8 | 8 | практическая работа | |
14 | Движения под музыку | 8 | 8 | практическая работа | |
15 | Постановка танцевальных движений, театральные постановки | 4 | 4 | практическая работа | |
16 | Опорное дыхание, артикуляция, певческая позиция. Обработка полученных вокальных навыков. Дикция и артикуляция. Расширение диапазона голоса. Выявление индивидуальных красок голоса | 4 | 4 | 8 | практическая работа |
17 | Вокально-хоровая работа | 8 | 8 | практическая работа | |
18 | Нотная грамота | 4 | 4 | практическая работа | |
19 | Сценическая хореография | 4 | 4 | практическая работа | |
20 | Вокально-хоровые навыки в исполнительском мастерстве | 4 | 4 | практическая работа | |
21 | Концертная деятельность | 4 | 4 | практическая работа | |
Итого 144 часа |
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №391
Красносельского района Санкт-Петербурга
(ГБОУ СОШ № 391 Санкт-Петербурга)
УТВЕРЖДЕНА Приказом № ____ от «____» ___________ 2018 г. Директор ГБОУ СОШ №391 Санкт-Петербурга __________________ Т.О.Гапотченко
|
Календарный учебный график
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
Вокальная студия «Кураж»
на 2018-2019 учебный год
Год обучения | Дата начала обучения по программе | Дата окончания обучения по программе | Всего учебных недель | Количество учебных часов | Режим занятий |
1 год | 1.09.2018 | 25.09.2021 | 36 | 144 | 2 раза в неделю по 2 часа |
2 год |
Режим работы в период школьных каникул (при необходимости)
Занятия проводятся по расписанию или утвержденному временному расписанию, составленному на период каникул, в форме экскурсий, работы творческих групп, сборных творческих групп, выездов и т.п.
Рабочая программа 1 год обучения
Цель:
- формирование творческих способностей ребенка через пение в вокальной группе.
Задачи:
Обучающие:
- сформировать навыки певческой установки учащихся;
- сформировать вокальную артикуляцию;
- обучить вокальному дыханию;
- сформировать вокально-хоровые навыки: пение без сопровождения, пение в унисон;
- сформировать стереотип координации деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса.
Развивающие:
- развить гармонический и мелодический слух;
- развить координацию голоса;
- развить музыкальную память;
- развить способность к самостоятельной и коллективной работе, самоконтролю;
- развить артистическую смелость и непосредственность ребёнка;
- расширить диапазон голоса;
- развить умение держаться на сцене;
- развить желание заниматься творчеством.
Воспитательные:
- воспитать эстетический вкус учащихся;
- воспитать интерес к певческой деятельности и к музыкальному искусству в целом;
- воспитать чувство коллективизма;
- способствовать формированию воли, дисциплинированности, взаимодействию с партнёрами;
- воспитать настойчивость, выдержку, трудолюбие, целеустремленность;
- воспитать готовность и потребность к певческой деятельности.
Содержание разделов программы 1 года обучения.
1. Вводное занятие.
Теория:
Знакомство с программой. Техника безопасности и охрана труда, правила дорожного движения, правила поведения на занятиях.
Раскрытие особенностей работы вокального объединения «Кураж».
Практика:
Знакомство с детьми. Беседа.
2. Знакомство с голосовым аппаратом.
Теория:
Знакомство с голосовым аппаратом. Понятие «голосовой аппарат», его строение, воспроизведение звуков. Гортань человека. Способность гортани человека издавать звуки. Ощущения во время пения.
Практика:
Изучение способности детей к пению. Упражнения по начальной подготовке к пению. Осознание мышечных ощущений во время пения.
3. Певческая установка. Дыхание.
Теория:
Знакомство с положением корпуса и головы. Установка стоя, сидя.
Дыхание: спокойный вдох без поднятия плеч, сохранение вдыхательного состояния при пении, спокойно – активный, экономный выдох. Положение диафрагмы.
Зависимость качества пения от количества и скорости воздуха, протекающего через голосовую щель в единицу времени. Соотношения работы органов дыхания и гортани, неба.
Практика:
Дыхательная гимнастика. Развитие и коррекция правильного дыхания во время пения.
4. Звукообразование.
Теория:
Звук и механизм его извлечения. Голосовые связки, опора, резонаторы, понятие звукового столба.
