Конспект открытого урока по теме: "Применение здоровьесберегающих технологий в младшем хоре"
Конспект открытого урока по теме: "Применение здоровьесберегающих технологий в младшем хоре"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkr.ur_._primenenie_zdorovesberegayushchih_tehnologiy_v_hore.docx | 30.04 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования детская школа искусств ст-цы Крыловской
Конспект открытого урока
преподавателя первой квалификационной категории Маликовой И.И. по теме: « Применение здоровьесберегающих технологий в младшем хоре» ( 1 класс )
Ст-ца Крыловская
2017 г.
План
- Вступление. Приветствие. Хор. Дирижер.
- Певческая установка. Осанка. Позвоночник.
- Артикуляционная гимнастика.
- Правильное и экономное дыхание.
- Фонопедические упражнения, направленные на исправление дефектов.
- Лечебные свойства отдельных звуков.
- Песенки – попевки, чтобы тонус поддержать.
- Применяю разноуровневое обучение: подбираю простой и интересный материал.
- Слабые дети между сильными. Хвалю.
- Индивидуальная работа.
- Применение информационно-коммуникативных технологий: слушаем хор.
- Физминутки – немалый оздоровительный эффект. Одни – укрепляют, другие – расслабляют.
- Работа над песнями…
- Урок окончен. Пожелание добра.
Дата проведения: 13.12.2017 г.
Открытый урок.
Преподаватель: Маликова Ирина Ивановна Концертмейстер: Сопко Людмила Васильевна Дата проведения: 13. 12. 2017 г. Класс: 1 Предмет: хоровой класс Тема урока: Применение здоровьесберегающих технологий в младшем хоре. Форма проведения: коллективная Тип урока: урок – повторение, закрепление умений и навыков Цель урока: развитие навыков пения в унисон в младшем хоре, закрепление начальных навыков хорового пения
Задачи:
Образовательные:
• формировать и закреплять навыки хорового пения;
• добиваться чистого унисона как основы для развития гармонического слуха.
Развивающие:
• развитие музыкальной восприимчивости, то есть умения слышать и слушать, умения анализировать, сопоставлять;
• расширение музыкального кругозора учащихся.
Воспитательные:
• воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыку, содержания текста;
• воспитать желание исполнять песни в самостоятельной деятельности,
• воспитывать любовь к музыке, потребности в общении с искусством.
Методы обучения:
• наглядный (слуховой и зрительный);
• словесный ( обсуждение характера музыки, образные сравнения, словесная оценка исполнения);
• объяснительно-иллюстративный в сочетании с репродуктивным ( вокальные иллюстрации голосом учителя и воспроизведение услышанного детьми).
Методические приёмы:
• творческие задания и вопросы, стимулирующие мыслительную деятельность и создающие поисковые ситуации;
• применение индивидуального подхода, наблюдение за развитием учащихся, групповой индивидуальный опрос;
• побуждение детей к самоконтролю и самооценке в процессе пения;
• сопоставление мелодий, различных по характеру;
• представление « в уме» первого звука уже на дыхании;
• юмор ,одобрение, поощрение успехов учащихся с целью стимуляции их интереса к занятиям, как способ вызвать положительные эмоции, повышающие работоспособность детей.
Психологические условия на уроке:
• психологически-комфортная атмосфера, эмоциональное удовлетворение;
• учёт индивидуальных особенностей;
Оборудование и методическое обеспечение: фортепиано, стулья, ноты произведений, упражнений и попевок, видеозапись разучиваемых песен в исполнении различных детских коллективов.
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ МУЗЫКИ
Проблема сохранения и укрепления здоровья школьников существует уже достаточно давно. Здоровье ребенка, его физическое и психическое развитие, социально-психологическая адаптация в значительной степени определяются условиями его жизни и, прежде всего, условиями жизни в школе. Как показывают исследования Института возрастной физиологии, за последние 10 лет число школьников с хронической патологией возросло в 1,5 раза, а среди подростков – в 2,1 раза. 3а время обучения 70% функциональных расстройств переходят теперь в стойкую хроническую патологию к окончанию школы, в 4-5 раз возрастает заболеваемость органов зрения, в 3 раза – органов пищеварения, в 2 раза - число нервно-психических.
