Портрет в музыке и живописи
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №391 Красносельского района
Санкт-Петербурга
(ГБОУ СОШ № 391 Санкт-Петербурга)
Методическая разработка
Образовательная программа: Вокальная студия «Кураж»
Направленность: Художественная
Автор / разработчик :
педагог дополнительного образования
Горячёва Юлия Александровна
Год методической разработки 2016
Аннотация занятия
Название образовательной программы, реализацию которой обеспечивает участник конкурса в ходе своей педагогической деятельности | Вокальная студия «Кураж» |
Направленность (для дополнительного образования) /направление (для внеурочной деятельности). | Художественная направленность |
Возраст обучающихся | 11-12 лет |
Тема занятия | Музыкальный портрет |
Форма проведения занятия | Занятие - лекция |
Цель занятия | Сформировать представление о музыкальном портрете. Ввести прием сопоставления музыкального и произведения художественного искусства. Научить использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности. |
Задачи занятия | Раскрывать значение слова «портрет», «музыка», «скульптура», «живопись», «скрипичная музыка», «портрет в живописи» и использовать их в активном словаре. Определять общее в голосе скрипки и голосе человека, и обосновывать свое мнение. Определять смысл, который заложен в название музыкального произведения, и обосновывать свое мнение. Использовать приобретенные знания для составления и оформления музыкального портрета. |
Оборудование | Музыкальный проигрыватель, проектор |
Введение
Актуальность. Музыкальное воспитание занимает одно из ключевых мест в системе эстетического воспитания. Воспитание обучающихся на музыкальный традициях является одним из важнейших средств нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения. Музыка – это эффективная форма работы с детьми различного возраста. Занятия пробуждают у обучающихся интерес к вокальному искусству, что дает возможность развивать их музыкальную культуру. Музыкально-эстетическое воспитание и вокально-техническое развитие детей идут взаимосвязано и неразрывно.
По мнению древних индейцев, приобщение к музыке сулит наслаждение, достижение благочестия и благополучия. Еще в античной Греции сызмала обучали детей пению, игре на лире, кифаре, в надежде умножить тем самым свои благодетели, а в специализированных лечебных учреждениях избавляли людей от тоски, нервных расстройств, заболеваний сердечно-сосудистой системы с помощью музыки. Древнегреческие философы считали, что музыка влияет на рост клеток, отвечающих за интеллектуальное развитие человека.
Дети, которые занимаются вокальной деятельностью – эмоциональные, живые, их глазки блестят ярче. Именно в детском возрасте создаётся фундамент музыкальной культуры человека, как части его общей, духовной культуры в будущем.
Цель: Сформировать представление о музыкальном портрете. Ввести прием сопоставления музыкального и произведения художественного искусства. Научить использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.
Задачи: Раскрывать значение слова «портрет», «музыка», «скульптура», «живопись», «скрипичная музыка», «портрет в живописи» и использовать их в активном словаре.
Определять общее в голосе скрипки и голосе человека, и обосновывать свое мнение.
Определять смысл, который заложен в название музыкального произведения, и обосновывать свое мнение.
Использовать приобретенные знания для составления и оформления музыкального портрета.