Правила вокальных упражнений. Правильное дыхание. Точное интонирование. Четкое произношение. Ровность тембра всех звуков при выполнении упражнений.
Практика:
Пение учебно-тренировочного материала, песенного материала.
5. Звуковедение.
Теория:
Звуковедение: гласные и согласные. Фонетика речевых гласных, их пение. Речевой диапазон. Требования к пению гласных.
Пение согласных. Знаменитый тезис вокальной педагогики «язык, лежащий лодочкой или ложечкой».
Практика:
Пение распевок, произведений с учетом полученных знаний.
6. Дикция. Артикуляция.
Теория:
Взаимосвязь речи и пения как проявлений голосовой активности: общее и отличное. Важность умения говорить правильно в жизни человека.
Тембр певческого и речевого голоса.
Дикция и механизм ее реализации.
Артикуляция как работа органов речи (губ, языка, мягкого нёба, голосовых связок) необходимая для произнесения известного звука речи. Переход от гласной к согласной и наоборот.
Методы самостоятельной работы по овладению голосом, речью, дыханием, необходимым для пения и жизни вне музыки.
Практика:
Артикуляционная гимнастика, упражнения на дикцию и артикуляцию. Отработка полученных навыков в пении.
7.Развитие голоса.
Теория:
Общие проблемы в пении. Зажимы, работа над их устранением. Развитие певческого диапазона, начиная со звучащей зоны. Формирование у всех детей основных свойств певческого голоса (звонкости, полетности, ровности по тембру), сохранение выявленного педагогом у каждого воспитанника индивидуального приятного тембра здорового голоса.
Практика:
Обучение умению петь активно, но не форсированно по силе звучания
8. Формирование ансамблевых навыков.
Теория:
Ансамбль. Понятие. Виды. Виды многоголосия.
Практика:
- работа над унисоном;
- пение элементов двухголосия.
9. Работа над произведением.
Теория:
Сообщение об авторах музыки и слов, раскрытие содержания музыки и текста, актуальности песни, особенностей художественного образа, музыкально-выразительных и исполнительских средств, замысел произведения.
Понятие, что такое аккомпанемент, фонограмма.
Практика:
Разучивание и совершенствование учебного материала разного характера. Пение по фразам. Работа над чистотой интонирования.
10.Работа над сценическим образом. Движения под музыку.
Теория:
Движения вокалистов на сцене. Элементы ритмики. Танцевальные движения. Эстетичность и сценическая культура. Движения вокалиста и сценический образ. Пластичность и статичность вокалиста.
Практика:
Просмотр и анализ выступлений вокалистов;
Элементы ритмической гимнастики;
Работа над возможными вариантами движений сценического образа.
11. Концертно-исполнительская деятельность.
Теория:
Освоение навыка исполнительской и эмоциональной свободы. Психологическая подготовка учащихся к концертному исполнению произведений.
Практика:
Репетиционная деятельность. Участие в концертных выступлениях.
12.Беседа о гигиене певческого голоса.
Теория:
Бережное отношение к здоровью – залог вокального успеха.
Требования и условия нормальной работы дыхательных органов.
Болезни горла и носа: насморк, тонзиллит, фарингит, ларингит и их влияние на голос.
Воспаление трахеи: как последствие - потеря голоса.
Меры профилактики лор – болезней, их необходимость.
Практика:
Дозировка нагрузки на разные группы мышц при пении; пение нефорсированным звуком.
13.Музыкальная грамота.
Теория:
Сообщение основ элементарной музыкальной грамоты для изучения вокальных произведений. Формирование музыкально-слуховых представлений, связанных с осознанием лада, тональности.
Элементы сольфеджио как основа пения по нотам.
Ноты как точный и удобный способ записи высоты звуков. Изобретение нотоносца и нот Гвидо Аретинским (995-1050 гг.). Название нот.
Знакомство с простейшими жанрами – песней, танцем, маршем. Понятие «звуковысотность», «длительность», «темп», «ритм».
Практика:
Обучение музыкальной грамоте при помощи музыкально-дидактических игр.
Выучить название нот и их последовательность от «до» и до «до» вверх и вниз.
Пение мажорной и минорной гаммы.
14.Итоговое занятие.
Практика:
Коллективная рефлексия.
Планируемые результаты.
