Открырый урок «Различные формы работы над развитием пианистической техники в старших классах».

Буховцова Галина Васильевна

На уроке рассмотрены формы и методы работы над этюдами К.Черни ор.299, №№1, 13, 22, в контексте развития технического мастерства в старших класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок по Этюдам К.Черни.18.3 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                        «Чтобы играть быстро, надо быстро думать».
                                                                         (И.Гофман)
Вступление. Господствующим ощущением классической техники является быстрота и точность пальцевых движений, а так же движений запястья. «Подушечная» техника имеет чувство «поющей» подушечки пальца.     При любых занятиях и упражнениях за фортепиано различаются три стадии:
1 стадия – изучение.
2 стадия – тренировка.
3 стадия – «совершенствование» - при работе над техническими упражнениями и этюдами; «оформление» - при работе над пьесами.
 Каждый педагог знаком со знаменитым «порогом», границей скорости, через которую некоторые учащиеся просто не в состоянии перешагнуть. Совершенствование техники и доведение ее до высшего возможного виртуозного блеска возможно только с помощью подсознательных сил самого ученика и тогда  сопровождается огромной экономией рабочих сил и времени в занятиях. Учителю следует ограничиться подборкой только самых полезных этюдов, которые помогут учащимся справиться с определенными недостатками. Все сэкономленное в результате правильных занятий над развитием техники время, должно быть отдано работе над художественными произведениями. Занятия должны быть корректными и  в художественном смысле, а это означает соблюдение точных метроритмических соотношений, в мельчайших деталях, пристальное внимание к каждой лиге, самостоятельное ведение каждого отдельного голоса с различной окраской главных и побочных голосов, и все это на общем красивом звучании. Рост исполнительского мастерства проходит у каждого музыканта индивидуально естественным путем, и тогда возникнет свобода от всякой «зажатости».
 Ф. Бузони  писал: «Я пришёл к убеждению, что приобретение техники есть не что иное, как приспособление трудностей к своим возможностям. То, что этому будут способствовать в меньшей мере физические упражнения, а в большей – умственное постижение задачи есть  истина, ясная каждому исполнителю, который достиг своей цели самовоспитанием и размышлением».
Всё больше и больше методисты нашего века подчёркивают роль техники в технической работе. Распознавание трудностей есть уже наполовину их разрешение.

        Есть замечательная «заповедь учащегося»: «Играй всегда так, чтобы пальцы твои шли за головой, а не голова за пальцами». Итак, не трудность, как таковые, должны занимать нас, а те способности, те технические достижения, которые дают возможность быть в мире музыки не робким или, того хуже, бесцеремонным гостем, а художником, творцом и хозяином.
Виды техники и способы их развития.
     Различают «мелкую» (пальцевую), «крупную» (аккордово-октавную) технику и их подвиды: гаммаобразную, арпеджиобразную, технику двойных нот, вибрационную (трели, тремоло, репетиция и т.д.)..
1. Рассмотрим Этюд К.Черни C-dur. op.299, №1. Исполняет ученица 6 класса Деделева Екатерина.
  Гаммообразное движение мелодии ставит перед учеником  следующие задачи: ритмическая организованность, ровность артикуляционная, искусное подкладывание  пальцев, позиционная игра.      Рассмотрим некоторые способы развития мелкой техники.   
     В работе над мелкой техникой следует соблюдать правильные пропорции во взаимодействии трёх факторов:
- активных ведущих пальцев;
- перемещающейся опоры;
- крупного движения всей руки.
Этапы работы:
1) игра в медленном или среднем темпах, высоко поднимая (подготавливая) пальцы для взятия следующей клавиши. Работа над свободным падением пальца и активными кончиками. Параллельно идет заучивание текста напамять, выявление динамического плана, интонационных особенностей.
2) проигрывание в этих же темпах ритмическими фигурами(триоли, квартоли), с остановками(по 4, 8 звуков). Параллельно идет работа по закреплению знания текста наизусть; приветствуется эмоциональное исполнение.
3) постепенное увеличение скорости исполнения сначала небольшими фразами, предложениями. Исполнение чередуется наизусть и по нотам. Можно пользоваться вспомогательными способами работы:
1.    Играть медленно, как бы повисая на каждом кончике пальца (но не прогибать кисть). Это поможет достижению глубины и связности.
2.    В среднем темпе играть легко и плавно, ведя руку как смычок. Пальцы «живые», но почти не поднимаются; при этом активизируются огибающие движения кисти. Этим способом достигаются пластичность, лёгкость и облегчается переход к быстрому темпу.
3.    Играть активным пальцевым стаккато, в то же время, очерчивая контуры пассажей объединяющим движением руки. Этот способ способствует активизации кончиков пальцев, их чёткости и раздельности, сохраняя при этом гибкость музыкальной фразировки. Путь к быстрому темпу связан, прежде всего, с укрупнением дыхания, ощущением нового пульса.     Чем быстрее темп, тем большее количество звуков охватывается одним дыханием, одним импульсом.

