Конспект открытого урока по теме: "Работа над двухголосием в младшем хоре"
Конспект открытого урока по теме: "Работа над двухголосием в младшем хоре"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkr.ur_.2hgolos.docx | 21.45 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного
образования детей детской школы искусств ст-цы Крыловской
Конспект открытого урока
преподавателя первой квалификационной категории Маликовой И.И. по теме :
«Работа над двухголосием в младшем хоре»
(2 – 3 класс).
Ст-ца Крыловская
2018 год.
План
1.Организационный момент. Приветствие.
2.Певческая установка. Осанка.
3.Артикуляционная гимнастика.
4.Правильное и экономное дыхание.
5.Разогрев голосового аппарата по системе В.В. Емельянова.
6.Виды двухголосия. Песенки – попевки.
7.Пение каноном на два голоса, затем на три.
8.Верхний голос поет учитель, нижний – дети. Смена партий.
9.Работа над произведением «Дровосек» - a’capella.
10.Физминутка – оздоровительный эффект.
11.Нем.н.п. в обр. И. Брамса «Спящая красавица».
12.Работа над двухголосием в песне Г. Костова «Детство».
13.Подведение итогов, формирование выводов, пожелание добра.
14.Задание на дом.
Дата проведения: 12.05.2018 года.
Открытый урок по хору.
Преподаватель: Маликова Ирина Ивановна.
Концертмейстер: Сопко Людмила Васильевна.
Дата проведения: 12.05.2018 года.
Класс: 2 – 3 класс.
Предмет: хоровой класс.
Тема урока: Работа над двухголосием в младшем хоре.
Форма проведения: коллективная.
Тип урока: урок – повторение, закрепление умений и навыков.
Цель урока: развитие навыков двухголосного пения в младшем хоре.
Задачи:
Образовательные:
- формировать навыки пения а капелла;
- добиваться чистого унисона как основы для развития гармонического слуха;
- выработать у учащихся умение четко провести свою партию при одновременном звучании другой;
Развивающие:
- продолжение формирования вокально-хоровых навыков и умений;
- продолжение развития гармонического слуха;
- развитие музыкальной восприимчивости, то есть умения слышать и слушать, умения анализировать, сопоставлять;
- расширение музыкального кругозора учащихся через репертуар.
Воспитательные:
- воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыку, содержание текста;
- воспитывать интерес к народной музыке;
- воспитывать желание исполнять песни в самостоятельной деятельности;
- воспитывать любовь к музыке, потребности в общении с искусством.
Методы обучения:
- наглядный (слуховой и зрительный);
- словесный (обсуждение характера музыки, образные сравнения, словесная оценка исполнения);
- проблемно – поисковой;
- объяснительно – иллюстративный в сочетании с репродуктивным (вокальные иллюстрации голосом учителя и воспроизведение услышанного детьми).
Методические приемы:
- творческие задания и вопросы, стимулирующие мыслительную деятельность и создающие поисковые ситуации;
- применение индивидуального подхода, наблюдение за развитием учащихся, групповой индивидуальный опрос;
- побуждение детей к самоконтролю и самооценке в процессе пения;
- сопоставление песен, различных по характеру;
- вариативность заданий при повторении упражнений и песенного материала;
- представление в «уме» первого звука уже на дыхании;
- вокализация песен на слог и сольфеджио;
- задержка звучания хора на отдельных звуках по руке дирижера с целью выстраивания унисона («Во поле береза стояла»), а так же выстраивание созвучий в двухголосии ( «Не летай соловей»);
- образные сравнения как прием связи с жизненным опытом и образным мышлением младших учащихся;
- юмор, одобрение, поощрение успехов учащихся с целью стимуляции их интереса к занятиям, как способ вызвать положительные эмоции, повышающие работоспособность детей.
Психологические условия на уроке:
- психологически – комфортная атмосфера, эмоциональное удовлетворение;
- личностно – ориентированное общение, учет уровня музыкального развития;
- учет индивидуальных особенностей;
- дифференцированный подход.
Оборудование: фортепиано, стулья, банкетки, ноты произведений в 2-х экземплярах, ноты упражнений и попевок, хоровые партии.
Ход урока:
1.Организационный момент. Приветствие:
- Здравствуйте, ребята! (до-ре-ми-фа-соль-соль)
- Добрый день! (соль-ми-до)
2.Певческая установка:
правильная позиция во время пения. Сидя – руки на коленях, ноги вместе, спина прямая. Стоя – крепкая осанка, ноги чуть расставлены для устойчивости, руки вдоль тела, голова ровно, подбородок чуть приподнят.
3.Артикуляционная гимнастика:
кусаем кончик языка, надуваем щёки, жуём язык, щёлкаем языком и т.д.
4.Правильное дыхание:
плечи не поднимаем. Выдыхаем на звук цссссссс. Берем дыхание коротко и активно по руке. Обязательно вдох делаем через нос, а выдох- ртом. Вдох короткий, чёткий, а выдох с нажимом. И вдох и выдох делаем со счётом. На 1-2 делаем вдох, на 1-2 выдох. Затем счёт выдоха увеличиваем: на 1-2 вдох, а на 1-4 выдох. Затем ещё увеличиваем: на 1-2 вдох, а на 1-8 выдох и т.д.. Обязательно: вдох через нос, выдох – ртом. Лёгкие работают, бронхи очищаются, сердце гонит кровь, все мышцы в тонусе, мы сами себя делаем здоровыми.