Предметные:
- владеет навыками певческой установки;
- владеет вокальной артикуляцией;
- владеет вокальным дыханием;
- умеет петь в ансамбле без сопровождения, в унисон;
- имеет понимание и навыки координации деятельности голосового аппарата.
Личностные:
- развиты музыкальные способности: диапазона голоса, мелодический и гармонический слух, чувство ритма, музыкальная память, умение чисто интонировать;
- владеет приёмами самостоятельной и коллективной работы, самоконтроля;
- умеет держаться на сцене;
- имеет мотивацию к творчеству.
Метапредметные:
- имеет интерес к певческой деятельности и к музыкальному искусству в целом;
- обладает представлением о высоких духовных качествах личности и эстетике поведения, стремится соответствовать им;
- обладает чувством коллективизма;
- готовность к взаимодействию с партнёрами;
- обладает настойчивостью, выдержкой, трудолюбием, целеустремленностью;
- сформирована потребность к певческой деятельности.
Оценочные и методические материалы
Оценочные материалы:
- для отслеживания результативности образовательной деятельности по программе проводятся: входной, текущий, промежуточный, итоговый контроль.
Формы контроля:
Входной:
- оценка стартового уровня вокальных способностей учащихся при поступлении в объединение.
Текущий:
- оценка уровня и качества освоения тем программы и личностных качеств учащихся, осуществляется на занятиях в течении всего учебного года.
Промежуточный:
- оценка уровня и качества освоения учащимися дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы по итогам изучения раздела программы.
Итоговый:
- оценка уровня и качества освоения учащимися дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы по завершению учебного года.
Формы фиксации результатов:
Перечень учебно-методического обеспечения образовательной программы
Формы, приёмы и методы проведения занятий.
Занятия проводятся в форме беседы, слушания музыки, хорового пения в полном составе, пение в малых группах, репетиций, концертов.
Основные методы обучения:
Словесные методы – лекция, диалог, анализ музыкального произведения, анализ поэтического текста.
Наглядные методы – показ видео, фото. Особенно важен показ педагогом, т.к. слуховое восприятие правильного эстрадного пения особенно необходим для успешной работы над постановкой голоса.
Практические методы – упражнения, каноны, импровизации, сочинения имитации.
Частично – поисковый метод – направлен на развитие самостоятельности в достижении поставленной цели.
В работе также используются методы: игровой, художественного контекста, создание проблемно – поисковой ситуации, наглядно – слуховой, эмоционального воздействия, вербальный, сравнения и сопоставления.
Методическое обеспечение программы
№ | Раздел | Формы занятий | Приёмы и методы организации | Дидактический материал | Формы проведения итогов | Техническое оснащение |
1 | Вокальное дыхание | Групповая | Словесные: рассказ Наглядные: показ | Б.В. Баранов «Курс хороведения» | Личная оценка педагога | Пианино Технические средства |
2 | Ансамбль | Групповая | Словесные Практические | В. Морозов, «В помощь педагогу-музыканту» | Личная оценка педагога | Пианино Технические средства |
3 | Тембровый ансамбль | Групповая | Наглядные Практические | Б.В. Баранов «Курс хороведения» | Личная оценка педагога | Пианино Технические средства |
4 | Общий ансамбль | Групповая | Наглядные Практические | Б.В. Баранов «Курс хороведения» | Личная оценка педагога | Пианино Технические средства |
5 | Унисонный ансамбль | Инди видуа льная | Практические | Б.В. Баранов, «Курс хороведения» | Личная оценка педагога | Пианино |
Список используемой литературы
1. Б.В. Баранов, «Курс хороведения», М., ПОП Музфонда, 2003
2. П.Г., «Хор и управление им», М., Музгиз, 2001
3. В. Морозов, «В помощь педагогу-музыканту», М., Музыка, 2001
4. Н.Н. Озерова «Планета детства», Санкт-Петербург, 2004
