Рисование музыки (с использованием технологии развития критического мышления).

Курусканова Валентина Валерьевна

Конспект урока по искусству в 8 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект урока61.59 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока по литературе в 8 классе

Курусканова Валентина Валерьевна, учитель литературы и искусства

Тема: Рисование музыки (с использованием технологии развития критического мышления).

Цель:

  1. Способствовать формированию умения «рисовать музыку» через художественные и музыкальные материалы урока;

Задачи:

Дидактические:

- раскрыть смысл ключевых понятий «музыка», «рисование», «эмоции», «искусство».

Развивающие:

- развивать навыки работы в группе;

- развивать умение критически мыслить, аргументировать и  обосновывать собственную позицию,         уважать разные точки зрения;

- развивать умение оценивать собственную деятельность на уроке;

Воспитательные:

- развивать эмоциональную отзывчивость учащихся на музыкальные и художественные произведения.

Планируемые результаты:

Предметные результаты:

- овладение ключевыми понятиями: «музыка», «рисование», «эмоции», «искусство»;

Надпредметные результаты:

- умение  работать в группе;

- умение аргументировать и  обосновывать собственную позицию, уважать разные точки зрения;

- умение оценивать собственную деятельность на уроке;

-  умение проявлять эмоциональную отзывчивость на эмоциональную составляющую музыкального произведения.

Понятия: музыка, рисование, искусство, эмоции.

Тип урока: комбинированный, с использованием презентации, созданной  в программе PowerPoint.

Используемая технология: технология развития критического мышления.

Методы обучения: проблемный.

Организационные формы урока: индивидуальная, групповая, парная, фронтальная.

Оснащение урока:

- авторская презентация, созданная  в программе PowerPoint;

- раздаточный материал;

- рабочие тетради по искусству.

Этапы урока:

№ этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Используемые методы и приемы

Формируемые УУД

I

Организационный

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Настрой учащихся на работу.

Приветствие. Подготовка к уроку. Самоорганизация.

Регулятивные

II

Стадия вызова

Создание учебной мотивации с использованием двух кластеров.

Целеполагание.

Отвечают на вопросы учителя по кластерам, заполняют сердцевину кластеров отсутствующими словами. Работа с ключевыми понятиями. Делают вывод по кластерам.

Определяют тему урока. Определяют цель урока.

Кластер, ассоциативная цепочка.

Познавательные (поиск и структурирование информации)

Регулятивные (определение темы урока и прогнозирование содержания своей деятельности)

III

Стадия осмысления

Сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией.

Организация работы микрогрупп по принципу Фишбоун.

Организация подведения итогов групповой работы учащихся.

Показ презентации по истории создания «Лунной сонаты» Бетховена.

Инструктаж по выполнению домашнего задания.

Слушают отрывок «Лунной сонаты» Бетховена (название мелодии и имя автора не известны учащимся).

Работают в группах (4 группы по 5-6 человек). Определяются с преобладающими эмоциями в музыкальном произведении (отрицательные или положительные), используя принцип «фишбоун». Рисуют в группах, создавая «музыкальный ковер». Отдельно спикер группы готовит устный ответ по создаваемой картине. Каждая группа подводит итог своей работы.

Сравнивают свои иллюстрации с эмоциями, преобладающими в «Лунной сонате» Бетховена.

Уточнение и осмысление домашнего задания.

Фишбоун, «музыкальный ковер».

Коммуникативные (работа в группах).

Познавательные (сравнение, анализ).

IV

Стадия рефлексии

Осмысление урока, закрепление при помощи прослушивания мелодий Бетховена и соотнесение этих мелодий с картинами разных художников по эмоциональному содержанию. Выставление оценок.

Прослушивают музыкальное произведение, соотносят с определенной картиной (по выбору учащихся) исходя из эмоционального содержания прослушанной мелодии и увиденных картин. Объясняют свою точку зрения, высказываются. Заполняют листки самоконтроля, выбирают смайлик, передающий эмоциональное состояние от урока.

Беседа

Регулятивные (рефлексия, самооценка, коррекция своих действий).