Одна из основных задач уроков музыки: снимать нервно-психические перегрузки, восстанавливать положительный эмоционально - энергетический тонус учащихся.Наша задача – создать условия для сохранения здоровья учащихся, то есть разработать меры по здоровьесбережению, внедрить здоровьесберегающие технологии в образовательный процесс.
Ход урока:
- Добрый день, мои юные друзья! У нас сегодня необычный урок, мы будем показывать на нем, как мы заботимся о здоровье. А сейчас немного поиграем, повторяйте за мной:
Мы проснулись, подтянулись,
Зубки мы почистили,
Ушки мы погладили,
Бровки наши удивились, Щечки наши улыбнулись, Глазки наши распахнулись.
- А теперь сядем на мотоцикл и поедем все вместе на хор: р-р-р
- Приехали, зашли в школу, а здесь тяжелая дверь, открываем ее: скрипим
- Около двери спрятался маленький щенок и скулит: изображаем голосом
- Пожалели мы щеночка, погладили. Зашли в зал и спрятались. Заходит ваш концертмейстер Людмила Васильевна, а вы ей говорите страшным голосом: "Здравствуйте, Людмила Васильевна!" Она испугалась и убежала.
-Заходит Ирина Ивановна, а вы ей тоненьким голосом, как у мышонка: "Здравствуйте, Ирина Ивановна!" Я, конечно, не испугалась, а позвала и успокоила Людмилу Васильевну и говорю ей: "Это оказывается наши ребята, Людмила Васильевна! Просто они не умеют правильно и музыкально здороваться. Сейчас мы их научим!"
"Здравствуйте, ребята!"(до ре ми фа соль соль)
"Добрый день!"(Соль ми до)
- Ну вот, теперь я вижу, что вы пришли учиться музыке, а именно красиво петь. А с чего начинается пение?
-Давайте вспомним правила певческой установки:
Голова и корпус выпрямленные, но ненапряженные;
Плечи опущены, а подбородок чуть приподнят;
Ноги стоят на полу;
Руки лежат на коленях, а во время пения стоя спрятаны за спиной или опущены вдоль тела.
-У меня к вам несколько вопросов: 1. Что такое вокал? (это пение) 2. Что такое хор? (хор – это коллектив, исполняющий вокальную музыку)
3. Какие бывают хоры? (детские, взрослые – однородные, смешанные)
4. Кто такой дирижер? (человек, который руководит хором, оркестром) 5. Для чего нужен дирижер? (чтобы играть и петь дружно, вместе)
6. Что такое унисон? (это пение в один голос)
7. Какой унисон может быть в хоре? ( чистый, фальшивый, слитный, пестрый)
-Хорошо, молодцы, вы ответили на все вопросы, мы постоянно будем повторять их в течение года.
Артикуляционная гимнастика.
Цель: управление лицевой мускулатурой, подъем эмоционального тонуса.
1. Слегка прикусить зубами кончик языка (4 раза)
2. Высовываем язык до отказа, слегка прикусывая последовательно кончик языка и все более далеко отстоящие поверхности.
3. Покусать язык попеременно правыми и левыми коренными зубами, как бы жуя его.
4. Сделайте круговые движения между губами и зубами вправо и влево.
5. Упритесь языком в верхнюю губу, в нижнюю губу, в правую щеку, в левую щеку, пытаясь как бы проткнуть их насквозь.
6. Пощелкать языком изменяя форму рта. Обратите внимание на изменения щелкающего звука. Попытайтесь произвольно издавать более высокие и более низкие щелчки. (Попробовать выстроить унисон низкими и высокими щелчками).
7. Покусать нижнюю губу, верхнюю губу, внутреннюю поверхность щек.
8. Глядя в зеркало вытянуть губы трубочкой (хоботок), а затем широко улыбнуться (снимает напряжение губ и щек).
-Ну а сейчас дыхательные упражнения. Они дают свободу и силу в исполнении, возможность расширения диапазона; чем выше звук, тем большая натренированность и эластичность мышц требуется от певца. От дыхания зависит сила, красота и продолжительность звука. Цель: выработка сильного, продолжительного и эластичного певческого дыхания. Потренируемся в правильном взятии дыхания. Плечи не поднимаем. Выдыхаем на звук цссссссс. Берем дыхание коротко и активно по руке. Обязательное вдох делаем через нос, а выдох- ртом. Вдох короткий, чёткий, а выдох с нажимом. И вдох и выдох делаем со счётом. На 1-2 делаем вдох, на 1-2 выдох. Затем счёт выдоха увеличиваем: на 1-2 вдох, а на 1-4 выдох. Затем ещё увеличиваем: на 1-2 вдох, а на 1-8 выдох и т.д.. Обязательно: вдох через нос, выдох – ртом. Лёгкие работают, бронхи очищаются, сердце гонит кровь, все мышцы в тонусе, мы сами себя делаем здоровыми.