Список литературы для родителей
1. Черноиваненко Н. «Формирование творческих способностей младших школьноиков в певческой деятельности». Москва
2. Анраксина О. А. «История музыкального воспитания». Москва
3. Озерова Н. Н. «Планета детства» Санкт – Петербург 2004г
Список литературы для детей
1. Критская Е. «Музыка в школе» Москва 2005г
2. Картарович К. «Гигиена голоса»
3. Егорычева Н. «Упражнения для развития вокальной техники»
4. Аникеева Л. «Как развить певческий голос»
Государственное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №391
Красносельского района Санкт-Петербурга
УТВЕРЖДЕН Приказом № ____ от «____» ____________2018 г. Директор ГБОУ СОШ №391 __________________ Т.О.Гапотченко
|
Календарно-тематический план
рабочей программы дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Вокальная студия «Кураж»
1 года обучения
___группа
Возраст учащихся _____ лет
Педагог: Горячёва Юлия Александровна
№ п/п | Дата занятия | Раздел/модуль, тема занятия | Количество часов | Примечание[1] |
1 | 3.09 | Формирование группы | 2 | |
2 | 6.09 | Формирование группы | 2 | |
3 | 10.09 | Вводное занятие. Инструктаж по ТБ Звукообразование | 2 | |
4 | 13.09 | Формирование вокального дыхания | 2 | |
5 | 17.09 | Дирижёрский жест | 2 | |
6 | 20.09 | Звукообразование | 2 | |
7 | 24.09 | Правила ухода за голосовым аппаратом | 2 | |
8 | 27.09 | Отработка правильного положения корпуса | 2 | |
9 | 1.10 | Работа над певучестью | 2 | |
10 | 4.10 | Выравнивание голоса на расположении всего диапазона | 2 | |
11 | 8.10 | Атака звука | 2 | |
12 | 11.10 | Координация работы связок и дыхания | 2 | |
13 | 15.10 | Разучивание песен | 2 | |
14 | 18.10 | Беседа о фольклоре | 2 | |
15 | 22.10 | Отработка певческого дыхания | 2 | |
16 | 25.10 | Певческая опора, качество звука | 2 | |
17 | 30.10 | Разучивание песен | 2 | |
18 | 1.11 | Развитие певческих навыков | 2 | |
19 | 5.11 | Работа над текстом | 2 | |
20 | 8.11 | Развитие дикции | 2 | |
21 | 12.11 | Развитие артикуляционного аппарата | 2 | |
22 | 15.11 | Работа над единой манерой звукообразования | 2 | |
23 | 19.11 | Разучивание песен | 2 | |
24 | 22.11 | Разучивание песен | 2 | |
25 | 26.11 | Разучивание песен | 2 | |
26 | 29.11 | Разучивание песен | 2 | |
27 | 3.12 | Беседа о разных видах ансамблей | 2 | |
28 | 6.12 | Достижение ансамбля и чёткости дикции в вокальном исполнении | 2 | |
29 | 10.12 | Работа над единством звуко- высотного состояния звука | 2 | |
30 | 13.12 | Выработка у учащихся одинаковых вокально-слуховых ощущений | 2 | |
31 | 17.12 | Выработка слитности голосов по силе звучания | 2 | |
32 | 20.12 | Развитие восприятия и воспитание патриотизма | 2 | |
33 | 24.12 | Новогодние песни | 2 | |
34 | 27.12 | Динамический ансамбль | 2 | |
35 | 14.01 | Инструктаж по ТБ | 2 | |
36 | 17.01 | Унисон | 2 | |
37 | 21.01 | Работа над единой вокальной манерой | 2 | |
38 | 24.01 | Работа над правильным звукообразованием | 2 | |
39 | 28.01 | Работа над одновременным взятием дыхания | 2 | |
40 | 31.01 | Ритмический ансамбль | 2 | |
41 | 4.02 | Актёрское мастерство | 2 | |
42 | 7.02 | Беседа о сценическом мастерстве | 2 | |
43 | 11.02 | Развитие техники речи | 2 | |
44 | 14.02 | Сценическое перевоплощение | 2 | |
45 | 18.02 | Темповый ансамбль | 2 | |
46 | 21.02 | Работа над унисоном | 2 | |
47 | 25.02 | Закрепление навыков | 2 | |
48 | 28.02 | Закрепление навыков | 2 | |
49 | 4.03 | Пение a`cappella | 2 | |
50 | 7.03 | Приобретение навыков пения a`cappella | 2 | |
51 | 11.03 | Слитность звучания голосов отдельной партии | 2 | |
52 | 14.03 | Работа над строем | 2 | |
53 | 18.03 | Работа над звукоизвлечением | 2 | |
54 | 21.03 | Работа над унисоном | 2 | |
55 | 25.03 | Правильное интонирование гласных | 2 | |
56 | 28.03 | Вокальные упражнения | 2 | |
57 | 1.04 | Музыкальная азбука | 2 | |
58 | 4.04 | Нотная грамота | 2 | |
