Методическая разработка: «Упражнения для работы над эмоциональным воплощением художественного образа произведения на занятиях по вокальному ансамблю»

Цыганова Иветта Александровна
Основная цель этого комплекса упражнений это – развитие артистических качеств и искусства перевоплощения, эмоциональная свобода и общение маленького артиста.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                   МБУ ДО ДШИ № 2  г.Димитровграда

Методическая разработка:                               «Упражнения  для  работы над эмоциональным воплощением художественного образа  произведения на занятиях по  вокальному ансамблю»

                                              Выполнила: И.А. Цыганова

                                             преподаватель МБУ ДО  

                                              ДШИ№2    г.Димитровграда

                                   03.07.2019г. Димитровград

                                       

Основная цель этого комплекса упражнений это – развитие артистических качеств и искусства перевоплощения, эмоциональная свобода и общение маленького артиста.

Артикуляционные упражнения:

* «заборчики и окошечки» – улыбка на все сомкнутые зубы - заборчики, открытый рот,          как при пении на гласную «А»- окошечки. Заборчики и окошечки чередуются.

*  «кошечка» - круговые движения языком в области между зубами и губами.

*  «оскал» - губы изначально в положении «уточки», затем челюсть медленно опускается вниз, при этом верхняя губа должны полностью обнажить зубы.

*  «мышка» -  прикусывание нижней губы.

*  «крыска» - прикусывание верхней губы.

*  «удивление или испуг?» - поднимание бровей вверх.

Звуковые упражнения:

Существует несколько групп гласных звуков, объединённых для определённых упражнений ( для удобства они будут обозначены цифрами)

 I группа -  И, Э, А, О, У, Ы.

II группа - Е, Я, Ё, Ю.

III группа - У, О, Ф, Э, И.

IV группа - И, О, И, А.

V группа - А, Э, И, О, У.

 На этих гласных звуках отрабатываются все виды певческой атаки звука.

Упражнение «снежки»

Выполняется с IV группой гласных звуков. Группа  делится на две команды, каждая команды встают по разным сторонам класса, и «кидает» друг в друга «звуковые снежки», при этом необходимо зрительно изображать зимнюю забаву. Участники по очереди парами «кидают»  гласные звуки друг в друга.

Упражнения «настроения»

Выполняются  с III  и V группами гласных звуков.

Каждому участнику даётся задание -  произнести группу гласных с определённым настроением : радость, грусть, сожаление, любовь, тревога, удивление, испуг и т.д.

С этими же группами гласных звуков проводится  игра «цепочка» - участники по кругу  «на скорость» произносят гласные звуки, тот , кто запинается или забывает букву – выбывает из игры.

Гласные необходимо произносить чётко,  на  хорошем дыхании. Игра проводится в положении – сидя, поэтому необходимо следить за правильной посадкой участников.

Эта же игра проводится  с названием всего алфавита и со счётом от 1 до 9.

При освоении упражнения, усложняются  правила игры - буквы и цифры произносятся либо  с пропуском каждого второго (с последующей заменой на первого) участника, либо с пропуском каждой второй буквы или цифры.

Упражнения на динамику

Выполняется с  III  группой гласных звуков.

 1. Ряд гласных звуков произносится с разными динамическими оттенками: p – f - mf ;

от p до f ; от f  до p .

 2. Подключаем к гласным звукам согласные звуки, например: ду, дудо, дудода, дудодадэ, дудодадэди.  Тоже самое проделывается с остальными согласными звуами: Т, С, П, Р, Л, М, Н, Б, Ч, Ц, Ш, Щ, Ж, Ф, В, З.

С I группой гласных звуков проводятся упражнения со следующими звукосочетаниями:

«ктп…»   «кпт…»   «к…кпт»   «бдг…»

Со II группой гласных звуков проводятся упражнения со следующими звукосочетаниями:  «тр…рь»   «зждр…»

 Также полезны упражнения на элементарные скороговорки:

 - Хлеба краюха Глеба по уху ухнула.

 - Фрол дрова колол.

 - Ужи уже в луже.

 - Жили гули, лили пули в Ливерпуле.

 - Шли мыши по крыше. И так далее.

Работа над эмоциональным произнесением текста.

 Очень интересна работа над выработкой эмоционального отношения к любому тексту.

Это особенно важно для поющих в хоре, т.к большая часть текста в хоровых произведениях написана в стихотворной форме.  Здесь интересна работа и с техническим текстом. Необходимо взять любую книгу с техническим текстом (физика, геометрия, математика, информатика и т.д) и попросить прочитать заданную страницу с художественной выразительностью и личным эмоциональным отношением.

Над  литературным текстом следует работать далее:

 - подключаем движения, т.е пластикой передаём смысл произведения, сначала необходимо это упражнение выполнять с речью, потом речь можно убрать.

-    убираем движения вообще, руки убрать за спину, «в замок» здесь следует работать только мимикой и выразительностью слова.

 Упражнение «суфлёр»

Один участник пытается сказать текст, не произнося его вслух   и без участия жестов.

Другой участник должен догадаться, что поизносится, т.к текста он не знает. Это задание можно и даже нужно давать детям, которые плохо контактируют друг с другом.

Упражнение «животные»

Предлагается выбрать животных, чьи повадки мы хорошо знаем, например: кошка, собака, хомяки, мышки, куры, гуси, козы и т.д.

Выбор животного может сделать сам участник либо ему даётся животное в задание. Основная задача – изобразить животное. Возможен вариант «угадайки», когда  группа делится на команды и один участник от команды изображает то или иное животное, противоположная группа должна отгадать это животное. Сложнее с изображением неодушевлённых предметов, т.е это поучаются этюды на темы :

«деревья, кустарники, растительность» или другая очень интересная тема «бытовая и другая техника», «мебель и обстановка квартиры».

В периоды напряжённой работы на уроке можно провести этюды – фантазии или  этюды – реакции (этюды – ситуации).

Например: ситуация – « Вы получили письмо…».

Или  мини этюд – «Выход на сцену…».

Или мини диалог – «Здравствуйте… здравствуйте».

Эти упражнения служат хорошим подспорьем и отличным толчком к эмоциональному раскрепощению детей, к способности их выразить себя в музыке. При помощи этих упражнений  дети способны проявить себя  как настоящие актёры, они приобретают уверенность в себе и в окружающих, не боятся выхода на сцену, а коллектив становится более сплочённым, дружным, целеустремлённым.