Коммуникативные (выражение собственной позиции, аргументация).

Личностные (осмысление общечеловеческих нравственных ценностей)

Структура урока:

  1. Организационный момент

Учитель и учащиеся приветствуют друг друга, проверяют готовность к уроку.

  1. Стадия вызова

- Ребята посмотрите на доску. Перед вами два кластера, но их середина пуста, отсутствует основное слово. Я предлагаю вам подумать, какие два слова я забыла написать.

На доске:

звук               настроение           пение

образ        муза

ритм         искусство

        талант

 мелодия        эмоции   воздействие

изображение        воздействие        творчество

эмоции        муза

холст        образ

        

    кисти                   пейзаж        искусство

- Скажите, ребята, глядя на эти кластеры и на центральные слова, есть ли что-то общее между словами «музыка» и «рисование»?

- Можем ли мы эти слова объединить в одну тему? Познакомиться с этими словами на одном уроке?

- Попытайтесь озвучить тему нашего урока.

- А теперь, исходя из темы урока «рисование музыки», давайте подумаем, какова же цель нашего урока? (Прослушать музыкальное произведение, воплотить на бумаге эмоции и ассоциации, вызванные мелодией).

  1. Стадия осмысления.

- Ребята, а вы бы хотели нарисовать музыку? Как вы думаете, сложно ли это - рисовать музыку?

   К сегодняшнему уроку вы поделились на 4 группы. Каждой группе нужно будет справиться с нелегким, но очень интересным и творческим заданием. Сегодня мы попытаемся с вами воплотить на бумаге то, что вы будете представлять, слушая музыкальное произведение. В каждой группе выбран свой спикер, который впоследствии будет защищать работу своей группы. Обращаю ваше внимание на то, что у каждого из вас есть лист самооценки. По ходу работы я предлагаю вам проставлять себе баллы за выполненную работу. В конце урока вы сдадите мне свои листки самооценки.  Но прежде чем мы перейдем к прослушиванию музыкального произведения, я предлагаю вам расслабиться, удобно расположиться на стуле. На данный момент вам не известны ни имя автора-композитора, ни название произведения, это, конечно, усложнит задачу. Представьте себе, что могли делать под такую мелодию люди, жившие в одно время с композитором. Вслушивайтесь в звучание различных инструментов. Во многих произведениях основная тема повторяется многократно, она переходит от инструмента к инструменту, видоизменяется порой до неузнаваемости. Следите за ее превращениями. Это само по себе очень увлекательное занятие. Попробуйте способ, который называется «внутренняя музыка». Для этого настройтесь на темп композиции, ее ритм, громкость и т.д., войдите с ней в резонанс. Полностью сосредоточьтесь на своих ощущениях, которые появляются при прослушивании музыки, и погрузитесь в эти ощущения.

   Как сказал однажды швейцарский музыкант Грегор Хольц: "Важнейший аспект восприятия новой музыки - это непредвзятое отношение к звуку как таковому. Слушатель должен относиться к любым звукам, как к потенциально интересным, не должен делить их на "гармоничные" или "негармоничные". Только тогда он сможет открыть для себя новые, экспериментальные миры…"

- Итак, приступаем к прослушиванию мелодии. Она, уверена, вам знакома, возможно, кто-то даже знает ее автора. Это вам, разумеется, поможет с определением центральной эмоции. (Прослушивание мелодии, 1.30 мин)

Работа в группах.

- А сейчас, ребята, вам нужно определиться, какие же эмоции преобладают в прослушанной мелодии. Для этого каждой группе нужно поработать с фишбоуном (данная методика «рыбья кость» вам хорошо знакома).

- Перед вами лежат ватман и карандаши. Теперь, после того как вы определились с преобладающими эмоциями, я предлагаю вам перенести ваши эмоциональные ощущения на бумагу, создавать свой «музыкальный ковер». Напоминаю, что вы одна группа, вам нужно совместно выполнять всю работу, слушать и слышать друг друга. Также спикеры не забывайте о своей функции, готовьте ответ-резюме по проделанной групповой работе. Приступаем к работе!