59 | 8.04 | Знакомство с нотной грамотой | 2 | |
60 | 11.04 | Знакомство с нотной грамотой | 2 | |
61 | 15.04 | Знакомство с нотной грамотой | 2 | |
62 | 18.04 | Знакомство с нотной грамотой | 2 | |
63 | 22.04 | Знакомство с нотной грамотой | 2 | |
64 | 25.04 | Музыкальные игры | 2 | |
65 | 29.04 | Музыкальная игра | 2 | |
66 | 2.05 | Формирование многоголосного исполнения | 2 | |
67 | 6.05 | Работа над дикцией | 2 | |
68 | 9.05 | Развитие навыков цепного дыхания | 2 | |
69 | 13.05 | Работа над строем | 2 | |
70 | 16.05 | Общий ансамбль | 2 | |
71 | 20.05 | Общий ансамбль | 2 | |
72 | 23.05 | Итоговое занятие. | 2 | |
Итого 144 часа |
План учебно-воспитательной работы с учащимися детского объединения по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Кураж»
1 года обучения, группа №____
№ п/п | Название мероприятия | Дата | Место проведения | Примечание |
1 | Беседы с обучающимися о программе, занятиях. Демонстрация презентации. | Сентябрь | Кабинет № 1 | |
2 | Развитие восприятия и воспитание патриотизма у обучающихся | Сентябрь | Кабинет № 1 | |
3 | Подготовка и участие в концерте для учителей школы | Октябрь | Актовый зал | |
4 | Подготовка и участие в концерте «День Матери» | Ноябрь | Актовый зал | |
5 | Игровая развлекательная программа «Скоро Новый год» | Декабрь | Актовый зал | |
6 | Показ рождественского мюзикла «Не уснуть перед рождеством» | Январь | Актовый зал | |
7 | Открытое занятие «Наши защитники» | Февраль | Актовый зал | |
8 | Подготовка и проведение концерта «День святого Валентина» | Февраль | Актовый зал | |
9 | Подготовка и участие в концерте «8 марта» | Март | Актовый зал | |
10 | Подготовка и участие в отчётном концерте ОДОД | Апрель | Актовый зал |
План работы с родителями учащихся детского объединения по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Кураж»
1 года обучения, группа №____
№ п/п | Название мероприятия | Дата | Место проведения | Примечание |
1 | Родительское собрание. Тема: Задачи студии в новом учебном году, планирование совместной деятельности. Выбор родительского комитета». | Сентябрь | Кабинет № 1 | |
2 | Концерт ко дню учителя | Октябрь | Актовый зал | |
3 | Концерт «День Матери» | Ноябрь | Актовый зал | |
4 | Анкетирование родителей по теме: Удовлетворённость родителей занятиями детьми» | Декабрь | Кабинет № 1 | |
5 | Мюзикл «Не уснуть перед Рождеством» | Январь | Актовый зал | |
6 | Концерт «Всё начинается с любви» | Февраль | Актовый зал | |
7 | Концерт «8 Марта» | Март | Актовый зал | |
8 | Отчётный концерт | Апрель | Актовый зал | |
9 | Итоговое родительское собрание | Май | Кабинет № 1 |
Рабочая программа 2 год обучения
Целью программы является развитие творческих способностей ребенка через пение в вокальной группе.
В ходе достижения цели предполагается решение следующих основных задач:
Обучающие:
- укрепить навыки певческой установки учащихся;
- укрепить вокальную артикуляцию;
- развить вокальное дыхание;
- укрепить вокально-хоровые навыки: пение без сопровождения, пение в унисон;
- укрепить стереотип координации деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса.
Развивающие:
- развить гармонический и мелодический слух;
- развить координацию голоса;
- развить музыкальную память;
- развить способность к самостоятельной и коллективной работе, самоконтролю;
- развить артистическую смелость и непосредственность ребёнка;
- расширить диапазон голоса;
- развить умение держаться на сцене;
- развить желание заниматься творчеством.
Воспитательные:
- воспитать эстетический вкус учащихся;
- воспитать интерес к певческой деятельности и к музыкальному искусству в целом;
- воспитать чувство коллективизма;
- способствовать формированию воли, дисциплинированности, взаимодействию с партнёрами;
- воспитать настойчивость, выдержку, трудолюбие, целеустремленность;
- воспитать готовность и потребность к певческой деятельности.
