Реализация внеурочной образовательной деятельности в рамках ФГОС НОО. Программа вокально-хорового кружка "Пой со мной"
При разработке образовательной программы «Пой со мной» использовался педагогический опыт и эффективные методики эстрадного вокала ведущих отечественных и зарубежных вокалистов. Структура программы, содержание с его разделами, построено последовательно и целостно, где один раздел (тема) плавно вытекает из предыдущего, при этом принцип построения разделов и отдельных тем - концентрический, каждый год повторное возвращение к теме, предполагает ее дальнейшее изучение на новом, более глубоком уровне. Тематическое построение программы позволяет использовать ее на любой возрастной ступени обучения учащихся и это не только мобильно и удобно для учителя, но и позволяет учащимся свободно приступить к обучению в любом возрасте.
По всей целевой направленности программа нацелена на формирование практических умений и навыков в области вокально-хорового искусства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poy_so_mnoy_.docx | 72.57 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Внеурочная деятельность в образовательном процессе
Программа вокально-хорового кружка
«ПОЙ СО МНОЙ»
Реализация внеурочной образовательной деятельности в рамках ФГОС НОО
Вовк Татьяна Александровна
учитель музыки
МБОУ «Школа №4», г. Муравленко,
ЯНАО, Тюменской области
2018 г.
Содержание
- Пояснительная записка
- Общая характеристика программы
- Схема занятий (с учетом времени реализации)
- Основное содержание программы
- Учебно-тематический план
- Организационно-педагогические основы обучении
- Основные требования к освоению программы
- Материально-техническое обеспечение
Список используемой литературы
- Пояснительная записка
«Единственное, что может
быть лучше пения –
это еще больше пения»
Э. Фицдже́ральд
Уникальный, неповторимый, особый дар, который подарила человеку природа – голос. Это то, что помогает человеку общаться с окружающим миром, выражать свое отношение к различным явлениям жизни. И необыкновенным инструментом, таящим в себе исключительное богатство красок и различных оттенков является - певческий голосовой аппарат.
При разработке образовательной программы «Пой со мной» использовался педагогический опыт и эффективные методики эстрадного вокала ведущих отечественных и зарубежных вокалистов В.Воршип, Т. Охомуш, И. Цукановой, академического вокала А. Демченко, А. Сверкуновой, методики технологии работы с хором В.Емельянова, Ю.Никифорова, П.Чеснокова.
Пользоваться певческим голосом человек начинает с детства по мере развития музыкального слуха и голосового аппарата. С раннего возраста дети чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству. Приобщение детей к певческому искусству способствует развитию их творческой фантазии, погружает в мир классической поэзии и драматического искусства.
Тематическая направленность программы позволяет наиболее полно реализовать творческий потенциал ребенка, способствует развитию целого комплекса умений, совершенствованию певческих навыков, помогает реализовать потребность в общении.
Актуальность и новизна программы. В настоящее время заметен повышенный интерес современных учителей музыки к вокально-хоровой деятельности в школах. Однако, несмотря на рост числа вокальных студий, эстрадных групп, большого количества хоровых коллективов, уровень организации и реализации процесса со стороны подготовки педагогов, а также технической и методической базы – оставляет желать лучшего.
Новизна программы состоит в ее уникальности и универсальности. Структура программы, содержание с его разделами, построено последовательно и целостно, где один раздел (тема) плавно вытекает из предыдущего, при этом принцип построения разделов и отдельных тем - концентрический, каждый год повторное возвращение к теме, предполагает ее дальнейшее изучение на новом, более глубоком уровне. Тематическое построение программы позволяет использовать ее на любой возрастной ступени обучения учащихся и это не только мобильно и удобно для учителя, но и позволяет учащимся свободно приступить к обучению в любом возрасте.
По всей целевой направленности программа нацелена на формирование практических умений и навыков в области вокально-хорового искусства.