ЗАЩИТА ПРОЕКТОВ.

- Ребята, узнал кто-нибудь из вас автора-композитора? А название музыкального произведения знаете?

- А теперь я расскажу вам об авторе-композиторе, создавшем эту восхитительную мелодию, и об истории создания этой мелодии. После мы сравним ваши эмоциональные ощущения и эмоции, которые испытывал композитор, создавая свое музыкальное произведение.  

Людвиг ван Бетховен – великий немецкий композитор, пианист, дирижер. К 30-ти годам Б. начинает терять слух. «Лунная соната», написанная летом в 1801 г., объединяет в себе муки, которые причиняла композитору болезнь, и прекрасные чувства к ученице Джульетте Гвиччарди. Считают, что именно этой девушке Б. посвятил «Лунную сонату». Но она предпочла Б. графа Галленберга, посчитав именно его талантливым композитором. «Лунная соната» состоит из трех частей. 1 часть – нежность, печаль, раздумье. Исповедь страдающего человека (болезнь), кругом покой безнадежного восстания. 2 часть – маленькая часть аллергретто – лирическая часть с умеренно-быстрым темпом. Возможно, именно в этой части упоминание о любви к Джульетте. 3 часть – финал, буря, все сметающая на пути, состояние жалости, взволнованности, протеста, беспокойства, тревоги. Финал – схватка человека с самим собой.  Презентация

  1. Итог урока.

- Ребята, скажите, чему был посвящен наш урок?

- А как вы думаете, пригодится ли вам подобная работа в жизни? (Практическая значимость)

  1. Стадия рефлексии.

- Итак, ребята, скажите, чем мы сегодня с вами занимались на уроке?

    - Ребята, предлагаю вам проверить, насколько хорошо мы научились понимать мелодию. Сейчас я буду включать разные музыкальные произведения Бетховена, а вы попытайтесь каждую мелодию соотнести с одной картиной, которая по настроению совпадает с мелодией, и докажите свою точку зрения.

Первая мелодия «Патетическая соната» и картина Айвазовского “Девятый вал” передают буйство стихийных сил, могучий порыв, драматизм борьбы, мощь.

Вторая мелодия: фрагмент 3-ей части “Пасторальной симфонии” и картина П. Брейгеля “Крестьянский танец”.  И картина, и музыка симфонии представляют собой картину деревенского праздника. В музыке этот образ передан через танцевальные ритмы австрийских крестьянских танцев.

Третья мелодия:  пьеса “Сурок” и картина П. Пикассо “Старый еврей с мальчиком”. Жалобно-печальная мелодия пьесы “Сурок” перекликается с трогательностью и беззащитностью мальчика и старика на картине.

Четвертая мелодия: фрагмент 4-й части 9симфонии.

Образ восставшего народа. Призыв к борьбе в картине Э. Делакруа “Свобода на баррикадах” передан в музыке победным гимном, мощным звучанием хора и оркестра. Показ иллюстрации В.Ф. Болдырева «Мои ассоциации к 9 симфонии Бетховена».

  1. Домашнее задание. Заранее на доске.
  1. Прослушать музыкальное произведение любого композитора на выбор, нарисовать картину по прослушанному музыкальному произведению.
  2. По желанию: написать сочинение: «Какова роль музыки в моей жизни».

- Ребята, у вас на партах лежат смайлики, пожалуйста, прикрепите к листку самоконтроля тот смайлик, который выражает ваш эмоциональное состояние.

- Завершает наш сегодняшний урок стихотворение Н. Заболоцкого, посвященное Людвигу ван Бетховену (чтение стихотворения подготовленным учеником):

         Ты яростным охвачен вдохновеньем,

         В оркестрах гроз и трепета громов.

Поднялся ты по облачным ступеням

И прикоснулся к музыке миров.

И сквозь покой пространства мирового

До самых звёзд прошёл девятый вал…

Откройся. Мысль! Стань музыкою слово,

Ударь в сердца, чтоб мир торжествовал.