- Ребята, прежде чем петь, вспомните правила пения в хоре.
Правила пения в хоре:
1. Внимательно слушай и старайся точно спеть первый звук песни;
2. Во время пения стой или сиди прямо;
3. Гласные в песне тяни и округляй, а согласные произноси коротко и четко;
4. Бери дыхание спокойно, не поднимай плечи. Удерживай дыхание до знака V;
5. Слушай себя и следи за тем, чтобы голос всегда звучал ровно и красиво;
6. Когда поешь в хоре, прислушивайся к пению других участников хора. Твой голос не должен выделяться;
7. Во время пения внимательно смотри на учителя, следи за его рукой и точно выполняй все его указания;
8. Думай, о чем поется в песне, и исполняй ее выразительно.
- Теперь я вижу, что вы готовы для распевания, погладим нашу глоточку, она у нас всегда удивляется, давайте покажем как. Итак, наша глоточка готова к пению.
Распеваемся по системе В.В. Емельянова.
1.Греем руки – «ха-ха-ха-ха» 2.Греем и говорим «а»(4 раза) 3.Скрипит дверь – штробас 4.Штробас, поём звук «а» и обратно штробас 5.Штробас, звук «а», вой «у»(непрерывное звучание) 6.Штробас, звук «а», вой «у» и обратно вой «у», штробас (скрип) 7.Штробас, звук «а», вой «у», мышки (писк) 8.Счёт до 10. 1, 2-шепотом, крещендо, 9, 10 –крик 9.Счёт до 10. От pp до ff. В конце счёта крикнуть 3 раза «А-а-а!» 10.Упражнение «Страшная сказка»: у-уо-уоа-уоаэ-уоаэы-ы-ыэ-ыэа-ыэао-ыэаоу-у. Я вас пугаю, а вы вторите мне в ответ. 11.Рисуем «Динозаврика»: у-о-а-э-ы-ы-ы.
Упражнение «Эхо».
- Ребята, сейчас я вам исполню попевку, а вы будете повторять за мной: Эхо (эхо), отзовись (отзовись) Чисто петь (чисто петь) научись (научись) Слушай (слушай), не зевай (не зевай) Всё за мной (всё за мной) повторяй (повторяй).
-Молодцы! А кто теперь меня заменит и исполнит попевку? Я же сяду на его место и буду исполнять вместе с остальными ребятами. (Быть на месте учителя желает каждый)
-На уроках хорового пения я применяю следующие здоровьесберегающие технологии:
МУЗЫКОТЕРАПИЯ ВОКАЛОТЕРАПИЯ РИТМОТЕРАПИЯ ФОЛЬКЛОРНАЯ АРТТЕРАПИЯ УЛЫБКОТЕРАПИЯ
МУЗЫКОТЕРАПИЯ
- это психотерапевтический метод, основанный на целительном воздействии музыки на психологическое состояние человека, где музыка используется как лечебное средство. В России музыкотерапию Минздрав признал официальным методом лечения в 2003 году. Музыкотерапия в мире становиться признанной наукой. При Российской Академии Музыки им. Гнесиных создано отделение музыкальной реабилитации. В ряде западных ВУЗов готовят профессиональных докторов, врачующих музыкой. Музыка и искусство врачевания неразрывно связаны друг с другом. Музыка воздействует на определенные мозговые зоны и активизирует работу мозга в целом. Подбирая музыкальные произведения можно добиться нужного эффекта расслабления или повышения активности. Любая музыка ассоциируется лично для каждого человека с каким - то событием, вызывает определенные эмоции. Наблюдения за детьми и анализ результатов показывают, что музыка, зачастую сопровождаемая просмотром репродукций произведений изобразительного искусства, положительно влияет на их психоэмоциональное состояние. Музыка как ритмический раздражитель стимулирует физиологические процессы организма, происходящие ритмично как в двигательной, так и вегетативной сфере. Ритм вальса оказывает успокоительное воздействие. Быстрые пульсирующие ритмы действуют возбуждающе, мягкие ритмы успокаивают. Не меньшей силой воздействия, чем ритм обладает музыкальная интонация. Диссонансы возбуждают, консонансы успокаивают. Эмоциональная окраска образов, возникающих при музицировании, различна в зависимости от индивидуальных особенностей степени музыкальной подготовки, интеллектуальных особенностей человека.
