Конспект открытого занятия "Песни военных лет"

Земфира Олеговна Ушакова

Конспект открытого занятия для учащихся 9-10 лет на тему: "Песни военных лет".

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Конспект учебного занятия

Ушакова  Земфира  Олеговна, педагог дополнительного образования

МБОУ ДОД  «Гатчинский Центр дополнительного образования детей»

Творческое объединение «Веселые нотки»

Учебная группа 14 детей в возрасте 9-10 лет (7 мальчиков, 7 девочек)

Тема: «Песни военных лет»

Занятие проводится на втором году обучения по дополнительной образовательной (общеразвивающей) программе «Веселые нотки» (весной).

Является  занятием средней степени   сложности.

На основании этого конспекта   проведено открытое занятие.    

Цель:

  • расширить познания обучающихся о  песнях   времен   Великой Отечественной войны.

Задачи:

Обучающие

  • закрепить имеющиеся у  детей  знания  о  песнях  времен  ВОв,
  • углублять у  учащихся   знания героической истории своей страны;
  • формировать  у ребят  эстетические познания   о певческом искусстве России

Развивающие

  • развивать  у обучающихся творческие способности, коммуникативные навыки, умение работать в группе
  • развивать умение анализировать, выделять главную мысль, заложенную в музыкальном произведение
  • расширять  кругозор  в области истории певческого искусства.

Воспитательные

  • воспитание чувств патриотизма, гордости за свою Родину;
  • межнационального уважения  и толерантности;
  • уважительного отношения к культурным ценностям русского народа;
  • воспитание  интереса  к певческому искусству, любви  к прекрасному, эстетического вкуса

Тип занятия:  комбинированное занятие

Длительность занятия:  60 мин.  

Форма организации работы:  групповая

 План   занятия:

1.Организационный   момент: эмоционально - психологический  настрой  детей - 5 м

2. Введение   в   тему   занятия, создание   проблемной   ситуации -   5 мин

3. Основная часть:

  • Объяснение   темы   занятия, рассказ   педагога  -  10   мин
  • Работа   детей с певческим  материалом, выступление  ребят  с рассказами по тематике урока, диалоги    -  15 мин
  • Музыкальная игра – пауза  -  5  мин
  • Обобщение, систематизация, закрепление  -  10  мин
  1. Заключительная часть: «концертное» исполнение произведений  детьми  - 5 м

5. Подведение   итогов  занятия – рефлексия -   5 мин

Кабинет украшен –  (тематические рисунки, поделки, транспарант)

Ход   занятия:

1 .Здравствуйте, ребята. (Музыкальное приветствие…)

- Наше сегодняшнее занятие является продолжением очень важной и значимой темы, изучением которой мы с вами занимаемся на протяжении всего  учебного  года.  Как вам кажется, какому знаменательному событию в жизни нашей страны  может быть посвящена эта тема?

 (Ребята отвечают…)

 Слайд 2

 - Да, конечно,  – вы правы. В этом году вся наша большая страна  празднует юбилей Победы над фашистами. Кто скажет, сколько лет уже прошло со времен того великого дня? (Ответ: 70 лет)

- Это событие грандиозное и очень важное для каждого из нас. День великой Победы напоминает нам о том, как преданно и самоотверженно сражались за свою Родину наши деды, прадеды и прапрадеды.

- Я знаю, что на протяжении учебного года вы неоднократно участвовали в мероприятиях, посвященных этой памятной дате. Может быть кто- то может назвать их?

- Ответы…

 - Правильно,  вы все уже не раз слушали выступления ветеранов, беседовали со своими старшими родственниками, с соседями или знакомыми о тех  тяжелых для нашей Родины годах.

- А  что вы запомнили из рассказов о ВОв? (Ответы детей)

 

Слайд 3

- Сегодня,  мы с вами, помимо вокальных занятий,  поговорим об  искусстве во время Вов, конкретнее – продолжим разговор о тех песнях, которые мы изучаем на протяжении этого учебного года.

  • Немалую роль в достижении Победы, сыграли деятели науки и искусства. Подъем патриотических чувств, вызванный войной, стал мощным стимулом к творчеству. Было создано большое количество стихотворений, которые помнят и любят и в наши дни. Сердечный отклик среди фронтовиков имели стихотворения Константина Михайловича Симонова («Жди меня»)..., поэма А. Твардовского «Василий Теркин»… (зачитывается отрывок…)

 - А вы учите стихотворения о Вов и Дне Победы?  - назовите их пожалуйста…

 - Ответы ребят…

- Недавно ваши друзья участвовали в районном конкурсе чтецов, у нас есть даже Победители.