Технологическая карта занятия
Тема | Портрет в музыке и изобразительном искусстве (2 часа) слайд 1 | |
Цели | Сформировать представление о музыкальном портрете. Ввести прием сопоставления музыкального и произведения художественного искусства. Научить использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности. | |
Основное содержание темы | Актуализация понятия «портрет», «музыка», «скульптура», «живопись» виды искусства. Изучение группы струнных инструментов симфонического оркестра (скрипка, альт, виолончель, контрабас). Слушание скрипичной музыки. Изучение портрета Паганини в музыке и изобразительном искусстве. | |
Термины и понятия | Альт, виолончель, инструментальный концерт, интерпретация, контрабас, каприс, портрет, скрипка, симфоническая музыка, скрипичная музыка. | |
Планируемый результат | ||
Личностные умения Проявлять: - интерес к изучению темы; - желание изображать образ, возникающий в результате прослушивания музыкального произведения; - позитивное отношение к процессу создания и оформления музыкального портрета; - осознание собственной успешности при изучении темы. | Метапредметные умения Познавательные умения: - раскрывать значение слова «портрет», «музыка», «скульптура», «живопись», «скрипичная музыка», «портрет в живописи» и использовать их в активном словаре; - определять общее в голосе скрипки и голосе человека, и обосновывать свое мнение; - определять смысл, который заложен в название музыкального произведения, и обосновывать свое мнение; - использовать приобретенные знания для составления и оформления музыкального портрета. Регулятивные умения: - выполнять учебное задание в соответствии с целью; - выполнять учебное задание, используя образцы, наглядные пособия; - соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности. - формулировать высказывание, мнение, используя термины, в рамках учебного диалога; - согласовывать позиции с партнером и находить общее решение; - адекватно использовать речевые средства для представления результата. | Предметные умения - определять портрет, который передаёт настроение услышанной музыки; - называть инструменты, входящие в группу струнных инструментов симфонического оркестра; - демонстрировать звучание на воображаемой скрипке, учитывая характер и темп музыкального произведения; - определять характер музыкального произведения, который созвучен образам представленных картин; - изображать портрет, возникающий в результате прослушивания музыкального произведения. |
Организация образовательного пространства | ||
Межпредметные связи | Ресурсы | Формы работы |
Литературное чтение Рассказ К.Паустовского «Струна» | Демонстрационный материал Электронная презентация Музыкальный диск к урокам музыки Карточки с изображением музыкальных инструментов. Интерактивный материал Карточки с учебными заданиями. | Фронтальная. • индивидуальная – • парная - |
ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ | ||
I этап. Самоопределение к деятельности | ||
Цели деятельности | Ситуативное задание | Планируемый результат |
• Мотивировать учащихся к изучению темы. • Стимулировать эмоционально-ценностное отношение к музыкальному произведению. | Слайд 2 Миша, слушая музыку, нарисовал портрет, который подсказало ему музыкальное произведение. Это был образ радостного, беззаботного играющего мальчика, хотя музыкальное произведение было лирическим и стимулировало задумчивость. (Школьники слушают музыку и рассматривают портрет, нарисованный Мишей). Можно ли согласиться с образом, который представил Миша, в результате прослушивания музыкального произведения «Чакона» И.С.Бах Школьники высказывают разные версии, но дискуссия показывает, что они пока не имеют определенных знаний и умений убедительно представить свою позицию. Есть ли у вас желание научиться изображать образ, возникающий в результате прослушивания музыкального произведения? | Личностные умения: - проявлять интерес к изучению темы и желание создать музыкальный образ. |
II этап. Учебно-познавательная деятельность | ||
Цели деятельности | Учебные задания на «знание» (З), «понимание» (П), «умение» (У) | Планируемый результат |
Блок А. Музыкальный портрет. Скрипка | ||