Как вариант активной музыкотерапии может рассматриваться хоровое пение.
Пение благотворно действует на бронхо - лёгочную систему, почки, на железы внутренней секреции, массирует гортань, щитовидную железу, сердце.
Голос – это своеобразный индикатор здоровья человека. Обладатели сильного голоса, как правило, имеют крепкое здоровье. Петь полезно в любом случае, даже если нет ни слуха, ни голоса. Это отличное средство для снятия внутреннего напряжения и для самовыражения.
В процессе пения – сольного или хорового – укрепляется певческий аппарат, развивается дыхание, положение тела во время пения (певческая установка) способствует воспитанию хорошей осанки. Все это положительно влияет на общее состояние здоровья учащихся.
Забота о целенаправленном развитии детских голосов – необходимая составная часть работы с хором. В голосообразовании участвует ряд органов: орган слуха с его тонким устройством, сложная система голосового аппарата, органы дыхания. Они составляют одно целое, один комплекс, их деятельность строго согласована и подчинена центральной нервной системе.
После занятий ВОКАЛОТЕРАПИЕЙ дыхание становиться более экономным, а, по утверждению ученых, от этого зависит работоспособность человека.
Правильный подбор дыхательных и голосовых упражнений обеспечивает и более качественное функционирование сердечнососудистой системы, поскольку большая нагрузка приходится на диафрагму, межреберные мышцы, мышцы брюшного пресса, за счет которых происходит массаж внутренних органов.
А о лечебных свойствах отдельных звуков, произносимых голосом, знали испокон веков. С их помощью лечили самые различные заболевания.
Если рассматривать лечебные звуки и звукосочетания с позиции музыкотерапии (то есть не столько в плане их произнесения, сколько в плане их «пропевания»), то с учетом открытий в современной науке, рекомендации в этой специфической области вокалотерапии будут следующими:
ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ
А- снимает любые спазмы, лечит сердце и желчный пузырь; Э- улучшает работу головного мозга; И- лечит глаза, уши, стимулирует сердечную деятельность, «прочищает» нос; О- оживляет деятельность поджелудочной железы, устраняет проблемы с сердцем; У- улучшает дыхание, стимулирует работу почек, мочевого пузыря, предстательной железы (у мужчин), матки и яичников (у женщин); Ы- лечит уши, улучшает дыхание.
ЗВУКОСОЧЕТАНИЯ
ОМ – снижает кровяное давление; АЙ, ПА – снижают боли в сердце; УХ, ОХ, АХ – стимулируют выброс из организма отработанных веществ и негативной энергии.
Научно доказана целебная сила произнесения и некоторых отдельных СОГЛАСНЫХ звуков (лучше их пропевать)
В, Н, М – улучшает работу головного мозга; С – лечит кишечник, сердце, легкие; Ш – лечит печень; Ч – улучшает дыхание; К, Щ – лечат уши; М – лечит сердечные заболевания.
Большое значение имеет и интенсивность произношения (пропевания) звуков. При заболеваниях сердца или легких она должна быть низкой или средней. При терапии внутренних органов более высокой. Для усиления концентрации лечебного воздействия произносимых или пропеваемых звуков (звукосочетаний) рекомендуется положить свою руку на ту область организма, где находиться подвергающийся звукотерапии орган, и представлять этот орган здоровым и активно работающим. Чтобы добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузку и утомление на уроках хорового пения можно применять музыкально – ритмические упражнения. Они выполняют релаксационную функцию (переключение внимания на другой вид деятельности – уже отдых).
Потребность в проведении РИТМОТЕРАПИИ возникает и тогда, когда в разучиваемом произведении не получается тот или иной ритмический рисунок. Иногда заведомо трудное место подготавливают специальными ритмическими упражнениями, а уже потом разучивают. Для получения наибольшей эффективности полезно включать эти упражнения для музицирования на детских шумовых инструментах. Активизируя в целом организм детей, содействуя выпрямлению и разгрузке позвоночника, музыкально – ритмические минутки способствуют улучшению здоровья.