Творческое самовыражение обучающихся формируется в певческой деятельности: в ансамблевом пении, хоровом пении, одноголосном и двухголосном исполнении образцов вокальной классической музыки, народных и современных эстрадных песен, с сопровождением и без сопровождения, в обогащении опыта вокальной импровизации, различных по стилю произведениях.
Цель программы:
- формирование певческой культуры как неотъемлемой части музыкальной и духовной культуры.
Задачи программы:
- развитие музыкальности; музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти и восприимчивости, способности к сопереживанию;
- развитие образного и ассоциативного мышления, творческого воображения, певческого голоса;
- приобщение к музыкальному искусству посредством вокально-певческого жанра как одного из самых доступных и массовых видов музыкальной деятельности;
- освоение образцов русской, зарубежной классической и современной музыки;
- овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: в слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;
- воспитание устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству; музыкального вкуса учащихся; потребности в самостоятельном общении с высокохудожественной музыкой и музыкальном самообразовании; эмоционально-ценностного отношения к музыке; слушательской и исполнительской культуры учащихся.
- Общая характеристика программы
Тип – дополнительная образовательная программа;
Направленность – художественно-эстетическая;
Вид - модифицированная;
Классификация – профессионально-прикладная;
По возрастному принципу - разновозрастная.
Срок реализации – 4 года
Условия реализации программы:
1.Учебно-методическое обеспечение:
- нормативно-правовые документы;
- образовательная программа;
- методические материалы (разработки, рекомендации по работе с хором);
- специальная литература (книги, пособия, журналы, нотные сборники, видео, аудиоматериалы).
2. Материально- техническое обеспечение:
- хорошо освещенное, проветриваемое и отапливаемое просторное помещение;
- стационарная аппаратура (центр, ПК, усилитель звука, колонки, записи фонограмм, микрофон, видеокамера для записи концертов);
- музыкальные инструменты (фортепиано, синтезатор);
3. Организационное обеспечение:
- необходимый контингент обучающихся;
- утвержденное расписание занятий;
- родительская помощь;
4. Форма и примерный режим занятий:
Занятия проводятся для 1 группы: младший хор (учащиеся 1-4 классов). Программа рассчитана на 2 занятия в неделю по 1 часу.
Занятия могут проходить со всем коллективом, по группам, индивидуально.
- Схема занятий (с учетом времени реализации)
- В зависимости от темы, знакомство или углубленное теоретическое освоение материала (7 мин.);
- Просмотр видео мастер классов, аудио и видеозаписей хоровых, вокальных коллективов (3 мин.);
- Физиологическая настройка (расслабление) мышц тела: комплекс физических упражнений (3 мин.).
- Настройка певческих голосов: работа над певческим дыханием, дыхательная гимнастика (5 мин.);
- Освоение теоретического материала на практике: комплекс упражнений (9 мин.)
- работа над произведением (10 мин.);
- Анализ занятия (2 мин.);
- Задание на дом (1 мин.).
- Основное содержание программы
Тематическое построение программы предполагает объединение занятий в тематические блоки, что обеспечивает целостный и комплексный подход в решении поставленных задач. Творчески подходя к программе, нельзя разрушать ее тематическое построение, потому что последовательное развитие определенных тем – основа основ данной программы. Автор считает, что материал, отобранный для занятий, является педагогически целесообразным, так как специфика вокального пения обусловливает и особенности методической работы с певцом. Подчинение всего материала занятия его основной теме дает возможность педагогу достаточно свободно заменять одно произведение другим с аналогичными художественно-педагогическими задачами, то есть свободно маневрировать.
Основное содержание программы предполагает выделение в тексте разделов и тем внутри разделов, что позволяет формировать в единстве содержательные, операционные и мотивационные компоненты учебной деятельности. В каждом разделе раскрывается содержание тем в том порядке, в котором они представлены в тематическом плане. Каждый раздел отличается от другого сменой основного вида деятельности, содержанием, конкретными задачами.