5.Разогрев голосового аппарата:
-« греем ладошки» (дышим, как бы выпуская пар);
- «греем» и поем звук «а»;
- штро-бас;
- штро-бас – вой;
- штро-бас – крик чайки;
- «бронтозаврик»;
- счет на крещендо от 1 до 10;
- счет от 1 до 10, три раза «А!А!А!»;
- «страшная сказка»;
- «бррр» (имитация езды на авто). 6.Упражнение «Эхо». - Ребята, сейчас я вам исполню попевку, а вы будете повторять за мной: Эхо (эхо), отзовись (отзовись) Чисто петь (чисто петь) научись (научись) Слушай (слушай), не зевай (не зевай) Всё за мной (всё за мной) повторяй (повторяй).
-Молодцы! А кто теперь меня заменит и исполнит попевку? Я же стану на его место и буду исполнять вместе с остальными ребятами. (Быть на месте учителя желает каждый). Упражнение «Серый кот». -Я пою (держу на педали) одну ноту, вы все поёте попевку со словами:Серый кот у ворот, мур-мур-мур он поёт. Затем меняемся местами: я пою попевку, вы же держите одну ноту. Цель: подчинять свой голос общей звучности, не выделяться. 7. Пение гаммы до-мажор каноном. Цель: развитие длины дыхания, чёткой дикции. Цель всех упражнений – подготовить голосовой аппарат к активной работе и довести до автоматизма основные вокально – хоровые навыки. Каждое упражнение имеет свою, конкретную задачу, которую дети должны понять. Начинать упражнения целесообразно со звуков примарной зоны, двигаясь постепенно по полутонам вверх и вниз по всем звукам диапазона. 8.Р.н.п. «Во поле береза стояла»: - беседа о характере, настроении песни; - работа над унисоном, четкой дикцией, длиной дыхания; - отработка округлого звука; - пение каноном на два голоса, затем на три. 9.Работа над песней «Дровосек»: - определение лада, тональности, размера; - исполнение фраз на одном дыхании; - пение на хорошей опоре, активно, но не крикливо; - соединение фраз в предложения; - работа без музыкального сопровождения (a’capella); - работа по голосам, затем соединение голосов. В итоге: двухголосие. 10.Физминутка: -На каждом уроке мы применяем физминутки, одни из которых расслабляют, другие заводят, приводят в тонус. В данный момент мы устали. Так давайте отдохнём: поднимем руки, растопырим пальчики… и побудем клёном. Ветер тихо клён качает, Влево, вправо наклоняет. Раз – наклон И два наклон. Зашумел листвою клён. 11.Нем.н.п. в обр. И. Брамса «Спящая красавица»: - начинать мелодию «из ничего», мягкая атака; - две фразы в унисон, затем идет двухголосие, в котором каждый голос имеет самостоятельную мелодическую линию; - дослушать ноту с точкой, простучать ладошкой ритм по коленке; - ярко и сочно вести свою мелодию, которая не поддерживается аккомпанементом; - петь медленно по руке, выстраивая интонацию голосов. Задание детям: услышать свой и другой голос; - характер медленный, тяжёлый, глубокий (а значит коротко, легко и четко делать вдох); - пение на слоги «лё» и «ку» (как будто забыли слова); - окончания фраз короткие («выталкивать»); - во втором куплете «прокатиться» по букве «р»; - дыхание активное, петь на опоре, как на батуте; - предложить детям свой вариант нюансировки, обосновать и убедить в правильности; - остановиться на октаве и прослушать внимательно чистоту её звучания; - все фразы снимать одновременно. Выяснить кульминацию и нюансами показать; - исполнить от начала до конца как на концерте: собранно и осмысленно (стоя, корпус подтянут).
12.Работа над песней Г. Костова «Детство»:
- знакомство с текстом и музыкальным текстом;
- исполнение первого куплета внятно, проговаривая слоги;
- сильная доля, тональность, знаки при ключе, размер, продирижировать несколько тактов;
- петь по нотам каждый голос отдельно;
- нижнюю мелодию петь, верхнюю играть на инструменте;
- слушаем и поем двухголосие: один голос звучит ярко, другой - тише;
- проанализировать – сколько видов двухголосия в этом произведении;
- работа с солистом.
13.Анализ урока, подведение итогов:
Сегодня нами было исполнено несколько видов двухголосия:
- это канон;
- один голос пели, другой держали на «педали»;
- исполняли песню, где каждый голос имел самостоятельную партию;
- познакомились с терцовым двухголосием.
14.Подведение итогов, пожелание добра:
- Я желаю добра себе,
Я желаю добра тебе,
Я желаю добра всем Вам!
15. Задание на дом:
- самостоятельно выучить слова третьего куплета последней песни и закрепить мелодию своей партии.
Преподаватель МБУ ДО
ДШИ ст-цы Крыловской И.И. Маликова
I квалификационная категория
Литература:
1.В.В. Емельянов. Фонопедический метод развития певческого голоса. Краснодар. 1989 г.
2.В.В. Емельянов. Развитие голоса. Координация и тренаж. – Санкт – Петербург: Лань, 1997 г.
3.Т.А. Мальцева. Охрана певческого голоса детей и подростков. Краснодар. 2000 г.