Цели: • Актуализировать знания: - о понятии портрет в живописи; - о струнной группе музыкальных инструментов симфонического оркестра; - о музыкальном инструменте – скрипка. • Научить: - раскрывать значение выражения портрет», «скрипичная музыка», «портрет в живописи» - определять общее в голосе скрипки и голосе человека, и обосновывать свое мнение; - называть музыкальный инструмент, изображённый на картине; - называть группу инструментов симфонического оркестра, в которую входит скрипка; - называть инструменты, входящие в группу струнных инструментов симфонического оркестра; - определять произведение для симфонического оркестра, струнных ансамблей - квинтета, квартета, в которых особое выразительное значение имеет тембр скрипки; - демонстрировать звучание на воображаемой скрипке, учитывая его характер и темп произведения. - определять характер музыкального произведения, который созвучен образам представленных картин; - выполнять учебное задание, используя наглядные пособия; - формулировать высказывание, используя термины, в рамках учебного диалога. | Слайд 3,4 Задание 1 (З) Учебник, с. 112 Рассмотрите иллюстрации и назовите значение выражения «портрет в живописи» (это отображение лица человека). Слайд 5,6,7 Сообщение учителя Часто художники в своих произведениях изображают музыкантов и музыкальные инструменты. Известны портреты скрипачей, жанровые сценки с музыкантами скрипачами, натюрморты со скрипкой. Задание 2 (З) Учебник, с. 112 Назовите музыкальный инструмент, изображённый на картинах (скрипка). Назовите группу инструментов симфонического оркестра, в которую входит скрипка (струнные). Слайд 8 Назовите инструменты, которые входят в группу струнных инструментов симфонического оркестра (скрипка, альт, виолончель, контрабас, арфа). Задание 5 (П) Послушайте фрагмент произведения «Лето» А. Вивальди, читая фрагмент стихотворения «Скрипка». Можно ли согласиться с Алексеем Толстым, что голос скрипки похож на голос человека? Обоснуйте свое мнение, используя впечатления после прослушивания музыкального произведения «Лето» и фрагмента стихотворения «Скрипка». Звуки пели, дрожали так звонко, Замирали и пели сначала… Звуки скрипки так дивно звучали, Разливаясь в безмолвии ночи… Задание 6 (У) Прослушайте музыкальное произведение, и продемонстрируйте его звучание на воображаемой скрипке, учитывая его характер и темп произведения. Задание 7 (У) Вспомни сочинения для симфонического оркестра, струнных ансамблей - квинтета, квартета, в которых особое выразительное значение имеет тембр скрипки. Слайд 9 Задание 8 (У) Рассмотрите изображения скрипки и определите характер музыкального произведения, который созвучен образам этих картин. Задание 9 (У) Слайд 10 Исполнение песни о скрипке. | Диагностические задания Слайд 11 1.Выберите инструмент, который входит в струнную группу симфонического оркестра, подпишите его название. (скрипка, альт, виолончель, контрабас, арфа) 2. Прослушайте фрагменты двух произведений для симфонического оркестра, определите произведение, в котором солирующий инструмент входит в группу струнных инструментов симфонического оркестра, и напишите его название. Познавательные умения: - раскрывать значение выражения «портрет», «скрипичная музыка», «портрет в живописи» и использовать их в активном словаре; - определять общее в голосе скрипки и голосе человека, и обосновывать свое мнение; Регулятивные умения: - выполнять учебное задание, используя наглядные пособия. Коммуникативные умения: - формулировать высказывание, используя термины, в рамках учебного диалога. Предметные умения: - называть музыкальный инструмент, изображённый на картине; - называть группу инструментов симфонического оркестра, в которую входит скрипка; - называть инструменты, входящие в группу струнных инструментов симфонического оркестра; - определять произведение для симфонического оркестра, струнных ансамблей - квинтета, квартета, в которых особое выразительное значение имеет тембр скрипки; - демонстрировать звучание на воображаемой скрипке, учитывая его характер и темп произведения; - определять характер музыкального произведения, который созвучен образам представленных картин. |
Блок Б. Музыкальный портрет. Николо Паганини | ||
