Концепция мотивирующего обучения в процессе преподавания вокала
Способность человека понимать, любить и ценить прекрасное - качество не врожденное. Оно закладывается с раннего детства как результат сложного и продолжительного труда. . Уникальные возможности каждого ребёнка полнее всего проявляются и развиваются в творческой деятельности, одним из видов которой является занятие музыкой. Психолог Б.Ф. Ломов утверждает, что «каждый человек обладает в той или иной мере «творческим потенциалом», поскольку без творчества, хотя бы элементарного, человек не может решить жизненные задачи, то есть попросту прожить...».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_kocharyan.docx | 20.28 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Кочарян Алиса Геннадьевна,
педагог дополнительного образования (вокал)
МАУ ДО ДДТ «Маленький принц» г. Хабаровска
КОНЦЕПЦИЯ МОТИВИРУЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ВОКАЛА
В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Чтобы иметь основания для творчества, нужно, чтобы сама жизнь ваша была содержательна – говорил Г. Ибсен. Способность человека понимать, любить и ценить прекрасное - качество не врожденное. Оно закладывается с раннего детства как результат сложного и продолжительного труда. Через творчество говорит душа человека. Благодаря талантам и затраченным творческим усилиям на свет появляются полные красоты и любви стихи, песни, пейзажи и музыка. В этом и есть истинная радость творчества. Уникальные возможности каждого ребёнка полнее всего проявляются и развиваются в творческой деятельности, одним из видов которой является занятие музыкой. Психолог Б.Ф. Ломов утверждает, что «каждый человек обладает в той или иной мере «творческим потенциалом», поскольку без творчества, хотя бы элементарного, человек не может решить жизненные задачи, то есть попросту прожить...».
Известный музыкальный педагог, композитор Юрий Павлович Юкечев писал: «Среди семи чудес света есть восьмое — ребёнок играющий, ребёнок творящий. Задача нас взрослых педагогов — не только сохранить хрупкий мир ребёнка, но и помочь более естественно, безболезненно перейти от подсознательного моделирования мира в его многообразии к осознанным деяниям. Только тогда состоится личность, и возможен подъём на более высокий духовный уровень», -. В то же время «никогда нельзя воспитать мудрецов, если будете убивать в детях шалунов», - говорил Ж.Ж. Руссо.
Дети приходят на занятия в вокальную студию, чтобы совершенствовать свои способности, оттачивать мастерство пения, стать творцами, выступать перед публикой, выслушивать похвалу в свой адрес. Их ждет тяжкий труд и не только хвалебные речи педагога. Вокалисты к этому не готовы! Поэтому на первых порах, а по возможности и в дальнейшем стоит «подсластить горькую пилюлю», сохранить ощущение праздника при каждой встрече с музыкой! И сделать это можно в том случае, если ещё одним нашим союзником станет детская игра. На первых порах надо в прямом смысле слова всё делать «играючи».
Наш педагогический почерк складывается из многих граней. В том числе из детских впечатлений. Современные дети любят радоваться, а ведь музыка даёт столько поводов для радости, так, почему бы этим не воспользоваться?! Педагогическое мастерство в том и состоит, чтобы дети охотно выполняли все виды работ, не испытывая ни скуки, ни усталости.
Каким же образом данные аспекты воплотить в условиях повседневной реальности и «зажечь» в детях ту «мотивирующую искорку», которая, благодаря такому не первостепенному предмету, как музыка, поможет стать им полноценными и всесторонне развитыми членами общества. Известный теоретик М. Шатковский на самом первом занятии всегда задает детям вопрос: «Зачем нам нужно заниматься музыкой?». И, совместно с детьми находит ответ: «Что бы стать умным, интеллектуально развитым, честным, порядочным и добрым человеком».
В настоящее время все больше внедряется в образовательный процесс термин «нежная педагогика» (по Щурковой). Бесполезно призывать к нежности педагога, детей, родителей, пока мы не найдем психологического механизма, обеспечивающего проявление нежности как формы активности, направленной в адрес любого объекта, в том числе такого, как человек. Нежность, как «мамина любовь», всегда плодотворна. Зарождение ее следует за рождением самой жизни. Дети удивительно отзывчивы на наши эмоциональные проявления, улыбку и доброжелательность, что вызывает у них ответные реакции. Палитра нежных чувств является наиболее сенситивным для формирования базовых основ личности, его отношения к окружающим людям и миру в целом. Так у ребенка формируется доверие к миру, которое является базовой основой полноценного развития личности. Нам необходимо стараться максимально продлить эти светлые промежутки. Ребенок не начинает любить первым, он отражает нашу любовь.
Так же очень интересно обратиться к «феликсологии» как новой педагогической технологии (от лат. «felix»- «счастливый», «несущий счастье»). Феликсология воспитания – это научно-педагогическое направление теоретической мысли педагога, разрабатывающее содержательную характеристику воспитания, которая обеспечивает способность ребёнка быть счастливым в этой жизни на этой земле.
Важно, речь идет не о формировании счастливого человека – этого никто не может совершить, кроме самого человека – речь идет о педагогически - профессиональном содействии развитию способности ребенка проживать счастье жизни во всех ее проявлениях.
