Рисование музыки (с использованием технологии развития критического мышления).
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока по литературе в 8 классе
Курусканова Валентина Валерьевна, учитель литературы и искусства
Тема: Рисование музыки (с использованием технологии развития критического мышления).
Цель:
Способствовать формированию умения «рисовать музыку» через художественные и музыкальные материалы урока;
Задачи:
Дидактические:
- раскрыть смысл ключевых понятий «музыка», «рисование», «эмоции», «искусство».
Развивающие:
- развивать навыки работы в группе;
- развивать умение критически мыслить, аргументировать и обосновывать собственную позицию, уважать разные точки зрения;
- развивать умение оценивать собственную деятельность на уроке;
Воспитательные:
- развивать эмоциональную отзывчивость учащихся на музыкальные и художественные произведения.
Планируемые результаты:
Предметные результаты:
- овладение ключевыми понятиями: «музыка», «рисование», «эмоции», «искусство»;
Надпредметные результаты:
- умение работать в группе;
- умение аргументировать и обосновывать собственную позицию, уважать разные точки зрения;
- умение оценивать собственную деятельность на уроке;
- умение проявлять эмоциональную отзывчивость на эмоциональную составляющую музыкального произведения.
Понятия: музыка, рисование, искусство, эмоции.
Тип урока: комбинированный, с использованием презентации, созданной в программе PowerPoint.
Используемая технология: технология развития критического мышления.
Методы обучения: проблемный.
Организационные формы урока: индивидуальная, групповая, парная, фронтальная.
Оснащение урока:
- авторская презентация, созданная в программе PowerPoint;
- раздаточный материал;
- рабочие тетради по искусству.
Этапы урока:
№ этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Используемые методы и приемы | Формируемые УУД |
I Организационный | Приветствие. Проверка готовности к уроку. Настрой учащихся на работу. | Приветствие. Подготовка к уроку. Самоорганизация. | Регулятивные | |
II Стадия вызова | Создание учебной мотивации с использованием двух кластеров. Целеполагание. | Отвечают на вопросы учителя по кластерам, заполняют сердцевину кластеров отсутствующими словами. Работа с ключевыми понятиями. Делают вывод по кластерам. Определяют тему урока. Определяют цель урока. | Кластер, ассоциативная цепочка. | Познавательные (поиск и структурирование информации) Регулятивные (определение темы урока и прогнозирование содержания своей деятельности) |
III Стадия осмысления | Сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией. Организация работы микрогрупп по принципу Фишбоун. Организация подведения итогов групповой работы учащихся. Показ презентации по истории создания «Лунной сонаты» Бетховена. Инструктаж по выполнению домашнего задания. | Слушают отрывок «Лунной сонаты» Бетховена (название мелодии и имя автора не известны учащимся). Работают в группах (4 группы по 5-6 человек). Определяются с преобладающими эмоциями в музыкальном произведении (отрицательные или положительные), используя принцип «фишбоун». Рисуют в группах, создавая «музыкальный ковер». Отдельно спикер группы готовит устный ответ по создаваемой картине. Каждая группа подводит итог своей работы. Сравнивают свои иллюстрации с эмоциями, преобладающими в «Лунной сонате» Бетховена. Уточнение и осмысление домашнего задания. | Фишбоун, «музыкальный ковер». | Коммуникативные (работа в группах). Познавательные (сравнение, анализ). |
IV Стадия рефлексии | Осмысление урока, закрепление при помощи прослушивания мелодий Бетховена и соотнесение этих мелодий с картинами разных художников по эмоциональному содержанию. Выставление оценок. | Прослушивают музыкальное произведение, соотносят с определенной картиной (по выбору учащихся) исходя из эмоционального содержания прослушанной мелодии и увиденных картин. Объясняют свою точку зрения, высказываются. Заполняют листки самоконтроля, выбирают смайлик, передающий эмоциональное состояние от урока. | Беседа | Регулятивные (рефлексия, самооценка, коррекция своих действий). Коммуникативные (выражение собственной позиции, аргументация). Личностные (осмысление общечеловеческих нравственных ценностей) |
Структура урока:
- Организационный момент
Учитель и учащиеся приветствуют друг друга, проверяют готовность к уроку.