Цели: Актуализировать знания: - о итальянском скрипаче Николло Паганини; -.о понятии «музыкальный портрет» • Научить: - раскрывать значение выражения «музыкальный портрет»; - определять смысл, который заложил в название музыкального произведения, и обосновывать свое мнение; - называть интонации музыкального произведения; - определять темп, регистр и лад музыкального произведения; - подбирать название к музыкальному произведению; - определять портрет, который передаёт настроение услышанной музыки; - представлять черты характера главного героя балета «Паганини» на музыку С.Рахманинова при создании данного образа, если бы ты был режиссёром-постановщиком; - выполнять учебное задание, используя наглядные пособия; - формулировать высказывание, используя термины, в рамках учебного диалога. | Чтение рассказа К. Паустовского «Струна» Задание 1 (З) Назовите мелодию из знакомых сочинений П. Чайковского, которая могла звучать на ночном концерте в рассказе «Струна» Назовите имя итальянского композитора, о котором идет речь в рассказе К. Паустовского «Струна». Слайд 12 Сообщение учителя Никколо Паганини (1782-1840) - итальянский композитор и скрипач-виртуоз ХIХ в., известный всему миру. Виртуоз – это исполнитель, мастерски владеющий техникой искусства, человек, достигший в работе высшей степени мастерства. Мастерство игры на скрипке Паганини было настолько совершенно и неподражаемо, что ходили слухи, будто исполнять труднейшие места в своих произведений ему помогает нечистая сила. Не случайно одна из пьес Паганини получила название «Дьявольские трели». Одним из самых известных сочинений Паганини стал Каприс № 24. Caprice в переводе с французского – прихоть, каприз. Его мелодию неоднократно повторяли в своих сочинениях как дань памяти скрипачу-виртуозу разные композиторы. Задание 2 (З) Слайд 13 Назовите интонации, которые вы услышали в произведении Н.Паганини «Каприс». Задание 3 (З) Слайд 14 Назовите свойства музыки, придающие музыкальному произведению «Каприс» интонации лёгкости, мимолётности и безмятежности. (регистр, лад, темп) Задание 4 (З) Слайд 15 Укажите темп, регистр и лад, в котором звучит произведение «Каприс». Задание 5 (П) Слайд 16 Можно ли будет назвать музыкальное произведение «Каприс», если изменить темп, лад и регистр? Обоснуйте свое мнение. Задание 6 (П) Слайд 17 Можно ли согласиться с названием произведения «Каприс №24», которое дал ему автор? Обоснуйте свое мнение. Задание 7 (У) Слайд 18 Предложите своё название музыкальному произведению «Каприс» Н.Паганини. Задание 8 (У) Слайд 19 Определите портрет, который ярче всего передаёт настроение услышанной музыки. Сообщение учителя Яркую, необычную личность Паганини отразили в своих произведениях художники. Музыкальный портрет Паганини создал С.Рахманинов, написав «Вариации на тему Паганини». На эту музыку в Большом театре в Москве был поставлен балет. (Слушание «Вариации на тему Паганини») Задание 9 (У) Слайд 20 Представьте черты характера главного героя балета «Паганини» на музыку С.Рахманинова при создании данного образа, если бы ты был режиссёром-постановщиком. | Диагностическое задание Слайд 21 Определите и напишите интонации музыкального произведения, которые созвучны с портретом. Познавательные умения: - раскрывать значение выражения «музыкальный портрет»; - определять смысл, который заложен в название музыкального произведения, и обосновывать свое мнение. Регулятивные умения: - выполнять учебное задание, используя наглядные пособия. Коммуникативные умения: - формулировать высказывание, используя термины, в рамках учебного диалога. Предметные умения: - называть интонации музыкального произведения; - определять темп, регистр и лад музыкального произведения; - предлагать название к музыкальному произведению; - определять портрет, который передаёт настроение услышанной музыки; - представлять черты характера главного героя балета «Паганини» на музыку С.Рахманинова при создании данного образа, если бы ты был режиссёром-постановщиком. |
Блок К. Диагностика качества освоения темы | ||
Цель - установить степень усвоения темы, а именно: - определять музыкальный фрагмент, который ярче всего передаёт настроение картины; - определять темп регистр и лад музыкального фрагмента. | Контрольное задание Слайд 22, 23 Рассмотрите портрет композитора, слушая фрагменты музыкальных произведений. Задание: 1. Определите музыкальный фрагмент, который ярче всего передаёт настроение картины, и обозначьте цифрой: 1,2 и 3. 2. Определите и напишите вид темпа, уровень регистра и настроение каждого музыкального фрагмента: - темп – очень быстро - регистр - высокий - лад - мажор - | Регулятивные умения: - выполнять учебное задание, используя наглядное пособие. Предметные умения: - определять музыкальный фрагмент, который ярче всего передаёт настроение картины; - определять темп регистр и лад музыкального фрагмента. |
III этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность | ||
Цели деятельности | Варианты заданий | Планируемый результат деятельности |
• Стимулировать интерес, воображение к процессу создания и оформления музыкального портрета. • Научить школьников: - ориентироваться в разных вариантах выполнения задания; - планировать свое действие в соответствии с учебным заданием; - использовать приобретенные знания для составления и оформления музыкального портрета; - оформлять музыкальный портрет; - представлять результат свой деятельности. | Этап интеллектуально-преобразовательной деятельности включает:
- планирование деятельности; - выполнение задания; - представление результатов деятельности. Миша, слушая музыку, нарисовал портрет, который подсказало ему музыкальное произведение. Это был образ радостного, беззаботного играющего мальчика, хотя музыкальное произведение было лирическим и стимулировало задумчивость. (Школьники слушают музыку и рассматривают портрет, нарисованный Мишей). Можно ли согласиться с образом, который представил Миша, в результате прослушивания музыкального произведения «Чакона» И.С.Бах Школьники высказывают разные версии, но дискуссия показывает, что они пока не имеют определенных знаний и умений убедительно представить свою позицию. Есть ли у вас желание научиться изображать образ, возникающий в результате прослушивания музыкального произведения? Информативный вариант* Слайд 24 Изобразите портрет, возникающий в результате прослушивания музыкального произведения «Каприс». Для этого используйте образец, предложенный учителем и простой карандаш. Импровизационный вариант Слайд 25 Изобразите портрет, возникающий в результате прослушивания музыкального произведения «Каприс», определяя его регистр, темп и лад. Для этого используйте образец, предложенный учителем и простой карандаш. Эвристический вариант Слайд 26 Изобразите портрет, возникающий в результате прослушивания музыкального произведения «Каприс», определяя музыкальные инструменты струнной группы симфонического оркестра. Для этого используя простой карандаш. | Личностные умения: - проявлять позитивное отношение к процессу создания и оформления музыкального портрета. Познавательные умения: - выбирать вариант выполнения задания; - использовать приобретенные знания для составления и оформления музыкального портрета. Регулятивное умение - выполнять учебное действие, используя наглядные пособия. Коммуникативное умение - адекватно использовать речевые средства для представления результата деятельности. Предметные умения: - изображать портрет, возникающий в результате прослушивания музыкального произведения. |
IV этап. Рефлексивная деятельность | ||
Цели деятельности | Самоанализ и самооценка ученика | Результат деятельности |
• Соотнести полученный результат с поставленной целью; • Оценить результат своей деятельности. | I. Задание на самоанализ. Слайд 26 Закончите предложения: 1 Мне важно уметь создать музыкальный портрет, потому что…… 2. Чтобы создать музыкальный портрет, нужно …………. II. Задание на самооценку. Слайд 27 Закончите предложения: Я доволен(льна) ………………..(очень, не очень) музыкальным портретом, который сделал …………..…………(сам, с помощью одноклассника, учителя). | Личностные умения: - проявлять осознание собственной успешности при изучении темы; Регулятивные умения: - соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности; - оценивать результат собственной деятельности. |
Цели деятельности | Самоанализ и самооценка учителя | Результат деятельности |
• Соотнести полученный результат с поставленной целью; • Оценить результат своей деятельности. | Цели темы: Сформировать представление о музыкальном портрете. Ввести прием сопоставления музыкального и произведения художественного искусства. Научить использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности. Ключевые умения темы Личностные умения: - проявлять позитивное отношение к процессу создания и оформления музыкального портрета; Познавательные умения: - использовать приобретенные знания для составления и оформления музыкального портрета. Регулятивные умения: - выполнять учебное задание, используя образцы, наглядные пособия. Коммуникативные умения: - формулировать высказывание, мнение, используя термины, в рамках учебного диалога. Предметные умения: - изображать портрет, возникающий в результате прослушивания музыкального произведения. | *Заполняется учителем по окончании изучения темы. |