 - Давайте поприветствуем их… а может быть Полина – как победительница Конкурса стихов  прочитает нам  стихотворение?...

 

Многие стихи были положены на музыку и стали песнями…

Слайд № 4 (пример, «Землянка» А. А. Суркова). Включение песни фоном…

 Большинство бытовавших в окопах песен, порожденных войной, таких, как “Синий платочек”, “Темная ночь”,  “Катюша”, “В прифронтовом лесу”, “Огонек” — были сугубо лирическими.

 - А кто- нибудь из вас знает значение слова лирический?... – Ответы ребят…

Слушая эти песни воюющий человек отогревал свое сердце, продрогшее на холодном ветру окопной жизни.

 В прозе создавались произведения, посвященные войне (К. М. Симонов «Дни и ночи», А. А. Фадеев «Молодая гвардия»).

В симфонической музыке событием стала премьера героической Седьмой симфонии Д. Д. Шостаковича, состоявшаяся в блокадном Ленинграде.

Слайд 5 

На передовую выезжали театрально-концертные бригады, они играли везде -   под открытым небом, на вокзалах, в землянках, агитпунктах, медсанбатах. Это были  сборные концерты: в которых были номера различных жанров от сценки, монологов, оперных арий до  номеров  артистов цирка.  В начале артисты выступали почти без специального оборудования. Позже у них появились специальные грузовики с откидными бортами, грим, костюмы, реквизит. В спектаклях и концертах фронтовых театров принимали участие национальные коллективы, артисты всех поколений, представители всех жанров. Кинематографисты выпускали документальные фильмы и художественные картины военно-патриотической тематики

Творческая жизнь народа не прекращалась, несмотря на все тяготы и невзгоды  и именно искусство помогало бойцам в редкие минуты передышек между боями.

 - Сейчас мы с вами подробнее разберем некоторые песни из нашего репертуара.

Слайд 6  

- Прослушайте,  пожалуйста,  следующую  песню, знакома ли она вам?  (Ответы)

Песня  «Три танкиста» - исп. Ю. Богатиков

А вы знаете, что песня  была написана в довоенное время… 1938 г,  для фильма «Трактористы»?

…Задорная, зажигательная и очень мелодичная она  стала лейтмотивом картины.  Авторами песни  стали  поэт Борис Ласкин  и композиторы  Дмитрий и Даниил  Покрасс. Песню очень полюбили, ее можно было услышать всюду.

Вспоминая  о времени, когда создавался этот фильм, режиссер –постановщик  “Трактористов” Иван Александрович Пырьев писал: «…Шел 1938 год. Международное положение все больше и больше осложнялось. В воздухе пахло порохом, пахло войной. Германский фашизм  начал оккупацией Австрии свои агрессивные действия…» 

 С новой силой зазвучала она в дни Великой Отечественной войны, в короткие и редкие минуты солдатских привалов

  • Работа над  первым  фрагментом  «Попурри» –  «На границе…» (по руке - сольфеджио) от D – non legato, все вместе,  кто- то один – по желанию…
  • Вокальная работа: дыхание: аккуратное и точное прикосновение к первому звуку – твердая атака звука, работа над дикцией и мягким, округлым произношением гласных звуков.

- Как вам кажется, каков характер этого эпизода?  (Ответы…)

- Передали ли вы его в своем исполнении?                 (Ответы…)

Следующей эпизод нашей работы – песня…

Звучит «Катюша» - в исполнении: артистов  40-х годов 

Слайд   8 - 9

- Сейчас  я расскажу вам интересные сведения из истории песни  "Катюша"

 Авторы: муз. Матвей  Блантер, сл. Максим Исаковский

* Именем песни народ окрестил новое оружие, наводившее ужас на врага — ракетные минометы БМ. 
* В селе Всходы, Угранского района (недалеко от деревни Глотовка — родины М.       Исаковского) в Доме культуры, расположен музей песни «Катюша». 
* На премьере 27 ноября 1938 г,  песня была спета «на бис» три раза подряд. 
* В Италии эта песня называется «Катарина», в Израиле — «Катюшка». 

* В 1943—1945 наиболее популярен был такой куплет:

Пусть фриц помнит русскую «катюшу»,

Пусть услышит, как она поет:

Из врагов вытряхивает души,

А своим отвагу придает!

Популярность как ракетных минометов БМ., так и песни была велика.