Программа рассчитана на 4 года обучения для учащихся от 7 до 10 лет, имеющих
вокальные данные и прошедшие собеседование. Также ведется работа
индивидуально с солистами и малыми вокальными ансамблями (дуэтами,
трио).
Занятия вокально-хоровой студии «Пой со мной» строится на основных содержательных линиях: теоретическое ознакомление с основами вокально-хорового исполнительства, распевание и работа над произведениями.
- Основы вокально-хорового исполнительства.
Певческая установка, дыхание, типы дыхания.
Цепное дыхание. Короткое и задержанное дыхание. Взаимосвязь звука и дыхания. Артикуляция, дикция, подготовка артикулярного аппарата к работе. Тип гласного. Музыкальная фраза. Пение гласных и согласных. Выработка правильного, отчетливого и одновременного произношения слов в произведении.
Звукообразование, звуковедение, голосовые регистры, певческая позиция.
Диапазон голоса, примарные зоны голоса. Звукового и динамический диапазон. Хоровой строй. Ансамбль звучания. Унисон- основа хорового пения. Выработка активного piano. Кантилена.
II. Распевание.
Распевание является необходимой частью занятия и преследует различные цели:
- приведение голосового аппарата в рабочее состояние, т.к. певческий режим существенно отличается от речевого;
- с помощью упражнений при распевании нарабатываются вокальные навыки;
По строению вокальные упражнения представляют попевки на выдержанном тоне, по трезвучию в восходящем и нисходящем движениях, по гамме, арпеджио, включающие скачки, скороговорки и др. Также это могут быть отрывки известных песен.
При распевании отрабатываются все элементы вокальной техники: дыхания, атаки звука, артикуляции, для развития голоса, диапазона и т. д.
III. Работа над произведениями.
Разучивание произведений. Разучивание текста песен по фразам в темпо ритме песни нараспев. Освоение различных песенных навыков: унисонного ансамблевого звучания, единой манеры пения. Учебно-тренировочный материал на развитие различных вокальных навыков уверенного пения в различных музыкальных штрихах (легато, стаккато, нон легато). Работа над запевами, над подвижностью голоса. Работа над смысловой интонацией, импровизация. Работа над партиями.
Важную роль в работе с детьми играет подбор репертуара, поэтому, при его выборе:
- учитываются возрастные особенности детей (интересы и физиологические возможности);
- в репертуар произведения различных эпох, композиторских школ и направлений (зарубежная и русская классика; современная зарубежная и отечественная музыка; обработки народных песен, современные эстрадные песни и др.
- наряду с удобным для исполнения репертуаром осторожно, с учётом всей последовательности изучения вводятся более сложные произведения, т.к. это служит стимулом для профессионального роста детей.
- Учебно-тематический план
№ п\п | Наименование разделов (тем) | Кол. Час. 1 год | Кол. Час 2 год | Кол Час 3 год | Кол. Час 4 год | Характеристика практической деятельности |
1. | Голос. Свободное пение. | 8 | 8 | 8 | 8 | Просмотр и анализ имеющегося видео и аудио материала по теме занятия. Упражнения на освобождение тела от мышечных зажимов. Дыхательная гимнастика. Распевание (вокально-хоровые упражнения). Работа над партиями. Работа над произведениями. Совместный анализ занятия, коллективное обсуждение. |