Содержание разделов программы.
1. Вводное занятие.
Знакомство с программой. Техника безопасности и охрана труда, правила дорожного движения, правила поведения на занятиях.
Раскрытие особенностей работы вокального объединения «Кураж».
Знакомство с детьми. Беседа.
2. Охрана голоса. Проведение гимнастики голоса по фонопедическому методу В.В.Емельянова.
3. Певческая установка. Беседа о правильной постановке голоса во время пения, исполнение вокальных упражнений.
4. Звукообразование.
Работа над точным звучанием унисона. Упражнения, направленные на выработку точного унисона с элементами двухголосья и трёхголосья. Упражнение на расширение диапазона.
- Дыхание. Знакомство с цепным, коротким, задержанным дыханием. Взаимосвязь звука и дыхания. Короткий и длинный вдох, формирование навыка экономного выдоха.
- Дикция и артикуляция. Формирование навыков правильного певческого произнесения слов. Работа, направленная на активизацию речевого аппарата с использованием речевых и музыкальных скороговорок, специальных вокальных упражнений, формирующих навык твердой и мягкой атаки. Правильное произношение гласных и согласных звуков.
- Ансамбль. Элементы двухголосья и трёхголосья. Понятие единства музыкального звучания. Работа над формированием совместного ансамблевого звучания. Формирование умения петь с сопровождением и без него. Пение каноном.
- Музыкально - исполнительская работа. Развитие навыков уверенного пения в различных музыкальных штрихах («пианино», «форте», «крещендо», «диминуэндо»). Обработка динамических оттенков в упражнениях, распевках, репертуарных произведениях. Упражнения на сохранение певческого тона.
- Ритм и ритмический рисунок. Игры на ритмическое моделирование. Осознание длительностей и пауз. Умение воспроизвести ритмический рисунок мелодии. Игра «Музыкальные прятки». Музыкально - ритмические скороговорки.
- Сценическое движение. Упражнения и игры на развитие выразительности, интонации, естественности. Движение и жесты под музыку, для передачи образа. Психологические игры на раскрепощение.
- Работа над репертуаром. Умение работать с микрофоном и фонограммой. Техника безопасности и правила пользования микрофоном. Выбор и разучивание репертуара. Работа над репертуаром, выучивание литературных текстов и технически сложных мест. Художественное совершенствование выученного репертуара. Репетиции.
- Концертная деятельность. Умение применять свое исполнительское мастерство и артистизм при исполнении на сцене. Поощрение более удачных моментов.
5. Итоговое занятие.
Творческие работы.
Планируемые результаты.
Предметные:
- владеет навыками певческой установки;
- владеет вокальной артикуляцией;
- владеет вокальным дыханием;
- умеет петь в ансамбле без сопровождения, в унисон;
- имеет понимание и навыки координации деятельности голосового аппарата.
Личностные:
- развиты музыкальные способности: диапазона голоса, мелодический и гармонический слух, чувство ритма, музыкальная память, умение чисто интонировать;
- владеет приёмами самостоятельной и коллективной работы, самоконтроля;
- умеет держаться на сцене;
- имеет мотивацию к творчеству.
Метапредметные:
- имеет интерес к певческой деятельности и к музыкальному искусству в целом;
- обладает представлением о высоких духовных качествах личности и эстетике поведения, стремится соответствовать им;
- обладает чувством коллективизма;
- готов к взаимодействию с партнёрами;
- обладает настойчивостью, выдержкой, трудолюбием, целеустремленностью;
- сформирована потребность к певческой деятельности.
Оценочные и методические материалы
Перечень учебно-методического обеспечения образовательной программы
Формы, приёмы и методы проведения занятий.
Занятия проводятся в форме беседы, слушания музыки, хорового пения в полном составе, пение в малых группах, репетиций, концертов.
Основные методы обучения:
Словесные методы – лекция, диалог, анализ музыкального произведения, анализ поэтического текста.
Наглядные методы – показ видео, фото. Особенно важен показ педагогом, т.к. слуховое восприятие правильного эстрадного пения особенно необходим для успешной работы над постановкой голоса.
Практические методы – упражнения, каноны, импровизации, сочинения имитации.
Частично – поисковый метод – направлен на развитие самостоятельности в достижении поставленной цели.