«Катюша» сейчас кажется военной песней. Хотя, если вникать в смысл, то это совсем не военная песня, а, скорее какая? …(исполнение: Н. Кадышева, сестры Толмачевы)

- Ответы: лирическая.

  • Вокальная работа над фрагментом  «Попурри» - песней «Катюша»
  • Вокальная работа:   пение   a capella,  non legato?   - от  D   …, по группам ( дыхание, аккуратное и точное прикосновение к первому звуку – твердая атака звука, работа над дикцией и мягким, округлым произношением гласных звуков).

- Как вам кажется, каков характер этого эпизода?  (Ответы…)

- Передали ли вы его в своем исполнении?                 (Ответы…)

- Я знаю, что кое – кто из вас   любит   сочинять стихи?   (Ответы   детей).

- А может быть вы можете прочитать нам что- то из своих стихотворений на военную тему?

- Предлагаю выполнить такое задание (дома) сочинить стихи  на  мелодию одного куплета песни «Катюша….»

Слайд 10

- Посмотрите пожалуйста на экран,  о какой хорошо вам знакомой песне пойдет дальше речь?

- Ответы ребят…

- Правильно…

Познакомимся с    историей  песни  «Синий платочек» -

( звучит песня в исполнении  Клавдии  Шульженко)

  Немного из истории песни: В 1940 году в московском саду «Эрмитаж» выступал польский оркестр «Голубой джаз» под управлением Генриха Гольда. Композитор Ежи Петерсбурский исполнил свою новую мелодию. После концерта к Петерсбурскому подошел поэт и драматург Яков Галицкий, который выразил свое восхищение творчеством оркестра и предложил написать слова к той новой красивой мелодии. Польскому композитору мысль поэта понравилась, и вскоре появилось стихотворение «Синий платочек». Впервые песню «Синий платочек» исполнил солист «Голубого джаза» Станислав Ландау, после чего она стала постоянной в репертуаре оркестра.

 «Синий платочек» пели Изабелла Юрьева и Вадим Козин, но до войны эта песня не получила широкой известности. Наступила война, и в тексте песни произошли некоторые изменения.

Привычный же «Синий платочек» появился в 1942 году, когда песню исполнила Клавдия Шульженко. Дело в том, что Клавдия Ивановна обратилась к сотруднику газеты «В решающий бой!» Михаилу Максимову с просьбой изменить слова песни на более патриотичные. Тогда-то поэт и вставил в текст песни знаменитые слова о пулеметчике. Однако Политуправление Рабоче-Крестьянской Красной армии посчитало песню «чрезмерно лирической» и выразило свое недовольство по этому поводу. Клавдия Шульженко перестала петь эту песню, но полюбившийся миллионам советских граждан «Синий платочек» уже навсегда остался в числе лучших военных песен.

  • Вокальная работа над  фрагментом  «Попурри» - песней «Синий платочек»

-  на слог ДО - ( звук округлый - в голову; все вместе, каждому по нотке, non legato), упражнения на расширение диапазона, на мягкое взятие широких интервалов, четкая дикция и округлое произношение гласных звуков (пение группами – девочки, мальчики…)

- Насколько получилось? (Ответы ребят)

- Как вам кажется, какой песней мы должны завершить нашу сегодняшнюю работу, так, что бы это было логично?

Слайд  11 - 12

- Ответы детей…

- Правильно – «День Победы»

Главная «победная» песня родилась только через 30 лет после завершения войны, но без нее сегодняшний рассказ о военных песнях был бы неполным.

- А может быть кто–то запомнил ее авторов и первого исполнителя? (Ответы…)

 - Верно -  Песня «День Победы» была создана поэтом Владимиром Харитоновым и композитором Давидом Тухмановым к 30-летию великой даты. Впервые эта песня прозвучала на праздничном концерте в московском Кремле в исполнении Льва Лещенко. На предварительном прослушивании песни некоторые члены партии остались недовольны композицией, ее даже назвали «цыганской». Но на концерте песня «День Победы» настолько понравилась Генеральному секретарю ЦК КПСС Леониду Брежневу, что он встал и не сдерживал слез. После этого «День Победы» навсегда остался в репертуаре военных песен.

Фрагмент песни – «День Победы» в исполнении Л. Лещенко

  •  Вокальная работа  над  песней «День Победы»:

-  на слог ДО  - ( звук округлый – в голову; все вместе, каждому по нотке, non legato),  упражнения на расширение диапазона, на мягкое взятие широких интервалов, четкая дикция и округлое произношение гласных звуков (пение группами – девочки, мальчики…)

- Насколько получилось? (Ответы ребят)

- А что вы, ребята, можете рассказать о  замечательном празднике -  День Победы? (Ответы детей…)

- Спасибо, было очень интересно. Сейчас мы немного отдохнем и исполним для наших гостей «Военные песни» в концертном варианте.