1.1. | Свободное пение. Певческая установка. | 2 | 2 | 2 | 2 | |
1.2. | Головой аппарат. | 2 | 2 | 2 | 2 | |
1.3. | Посадка певца, положение тела. | 2 | 2 | 2 | 2 | |
1.4. | Навыки пения в разном положении тела (сидя, стоя, в движении). | 2 | 2 | 2 | 2 | |
2 | Дыхание. | 10 | 10 | 10 | 10 | |
2.1. | Певческое дыхание. | 2 | 2 | 2 | 2 | |
2.2 | Взаимосвязь звука и дыхания. | 2 | 2 | 2 | 2 | |
2.3. | Вдох и начало пения. | 2 | 2 | 2 | 2 | |
2.4. | Скорость дыхания в пении. | 2 | 2 | 2 | 2 | |
2.5. | Смена дыхания в пении. | 2 | 2 | 2 | 2 | |
3. | Дикция и артикуляция. | 10 | 10 | 10 | 10 | |
3.1. | Дикция в пословицах и поговорках. | 2 | 2 | 2 | 2 | |
3.2. | Артикуляция в пословицах и поговорках. | 2 | 2 | 2 | 2 | |
3.3. | Произношение в пении гласных звуков. | 2 | 2 | 2 | 2 | |
3.4. | Произношение в пении согласных звуков. | 2 | 2 | 2 | 2 | |
3.5. | Произношение шипящих и звонких согласных в пении. | 2 | 2 | 2 | 2 | |
4. | Звукообразование и звуковедение в пении. | 8 | 8 | 8 | 8 | |
4.1. | Голосовой аппарат. | 2 | 2 | 2 | 2 | |
4.2. | Формирование звуков в различных регистрах. | 2 | 2 | 2 | 2 | |
4.3. | Пение нон легато и легато. | 2 | 2 | 2 | 2 | |
4.4. | Виды атаки звуков. | 2 | 2 | 2 | 2 | |
5. | Интонация. | 8 | 8 | 8 | 8 | |
5.1. | Понятие интонация. | 2 | 2 | 2 | 2 | |
5.2. | Музыкальный звук. Высота звука. | 2 | 2 | 2 | 2 | |
5.3. | Чистота интонирования в пении. | 2 | 2 | 2 | 2 | |
5.4. | Устойчивое интонирование интервалов, фраз. | 2 | 2 | 2 | 2 | |
6. | Диапазон певческого голоса. | 10 | 10 | 10 | 10 | |
6.1. | Диапазон. Основные понятия. | 2 | 2 | 2 | 2 | |
6.2. | Виды певческих голосов. | 2 | 2 | 2 | 2 | |
6.3. | Примарная зона голоса. | 2 | 2 | 2 | 2 | |
6.4. | Резонанс в пении. | 2 | 2 | 2 | 2 | |
6.5. | Охрана голосового аппарата. | 2 | 2 | 2 | 2 | |
7. | Ансамбль. | 8 | 8 | 8 | 8 | |
7.1. | Понятие ансамбль. | 2 | 2 | 2 | 2 | |
7.2. | Частный и общий ансамбль. | 2 | 2 | 2 | 2 | |
7.3. | Виды ансамбля в пении. | 2 | 2 | 2 | 2 | |
7.4. | Пение двухголосных партий. | 2 | 2 | 2 | 2 | |
8. | Сценическая культура. | 4 | 6 | 6 | 6 | |
8.1 | Музыкальная выразительность и сценический образ. | 2 | 2 | |||
8.2. | Работа с фонограммой. | 2 | 2 | 2 | 2 | |
8.3. | Пение и движение. | 2 | 2 | 2 | ||
8.4. | Выразительность исполнения и сценический образ. | 2 | 2 | |||
Итого: | 66 | 68 | 68 | 68 |
- Организационно-педагогические основы обучения
Необходимые требования к проведению занятий:
- создание и поддержание высокого уровня познавательного интереса и активности обучающихся;
- целесообразное расходование времени на всех этапах занятия;
- применение различных методов и средств обучения;
- высокий уровень межличностных отношений между педагогом и обучающимися;
- практическая значимость полученных знаний и умений.
Механизм оценки результатов:
Для определения фактического образовательного уровня обучающихся используются следующие формы:
- открытые занятия;
- участие в концертах;
- участие в фестивалях, конкурсах.
Программа обучения предполагает:
- групповые хоровые занятия;
- занятия с ансамблями;
- участие в городских конкурсах и фестивалях;
- участие в концертах школы.