В работе также используются методы: игровой, художественного контекста, создание проблемно – поисковой ситуации, наглядно – слуховой, эмоционального воздействия, вербальный, сравнения и сопоставления.
Методическое обеспечение программы
№ | Раздел | Формы занятий | Приёмы и методы организации | Дидактический материал | Формы проведения итогов | Техническое оснащение |
1 | Вокальное дыхание | Групповая | Словесные: рассказ Наглядные: показ | Б.В. Баранов «Курс хороведения» | Личная оценка педагога | Пианино Технические средства |
2 | Ансамбль | Групповая | Словесные Практические | В. Морозов, «В помощь педагогу-музыканту» | Личная оценка педагога | Пианино Технические средства |
3 | Тембровый ансамбль | Групповая | Наглядные Практические | Б.В. Баранов «Курс хороведения» | Личная оценка педагога | Пианино Технические средства |
4 | Общий ансамбль | Групповая | Наглядные Практические | Б.В. Баранов «Курс хороведения» | Личная оценка педагога | Пианино Технические средства |
5 | Унисонный ансамбль | Инди видуа льная | Практические | Б.В. Баранов, «Курс хороведения» | Личная оценка педагога | Пианино |
Список используемой литературы
1. Б.В. Баранов, «Курс хороведения», М., ПОП Музфонда, 2003
2. П.Г., «Хор и управление им», М., Музгиз, 2001
3. В. Морозов, «В помощь педагогу-музыканту», М., Музыка, 2001
4. Н.Н. Озерова «Планета детства», Санкт-Петербург, 2004
Список литературы для родителей
1. Черноиваненко Н. «Формирование творческих способностей младших школьноиков в певческой деятельности». Москва
2. Анраксина О. А. «История музыкального воспитания». Москва
3. Озерова Н. Н. «Планета детства» Санкт – Петербург 2004г
Список литературы для детей
1. Критская Е. «Музыка в школе» Москва 2005г
2. Картарович К. «Гигиена голоса»
3. Егорычева Н. «Упражнения для развития вокальной техники»
4. Аникеева Л. «Как развить певческий голос»
Государственное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №391
Красносельского района Санкт-Петербурга
УТВЕРЖДЕН Приказом № ____ от «____» ____________2017 г. Директор ГБОУ СОШ №391 __________________ Т.О.Гапотченко
|
Календарно-тематический план
рабочей программы дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Вокальная студия «Кураж»
2 года обучения
2 группа
Возраст учащихся 10-12лет
Педагог: Горячёва Юлия Александровна
№ п/п | Дата занятия | Раздел/модуль, тема занятия | Количество часов | Примечание[2] |
1 | Вводное занятие. Инструктаж по ТБ | 2 | ||
2 | Артикуляция | 2 | ||
3 | Работа над чёткостью дикции | 2 | ||
4 | Работа над выразительностью слова в речитативах | 2 | ||
5 | Развитие чёткого произношения | 2 | ||
6 | Формирование чёткой дикции | 2 | ||
7 | Пропевание текста на одной интонации | 2 | ||
8 | Чёткость дикции | 2 | ||
9 | Закрепление навыков | 2 | ||
10 | Звукообразование | 2 | ||
11 | Работа над единой манерой звукоизвлечения | 2 | ||
12 | Работа над одновременным взятием дыхания | 2 | ||
13 | Координация работы связок и дыхания | 2 | ||
14 | Разучивание песен | 2 | ||
15 | Формирование гласных звуков | 2 | ||
16 | Отработка певческого дыхания | 2 | ||
17 | Певческая опора, качество звука | 2 | ||
18 | Разучивание песен | 2 | ||
19 | Цепное дыхание | 2 | ||
20 | Работа над текстом | 2 | ||
21 | Развитие дикции | 2 | ||
22 | Укрепление дыхательной позиции | 2 | ||
23 | Работа над единой манерой звукообразования | 2 | ||
24 | Разучивание песен | 2 | ||
25 | Разучивание песен | 2 | ||
26 | Разучивание песен | 2 | ||
27 | Беседа о разных видах ансамблей | 2 | ||
28 | Достижение ансамбля и чёткости дикции в вокальном исполнении | 2 | ||
29 | Работа над единством звуко- высотного состояния звука | 2 | ||