ФОЛЬКЛОРНАЯ АРТТЕРАПИЯ.
Русский песенный фольклор – это естественная система интегративной арттерапии, включающая в себя извлечение звуком, музыкой, движением, драмой, рисунком, цветом и несущая в себе скрытые инструкции по сохранению целостности человеческой личности. Все – кисти рук, ног, мышцы, кровь – все до последней клетки вступает во взаимодействие, когда человек говорит, кричит, поет. Приемы свободного движения под музыку песни развивают музыкально - творческие способности детей. Деятельность, основанная на принципах фольклорного творчества, развивает эмоционально – чувственную сферу, художественно – образное ассоциативное мышление, фантазию, позволяет активизировать различные творческие проявления детей, в том числе и в инсценировании русских народных песен. Использование может сопровождаться характерными движениями, мимикой, жестами, звучанием народных инструментов.
УЛЫБКОТЕРАПИЯ.
Очень важна на уроке улыбка учителя и улыбка самого ребенка. Если ребенок поет и улыбается, то за счет этого звук становится светлым, чистым и свободным. Постепенно его качества переходят и на личность ребенка в результате постоянной тренировки улыбки.
Вскоре улыбка внешняя становится улыбкой внутренней, и ученик уже с ней смотрит на мир и на людей.
- У нас в работе три песни. Это: 1. Р.н.п. в обр. Ю. Слонова «Бабушкин козлик» 2. Муз. А. Пахмутовой, сл. Ю. Черных «Кто пасётся на лугу?» 3. Муз. и сл. З. Роота «Ах, какая осень!»
-Перед разучиванием мы просматриваем видеозаписи этих песен в исполнении других детских хоров. Затем приступаем к разучиванию. Разучиваем по фразам, медленно, работая над звуком, дикцией, нюансами, превносим что-то своё, отличное от других детских хоров. Это занимательный процесс и ребятам очень нравится: ведь мы занимаемся творчеством.
-На каждом уроке мы применяем физминутки, одни из которых расслабляют, другие заводят, приводят в тонус. В данный момент мы устали. Так давайте отдохнём: поднимем руки, растопырим пальчики… и побудем клёном.
Ветер тихо клён качает, Влево, вправо наклоняет. Раз – наклон И два наклон. Зашумел листвою клён.
-Задание на дом: закрепление текста первого куплета новой новогодней песни: муз. и сл. Я. Жабко «Ах, злодейка, не шути!»
-Урок закончен. На доброй и тёплой ноте мы его заканчиваем. Пожелание добра присутствующим:
«Я желаю добра себе! Я желаю добра тебе! Я желаю добра всем вам!»
Физминутки. Зайцы скачут скок-скок-скок,
Да на беленький снежок
Приседают, слушают – не идет ли волк!
Раз – согнуться, разогнуться,
Два – нагнуться, потянуться,
Три - в ладошки три хлопка,
Головою три кивка.
Мы топаем ногами,
Мы хлопаем руками,
Киваем головой.
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем
и кружимся потом.
Ветер тихо клен качает,
Влево, вправо наклоняет.
Раз — наклон
И два наклон.
Зашумел листвою клен.
Капуста! (для пальчиков)
Мы капусту рубим-рубим,
Мы капусту мнём-мнём,
Мы капусту солим-солим,
Мы капусту жмём-жмём.
Список литературы:
1. В.В. Багадуров. Вокальное воспитание детей. – М.: 1980.
2. А.Б. Бандина, В.С. Попов, В.Л. Тихеева. Школа хорового пения М.: Музыка, 1993. – вып. 1.
3. В.В. Емельянов. Развитие голоса. Координация и тренаж. – Санкт-Петербург: Лань, 1997.
4. В.В. Емельянов. Фонопедический метод развития певческого голоса. Краснодар. 1989г.
5. Л.М. Жарова. Начальный этап обучения хорового пения // Художественной самодеятельности. Работа с детским хором. Сборник статей. М.: «Музыка», 1981.
6. Г.А. Струве. Ступеньки музыкальной грамотности. Спб.: 1997г. 7. М. Егорычева. Упражнения для развития вокальной техники. Киев. 1980г. 8. Э. Ходош. Поёт детский хор. Ростов-Дон. 1998г. 9. Т.А. Мальцева. Охрана певческого голоса детей и подростков. Краснодар.2000г. 10. Л. Тихеева. Работа с хором. Москва. 1970г.