- Стадия вызова
- Ребята посмотрите на доску. Перед вами два кластера, но их середина пуста, отсутствует основное слово. Я предлагаю вам подумать, какие два слова я забыла написать.
На доске:
звук настроение пение
образ муза
ритм искусство
талант
мелодия эмоции воздействие
изображение воздействие творчество
эмоции муза
холст образ
кисти пейзаж искусство
- Скажите, ребята, глядя на эти кластеры и на центральные слова, есть ли что-то общее между словами «музыка» и «рисование»?
- Можем ли мы эти слова объединить в одну тему? Познакомиться с этими словами на одном уроке?
- Попытайтесь озвучить тему нашего урока.
- А теперь, исходя из темы урока «рисование музыки», давайте подумаем, какова же цель нашего урока? (Прослушать музыкальное произведение, воплотить на бумаге эмоции и ассоциации, вызванные мелодией).
- Стадия осмысления.
- Ребята, а вы бы хотели нарисовать музыку? Как вы думаете, сложно ли это - рисовать музыку?
К сегодняшнему уроку вы поделились на 4 группы. Каждой группе нужно будет справиться с нелегким, но очень интересным и творческим заданием. Сегодня мы попытаемся с вами воплотить на бумаге то, что вы будете представлять, слушая музыкальное произведение. В каждой группе выбран свой спикер, который впоследствии будет защищать работу своей группы. Обращаю ваше внимание на то, что у каждого из вас есть лист самооценки. По ходу работы я предлагаю вам проставлять себе баллы за выполненную работу. В конце урока вы сдадите мне свои листки самооценки. Но прежде чем мы перейдем к прослушиванию музыкального произведения, я предлагаю вам расслабиться, удобно расположиться на стуле. На данный момент вам не известны ни имя автора-композитора, ни название произведения, это, конечно, усложнит задачу. Представьте себе, что могли делать под такую мелодию люди, жившие в одно время с композитором. Вслушивайтесь в звучание различных инструментов. Во многих произведениях основная тема повторяется многократно, она переходит от инструмента к инструменту, видоизменяется порой до неузнаваемости. Следите за ее превращениями. Это само по себе очень увлекательное занятие. Попробуйте способ, который называется «внутренняя музыка». Для этого настройтесь на темп композиции, ее ритм, громкость и т.д., войдите с ней в резонанс. Полностью сосредоточьтесь на своих ощущениях, которые появляются при прослушивании музыки, и погрузитесь в эти ощущения.
Как сказал однажды швейцарский музыкант Грегор Хольц: "Важнейший аспект восприятия новой музыки - это непредвзятое отношение к звуку как таковому. Слушатель должен относиться к любым звукам, как к потенциально интересным, не должен делить их на "гармоничные" или "негармоничные". Только тогда он сможет открыть для себя новые, экспериментальные миры…"
- Итак, приступаем к прослушиванию мелодии. Она, уверена, вам знакома, возможно, кто-то даже знает ее автора. Это вам, разумеется, поможет с определением центральной эмоции. (Прослушивание мелодии, 1.30 мин)
Работа в группах.
- А сейчас, ребята, вам нужно определиться, какие же эмоции преобладают в прослушанной мелодии. Для этого каждой группе нужно поработать с фишбоуном (данная методика «рыбья кость» вам хорошо знакома).
- Перед вами лежат ватман и карандаши. Теперь, после того как вы определились с преобладающими эмоциями, я предлагаю вам перенести ваши эмоциональные ощущения на бумагу, создавать свой «музыкальный ковер». Напоминаю, что вы одна группа, вам нужно совместно выполнять всю работу, слушать и слышать друг друга. Также спикеры не забывайте о своей функции, готовьте ответ-резюме по проделанной групповой работе. Приступаем к работе!
