Методическая разработка: «Упражнения для работы над эмоциональным воплощением художественного образа произведения на занятиях по вокальному ансамблю»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_-_atristicheskie_uprazhneniya_2019_dlya_moego_sayta.docx | 23.92 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МБУ ДО ДШИ № 2 г.Димитровграда
Методическая разработка: «Упражнения для работы над эмоциональным воплощением художественного образа произведения на занятиях по вокальному ансамблю»
Выполнила: И.А. Цыганова
преподаватель МБУ ДО
ДШИ№2 г.Димитровграда
03.07.2019г. Димитровград
Основная цель этого комплекса упражнений это – развитие артистических качеств и искусства перевоплощения, эмоциональная свобода и общение маленького артиста.
Артикуляционные упражнения:
* «заборчики и окошечки» – улыбка на все сомкнутые зубы - заборчики, открытый рот, как при пении на гласную «А»- окошечки. Заборчики и окошечки чередуются.
* «кошечка» - круговые движения языком в области между зубами и губами.
* «оскал» - губы изначально в положении «уточки», затем челюсть медленно опускается вниз, при этом верхняя губа должны полностью обнажить зубы.
* «мышка» - прикусывание нижней губы.
* «крыска» - прикусывание верхней губы.
* «удивление или испуг?» - поднимание бровей вверх.
Звуковые упражнения:
Существует несколько групп гласных звуков, объединённых для определённых упражнений ( для удобства они будут обозначены цифрами)
I группа - И, Э, А, О, У, Ы.
II группа - Е, Я, Ё, Ю.
III группа - У, О, Ф, Э, И.
IV группа - И, О, И, А.
V группа - А, Э, И, О, У.
На этих гласных звуках отрабатываются все виды певческой атаки звука.
Упражнение «снежки»
Выполняется с IV группой гласных звуков. Группа делится на две команды, каждая команды встают по разным сторонам класса, и «кидает» друг в друга «звуковые снежки», при этом необходимо зрительно изображать зимнюю забаву. Участники по очереди парами «кидают» гласные звуки друг в друга.
Упражнения «настроения»
Выполняются с III и V группами гласных звуков.
Каждому участнику даётся задание - произнести группу гласных с определённым настроением : радость, грусть, сожаление, любовь, тревога, удивление, испуг и т.д.
С этими же группами гласных звуков проводится игра «цепочка» - участники по кругу «на скорость» произносят гласные звуки, тот , кто запинается или забывает букву – выбывает из игры.
Гласные необходимо произносить чётко, на хорошем дыхании. Игра проводится в положении – сидя, поэтому необходимо следить за правильной посадкой участников.
Эта же игра проводится с названием всего алфавита и со счётом от 1 до 9.
При освоении упражнения, усложняются правила игры - буквы и цифры произносятся либо с пропуском каждого второго (с последующей заменой на первого) участника, либо с пропуском каждой второй буквы или цифры.
Упражнения на динамику
Выполняется с III группой гласных звуков.
1. Ряд гласных звуков произносится с разными динамическими оттенками: p – f - mf ;
от p до f ; от f до p .
2. Подключаем к гласным звукам согласные звуки, например: ду, дудо, дудода, дудодадэ, дудодадэди. Тоже самое проделывается с остальными согласными звуами: Т, С, П, Р, Л, М, Н, Б, Ч, Ц, Ш, Щ, Ж, Ф, В, З.
С I группой гласных звуков проводятся упражнения со следующими звукосочетаниями:
«ктп…» «кпт…» «к…кпт» «бдг…»
Со II группой гласных звуков проводятся упражнения со следующими звукосочетаниями: «тр…рь» «зждр…»
Также полезны упражнения на элементарные скороговорки:
- Хлеба краюха Глеба по уху ухнула.
- Фрол дрова колол.
- Ужи уже в луже.
- Жили гули, лили пули в Ливерпуле.
- Шли мыши по крыше. И так далее.
Работа над эмоциональным произнесением текста.
Очень интересна работа над выработкой эмоционального отношения к любому тексту.
Это особенно важно для поющих в хоре, т.к большая часть текста в хоровых произведениях написана в стихотворной форме. Здесь интересна работа и с техническим текстом. Необходимо взять любую книгу с техническим текстом (физика, геометрия, математика, информатика и т.д) и попросить прочитать заданную страницу с художественной выразительностью и личным эмоциональным отношением.
Над литературным текстом следует работать далее:
- подключаем движения, т.е пластикой передаём смысл произведения, сначала необходимо это упражнение выполнять с речью, потом речь можно убрать.
- убираем движения вообще, руки убрать за спину, «в замок» здесь следует работать только мимикой и выразительностью слова.
Упражнение «суфлёр»
Один участник пытается сказать текст, не произнося его вслух и без участия жестов.
Другой участник должен догадаться, что поизносится, т.к текста он не знает. Это задание можно и даже нужно давать детям, которые плохо контактируют друг с другом.
Упражнение «животные»
Предлагается выбрать животных, чьи повадки мы хорошо знаем, например: кошка, собака, хомяки, мышки, куры, гуси, козы и т.д.
Выбор животного может сделать сам участник либо ему даётся животное в задание. Основная задача – изобразить животное. Возможен вариант «угадайки», когда группа делится на команды и один участник от команды изображает то или иное животное, противоположная группа должна отгадать это животное. Сложнее с изображением неодушевлённых предметов, т.е это поучаются этюды на темы :
«деревья, кустарники, растительность» или другая очень интересная тема «бытовая и другая техника», «мебель и обстановка квартиры».
В периоды напряжённой работы на уроке можно провести этюды – фантазии или этюды – реакции (этюды – ситуации).
Например: ситуация – « Вы получили письмо…».
Или мини этюд – «Выход на сцену…».
Или мини диалог – «Здравствуйте… здравствуйте».
Эти упражнения служат хорошим подспорьем и отличным толчком к эмоциональному раскрепощению детей, к способности их выразить себя в музыке. При помощи этих упражнений дети способны проявить себя как настоящие актёры, они приобретают уверенность в себе и в окружающих, не боятся выхода на сцену, а коллектив становится более сплочённым, дружным, целеустремлённым.