  2. Работу над  Этюдом К.Черни G-dur., ор.299 №.22  показывает ученица 6 класса Пушилина София.
В данном  этюде отрабатывается приём репетиций. Это довольно трудный приём, сочетающий в себе беглость «на месте», чёткую артикуляцию пальцев, скользящее  прикосновение  и легкость,  «кантиленность» звучания мелодии.  На начальном этапе освоения этого приема, ученица проучила отдельно репетиции, добиваясь равномерности удара, активности и чувствительности кончиков пальцев. Следующий этап- соединение групп нот в осмысленные фразы, шлифовка приема в более быстром темпе. Проучивание с остановками(группы по 4,8,12 нот ), пунктирный ритм.  Важно помнить, что при игре
стаккато ведущая роль активных кончиков не меньше, чем в легато и нон легато. «Острое» взятие клавиши вызывает быстрый и упругий отскок пальца вместе с рукой (как мячик) до определённой точки; высота верхней точки зависит от темпа движения, силы и характера звука.
   

3. Работа над Этюдом  К.Черни. b-dur.ор.299 №13  показывает ученица 6 класса Пушилина София.
Этюд был выбран для Софии с несколькими целями:
а)  становление  навыка игры октав;
б)растяжка рук;
в) исправление дефекта в постановке пятых пальцев и активизация кончиков пятых пальцев.
Этапы работы:
1) Медленный темп, игра октавами;  
2)игра с изменением порядка игры в мелодике пр.руки (от 5 пальца к 1-му), выработка нужного импульса для ротационного движения кисти;
3) работа над октавами(пунктир, остановки, игра с «удвоениями» элементов  мелодии), над взаимодействием обеих рук;
4) исполнение текста в двух-трех разных темпах, чередуя медленный и быстрые темпы, отделка деталей, трудных моментов.
В других видах фортепианной техники так же требуются живые и активные пальцы, не толкающие, не ударяющие, а берущие, извлекающие.

Обобщение.
  Работая над техническим материалом в медленном темпе, важно чтобы было удобно и легко! Способов работы над развитием техники довольно много. Это комплексная и долговременная кропотливая работа. Эта работа прежде всего ученика дома, так как осмысленные и нацеленные домашние  занятия способны продвинуть быстрее ученика по пути совершенствования игры на инструменте.
    Нельзя забывать, что наряду с систематической работой по приобретению музыкально-пианистических навыков и разучиванию музыкальных произведений, нужно ещё просто играть, исполнять готовые, уже выученные и сданные пьесы. В таком музицировании все приёмы закрепляются, становятся естественными, и задачи двигательно-технические сливаются с художественно-музыкальными. Поэтому на уроках, уже с начального периода, должно быть отведено время на исполнение (как небольшое выступление), чтобы со временем это стало основным, привычным условием, требованием, предъявляемым к ученику.
         В основе разучивания должен лежать телесно-конструктивный принцип «позиции руки». При этом гамму учат так: от «до» до «ми» первая позиция (от 1-го до 3-го пальца); от «фа» до «до» - вторая позиция (от 1-го до 5-го пальца).
      Привычка постоянно мыслить и реально учить не отдельными пальцами, а различными позициями руки и есть, вероятно, важнейшее условие для овладения уверенной и продуманной техникой.


Заключение.
К.А. Мартинсен поясняет: «понятие «виртуозный блеск», как я его понимаю: сочетание красоты звука, быстроты, безупречной ритмической ровности и соответствующей артикуляции».Всякая, чисто техническая работа на фортепиано приносит плоды лишь в том случае, когда она преследует цель довести исполнение всех чисто технических упражнений и этюдов до высшего виртуозного блеска, конечно, в пределах уровня дарования учащегося.Предварительно разученное и добросовестно отработанное упражнение надо исполнять со «включенной», напряженно-внимательной звукотворческой волей, в начале медленно, затем быстрее, при каждом повторении увеличивая темп. Психический закон гласит: выполнение всякого сложного психофизического действия будет нарушено, если вместо того, чтобы быть направленным на цель, внимание устремляется на физическую сторону происходящего. Цель определяется стремлением к ясности, исходящей от звукотворческой воли. Вершина этого мастерства может быть достигнута учеником с помощью подсознательных сил его психики, особенностей его человеческой личности, его тяготения к искусству.