ЗАЩИТА ПРОЕКТОВ.
- Ребята, узнал кто-нибудь из вас автора-композитора? А название музыкального произведения знаете?
- А теперь я расскажу вам об авторе-композиторе, создавшем эту восхитительную мелодию, и об истории создания этой мелодии. После мы сравним ваши эмоциональные ощущения и эмоции, которые испытывал композитор, создавая свое музыкальное произведение.
Людвиг ван Бетховен – великий немецкий композитор, пианист, дирижер. К 30-ти годам Б. начинает терять слух. «Лунная соната», написанная летом в 1801 г., объединяет в себе муки, которые причиняла композитору болезнь, и прекрасные чувства к ученице Джульетте Гвиччарди. Считают, что именно этой девушке Б. посвятил «Лунную сонату». Но она предпочла Б. графа Галленберга, посчитав именно его талантливым композитором. «Лунная соната» состоит из трех частей. 1 часть – нежность, печаль, раздумье. Исповедь страдающего человека (болезнь), кругом покой безнадежного восстания. 2 часть – маленькая часть аллергретто – лирическая часть с умеренно-быстрым темпом. Возможно, именно в этой части упоминание о любви к Джульетте. 3 часть – финал, буря, все сметающая на пути, состояние жалости, взволнованности, протеста, беспокойства, тревоги. Финал – схватка человека с самим собой. Презентация
- Итог урока.
- Ребята, скажите, чему был посвящен наш урок?
- А как вы думаете, пригодится ли вам подобная работа в жизни? (Практическая значимость)
- Стадия рефлексии.
- Итак, ребята, скажите, чем мы сегодня с вами занимались на уроке?
- Ребята, предлагаю вам проверить, насколько хорошо мы научились понимать мелодию. Сейчас я буду включать разные музыкальные произведения Бетховена, а вы попытайтесь каждую мелодию соотнести с одной картиной, которая по настроению совпадает с мелодией, и докажите свою точку зрения.
Первая мелодия «Патетическая соната» и картина Айвазовского “Девятый вал” передают буйство стихийных сил, могучий порыв, драматизм борьбы, мощь.
Вторая мелодия: фрагмент 3-ей части “Пасторальной симфонии” и картина П. Брейгеля “Крестьянский танец”. И картина, и музыка симфонии представляют собой картину деревенского праздника. В музыке этот образ передан через танцевальные ритмы австрийских крестьянских танцев.
Третья мелодия: пьеса “Сурок” и картина П. Пикассо “Старый еврей с мальчиком”. Жалобно-печальная мелодия пьесы “Сурок” перекликается с трогательностью и беззащитностью мальчика и старика на картине.
Четвертая мелодия: фрагмент 4-й части 9симфонии.
Образ восставшего народа. Призыв к борьбе в картине Э. Делакруа “Свобода на баррикадах” передан в музыке победным гимном, мощным звучанием хора и оркестра. Показ иллюстрации В.Ф. Болдырева «Мои ассоциации к 9 симфонии Бетховена».
- Домашнее задание. Заранее на доске.
- Прослушать музыкальное произведение любого композитора на выбор, нарисовать картину по прослушанному музыкальному произведению.
- По желанию: написать сочинение: «Какова роль музыки в моей жизни».
- Ребята, у вас на партах лежат смайлики, пожалуйста, прикрепите к листку самоконтроля тот смайлик, который выражает ваш эмоциональное состояние.
- Завершает наш сегодняшний урок стихотворение Н. Заболоцкого, посвященное Людвигу ван Бетховену (чтение стихотворения подготовленным учеником):
Ты яростным охвачен вдохновеньем,
В оркестрах гроз и трепета громов.
Поднялся ты по облачным ступеням
И прикоснулся к музыке миров.
И сквозь покой пространства мирового
До самых звёзд прошёл девятый вал…
Откройся. Мысль! Стань музыкою слово,
Ударь в сердца, чтоб мир торжествовал.