Проводится   перерыв – музыкальная  подвижная игра

  • Игра -           -   Засиделись мы чуток,               -  Ну-ка, встали все в кружок.   (все встают в круг)

- Как только назову я тела часть,           - Её  пустите  сразу  в  пляс!

1. Наши руки не для скуки,

Пусть танцуют только руки!

2. Ниже спустимся и вот

Потанцует наш живот!

3.  Всем размяться очень нужно

Пусть попляшут ноги  дружно!

4. Народ пусть будет молодцом,

И потанцует нам лицом!

5. Не забывайте свои роли,

Оттянемся мы в быстром рок-н-ролле!

6. Не устали зажигать?

Продолжаем просто танцевать

  • Игра – мажор, минор; форте, пиано.

4. Заключительная часть: «концертное» исполнение произведений - 5 м «Попурри»

«День Победы» - дирижируют Никита Васильев и Мария Лазарева

  5. Подведение   итогов  занятия – рефлексия -  5  мин

Подводится   итог   занятия.  Ребята   отвечают   на   вопросы:

-  «Кто является героями песен военных лет?»

- «Чего недоставало бойцам во время затишья между боями?»

- «Почему так важно для нас знать и помнить песни военных лет?»

-  «Что   ценно   для вас  в этих песнях?»

  • Обобщая   ответы   детей, педагог   говорит, что  работа над песней это не просто изучение текстового и музыкального материала, а большая творческая работа над осмыслением образа,  над погружением в атмосферу той темы, к которой обращена та или иная песня. Это  всегда  творческий  и  художественный  эксперимент. А результатом его будет созданный образ – который должен впечатлить, убедить и  не оставить равнодушным слушателя, к какой бы   аудитории  он не принадлежал.

Технологическая карта занятия

Этапы     Этапы занятия

Формируемые УУД

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Методы,

технологии

Мотивацион-

но целевой

Регулятивные

(определять цель занятия)

Познавательные

(выделять и формулировать проблему)

Коммуникативные

(отвечать на вопросы, строить монологическое высказывание)

Приветствие участников занятия, эмоционально-психологический настрой детей.

Показ презентации.

Введение в тему занятия. Создание проблемной ситуации. Возвращение к ранее изученному материалу, путем демонстрации исполнения песен корифеями.  

Занимают места. Музыкальное риветствие . Отвечают на вопросы, высказывают свои предположения, относительно заявленной темы. Ведут диалог с педагогом, озвучивают свои выводы.

Словесные

(беседа, диалог) наглядные

(презентация,

иллюстрации)

информационно-рецептивный

(презентация)

Информационно

-коммуникацион

ые технологии.

Процессуаль-

ный

Личностные

(осознание, исследо-

вание и принятие жизненных ценностей и смыслов)

Регулятивные

(определять план действий, формули-

ровать алгоритм выполнения задания,

находить рациональные способы работы)

Познавательные

(осмысливать, какая информация нужна для решения задачи, анализировать, выделять главную мысль)

Коммуникативные

(задавать вопросы,

отвечать на вопросы,

передавать содержание, работать в группе.

Показ презентации.

Рассказ о важности воздействия искусства на людей в период ВОв.

Обращение внимания детей на всплеск патриотической темы в различных видах и сферах искусства. Важность и актуальность именно песенного жанра для бойцов на передовой.

Предложение ребятам самим рассказать о фактах Вов, запомнившихся им из рассказов старших.

Педагог предлагает ребятам самим осмыслить те или иные аспекты исполнения песен (их характер, настроение, динамику…)

Предложение во время перерыва детям подвижных музыкальных игр.

Смотрят предложенные слайды, слушают рассказ педагога, ведут диалог с ним.

Дают описание каждой песне, исполненной корифеями, обращая внимание на передачу индивидуальных особенностей, характера песни, ее настроя и эмоциональной сферы.

Понимание и выполнение предложенных активных музыкальных  во время перерыва.

задают вопросы. Анализируют услышанное, ведут диалог с преподавателем, демонстрируют понимание этапов вокальной работы над песней. Учатся понимать и чувствоват творческий процесс.