Как же содействовать этому процессу? Феликсология, как наука утверждает, что «плакатные» методики воспитания – в виде «акций» - необходимы, но уже как вторичный этап воспитания. Тогда как на первом плане такие методики, тихий разговор «по душам», соло учителя и соло детей. И результатом такого разговора обязательно должна стать рефлексия, отклик на беседу учащихся.
Если педагог принимает положения теории феликсологичсекого воспитания, он должен стремиться к расширению пространства ценностных ориентаций личности ребенка, в основе которых настоящая, неподменённая жизнь.
Опираясь на данную технологию, можно обратиться к известному публицисту и педагогу Симону Соловейчик и его статье «Учение с мучением и учение с увлечением». Его работа помогает воспитывать уважение к уроку как активной жизни разума и позволяет говорить о проживании счастья в процессе обучения. И здесь важен каждый момент общения с ребенком. Согласно феликсологической теории воспитания, счастье школьной жизни, безусловно, одно из слагаемых счастливого детства вообще.
Хочется также отметить еще один компонент данной технологии - феликсологическая игра – одна из самых красивых методик, сама по себе доставляющая радость ребенку, потому что дает ему шанс утверждения своего «я». С другой стороны, в игре может возникнуть либо ситуация проживания счастья (в случае успеха), либо ситуация несчастья (поражение). Но ведь так и в жизни бывает, следовательно, в игре мы учим детей адекватно воспринимать как успех, так и неудачу.
В основе же непосредственного музыкального образовательного процесса лежит работа над приобретением исполнительских вокальных навыков, которые находятся в неразрывной связи с всесторонним развитием личности и раскрытием творческого потенциала. Помимо дополнительных общеразвивающих программ, которые реализуются в вокальной студии и направлены на воспитание устойчивого интереса учащихся к обучению, одним из самых значимых мотивирующих факторов является результативная концертная деятельность.
Детям свойственно конкретно–чувственное восприятие мира. Жизнь у них состоит из ряда событий. В музыке выступление перед слушателями, выход на сцену – это событие. Сцена воодушевляет учащихся, особенно способных. Ребёнок должен получать знания и навыки, только живя в музыке, воспринимая обучение как живой процесс, состоящий из музыкальных событий. Поэтому через концертную, исполнительскую деятельность проявляется активность ученика, выявляется вовне его латентная моторика и потенциальная энергетика. Именно выступление является той «деятельностью», которая, образовывая событие в жизни ученика, становится фактором, формирующим начинающего исполнителя.
Концерт – это праздник, это радость! Перед слушателями дети играют лучше, чем на занятиях в студии: более артистично и темпераментно. Возможность проявить себя, самоутвердиться, продемонстрировать успехи и услышать похвалу, аплодисменты является потребностью детского возраста. Переходя к музыке как исполнительскому искусству, можно сказать, что публичное выступление у зрелого музыканта – цель, в детской же педагогике оно еще и средство развития. Это важный момент, т.к. музыка изначально существует как исполнительство, поэтому цель и средство в данной постановке вопроса составляют логическое целое.
Определяя значимость выступления на сцене, необходимо помнить, что произведение живёт только будучи исполненным публично, и след в душе исполнителя оно тоже оставляет только тогда, когда учащийся превращается в артиста, когда у него есть слушатели. Форма публичных занятий, определившаяся в практике многих крупных педагогов прошлого, неоценима в процессе высокохудожественного воспитания. Присутствие на занятии слушателей вносит специфически «концертное» настроение. Учащиеся получают своеобразную практику публичного выступления.
Выступление на концерте мобилизует духовные силы. Реализация концертной задачи (даже небольшой) становится событием. Каждое выступление – это эмоциональное переживание, а эмоциональность развивается только в постоянном её проявлении, в растрате. Если экономить эмоции, то запас их будет уменьшаться. Завершённость каждого шага в обучении во внешнем проявлении – выступлении – создаёт поступательную событийность обучения, можно сказать «квантовость» роста. При умелом педагогическом влиянии каждое выступление, или педагогический «квант» подводит учащегося к внутренним «открытиям». «Открытию» себя как артиста, «открытию» выдающейся» музыки, «открытию» в себе новых творческих возможностей. Выступление на концерте – событие – является основой мотивирующего обучения, раскрывающего индивидуальность ученика.
Современность ставит новые проблемы перед музыкальным образованием. Задача педагогов и концертмейстеров – не сводить проблемы музыкального воспитания и образования к информации, а средствами искусства учить мыслить, чувствовать, сопереживать, чтобы у детей развивался не только интеллект, но и душа. Педагог по вокалу должен ориентировать своих подопечных в мире музыки, привить им вкус и приобщить средствами искусства к высшим духовным ценностям, частое повторение которых должно восприниматься как истина, указывающая путь через чувства прекрасного в искусстве любви, состраданию, милосердию, чувства долга в жизни… Научить познавать Мир и формировать образ Мира средствами искусства. В общении с искусством музыки понять себя и своё место в Мире.
Возвращаясь к технологии феликсологии, счастье – вот что должно дарить детям музыкальное образование, а именно – непосредственное общение с музыкой, «воспитание счастьем, счастье воспитывать» (по Щурковой) – таковым должно и жизненное кредо и девиз педагога – музыканта. «Счастье – это след оставить на земле, повторив себя в ученике».