30 | Выработка у учащихся одинаковых вокально-слуховых ощущений | 2 | ||
31 | Выработка слитности голосов по силе звучания | 2 | ||
32 | Развитие восприятия и воспитание патриотизма | 2 | ||
33 | Новогодние песни | 2 | ||
34 | Динамический ансамбль | 2 | ||
35 | Инструктаж по ТБ | 2 | ||
36 | Унисон | 2 | ||
37 | Работа над единой вокальной манерой | 2 | ||
38 | Работа над правильным звукообразованием | 2 | ||
39 | Работа над одновременным взятием дыхания | 2 | ||
40 | Ритмический ансамбль | 2 | ||
41 | Многоголосное пение | 2 | ||
42 | Работа над чистотой интонации | 2 | ||
43 | Работа над слитностью голосов | 2 | ||
44 | Выравнивание звучности голосов | 2 | ||
45 | Работа над строем между голосами и партиями | 2 | ||
46 | Проучивание отдельных партий, мелодий | 2 | ||
47 | Закрепление навыков | 2 | ||
48 | Знакомство с творчеством композиторов | 2 | ||
49 | Приобретение навыков пения a`cappella | 2 | ||
50 | Слитность звучания голосов отдельной партии | 2 | ||
51 | Работа над строем | 2 | ||
52 | Работа над звукоизвлечением | 2 | ||
53 | Работа над унисоном | 2 | ||
54 | Правильное интонирование гласных | 2 | ||
55 | Вокальные упражнения | 2 | ||
56 | Закрепление навыков | 2 | ||
57 | Народная песня в эстрадной аранжировке | 2 | ||
58 | Беседа об этнических песнях | 2 | ||
59 | Разучивание мелодии песни на слог «ды» | 2 | ||
60 | Работа над ансамблем | 2 | ||
61 | Работа над цепным дыханием | 2 | ||
62 | Разучивание движений | 2 | ||
63 | Разучивание движений | 2 | ||
64 | Музыкальные игры | 2 | ||
65 | Музыкальный игры | 2 | ||
66 | Музыкальные игры | 2 | ||
67 | Современная эстрадная песня | 2 | ||
68 | Работа над дикцией | 2 | ||
69 | Работа над манерой звукоизвлечения | 2 | ||
70 | Работа над строем | 2 | ||
71 | Общий ансамбль | 2 | ||
72 | Итоговое занятие | 2 | ||
Итого 144 часа |
План учебно-воспитательной работы с учащимися детского объединения по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Кураж»
2 года обучения, группа № 2
№ п/п | Название мероприятия | Дата | Место проведения | Примечание |
1 | Беседы с обучающимися о программе, занятиях. Демонстрация презентации. | Кабинет № 1 | ||
2 | Развитие восприятия и воспитание патриотизма у обучающихся | Кабинет № 1 | ||
3 | Подготовка и участие в концерте для учителей школы | Актовый зал | ||
4 | Подготовка и участие в концерте «День Матери» | Актовый зал | ||
5 | Игровая развлекательная программа «Скоро Новый год» | Актовый зал | ||
6 | Показ рождественского мюзикла «Не уснуть перед рождеством» | Актовый зал | ||
7 | Открытое занятие «Наши защитники» | Актовый зал | ||
8 | Подготовка и проведение концерта «День святого Валентина» | Актовый зал | ||
9 | Подготовка и участие в концерте «8 марта» | Актовый зал | ||
10 | Подготовка и участие в отчётном концерте ОДОД | Актовый зал |
План работы с родителями учащихся детского объединения по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Кураж»
2 года обучения, группа № 2
№ п/п | Название мероприятия | Дата | Место проведения | Примечание |
1 | Родительское собрание. Тема: Задачи студии в новом учебном году, планирование совместной деятельности. Выбор родительского комитета». | Кабинет № 1 | ||
2 | Концерт ко дню учителя | Актовый зал | ||
3 | Концерт «День Матери» | Актовый зал | ||
4 | Анкетирование родителей по теме: Удовлетворённость родителей занятиями детьми» | Кабинет № 1 | ||
5 | Мюзикл «Не уснуть перед Рождеством» | Актовый зал | ||
6 | Концерт «Всё начинается с любви» | Актовый зал | ||
7 | Концерт «8 Марта» | Актовый зал | ||
8 | Отчётный концерт | Актовый зал | ||
9 | Итоговое родительское собрание | Кабинет № 1 |