Словесные

(беседа, диалог,

рассказ)

наглядные

(презентация,

иллюстрации)

практические

(вокальная работа над песней)

объяснительно-

иллюстративные

репродуктивные

информационно-рецептивный

(презентация)

Частично-поисковый и исследователь-ский (опрос и беседа со старшими  родственниками и близкими)

Информационно

-коммуникацион

ные технологии,

здоровьесбере-

гающие.

Рефлексивно-

оценочный

Личностные

(выработка жизненной позиции относительно своего отношения к произведениям вокального искусства)

Регулятивные

(описание желаемлого результата, осуществление  взаимопроверки)

Познавательные

(анализировать, обобщать, делать выводы)

Коммуникативные

(задавать вопросы, отвечать на вопросы, передавать содержание)

Предлагает ребятам исполнить подготовленные музыкальные произведения  для прослушивания гостями. Задает наводящие вопросы, помогая детям описать свою работу и анализировать деятельность других.

Ставит вопросы для рефлексии, обобщает ответы детей, подводит итог занятия. Делает выводы.

Дети исполняют фрагменты из выученных музыкальных  произведений индивидуально и группами. Каждый высказывается о своем исполнении  и исполнении  своих товарищей.

Отвечают на вопросы по рефлексии, высказывают желание узнать новое по заданной теме, участвовать в мероприятиях и конкурсах музыкально – хорового направлен.

Словесные

(беседа, диалог, рассказ)

Объяснительно-

иллюстративные, репродуктивные

Планируемые результаты занятия:

Предметные:

- Укрепление  навыков:

  • чистого интонирования,
  • пения в ансамбле,
  • активного дыхания,
  • четкой дикции;

- Усвоение новых знаний из героической истории российского певческого  искусства.

Метапредметные:

- Развитие умения  делать выбор между духовно значимыми произведениями вокального искусства и  песнями  - однодневками.

- Умение осмысливать полученный материал, анализировать, выделять  и акцентировать главную мысль, заложенную в  музыкальном произведении.

- Развитие коммуникативных навыков, осуществление взаимопроверки, умения работать в группе.

Личностные:

- Понимание детьми жизненных ценностей и смысла, заложенного  в произведениях певческого искусства.

- Стремление к пониманию своего отношения  к рассказам старших о событиях Вов

Методы обучения:

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия – словесные (беседа, диалог, рассказ), наглядные (презентация, иллюстрации), практические (работа над произведениями)

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности обучающихся - объяснительно-иллюстративные (демонстрация  педагога), репродуктивные

Методы, в основе которых лежит характер познавательной деятельности обучающихся - информационно-рецептивный (презентация), репродуктивный.

Материально-техническое оснащение  занятия:

  • помещение, оформленное в соответствии с профилем проводимых занятий, оборудованное в соответствии с санитарными нормами

Оборудование:

  • Фортепиано,  мультимедиа проектор, музыкальный   центр, USb - накопитель  

Материалы

  • Ноты, презентация о Вов -  PPT, рисунки, картинки, плакат.
  • В кабинете расположены экспонаты Районной выставки, посвященной Дню Победы

Список литературы:

 1. «Великая Отечественная война»: энциклопедия.- М.: Сов. Энциклопедия, 1985

  1. Добровольская Н. Вокально – хоровые упражнения в детском хоре. М.: Музыка, 1997 год;  
  2. Масюкевич Н.В., Кожуховская Л.С. Психология эффективного общения. Минск: Современная школа, 2007 год;
  3. Программно – методические материалы. «Музыка». Начальная школа. М.: Дрофа,  2001 год;
  4. Пойте с нами. Учебное пособие для младшего и среднего возраста.  СПб.: «Композитор», 2004 год;
  5. Сборник статей.  Работа с детским хором. М.:  Музыка, 2002 год;
  6. Топер П.Н. Литература и война. Традиции. Решения. Герои. Изд. третье. М.: "Советский писатель", 1985
  7. Хрусталёва Т.  Развитие вокально – хоровых навыков младших школьников на уроках музыки и во внеклассной работе. Журнал «Начальная школа» № 2, 2001г
  8.  Музыка: [Электронный ресурс] http://muzofon.com./
  9. «Великая Отечественная война»: ‘Электронная  энциклопедия http://encyclopedia.mil.ru/encyclopedia/books/vov.htm


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МБОУ ДОД Гатчинский Центр дополнительного образования детей ПРЕЗЕНТАЦИЯ «Песни военных лет» Творческое объединение «Веселые нотки» Выполнила: педагог ДО Ушакова З.О.