Год обучения | Возраст | Общее кол-во человек | Продолжительность занятий (мин.) | Общее кол-во хоровых занятий | Общее кол-во часов |
1 | 7-10 | 30-40 | 40 | 68 |
272 |
2 | 7-10 | 30-40 | 40 | 68 | |
3 | 7-10 | 30-40 | 40 | 68 | |
4 | 7-10 | 30-40 | 40 | 68 |
- Основные требования к освоению программы
Учащиеся вокально-хорового кружка «Пой со мной» за первые 3-4 года обучения должны освоить следующие навыки:
- расслабления мышц гортани и тела в целом;
- правильной посадки;
- артикуляция при пении;
- дыхания разного характера в зависимости от характера исполняемого произведения;
- смены дыхания в процессе пения;
- «цепного дыхания»;
- звукоизвлечения без крика и напряжения;
- округления гласных звуков, манеру пения, в зависимости от стиля исполняемого произведения
- исполнения в разных нюансах (меццо-форте, меццо-пиано, пиано, форте);
- дикционные навыки;
- устойчивого унисона одноголосного пения при сложном
аккомпанементе;
- пения двухголосая с аккомпанементом;
- пения несложных двухголосных песен без сопровождения и др.
1 год обучения – закладываются основы певческих навыков, основными из которых следует считать умение высвобождаться, расслабляться, навыки правильного певческого дыхания, певческой установки, звукообразования и звуковедения, навыки общения и работы в коллективе.
2 год обучения – происходит практическое ознакомление с репертуаром, закрепление вокально-хоровых навыков, развитие навыков эмоционального, артистического исполнения, раскрытие индивидуальных возможностей обучающихся.
3 год обучения – происходит закрепление вокально-хоровых навыков, освоение многоголосия, практическое ознакомление с репертуаром, активная концертная деятельность, индивидуальная работа с солистами.
4 год обучения - активная концертная деятельность, пение многоголосия, работа с солистами и малыми ансамблями.
- Материально-техническое обеспечение
- Наличие кабинета музыки.
- Наличие зала для репетиций (актовый зал).
- Фортепиано.
- Музыкальный центр, ПК, проектор.
- Записи фонограмм в режиме «+» и «-».
- Электроаппаратура.
- Зеркала.
- Нотный материал, подборка репертуара.
- Аудио, видео записи выступлений, концертов, мастер классов.
Список используемой литературы:
- Алиев Ю. Б. Пение на уроках музыки. Конспекты уроков. Репертуар. Методика. – М., 2005.
- Багадуров В. А. Воспитание и охрана детского голоса. Сб. статей. – М., 1953.
- Береснёва Р. С. Развитие гармонического слуха. Первоначальное освоение двухголосного пения в младшем хоре. – Чита, 2006.
- Варламов А. Е. Вокальная педагогика. - М., 1953.
- Вербов А. м. Техника постановки голоса. – М., 1961.
- Вербовая Н. П., Головина О. М. Искусство речи. – М., 1977.
- Виноградов К. Работа над дикцией в хоре. – М., 1967.
- Далецкий О. Методика вокала. - М., 2002.
- Козырева Г. Г., Якобсон К. А. Словарь по хороведению. – Красноярск, 2002.
- Нотная папка хормейстера №1. Младший хор. «С чего начинается детский хор». Из опыта работы с младшими хорами в Детской хоровой школе «Весна». Тетрадь №1.
- Плужников К. Механика пения. Принципы постановки голоса. – СПб., 2004.
- Романовский Н. В. Хоровой словарь. – М., 2000.
- Самарин В. А. Хороведение и хоровая аранжировка. – М., 2002.
- Струве Г. Хоровое сольфеджио: метод. Пособие. – М., 1982.
- Стулова Г. П. Развитие детского голоса. – М., 1992.
- Стулова Г. П. Хоровой класс. Теория и практика работы в детском хоре. – М., 1988.
- Фучито С., Бейер Б. Искусство пения и вокальная методика Энрико Карузо. – СПб., 2005.
- Чесноков П. И. Хор и управление им. – М., 1961.
- Юдина Е. И. Мой первый учебник по музыке и творчеству. – М., 1997.
- Мне нравится (1)